Основные направления финансового оздоровления неплатежеспособных банков

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 11:43, контрольная работа

Описание работы

Сложившаяся напряженная ситуация в экономике России постепенно охватила и банковскую систему, привела к увеличению числа кредитных институтов, допускающих нарушения в своей деятельности и имеющих неудовлетворительные экономические показатели.
Важное место в работе Банка России занимает деятельность, связанная с финансовым оздоровлением кредитных организаций.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы финансового оздоровления кредитных организаций 5
1.1. Содержание и критерии санации кредитной организации 5
1.2. План финансового оздоровления кредитной организации 11
1.3.Недостатки в составлении и реализации планов финансового оздоровления кредитных учреждений и возможные варианты их решения 23
Глава 2. Внешнее воздействие на финансовое оздоровление кредитной организации и пути его совершенствования 28
2.1 Финансовое оздоровление под управлением АРКО 28
2.2 Финансовое оздоровление кредитной организации с участием АСВ 31
Заключение 34
Список литературы 36
Приложения

Работа содержит 1 файл

КОНТР АУ КРИД ОРГ.doc

— 165.50 Кб (Скачать)

 

      

      2.2. План финансового  оздоровления банка

      Разработка  плана финансового оздоровления банка. Регламентирована главным образом в документе БР, именуемом "Об упорядочении отдельных актов Банка России" (Указания ЦБ РФ от 11.11.2005 N 1631-У.). В соответствии с данными рекомендациями план санации должен включать в себя следующие 3 части.

      Оценка  ситуации в банке

      Эта часть документа, занимающая в нем непропорционально много места, должна содержать самую разнообразную информацию о банке.

      Во-первых, такие общие сведения, как: идентификационные сведения (полное официальное наименование банка; его почтовый и юридический адрес); номера и даты выдачи лицензий; виды лицензий и перечень ведущихся операций; наименование территориального учреждения Банка России, контролирующего деятельность банка; статистический, налоговый и другие коды; БИК, номер корреспондентского счета в подразделении Банка России; местонахождение и номера корреспондентских субсчетов филиалов; Ф.И.О., телефоны, факсы членов органов управления банка.

      Во-вторых, тоже общие сведения о статусе  банка, его участниках и капитале: организационно-правовая форма банка; организационная структура; филиалы, представительства, дочерние и зависимые организации (их юридические и почтовые адреса, телефоны и факсы, характеристика их деятельности); перечень участников, владеющих более 5% уставного капитала банка (их почтовые адреса, телефоны и факсы, дополнительно — сведения о каждом участнике, владеющем более 20% уставного капитала); количество участников (с разбивкой на группы юридических и физических лиц, на резидентов и  нерезидентов, а также сотрудников банка) и доля каждой из групп в уставном капитале; участие банка в уставных капиталах дочерних и зависимых организаций, других организаций, в холдингах и финансово-промышленных группах (суммы и проценты участия), характеристика деятельности всех таких юридических лиц.

      В-третьих, описание структуры органов управления и характеристики членов исполнительных органов банка (Ф.И.О., возраст, образование и квалификация, предыдущие 3 должности и места работы, срок работы в каждой должности, срок работы в данном банке, их доля в уставном капитале банка).

      В-четвертых, характеристики кадров банка (количество сотрудников всего, в том числе руководящий состав, сотрудники, занятые непосредственно банковской деятельностью, обслуживающий персонал) и сведения о расходах на содержание персонала (фактический среднемесячный фонд оплаты труда за последний год и другие аналогичные по назначению расходы).

      В-пятых, общие сведения об аудиторе банка (наименование аудиторской фирмы или аудитора, номер и дата лицензии, выданной ей (ему) Банком России.

            В-шестых, анализ роли и значения банка в экономике региона (РФ), включая такие вопросы, как ситуация на рынке банковских услуг в регионе деятельности банка; круг его клиентуры, проводимые им операции; возможные последствия банкротства банка для банковской системы региона (страны).

