Основные направления финансового оздоровления неплатежеспособных банков

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 11:43, контрольная работа

Описание работы

Сложившаяся напряженная ситуация в экономике России постепенно охватила и банковскую систему, привела к увеличению числа кредитных институтов, допускающих нарушения в своей деятельности и имеющих неудовлетворительные экономические показатели.
Важное место в работе Банка России занимает деятельность, связанная с финансовым оздоровлением кредитных организаций.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы финансового оздоровления кредитных организаций 5
1.1. Содержание и критерии санации кредитной организации 5
1.2. План финансового оздоровления кредитной организации 11
1.3.Недостатки в составлении и реализации планов финансового оздоровления кредитных учреждений и возможные варианты их решения 23
Глава 2. Внешнее воздействие на финансовое оздоровление кредитной организации и пути его совершенствования 28
2.1 Финансовое оздоровление под управлением АРКО 28
2.2 Финансовое оздоровление кредитной организации с участием АСВ 31
Заключение 34
Список литературы 36
Приложения

Работа содержит 1 файл

КОНТР АУ КРИД ОРГ.doc

— 165.50 Кб (Скачать)

      Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы финансового оздоровления кредитных организаций 5
      1.1. Содержание и критерии санации  кредитной организации  5
      1.2. План финансового оздоровления  кредитной организации  11
      1.3.Недостатки  в составлении и реализации планов финансового оздоровления кредитных учреждений и возможные варианты их решения 23
Глава 2. Внешнее воздействие на финансовое оздоровление кредитной организации и пути его совершенствования 28
      2.1 Финансовое оздоровление под  управлением АРКО 28
      2.2 Финансовое оздоровление кредитной  организации с участием АСВ 31
Заключение  34
Список  литературы 36
Приложения 38

 

      

      Введение

      Сложившаяся напряженная ситуация в экономике  России постепенно охватила и банковскую систему, привела к увеличению числа кредитных институтов, допускающих нарушения в своей деятельности и имеющих неудовлетворительные экономические показатели.

      Важное  место в работе Банка России занимает деятельность, связанная с финансовым оздоровлением кредитных организаций.

      Проблема финансового оздоровления кредитных организаций носит макроэкономический характер и связана прежде всего с проблемой создания оптимальной структуры банковской системы России, а именно: оптимальной структуры активов и пассивов кредитной организации, оптимального соотношения крупных, средних и мелких банков и т. д. Планы санации проблемных кредитных организаций имеют смысл только в том случае, когда собственники и кредиторы этих кредитных организаций готовы предоставить им реальную финансовую помощь. Именно для эффективного осуществления этих функций в Банке России был создан департамент по организации банковского санирования. Актуальность данной работы обусловлена: во-первых, значимостью для современной российской банковской системы вопросов финансового оздоровления кредитных организаций для восстановления их устойчивости; во-вторых, отсутствием комплексного исследования теоретических основ организации финансового оздоровления коммерческого банка как одной из стадий жизненного цикла кредитной организации и как подсистемы антикризисного управления, включающей в себя цели, функции и принципы, методы и средства управления; в-третьих, неразработанностью практических вопросов функционирования механизма финансового оздоровления коммерческого банка.

      Целью данной работы является выработка конкретных рекомендаций по совершенствованию санации. В данной работе постараемся проанализировать аспекты деятельности Банка России в целях финансового оздоровления кредитных организаций.

      В ходе написания курсовой работы практической основой послужили нормативные и публикуемые статистические документы БР, материалы периодической печати и опубликованные научные работы, перечень которых приводится в списке литературы.

 

      

      Глава 1. Теоретические  основы финансового  оздоровления кредитных организаций

          1.1. Содержание и критерии  финансового оздоровления  кредитной организации

      Впервые в официальном правовом поле термин «финансовое оздоровление» был  применен в Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве) кредитных  организаций». Без определения понятия данного термина в статье закона финансовое оздоровление кредитной организации сразу разложено на меры.

