Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 18:53, курсовая работа
Научно-технический прогресс, признанный во всем мире в качестве важнейшего фактора экономического развития, все чаще и в западной, и в отечественной литературе связывается с понятием инновационного процесса. Это, как справедливо отметил американский экономист Джеймс Брайт, единственный в своем роде процесс, объединяющий науку, технику, экономику, предпринимательство и управление.
Введение……………………………………………………………………..….....3
1. Основы государственной инновационной политики………………..……… 5
2. Региональная инновационная политика…………………………..... ….….. . 9
3. Концепция областной инновационной политики на 2010-2015г.г…….......14
Заключение…………………………………………………………………….... 32
Библиографический список……………………………………………………. 36
Государственное
областное образовательное
ВОРОНЕЖСКИЙ ИНСТИТУТ ИННОВАЦИОННЫХ СИСТЕМ
Кафедра
менеджмента и управления персоналом
Курсовая работа
На тему:
«Организация региональной инновационной
политики»
Выполнила:
студентка гр. МО-5-1
Сергеева М.И.
Руководитель:
Усачева
И.В.
Воронеж
2011
Содержание:
Введение…………………………………………………………
1. Основы государственной
инновационной политики………………..
2. Региональная
инновационная политика……………………
3. Концепция
областной инновационной
Заключение……………………………………………………
Библиографический
список…………………………………………………….
36
Введение
Научно-технический прогресс, признанный во всем мире в качестве важнейшего фактора экономического развития, все чаще и в западной, и в отечественной литературе связывается с понятием инновационного процесса. Это, как справедливо отметил американский экономист Джеймс Брайт, единственный в своем роде процесс, объединяющий науку, технику, экономику, предпринимательство и управление. Он состоит в получении новшества и простирается от зарождения идеи до ее коммерческой реализации, охватывая, таким образом, весь комплекс отношений: производства, обмена, потребления.
Существует
множество форм управления инновациями
на самых разных уровнях: от подразделений
корпораций до государства, в целом
призванного в современных
Место
и роль инновационной политики в
структуре государственного регулирования
экономики определяются особенностями
инновационного процесса как объекта
управления. Он в большей степени, чем
другие элементы НТП, связан с товарно-денежными
отношениями, последующими все стадии
его реализации. Это обстоятельство вполне
убедительно проявляется в условиях регулируемой
рыночной экономики. Основная масса инновационных
процессов реализуется здесь частными
компаниями разного уровня и масштаба,
и такие процессы выступают, понятно, не
как самостоятельная цель, а как средство
лучшего решения производственных и коммерческих
задач компании, добивающейся высокой
прибыльности. В этих обстоятельствах
инновация изначально нацелена на практический
коммерческий результат. Сама идея, дающая
ей толчок, имеет меркантильное содержание:
это уже не результат "чистой науки",
полученный университетским ученым в
свободном, ничем не ограниченном творческом
поиске. В практической направленности
инновационной идеи и состоит ее притягательная
сила для предпринимательства.
1. Основы государственной инновационной политики
Государственная
Дума Российской Федерации 01 декабря 1999
года приняла Федеральный закон
"Об инновационной деятельности
и о государственной
Законодатель применил двухуровневое определение понятия "инновационная деятельность". В статье 1 закона указано, что "инновационная деятельность - выполнение работ и (или) оказание услуг по созданию, освоению в производстве и (или) практическому применению новой или усовершенствованной продукции, нового или усовершенствованного технологического процесса". Кроме указанного прямого определения понятия "инновационная деятельность" в других статьях закона (см., например, статью 3) приведены виды работ и услуг, которые относятся к инновационной деятельности.
Следует
отметить, что использованное законодателем
определение инновационной
В инновационном процессе невозможно выделить наиглавнейшее звено. Удача при создании научного результата должна быть дополнена рентабельностью при производстве научной продукции или внедрении. В конечном итоге должен быть произведен продукт, имеющий коммерческий успех. Только тогда инновационный процесс можно полагать завершенным. Законодатель не случайно обходит вниманием субъекты и объекты инновационной деятельности. В законопроекте отсутствуют статьи, перечисляющие субъектов или объекты инновационной деятельности. Дело в особом правовом характере инновационной деятельности. Строго говоря, инновационная деятельность не имеет универсальных субъектов или объектов инновационной деятельности. Инновационная деятельность являет собой особый процесс, при реализации которого один вид деятельности сменяется другим, равно как и один субъект деятельности сменяется другим. При этом все свойства объектов и все результаты отдельных этапов инновационной деятельности одинаково необходимы и важны.
Прием
двухуровневого описания законодатель
применил и для определения понятия
"государственная
Закон вводит понятия "инновационная политика субъекта Российской Федерации", а также "инновационная политика муниципального образования". Это также весьма важное обстоятельство. К настоящему времени наличествует более 400 законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, которые имеют целью установить правовое регулирование инновационной деятельности и инновационной политики на территории данного региона. Если бы Федеральный закон не установил иерархическую структуру формирование и реализации государственной инновационной политики, то многие из нормативных актов субъектов Российской Федерации подлежали бы корректировке или отмене. Законодатель нашел способ увязать нормативно правовую базу регулирования инновационной деятельности в единую российскую систему.
Государственная
инновационная политика - это составная
часть социально-экономической
Основными целями государственной инновационной политики являются:
2. Региональная инновационная политика
Региональная политика зародилась в качестве одного из направлений государственного регулирования рыночной экономики в годы мирового экономического кризиса 1929-1932 гг. и первоначально основывалась на известных работах Джона Кейнса, который обосновал роль государства в качестве регулятора экономической и социальной жизни страны. В 50-60 гг. она была направлена на создание новых рабочих мест в регионах с ярко выраженным избытком рабочей силы.
Как известно в странах с рыночной экономикой государство, собирая налоги с компаний частного сектора и с доходов населения, является одновременно инструментом распределения полученных средств. При этом осуществляемая государством региональная политика направлена на сглаживание региональных диспропорций как внутри отдельных стран, так и между отдельными регионами (например, в рамках Европейского сообщества в Западной Европе).
В Великобритании, например, традиционно региональная политика была направлена на переориентацию и перераспределение избыточных и мобильных капиталов и рабочих мест из районов ускоренного развития (районов-доноров) в депрессивные районы (районы-реципиенты) в качестве основного механизма стимулирования экономического развития депрессивных районов и устранение региональной несбалансированности.
В России за последние несколько лет региональная проблема стремительно выросла в одну из самых острых проблем общественного развития. Эта проблема не ограничивается вопросами экономической, культурной или политической жизни, но пронизывает все стороны нашей жизни.
Темпы перехода к рынку оказались различными в центре и провинции, обострился национальный вопрос и политические противоречия между властями разного уровня. Всё это заставляет уделять региональным проблемам повышенное внимание. Более того: региональная проблема становится вопросом о выборе пути развития.
Как
отмечает большинство исследователей,
в настоящее время в России
нет региональной политики: подобная
политика как сознательно и
В условиях переходной экономики России важнейшим аспектом региональной политики является её инновационная составляющая.
Россия унаследовала от СССР громадный научно-технический потенциал (как по оценкам мировых экспертов, так и свидетельству отечественных ученых). Россия имеет всё еще достаточно высокий уровень развития науки, известные в мире научные школы, большую долю специалистов с высшим образованием в народном хозяйстве.
Информация о работе Организация региональной инновационной политики