Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 11:43, контрольная работа
Сложившаяся напряженная ситуация в экономике России постепенно охватила и банковскую систему, привела к увеличению числа кредитных институтов, допускающих нарушения в своей деятельности и имеющих неудовлетворительные экономические показатели.
Важное место в работе Банка России занимает деятельность, связанная с финансовым оздоровлением кредитных организаций.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы финансового оздоровления кредитных организаций 5
1.1. Содержание и критерии санации кредитной организации 5
1.2. План финансового оздоровления кредитной организации 11
1.3.Недостатки в составлении и реализации планов финансового оздоровления кредитных учреждений и возможные варианты их решения 23
Глава 2. Внешнее воздействие на финансовое оздоровление кредитной организации и пути его совершенствования 28
2.1 Финансовое оздоровление под управлением АРКО 28
2.2 Финансовое оздоровление кредитной организации с участием АСВ 31
Заключение 34
Список литературы 36
Приложения
2.2. План финансового оздоровления банка
Разработка плана финансового оздоровления банка. Регламентирована главным образом в документе БР, именуемом "Об упорядочении отдельных актов Банка России" (Указания ЦБ РФ от 11.11.2005 N 1631-У.). В соответствии с данными рекомендациями план санации должен включать в себя следующие 3 части.
Оценка ситуации в банке
Эта часть документа, занимающая в нем непропорционально много места, должна содержать самую разнообразную информацию о банке.
Во-первых, такие общие сведения, как: идентификационные сведения (полное официальное наименование банка; его почтовый и юридический адрес); номера и даты выдачи лицензий; виды лицензий и перечень ведущихся операций; наименование территориального учреждения Банка России, контролирующего деятельность банка; статистический, налоговый и другие коды; БИК, номер корреспондентского счета в подразделении Банка России; местонахождение и номера корреспондентских субсчетов филиалов; Ф.И.О., телефоны, факсы членов органов управления банка.
Во-вторых, тоже общие сведения о статусе банка, его участниках и капитале: организационно-правовая форма банка; организационная структура; филиалы, представительства, дочерние и зависимые организации (их юридические и почтовые адреса, телефоны и факсы, характеристика их деятельности); перечень участников, владеющих более 5% уставного капитала банка (их почтовые адреса, телефоны и факсы, дополнительно — сведения о каждом участнике, владеющем более 20% уставного капитала); количество участников (с разбивкой на группы юридических и физических лиц, на резидентов и нерезидентов, а также сотрудников банка) и доля каждой из групп в уставном капитале; участие банка в уставных капиталах дочерних и зависимых организаций, других организаций, в холдингах и финансово-промышленных группах (суммы и проценты участия), характеристика деятельности всех таких юридических лиц.
В-третьих, описание структуры органов управления и характеристики членов исполнительных органов банка (Ф.И.О., возраст, образование и квалификация, предыдущие 3 должности и места работы, срок работы в каждой должности, срок работы в данном банке, их доля в уставном капитале банка).
В-четвертых, характеристики кадров банка (количество сотрудников всего, в том числе руководящий состав, сотрудники, занятые непосредственно банковской деятельностью, обслуживающий персонал) и сведения о расходах на содержание персонала (фактический среднемесячный фонд оплаты труда за последний год и другие аналогичные по назначению расходы).
В-пятых, общие сведения об аудиторе банка (наименование аудиторской фирмы или аудитора, номер и дата лицензии, выданной ей (ему) Банком России.
В-шестых, анализ роли и значения банка в экономике региона (РФ), включая такие вопросы, как ситуация на рынке банковских услуг в регионе деятельности банка; круг его клиентуры, проводимые им операции; возможные последствия банкротства банка для банковской системы региона (страны).
Наконец, в-седьмых, изложение причин возникновения у банка финансовых трудностей и показ динамики его развития. Причины должны быть названы по возможности конкретно (проведение рискованной кредитной политики; неудовлетворительная процентная политика, т.е. привлечение ресурсов под более высокую процентную ставку, чем их размещение; неудовлетворительное финансовое положение должников банка; отвлечение средств в недвижимость и прочие активы, не приносящие дохода; низкое качество управления; другие).
Для демонстрации динамики развития банка представляются его годовые балансы за последние 5 лет (если банк существует менее 5 лет, то за все годы его функционирования).