      Несколько позднее совместным приказом Министерства экономики РФ и Федеральной службы по финансовому оздоровлению и банкротству  РФ была утверждена Типовая структура программы финансового оздоровления неплатежеспособной организации.

      Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)», в частности, введена новая реабилитационная процедура – финансовое оздоровление.

      Согласно  ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» термин «финансовое оздоровление» рассматривается как процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности.

      Финансовое оздоровление (санация) является одной из важнейших мер по предупреждению банкротства кредитной организации.

      Финансовое  оздоровление представляет собой комплекс форм, моделей и методов приведения финансовых обязательств юридического лица в состояние, которое позволяет своевременно и в полном объеме исполнять денежные обязательства и платежи, обеспечивать надлежащий оборот потоков финансовых ресурсов, исключающий их дисбаланс и проявление признаков неплатежеспособности.

      Финансовое  оздоровление кредитной организации направлено на восстановление собственного капитала кредитной организации до величины, при которой будут выполняться обязательные экономические нормативы, и возврат кредитной организации к нормальной устойчивой работе. Закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» указывает на 3 как бы равноправные меры, которые должны предупреждать банкротство банка: финансовое оздоровление банка; назначение в банк временной администрации; реорганизацию банка (в отличие от ст. 26 Закона «О несостоятельности (банкротстве)», которая в качестве меры предупреждения банкротства организации рассматривает только ее финансовое оздоровление). Соответственно данному недифференцированному подходу критерии (основания), при наличии которых банк будет считаться нуждающимся в финансовом оздоровлении (санации), в принципе те же, что и в случаях, когда в него может быть направлена временная администрация или когда ему может быть предъявлено требование о реорганизации, и также противоречивы. Практически это означает, что при наличии одних и тех же оснований Банк России по собственному усмотрению будет решать, какую из трех указанных мер применить к банку, нуждающемуся, с его точки зрения, в повышенном внимании.

      Содержание  финансового оздоровления. Закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» однозначно определяет, как широко следует понимать содержание процесса финансового оздоровления банка. Данный процесс может включать в себя:

      -оказание финансовой помощи банку его учредителями (участниками) и иными лицами;

      -изменение структуры активов и пассивов банка;

      -изменение организационной структуры банка;

      -иные меры, осуществляемые в соответствии с законами.

      Финансовая  помощь банку может быть оказана в формах:

      -размещения денег на депозите в банке на срок не менее 6 месяцев и под умеренные проценты (по ставке, не превышающей процентной ставки рефинансирования Банка России);

      -предоставления банку поручительств (гарантий) по кредитам, которые он берет;

      -предоставления банку отсрочки и/или рассрочки платежа;

      -перевода долга банка (с согласия его кредиторов);

      -отказа от распределения прибыли банка в качестве дивидендов и направления ее на финансовое оздоровление банка;

      -дополнительного взноса в уставный капитал банка;

      -прощения банку его долга;

      -новации, а также в иных формах, способствующих устранению причин, вызвавших необходимость финансового оздоровления банка.

      Изменение структуры активов банка может предусматривать:

      -улучшение качества его кредитного портфеля, включая замену неликвидных активов ликвидными;

      -приведение структуры активов по срочности в соответствие со сроками обязательств, обеспечивающее их исполнение;

      -сокращение расходов, в том числе на обслуживание долга банка, и расходов на его управление;

      -продажу активов, не приносящих дохода, а также активов, продажа которых не будет препятствовать выполнению банковских операций;

      -иные меры, направленные на изменение структуры активов.

      Изменение структуры пассивов банка может включать в себя:

      -увеличение собственного капитала;

      -снижение размера и/или удельного веса текущих и краткосрочных обязательств в общей структуре пассивов;

      -увеличение удельного веса средне- и долгосрочных обязательств в общей структуре пассивов;

      -иные меры.

      В соответствии с Законом банк обязан уменьшить свой уставный капитал  до размера собственного капитала, если последний оказался меньше уставного капитала.

