Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 14:34, курсовая работа
Оптимизация налогообложения должна осуществляться задолго до начала налоговой проверки, а лучше – до создания предприятия, так как будущая система налогообложения определяется уже при регистрации.
Информационной базой явились теоретические материалы, положение об учетной политике ЗАО «Олимп», аналитические и синтетические данные бухгалтерского учета за 2007-2009 годы.
Предметом исследования является система налогообложения на данном предприятии.
Введение………………………………………………………………...…………3
Глава 1. Теоретические аспекты оптимизации налоговых выплат на предприятии………………………………………………………………………………...5
1.1 Сущность и значение оптимизации налоговых выплат……………….……5
1.2 Оценка налогового бремени предприятия…………………………………..7
1.3 Принципы оптимизации налогообложения на предприятии………..……11
1.4 Организация налогового планирования на предприятии с целью оптимизации налоговых выплат………………………………………………….……..13
Глава 2. Оценка результатов финансово-хозяйственной деятельности ЗАО «Олимп»………………………………………………………………………….18
2.1 Основные сведения о предприятии……………………………..………….18
2.2 Учетная политика предприятия и организация бухгалтерского учета…..18
2.3 Анализ основных показателей деятельности ЗАО «Олимп»……………..20
Глава 3. Проблемы оптимизации налоговых выплат на ЗАО «Олимп»……..27
3.1 Анализ структуры налогов и налогового бремени………………………...27
3.2 Проблемы оптимизации налоговых выплат.................................................29
3.3 Пути оптимизации налогообложения в ЗАО «Олимп»……………….…..32
Заключение…………………………………………………………………...…..37
Список использованной литературы…………………………………….……..39
Приложения………………………………………………………………..…….40
Во-вторых, наличие на предприятии специального структурного подразделения, которое занимается налоговым планированием, его штат, возможность обслуживания в аудиторских и консалтинговых фирмах не столько будут зависеть от уровня налоговой нагрузки на предприятие, сколько от ее финансовых возможностей.
Если у предприятия нет средств на организацию службы налогового планирования, то даже при высокой налоговой нагрузке оно не сможет ее организовать. Поэтому каждое предприятие, формируя службу налогового планирования, должно исходить, во-первых, из того, какие средства оно может выделить на организацию такой деятельности, и, во-вторых, смогут ли эти затраты окупиться, а если окупятся, то за какое время. Конечно, на малых предприятиях, где кроме рабочих, есть только руководитель (директор) и бухгалтер, ни о какой специальной службе речь идти не может, а функции налогового планирования должны на себя взять они самостоятельно. На больших предприятиях, где, как структурные подразделения, уже организована бухгалтерия и планово-финансовый отдел, обязанности по выполнению таких функций целесообразно возложить на одного из работников этого отдела или сформировать группу налогового планирования.
Если отдел налогового планирования на предприятии не создается, к реализации отдельных схем по минимизации налоговых платежей целесообразно привлекать, кроме руководителя предприятия, юриста, бухгалтера и специалиста по налоговому планированию.
Каждый из участников оптимизации налоговых платежей выполняет четко определенные функции:
руководитель предприятия принимает решение относительно целесообразности определенной деятельности или схемы, дает юристу и бухгалтеру распоряжения относительно фактических условий реализации и ожидаемых результатов налоговой оптимизации;
юрист анализирует правовые аспекты соглашения и его соответствие законодательству, согласовывает особенности реализации соглашения с контрагентами;
бухгалтер осуществляет расчеты финансовых параметров, порядок их отражения в бухгалтерском учете и налоговой отчетности, расчет налогов, которые следует уплатить;
специалист по налоговому планированию оценивает всю информацию, которая поступила от руководителя, юриста и бухгалтера и дает заключение относительно возможности и целесообразности реализации такой схемы.
Методика налогового планирования хозяйствующего субъекта включает следующие последовательные этапы: анализ текущего состояния производственно-хозяйственной деятельности предприятия, анализ текущего состояния налогообложения предприятия (налоговый анализ); формирование концепции (стратегии) развития предприятия; разработка годовых бюджетов с оптимизированными налогооблагаемыми базами, обеспечивающих реализацию стратегии развития предприятия; разработка тактических налоговых планов для исполнения годовых бюджетов; контроль за реализацией мероприятий годового плана с оптимизированными налогооблагаемыми базами; выход на очередной расчетный период; составление отчетных документов, налогового паспорта предприятия.
процессу налогового планирования свойственна следующая структура:
- анализ хозяйственной деятельности;
- вычленение основных налоговых проблем;
- разработка и планирование налоговых схем;
- подготовка и реализация налоговых схем;
- включение результатов в отчетность и ожидание реакции контрольных органов.
