Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2011 в 21:26, курсовая работа
Цель работы – исследовать механизм повышения доходностии коммерческого банка.
В соответствии с целью сформулированы задачи работы:
- исследовать сущность доходности коммерческого банка;
- рассмотреть механизм повышения доходности коммерческого банка;
- провести анализ финансовой отчетности на примере АО «АТФ банк»;
- проанализировать доходность банка и механизм его повышения АО «АТФ банк»
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ 5
1.1 Характеристика АО «АТФ банка» и его внешняя среда 5
1.2 Технология повышения доходности коммерческого банка 7
2 АНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ 9
2.1 Экспресс анализ финансовой отчетности 9
2.2 Анализ доходности банка и механизм его повышения 16
3 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕХАНИЗМОВ ПОВЫШЕНИЯ ДОХОДНОСТИ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА 29
3.1 Сущность доходности банка и порядок ее образования 29
3.2 Проблемы механизмов повышения доходности коммерческого
банка и пути их решения 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 40
Кроме твердых гарантий возвратности заемного капитала, кредитная стратегия банка реализовывалась в отчетном году по двум главным направлениям кредитования: кредитование предприятий крупного бизнеса и кредитование предприятий среднего и малого бизнеса, ориентированных на реализацию потребительских товаров и услуг.
Одной из основных задач кредитной работы в 2009г. оставалось улучшение качества кредитного портфеля, диверсифицированного по субъектам кредитных отношений, отраслевой принадлежности заемщиков, срокам кредитования и видам предоставленного обеспечения. Эта задача решалась путем тщательного предварительного отбора кредитных заявок, комплексного анализа заемщиков и кредитных сделок, непрерывного мониторинга изменения финансового положения заемщиков в течение всего срока кредитования, выявления на ранней стадии признаков проблемных кредитов и работы по их погашению, а также путем существующей системы контроля за рисками на каждом этапе кредитования.
По
состоянию на 01.01.2010 г. общий остаток
ссудной задолженности
По сравнению с 01.01.2009г. (525.675.754 тыс. тенге) наблюдается увеличение величины корпоративного кредитного портфеля (рост 7,0%). Доля корпоративных кредитов в общем кредитном портфеле Группы в 2009г. уменьшился на 0,4% и составила 60,4%.
Наиболее крупные и важные проекты осуществлялись Банком в центральных регионах республики, для которых характерны благоприятный инвестиционный климат, внимание со стороны местных администраций к инвесторам и кредитным учреждениям. Среди таких регионов выделяются Алматы, Астана, Актобе, Костанай и Атырау.
На долю 5 регионов приходится 83% ссудного портфеля по корпоративным кредитам филиалов. Наиболее значительную долю занимают Алматы и Астана.
За 2009 год продуктовая линейка для субъектов МСБ, постепенно поменяла свой первоначальный образ, стала более универсальной в международном масштабе. Как показывает мировая и отечественная практика, в каждом сегменте рынка которому оказываются банковское обслуживание, существуют определенные специфические потребности и требования Клиентов, появляющиеся с изменениями конъюнктуры рынка, макроэкономических показателей, а также мер принимаемых государством и Банк практически всегда придерживается политики максимального удовлетворения требований и потребностей Клиентов.
Наиболее наглядным примером этого стала разработка и внедрение продукта для юридических лиц на финансирование бизнес целей, с плавающей ставкой вознаграждения базирующейся на индикаторе KazPrime-3мес. Использование индикатора позволяет значительно уменьшить стоимость заемных средств в национальной валюте «тенге» от 13% годовых, с эффективной ставкой вознаграждения от 16% годовых. Основным преимуществом продукта для Клиентов является, относительно низкая стоимость кредитных средств и прямая зависимость величины ставки вознаграждения по займу, от себестоимости ресурсов на финансовых рынках Казахстана. Значение индикатора доступно для всех в любое время суток на интернет-сайте Казахстанской Фондовой биржы.
Также
можно отметить, программы обусловленного
размещения денежных средств в банках
второго уровня реализуемой государством
посредством Фонда
В 2009 г. Банк продолжил работу над совершенствованием программ кредитования физических лиц.
В настоящее время Банк осуществляет кредитование физических лиц:
на приобретение недвижимости;
на потребительские цели, в том числе: на приобретение автомобилей, товаров длительного пользования, обучение, лечение, проведение торжеств, отпусков, ремонта и другие цели.