      Изменение организационной структуры банка  может проводиться:

      -путем изменения состава и численности сотрудников;

      -путем изменения структуры, сокращения и ликвидации обособленных и иных структурных подразделений;

      -иными способами.

      Требование  о санировании банка и его  предъявление.

     Соответствующие процедуры подробно прописаны в Инструкции Банка России № 126-И «О порядке регулирования отношений, связанных с осуществлением мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций». Выделим их основные моменты.

      Исходные  положения.

      1. Банк, его учредители (участники)  обязаны по собственной инициативе  принять необходимые и своевременные  меры для его финансового оздоровления при возникновении хотя бы одного из оснований для подобных действий, предусмотренных в Законе «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций». В случае возникновения указанных оснований территориальное учреждение Банка России со своей стороны вправе потребовать от банка приступить к проведению мер, направленных на его оздоровление; оно будет и контролировать реализацию таких мер.

      2. Указанная инициатива банка в  соответствии со Законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» должна выразиться в первую очередь в том, что руководитель исполнительного органа банка в течение 10 дней с момента возникновения оснований для этого должен обратиться в высшие органы управления банка с ходатайством об осуществлении мер, необходимых для санации банка, одновременно рекомендовав соответствующие меры, способы и сроки их проведения, в течение 3 дней проинформировать о направлении ходатайства территориальное учреждение Банка России, а указанные органы управления банка должны в течение 10 дней принять соответствующее решение и в течение 3 дней проинформировать о нем территориальное учреждение Банка России по установленной форме. Если учредители (участники) отказались принять участие в финансовом оздоровлении банка либо не приняли соответствующего решения в установленный срок, то руководитель исполнительного органа банка обязан обратиться со своим ходатайством в территориальное учреждение Банка России. (Форма ходатайства Приложение 1)

      3. Не позднее 20 дней с момента  принятия органами управления банка решения о финансовом оздоровлении банк в соответствии со ст. 13 Закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» обязан разработать план санации и представить его в территориальное учреждение Банка России. Последнее должно установить контроль за самостоятельным проведением банком санационных мероприятий.

      Требование  Банка России о принудительном финансовом оздоровлении банка.

      1. При наличии хотя бы одного  из ранее указанных достаточных  оснований территориальное учреждение  Банка России вправе направить в банк требование об осуществлении оздоровительных  мер, если:

      -извещение о самостоятельном принятии банком мер, направленных на финансовое оздоровление, которое ему необходимо, не направлено в Банк России в установленные сроки;

      -в Банк России пришло указанное выше ходатайство руководителя банка;

      -в Банк России поступили заявления лиц, указанных в подпунктах 2, 4, 5 п.1 ст. 35 Закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» (т.е. заявления об отзыве у банка лицензии и признании его банкротом), если банк действительно нуждается в санировании.

      2. Требование к банку о необходимости  его финансового оздоровления  составляет территориальное учреждение  Банка России по примерной  форме (Приложение 2).

      3. В случае получения такого  требования руководитель исполнительного органа банка должен в срок не позднее 5 дней обратиться к высшим органам управления банка с соответствующим ходатайством, одновременно рекомендовав конкретные меры финансового оздоровления банка, способы и сроки их выполнения, а также в течение 3 дней с момента представления ходатайства направить в территориальное учреждение Банка России извещение об этом.

      Названные органы управления банка, получив указанное  ходатайство, должны в срок не позднее 10 дней принять по нему решение и в течение еще не более 3 дней направить в территориальное учреждение Банка России извещение по установленной форме.

      4. В срок не позднее 30 дней  с момента получения указанного  требования Банка России банк  обязан разработать план своего  финансового оздоровления и представить его в территориальное учреждение Банка России, а последнее — установить контроль за исполнением банком предъявленного ему требования. 

Информация о работе Основные направления финансового оздоровления неплатежеспособных банков