      Наконец, в-седьмых, изложение причин возникновения у банка финансовых трудностей и показ динамики его развития. Причины должны быть названы по возможности конкретно (проведение рискованной кредитной политики; неудовлетворительная процентная политика, т.е. привлечение ресурсов под более высокую процентную ставку, чем их размещение; неудовлетворительное финансовое положение должников банка; отвлечение средств в недвижимость и прочие активы, не приносящие дохода; низкое качество управления; другие).

      Для демонстрации динамики развития банка  представляются его годовые балансы за последние 5 лет (если банк существует менее 5 лет, то за все годы его функционирования).

      Кроме того, в-восьмых, нужна развернутая информация о финансовом состоянии банка. Она в обязательном порядке должна включать в себя:

     -отчетность по формам и срокам, предусмотренным в письме ЦБ РФ от 24.01.2000 N 30-1-12/92 «О годовом бухгалтерском отчете отчетности кредитных организаций, предоставляемых в рамках надзора» (по состоянию на последнюю отчетную дату);

      -балансы дочерних и зависимых организаций (на последнюю отчетную дату), доля банка в уставных капиталах которых составляет более 35%;

      -перечень и суммы взаимных требований и обязательств банка и его дочерних и зависимых организаций (на последнюю отчетную дату);

      -источники формирования собственного капитала банка — в абсолютных суммах и процентах к общей сумме капитала (на последнюю отчетную дату);

      -перечень дебиторов и кредиторов банка (на последнюю отчетную дату), на долю каждого из которых приходится более 1% общей суммы соответствующей задолженности, с указанием сумм требований (обязательств);

      -характеристику качества кредитного портфеля (на последнюю отчетную дату):

      -состав просроченной кредитной задолженности, доля просроченных обязательств должников банка в общей сумме обязательств юридических и физических лиц перед ним, доля просроченной задолженности в общей сумме активов, полнота создания резерва на возможные потери от кредитной деятельности (абсолютные суммы, в процентах к сумме соответствующих активов, к общей сумме активов);

      -перечень и сумму внебалансовых обязательств банка (на последнюю отчетную дату);

      -структуру доходов и расходов (за последние 3 месяца) — расшифровка счетов в абсолютных суммах и в процентах к общей сумме;

      -средневзвешенную стоимость привлеченных средств, в том числе межбанковских и клиентских, средневзвешенную доходность активов, в том числе работающих, совокупных, размещенных на межбанковском рынке, выданных кредитов, размер процентной маржи (на последнюю отчетную дату);

      -среднемесячный размер административно-хозяйственных расходов (за последний год);

      -описание ситуации и оценки рисков банка (валютного, процентного, кредитного, депозитного, отраслевого);

      -перечень и расшифрованные суммы взаимных требований и обязательств банка и его участников и их аффилированных лиц (на последнюю отчетную дату);

      -оценку состояния и рыночной стоимости инвестиций банка в основные средства (здания и сооружения, капитальные вложения), в ценные бумаги и т.п. (на последнюю отчетную дату);

      -данные о взносах банка в фонд обязательных резервов Банка России (за последние 6 месяцев).

      Мероприятия, направленные на оздоровление банка.

      Основной  и, по сути, единственной целью таких  мероприятий является восстановление собственного капитала банка до величины, при которой будут выполняться обязательные экономические нормативы, и тем самым возврат банка к нормальной и устойчивой работе.