На первом этапе налогового планирования, который совпадает с моментом возникновения идеи организации коммерческого предприятия, осуществляется формулирование целей и задач нового образования, сферы производства и обращения. На этом этапе решается вопрос о том, следует ли использовать налоговые льготы, которые предоставлены законодательством для малых предприятий, осуществляющих свою деятельность в сфере материального производства.
На втором этапе решается вопрос о наиболее выгодном с налоговой точки зрения месте расположения предприятия и его структурных подразделений, имея в виде не только страны и регионы с льготным режимом налогообложения, но и регионы России с особенностями местного налогообложения.
На третьем этапе решается вопрос о выборе одной из существующих организационно-правовых форм предприятия.
На четвертом этапе анализируются все предоставленные налоговым законодательством льготы по каждому из налогов на предмет их использования в коммерческой деятельности – по результатам анализа составляется план действий в отношении осуществления льгот по выбранным налогам, который выступает составной частью общего налогового планирования.
На пятом этапе производится анализ всех возможных форм сделок, планируемых в коммерческой деятельности с точки зрения минимизации совокупных налоговых платежей и получения максимальной прибыли.
На шестом этапе решается вопрос о рациональном размещении активов и прибыли предприятия, имея в виду не только предполагаемую доходность инвестиций, но и налоги, уплачиваемые при получении этого дохода.
Глава 2. Оценка результатов финансово-хозяйственной деятельности ЗАО «Олимп».
2.1 Основные сведения о предприятии.
Полное фирменное наименование - Закрытое акционерное общество "Олимп".
Место нахождения: Российская Федерация, г. Брянск.
В соответствии с Уставом ЗАО "Олимп" основными видами деятельности Общества являются: приобретение и реализация нефтепродуктов, иных товаров и услуг потребителям области, регионов России и за ее пределами; иные виды деятельности, не запрещенные действующим законодательством.
Основными видами деятельности ЗАО “Олимп” в 2009 году являлись реализация нефтепродуктов, приобретенных на условиях купли-продажи, и предоставление имущества в аренду. При этом рынком сбыта нефтепродуктов являлась Брянская область. Так же через магазины при АЗК осуществляется реализация товаров народного потребления: продуктов питания, запасные части к автомобилям, автомасла, автохимия и др. В настоящее время реализация осуществляется через 46 автозаправочных комплексов, из них 13 в собственном управлении, а 33 совместном управлении.
Работа автозаправочных комплексов (АЗК) организована на условиях агентского договора, в соответствии с которым третьи лица (агенты) реализуют нефтепродукты, принадлежащие ЗАО «Олимп», получая за это вознаграждение. Для надлежащего выполнения своих обязанностей агенты наделяются имуществом (здания АЗС, резервуары, топливораздаточные колонки и т.д.). Реализация нефтепродуктов покупателям на АЗС производится агентами от своего имени за наличный расчет и по безналичному расчету.
2.2 Учетная политика предприятия и организация бухгалтерского учета.
Положение по учетной политике разработано с целью обеспечения учета и контроля за всеми осуществляемыми Обществом хозяйственными операциями. Совокупность способов ведения бухгалтерского учета определяется в соответствии с Федеральным Законом РФ №129-ФЗ «О бухгалтерском учете», Положением по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ, утвержденным Приказом Минфина РФ от 6 октября 2008 г. N 106н Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика предприятия» (ПБУ1/2008), в соответствии с иными Положениями по бухгалтерскому учету, утвержденными Приказами Министерства Финансов РФ, а также в соответствии с Государственной программой перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики, Программой реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, для всех предприятий и организаций, независимо от их организационно-правовых форм и видов деятельности. При ведении учета финансово-хозяйственных операций предприятие руководствуется вышеназванными документами.
Положение об учетной политике ЗАО «Олимп» на 2009 год утверждено приказом №200 от 31.12.2008г. Основные позиции Учетной политики ЗАО «Олимп» на 2009 год рассмотрены в приложении 1.
Данное положение охватывает следующие разделы:
Основные средства (специфика оценки и амортизация). Этим положением установлен линейный метод начисления амортизации.
Ценные бумаги. Определена специфика оценки финансовых инструментов, специфика работы на финансовом рынке.
Специфика учета резервов. Определено создание резерва от выручки по сомнительным долгам.
Незавершенное производство, готовая продукция. Определена структура издержек обращения.
Учет операций с векселями. Определена ставка дисконта, применяемая при учете векселей.
Доходы и расходы от реализации. Данное положение предусматривает факторинговые операции. Кроме того, предусмотрено получение доходов в натуральной форме (бартер). Предусмотрены доходы и расходы от участия в других организациях.
