Оптимизация налоговых выплат на предприятии (на примере ЗАО "Олимп")

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 14:34, курсовая работа

Описание работы

Оптимизация налогообложения должна осуществляться задолго до начала налоговой проверки, а лучше – до создания предприятия, так как будущая система налогообложения определяется уже при регистрации.
Информационной базой явились теоретические материалы, положение об учетной политике ЗАО «Олимп», аналитические и синтетические данные бухгалтерского учета за 2007-2009 годы.
Предметом исследования является система налогообложения на данном предприятии.

Содержание

Введение………………………………………………………………...…………3
Глава 1. Теоретические аспекты оптимизации налоговых выплат на предприятии………………………………………………………………………………...5
1.1 Сущность и значение оптимизации налоговых выплат……………….……5
1.2 Оценка налогового бремени предприятия…………………………………..7
1.3 Принципы оптимизации налогообложения на предприятии………..……11
1.4 Организация налогового планирования на предприятии с целью оптимизации налоговых выплат………………………………………………….……..13
Глава 2. Оценка результатов финансово-хозяйственной деятельности ЗАО «Олимп»………………………………………………………………………….18
2.1 Основные сведения о предприятии……………………………..………….18
2.2 Учетная политика предприятия и организация бухгалтерского учета…..18
2.3 Анализ основных показателей деятельности ЗАО «Олимп»……………..20
Глава 3. Проблемы оптимизации налоговых выплат на ЗАО «Олимп»……..27
3.1 Анализ структуры налогов и налогового бремени………………………...27
3.2 Проблемы оптимизации налоговых выплат.................................................29
3.3 Пути оптимизации налогообложения в ЗАО «Олимп»……………….…..32
Заключение…………………………………………………………………...…..37
Список использованной литературы…………………………………….……..39
Приложения………………………………………………………………..…….40

Работа содержит 1 файл

фин. менеджмент.doc

— 1.37 Мб (Скачать)

 

Из данных таблицы 7 видно, что совокупная налоговая нагрузка по данному предприятию год от года снижается, это говорит о том, что сотрудники финансовых служб с одной стороны ведут правильную налоговую политику, а с другой стороны это отражает общее тенденции в России к снижению совокупной налоговой нагрузки на предприятия.

Динамику этих показателей можно рассмотреть на соответствующем графике:

Рис. 3 – Динамика состава налоговых издержек.

Видно, что в абсолютных суммах НДС опережает все другие налоговые выплаты.

Заметен рост налога на землю это объясняется, что компания активно работает с недвижимостью: земельными участками под застройку АЗС.

Из данных видно, что опережающими темпами растет налог на прибыль и единый социальный налог. Следовательно эти два налога и являются основными объектами налоговой оптимизации.

Таблица 8 - Структура налоговых издержек (в тыс.руб.).

Показатели

2006

2007

2008

2009

Сумма

Уд. вес

Сумма

Уд. вес

Сумма

Уд. вес

Сумма

Уд. вес

Совокупные налоговые издержки

61799

100

76520

100

85144

100

105286

100

Транспортный налог

366

0,59

28

0,03

39

0,03

43

0,03

Налог на имущество

1751

2,84

737

0,96

642

0,75

605

0,57

Налог на прибыль

37

0,06

1485

1,94

6511

7,64

7599

7,21

НДС

56789

91,88

66043

86,3

71814

84,34

87265

82,88

ЕСН

2700

4,38

4078

5,32

4078

5,32

4112

5,2

Налог на рекламу

96

0,15

45

0,05

43

0,05

 

 

Налог на содержание милиции

6

0,01

96

0,06

 

 

 

 

Плата за землю

54

0,09

4008

5,23

2017

2,36

5662

1,18


 

Структура налоговых издержек в 2008-2009 годах наглядно представлен в диаграммах на рис.4.

 

 

Из данных таблицы и графика видно, что наибольший удельный вес в структуре налогов занимает и продолжает занимать НДС, однако его значение с каждым годом снижается.

 

3.2 Проблемы оптимизации налоговых выплат.

Предприниматели, руководители и «рядовые» налогоплательщики рассматривают налоги как «потери» для бизнеса. Государство стремится со своей стороны подействовать на своих граждан внушениями о том, что налоги — это плата за цивилизованное общество, и что именно они позволяют обществу бороться с так называемыми провалами рынка, финансируют капиталовложения в те сферы, куда частный бизнес не устремляется из-за длительного периода окупаемости проекта, и оплачивают создание общественных благ. Существование специальных государственных органов и предусмотренных в законодательстве карательных мер не позволяют среднему налогоплательщику безнаказанно и по собственному желанию изменять объем выплачиваемых налогов, поэтому налогоплательщикам приходится предпринимать специальную активность, именуемую налоговой оптимизацией.