Кроме того, в-восьмых, нужна развернутая информация о финансовом состоянии банка. Она в обязательном порядке должна включать в себя:
-отчетность по формам и срокам, предусмотренным в письме ЦБ РФ от 24.01.2000 N 30-1-12/92 «О годовом бухгалтерском отчете отчетности кредитных организаций, предоставляемых в рамках надзора» (по состоянию на последнюю отчетную дату);
-балансы дочерних и зависимых организаций (на последнюю отчетную дату), доля банка в уставных капиталах которых составляет более 35%;
-перечень и суммы взаимных требований и обязательств банка и его дочерних и зависимых организаций (на последнюю отчетную дату);
-источники формирования собственного капитала банка — в абсолютных суммах и процентах к общей сумме капитала (на последнюю отчетную дату);
-перечень дебиторов и кредиторов банка (на последнюю отчетную дату), на долю каждого из которых приходится более 1% общей суммы соответствующей задолженности, с указанием сумм требований (обязательств);
-характеристику качества кредитного портфеля (на последнюю отчетную дату):
-состав просроченной кредитной задолженности, доля просроченных обязательств должников банка в общей сумме обязательств юридических и физических лиц перед ним, доля просроченной задолженности в общей сумме активов, полнота создания резерва на возможные потери от кредитной деятельности (абсолютные суммы, в процентах к сумме соответствующих активов, к общей сумме активов);
-перечень и сумму внебалансовых обязательств банка (на последнюю отчетную дату);
-структуру доходов и расходов (за последние 3 месяца) — расшифровка счетов в абсолютных суммах и в процентах к общей сумме;
-средневзвешенную стоимость привлеченных средств, в том числе межбанковских и клиентских, средневзвешенную доходность активов, в том числе работающих, совокупных, размещенных на межбанковском рынке, выданных кредитов, размер процентной маржи (на последнюю отчетную дату);
-среднемесячный размер административно-хозяйственных расходов (за последний год);
-описание ситуации и оценки рисков банка (валютного, процентного, кредитного, депозитного, отраслевого);
-перечень и расшифрованные суммы взаимных требований и обязательств банка и его участников и их аффилированных лиц (на последнюю отчетную дату);
-оценку состояния и рыночной стоимости инвестиций банка в основные средства (здания и сооружения, капитальные вложения), в ценные бумаги и т.п. (на последнюю отчетную дату);
-данные о взносах банка в фонд обязательных резервов Банка России (за последние 6 месяцев).
Мероприятия, направленные на оздоровление банка.
Основной и, по сути, единственной целью таких мероприятий является восстановление собственного капитала банка до величины, при которой будут выполняться обязательные экономические нормативы, и тем самым возврат банка к нормальной и устойчивой работе.
Здесь необходимо конкретно отразить такие вопросы, как:
-способы, мера и условия участия акционеров (пайщиков) и третьих лиц в финансовом оздоровлении банка;
-сокращение расходов, в том числе за счет: сокращения численности персонала; уменьшения хозяйственных расходов; отказа от нерентабельных направлений бизнеса; закрытия, продажи убыточных филиалов и представительств; уменьшения процентных расходов. Необходимо проанализировать общее сокращение расходов (в среднемесячном исчислении за последние 12 месяцев);
-источники получения дополнительных доходов (пути развития бизнеса);
-возможности и способы реализации имущества и других активов;
-прочие мероприятия, среди которых могут быть, например:
-изменение внутренней структуры банка, в том числе структур управления;
-повышение надежности внутреннего контроля;
-использование специальных механизмов обеспечения возврата средств (проведение взаимозачетов, переуступка прав требований, инициирование банкротства дебиторов и т.д.);
-привлечение к управлению активами и пассивами банка сторонних организаций, имеющих соответствующие разрешения (лицензии).
Должны
быть назначены ответственные
Результаты финансового оздоровления.
Под результатами финансового оздоровления банка понимаются ориентировочные показатели, планируемые:
-на конец каждого квартала в период санации;
-на момент завершения санации.
Имеются в виду показатели, отражающие:
-динамику выполнения банком обязательных экономических нормативов;
-изменение объема собственного капитала банка;
-изменение величины сумм, не оплаченных банком в срок из-за отсутствия средств на его корреспондентских счетах.
Разработать качественный план санации непросто; существенную помощь в этой работе специалистам банка может оказать хорошее знание тех документов, которыми будут руководствоваться сотрудники территориального учреждения Банка России, в полномочия которых входит оценка качества такого плана и его утверждение.
Рассмотрение
плана санации в
Процедурный аспект рассмотрения плана санации:
1. План должен содержать полный пакет документов. Если представленный пакет документов не соответствует установленным требованиям, то территориальное учреждение Бани России вправе потребовать от банка привести его в соответствие с такими требованиями. Датой представления плана в территориальное учреждение Банка России считается дата его получения данным учреждением.
2.
Территориальное учреждение
В
срок не более 10 дней с момента представления
плана территориальное
3. В срок не более 5 рабочих дней с момента подготовки положительного в целом заключения по плану территориальное учреждение должно направить банку требование о начале осуществления плана с учетом необходимой его доработки. Указанное требование (примерное) составляется по следующей форме. (Приложение 3)
4.
Направление плана на
При
направлении плана на доработку
территориальное учреждение вправе
направить в Банк России ходатайство
о назначении временной администрации
и об ограничении или
Срок рассмотрения территориальным учреждением доработанного плана не может превышать 10 дней с момента его представления. Повторное направление плана на доработку не допускается.
Информация о работе Основные направления финансового оздоровления неплатежеспособных банков