      Здесь необходимо конкретно отразить такие  вопросы, как:

      -способы, мера и условия участия акционеров (пайщиков) и третьих лиц в финансовом оздоровлении банка;

      -сокращение расходов, в том числе за счет: сокращения численности персонала; уменьшения хозяйственных расходов; отказа от нерентабельных направлений бизнеса; закрытия, продажи убыточных филиалов и представительств; уменьшения процентных расходов. Необходимо проанализировать общее сокращение расходов (в среднемесячном исчислении за последние 12 месяцев);

      -источники получения дополнительных доходов (пути развития бизнеса);

      -возможности и способы реализации имущества и других активов;

      -прочие мероприятия, среди которых могут быть, например:

      -изменение внутренней структуры банка, в том числе структур управления;

      -повышение надежности внутреннего контроля;

      -использование специальных механизмов обеспечения возврата средств (проведение взаимозачетов, переуступка прав требований, инициирование банкротства дебиторов и т.д.);

      -привлечение к управлению активами и пассивами банка сторонних организаций, имеющих соответствующие разрешения (лицензии).

      Должны  быть назначены ответственные исполнители, календарные сроки, этапы выполнения всех намеченных мероприятий, а также  доходность, которую они должны обеспечить.

             Результаты финансового оздоровления.

      Под результатами финансового оздоровления банка понимаются ориентировочные показатели, планируемые:

      -на конец каждого квартала в период санации;

      -на момент завершения санации.

      Имеются в виду показатели, отражающие:

      -динамику выполнения банком обязательных экономических нормативов;

      -изменение объема собственного капитала банка;

      -изменение величины сумм, не оплаченных банком в срок из-за отсутствия средств на его корреспондентских счетах.

      Разработать качественный план санации непросто; существенную помощь в этой работе специалистам банка может оказать хорошее знание тех документов, которыми будут руководствоваться сотрудники территориального учреждения Банка России, в полномочия которых входит оценка качества такого плана и его утверждение.

      Рассмотрение  плана санации в территориальном  учреждении Банка России. Процедура рассмотрения в территориальном учреждении БР представляемых банками планов санации изложена в разделе 5 Инструкции № 126-И и Приказ Министерства промышленности и энергетики РФ и Минэкономразвития РФ от 25 апреля 2007 г. N 57/134, содержащем новую редакцию «Методические рекомендации по составлению плана (программы) финансового оздоровления». Эта сложная процедура состоит из следующих моментов.

      Процедурный аспект рассмотрения плана санации:

      1. План должен содержать полный пакет документов. Если представленный пакет документов не соответствует установленным требованиям, то территориальное учреждение Бани России вправе потребовать от банка привести его в соответствие с такими требованиями. Датой представления плана в территориальное учреждение Банка России считается дата его получения данным учреждением.

      2. Территориальное учреждение вправе  потребовать от банка представить  аудиторское заключение о реальности  плана. Если в самом требовании  Банка России о финансовом  оздоровлении банка уже было  предписано представить аудиторское заключение, то план не будет принят без такого заключения.

      В срок не более 10 дней с момента представления  плана территориальное учреждение должно его рассмотреть и подготовить  свое мотивированное заключение по нему. В заключении обязательно должен содержаться вывод либо о признании плана реальным, либо требующим доработки, либо нереальным. Заключение территориального учреждения вместе с планом направляется в центральный аппарат Банка России (департамент санирования).

      3. В срок не более 5 рабочих дней с момента подготовки положительного в целом заключения по плану территориальное учреждение должно направить банку требование о начале осуществления плана с учетом необходимой его доработки. Указанное требование (примерное) составляется по следующей форме. (Приложение 3)

      4. Направление плана на доработку  допускается только при условии,  если по предварительным оценкам  территориального учреждения банк  имеет реальные возможности восстановить  ликвидность и платежеспособность, либо устранить иные причины, вызвавшие необходимость санирования.

      При направлении плана на доработку  территориальное учреждение вправе направить в Банк России ходатайство  о назначении временной администрации  и об ограничении или приостановлении  полномочий исполнительных органов управления банка. Одновременно с указанным ходатайством представляются план санирования и заключение территориального учреждения о необходимости его доработки.

      Срок  рассмотрения территориальным учреждением  доработанного плана не может  превышать 10 дней с момента его представления. Повторное направление плана на доработку не допускается.

Информация о работе Основные направления финансового оздоровления неплатежеспособных банков