Налоговая оптимизация - деятельность, реализуемая налогоплательщиком с целью снижения налоговых выплат. Определение оптимальных объемов налоговых платежей — проблема каждого конкретного предприятия или физического лица. Все методы оптимизации складываются в оптимизационные схемы. Ни один из методов сам по себе не приносит успеха в налоговом планировании, лишь составленная грамотно и с учетом всех особенностей схема позволяет достичь намечаемого результата; напротив, некачественная схема налоговой оптимизации может нанести компании ощутимый вред. Любая схема перед внедрением проверяется на соответствие нескольким критериям: разумности, эффективности, соответствия требованиям закона, автономности, надежности, безвредности.

Оптимизация налогообложения предполагает: минимизацию налоговых выплат (в долгосрочном и краткосрочном периоде при любом выпуске) и недопущение штрафных санкций со стороны фискальных органов, что достигается правильностью начисления и своевременностью уплаты налогов.

Уменьшение налогов с одной стороны - это стремление налогоплательщика избежать налога, а с другой - стремление государства не допустить сокращения поступления налоговых сумм в казну. Уменьшение налогов это процесс, обязательными участниками которого является плательщик налогов и государство с присущими им специфическими целями, которые обусловлены интересами, потребностями и задачами каждой стороны.

Противодействие налогам, как социально-экономическое явление, стремление налогоплательщиков не платить налоги или платить их в меньшем размере, существовало, существует и будет существовать до тех пор, пока будет государство, и налоги являются основным источником доходной части бюджета. Данное явление объективно и не зависит от государственного строя, формы правления, качества налоговых законов и общественной морали. Оно обусловлено основной функцией налогов - фискальной, а также экономико-правовым содержанием налога - легальное (на основании закона), принудительное и обязательное изъятие части собственности граждан и их объединений для государственных (публичных) нужд.

Стремление избежать налогов есть своеобразная реакция на любые фискальные мероприятия государства. Однако в какой-то степени эта реакция представляется естественной, поскольку обусловлена попыткой собственника так или иначе защитить свое имущество, капитал и доходы от любых посягательств, даже от тех, которые освящены Законом. Защита своего имущества, в том числе и от государства, является сильнейшей мотивацией в деятельности любого человека. Причем, данная мотивация практически не зависит от степени его законопослушности: отрицательные эмоции возникают независимо от воли и желания человека. Предполагать иное, означает недооценку и отрицание существующей реальности.

Пока есть государство, пока есть частная собственность государству будет требоваться финансирование за счет этой собственности в виде налогов (других достаточных источников для этого практически не существует), а владельцы этих источников, то есть налогоплательщики, будут этому противостоять посредством попыток уменьшить свое налоговое бремя.

Стремление налогоплательщика сократить отчисления в бюджет, естественно, вызывает ответную реакцию государства. Как и налогоплательщик, главным стремлением которого является сохранить часть своей собственности, подлежащей изъятию государством, последнее также вынуждено защищать свои финансовые интересы и противодействовать уклонению от уплаты налогов. Любые попытки налогоплательщиков, так или иначе снизить налоговое бремя, сталкиваются с достаточно активным противодействием государственных фискальных и правоохранительных органов (налоговых органов, органов налоговой полиции и др.).

В то же время государству необходимо признать объективность и неизбежность уклонения от уплаты налогов как социально-экономического явления и от действий по огульной борьбе с налогоплательщиками переходить к его регулированию в рамках законодательства.

Дело в том, что даже применение самых репрессивных мер по отношению к налогоплательщикам, стремящимся уменьшить свои налоговые платежи, не даст ожидаемого результата и не приведет к тому, что все перестанут уклоняться от уплаты налогов и начнут исправно платить налоги. Решение проблемы уменьшения налогов должно осуществляться посредством детальной, более четкой регламентации налоговых отношений на уровне законодательства.

 

3.3 Пути оптимизации налогообложения в ЗАО «Олимп».

Финансовое планирование в ЗАО «Олимп» представлено только 1 документом: планом прибылей и убытков на соответствующий месяц. Такое планирование было продиктовано необходимостью бюджетировать текущие денежные потоки с точки зрения требования владельца. Больше никаких финансовых планов на предприятии не составлялось.

Основными позициями текущего финансового плана являлись: выручка, себестоимость нефтепродуктов, прибыль от реализации и чистая прибыль.

Таким образом, на исследуемом предприятии систематического самостоятельного налогового планирования не осуществляется, однако в силу законодательной необходимости осуществляются отдельные элементы финансового и налогового планирования, а так же ведется полномасштабный налоговый учет.