И кроме того в разделе: порядок исчисления и уплаты налогов и сборов определено, и что исчисление и уплата налога на прибыль производится поквартально с ежемесячными авансовыми платежами. Выручка от реализации для целей НДС исчисляется по отгрузке.
Ведение бухгалтерского учета в ЗАО «Олимп» регламентируется Федеральным Законом РФ №129-ФЗ «О бухгалтерском учете».
Для ведения бухгалтерского учета используется план счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (утв. приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 г. N 94н).
Учет всех хозяйственных операций осуществляется в рублях РФ.
Финансовый год соответствует календарному году.
Состав годовой бухгалтерской отчетности предприятия:
- бухгалтерский баланс – форма №1;
- отчет о прибылях и убытках – форма №2;
- отчет об изменениях капитала – форма №3;
- отчет о движении денежных средств – форма №4;
- приложение к бухгалтерскому балансу – форма №5;
- пояснительная записка к бухгалтерской отчетности;
- аудиторское заключение.
Годовая бухгалтерская отчетность представляется за последний завершенный финансовый год.
2.3 Анализ основных показателей деятельности ЗАО «Олимп».
Для анализа экономической деятельности ЗАО «Олимп» использовались данные бухгалтерской отчетности за 2006-2009 годы и данные управленческого учета.
Таблица 1 - Динамика важнейших финансово-хозяйственных показателей ЗАО «Олимп».
Актив | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | Изменение 2007 к 2006 (гр.4-гр.3) | Изменение 2008 к 2007 (гр.5-гр.4) | Изменение 2009 к 2008 (гр.6-гр.5) |
1 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Базовые показатели |
|
|
|
|
|
|
|
1. Среднесрочная численность работников, чел. | 90 | 90 | 88 | 77 | 0 | -2 | -11 |
Стоимость основного капитала | 24792 | 27981 | 30235 | 32267 | +3189 | +2254 | +2032 |
3. Величина собственного капитала | 43725 | 35059 | 67370 | 93365 | -8666 | +32311 | +25995 |
4. Выручка от продажи товаров | 201831 | 313826 | 391007 | 478878 | +111995 | +77181 | +87871 |
5. Себестоимость проданных товаров, продукции | 171960 | 285851 | 342337 | 407212 | +113891 | +56486 | +64875 |
5а. Коммерческие расходы (издержки обращения) | 36519 | 36216 | 35086 | 38773 | -307 | -1130 | +3687 |
6. Прибыль (убыток) от продаж | -6648 | -8241 | 13584 | 32893 | -1593 | +21825 | +19309 |
6а. Прибыль до налогообложения | -8016 | -10513 | 36895 | 33714 | -2497 | +47409 | -3181 |
6б. Налог на прибыль |
|
| 4355 | 7600 |
|
|
|
7. Нераспределенная прибыль (убыток) | -8053 | -8665 | 32311 | 25995 | -612 | +40976 | -6316 |
8. Рентабельность реализованной продукции, % (стр.6/стр.4) | -3,3 | -2,6 | 3,5 | 6,7 | +0,7 | +6,1 |
+3,2
|
Из таблицы видно, что хотя количество сотрудников аппарата управления постоянно снижается, компания активно занимается инвестициями и наращивает объемы сбыта.
Еще одним положительным моментом является то, что деятельность компании в последние два года стала прибыльной.
Для проведения анализа деловой активности используем данные бухгалтерской отчетности за 2006-2009 годы. Формулы для проведения расчетов приведены в приложении 4.
Таблица 2 - Анализ деловой активности ЗАО «Олимп».
Наименование показателя | 01.01.07 | 01.01.08 | 01.01.09 | 01.01.10 |
Коэффициент оборачиваемости активов | 2,230 | 3,728 | 5,148 | 4,695 |
Период оборачиваемости активов ( в днях) | 161 | 97 | 70 | 77 |
Коэффициент оборачиваемости собственного капитала | 4,616 | 8,951 | 5,804 | 5,129 |
Период оборачиваемости собственного капитала (в днях) | 78 | 40 | 62 | 70 |
Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности | 15,038 | 31,001 | 16,486 | 18,700 |
Срок погашения дебиторской задолженности (в днях) | 24 | 12 | 22 | 19 |
Коэффициент оборачиваемости запасов | 26,807 | 38,403 | 38,706 | 46,583 |
Период оборота запасов (срок реализации) | 13 | 9 | 9 | 8 |
Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности | 4,316 | 6,433 | 49,564 | 60,198 |
Период оборота (погашения) кредиторской задолженности | 83 | 56 | 7 | 6 |
Длительность финансового цикла | -46 | -35 | 24 | 21 |
Информация о работе Оптимизация налоговых выплат на предприятии (на примере ЗАО "Олимп")