Главной рекомендацией совершенствования системы налогового планирования в ЗАО «Олимп» является создание специального органа по налоговому планированию (комиссия по налоговому планированию), используя проектную организационную структуру и привлекая туда для работы работников финансово-экономических и юридических служб ЗАО. Такой орган не несет дополнительных издержек по его созданию, так как он создается из квалифицированных работников ЗАО «Олимп».

Оптимизация всех расходов, связанных с уплатой налогов – это основная цель налоговой политики организации, основными элементами которой может быть следующее:

1 Создание системы контроля за процессом налогообложения организации. Для решения этой задачи целесообразно вести налоговый календарь для четкого прогнозирования и контроля правильности исчисления и уплаты в бюджет налогов и сборов, установленных для организации, а также своевременного представления отчетности. Налоговый календарь целесообразно оформлять в виде таблицы с указанием перечня налогов, сроков их расчетов, перечислений, ответственных лиц. Для получения своевременной информации о состоянии расчетов, текущих и просроченных пенях в рабочем плане счетов целесообразно выделит следующие группы субсчетов по каждому налогу: текущие платежи; просроченные платежи; пени и штрафы.

2 Стратегия оптимизации налоговых обязательств с четким планом ее реализации;

3 Выполнение налоговых и прочих обязательств, недопущение просрочки дебиторской задолженности по хозяйственным операциям;

4 Совершенствование технологий организации бухгалтерского учета и отчетности, позволяющие оперативно получать объективную информацию для налогового планирования и контроля за осуществлением налоговой политики;

5 Оптимизация договорных отношений и выбор партнеров по бизнесу. С помощью выбора типа договора, партнера, условий сделки можно оптимизировать налогообложение хозяйственных операций, проводимых организацией (например, организации невыгодно работать с поставщиком, который не является плательщиком НДС).

6 Формирование учетной политики, в целом направленной на оптимизацию налоговых платежей.

Планирование налогов необходимо учитывать при формировании учетной политики предприятия. Учетная политика предприятия является важнейшим элементом, как для целей бухгалтерского учета, так и для налогового учета.

Проанализировав отдельные позиции Положения об учетной политике ЗАО «Олимп» и данные бухгалтерского баланса на конец 2009 года, можно  внести изменения в учетную политику предприятия.

По данным бухгалтерской отчетности 2009 года на предприятии ЗАО «Олимп» дебиторская задолженность составляет 13 801 000 рублей. Наличие дебиторской задолженности свидетельствует о достаточно низкой платежной дисциплине покупателей. А в учетной политике предприятия определение выручки для целей налогообложения производится по отгрузке.

Можно закрепить в учетной политике:

1. Метод определения выручки «по оплате» по налогу на добавленную стоимость.

2. Следующий момент, который можно учесть при формировании учетной политики – это создание резервного фонда на оплату отпусков, что будет способствовать равномерному включению предстоящих расходов в издержки обращения отчетного периода и оптимизации налога на прибыль.

3. Создание резерва по сомнительным долгам согласно Главы 25 НК РФ актуально для рассматриваемой фирмы ЗАО «Олимп», так как создание резерва по сомнительным долгам может позволить отодвинуть во времени уплату налога на прибыль в части суммы созданного резерва. Если до конца года, следующего за годом создания резерва сомнительных долгов, этот резерв в какой-либо части не будет использован, то неизрасходованные суммы присоединяются к прибыли соответствующего года.

Также можно в приказе по учетной политике: в конце отчетного года произвести инвентаризацию дебиторской задолженности и создать резерв по сомнительным долгам в соответствии с действующим законодательством.

Но основным моментом для снижения налогового бремени на предприятии должны стать создание новых обществ с ограниченной ответственностью, которые будут применять упрощенную систему налогообложения с уплатой единого налога от совокупного дохода.

Для этого необходимо:

1 Создание Обществ с ограниченной ответственностью на доверенных лиц нефтяной компании «ДЕНИ» и ЗАО «Олимп», доля которого не должна превышать 20% Уставного капитала. В противном случае эти общества не смогут применять упрощенную систему налогообложения (ст. 346.12 Налогового кодекса РФ). Причем лучше, чтобы доля создающей компании не превышала 20%. Иначе налоговые органы могут посчитать фирмы взаимозависимыми (п. 1 ст. 20 Налогового кодекса РФ). Также чтоб избежать споров с налоговыми органами о взаимозависимости, не стоит делать учредителями управленцев «главной» компании. Количество создаваемых обществ необходимо рассчитать по объему валовой выручки автозаправочных станций, которая не должна превышать 11 миллионов рублей в год;

Информация о работе Оптимизация налоговых выплат на предприятии (на примере ЗАО "Олимп")