В
2009г. Банк продолжил работу над изменением
структуры ссудного портфеля. На данный
момент наиболее приоритетным для Банка
является потребительское кредитование
без обеспечения. Данный приоритет обусловлен
высокой доходностью, а также оборачиваемостью
кредитных ресурсов. Структура портфеля
по Банку без учета дочерних компаний.
В сентябре 2009 года в связи с внедрением Групповых стандартов по провизированию и применением методов оценки ожидаемых убытков в соответствии с Базель 2, Банк внес существенные коррективы в методику расчета провизий по МСФО, заключающиеся в расчете таких показателей кредитного риска, как PD, LGD, LDP, EAD.
Применение данных показателей привело к увеличению объема создаваемых провизий по пулам всех типов бизнеса. Также дополнительные провизии были созданы по наиболее крупным займам, которые были объединены в отдельный портфель SPU (Special Portfolio Unit). Расчет провизий по этим займам осуществлялся индивидуальным методом путем дисконтирования будущих денежных потоков.
На 1 января 2010 года стандартные займы в общем объеме кредитного портфеля составили 66,1%, сомнительные и проблемные займы 33,9%. По сравнению с соответствующим периодом прошлого года объем стандартных займов снизился на 16,1 процентных пунктов, сомнительные займы возросли на 6,9 процентных пункта, проблемные - на 9,2 процентный пункт.
Объем
созданных провизий по МСФО составил
16,9% от ссудного портфеля на конец 2009 года
против 7,6% на конец 2008 года.
Таблица 8- Займы в общем объеме кредитного портфеля тыс. тенге
Категория кредита | 2009 | 2008 | ||||
Задолженность | удельный вес | Провизии | Задолженность | удельный вес | Провизии | |
Стандартные | 615.976.543 | 66.1% | 20.128.984 | 710.163.752 | 82.2% | 1 0.407.361 |
Сомнительные | 187.995.596 | 20.1% | 71.692.477 | 114.058.597 | 13.2% | 28.307.830 |
Проблемные | 128.255.801 | 13.8% | 61.516.726 | 40.154.063 | 4.6% | 26.607.200 |
Итого | 932.227.940 | 100% | 153.338.187 | 864.376.412 | 100% | 65.322.391 |
Объем созданных провизий согласно требованию АФН составил на конец 2009 года 106.530.013 тыс. тенге, что на 29.7% больше чем на конец 2008 года ( 82.133.600 тыс.тенге).
Доходы
по кредитованию лиц, связанных с банком
особыми отношениями в 2009 году составили
58 975 тыс. тенге.что на 47 688 тыс. тенге больше,
чем в 2008 году.
Таблица 9- Кредитный портфель АО «АТФ банк»
Наименование | 2009 г.
тыс. тенге |
% | 2008 г.
тыс. тенге |
% |
Оптовая торговля | 176.543.747 | 18,9 | 139.408.145 | 16,1 |
Физические лица | 159.682.066 | 17,1 | 144.296.306 | 16,7 |
Строительство | 142.523.523 | 15,3 | 138.462.896 | 16,0 |
Розничная торговля | 95.015.478 | 10,2 | 101.825.844 | 11,8 |
Пищевая промышленность | 68.012.350 | 7,3 | 69.460.785 | 8,0 |
Недвижимость | 48.600.793 | 5,2 | 42.432.332 | 4,9 |
Сельское хозяйство | 33.417.036 | 3,6 | 36.467.845 | 4,2 |
Транспорт | 28.675.929 | 3,1 | 24.793.448 | 2,9 |
Гостиничные услуги | 28.671.128 | 3,1 | 22.547.982 | 2,6 |
Индустрия развлечений | 15.386.516 | 1,7 | 14.934.871 | 1,7 |
Нефтегазовая промышленность | 14.293.874 | 1,5 | 11.984.775 | 1,4 |
Химическая промышленность | 10.050.362 | 1,1 | 8.585.321 | 1,0 |
Текстильная промышленность | 8.621.088 | 0,9 | 8.640.883 | 1,0 |
Металлургия | 5.597.957 | 0,6 | 6.060.896 | 0,7 |
Связь | 4.565.658 | 0,5 | 3.891.225 | 0,5 |
Горнодобывающая промышленность | 2.121.662 | 0,2 | 1.761.882 | 0,2 |
Прочие | 90.448.773 | 9,7 | 88.820.976 | 10,3 |
932.227.940 | 100,0 | 864.376.412 | 100,0 | |
Резерв под обесценение | (153.338.187) | (65.322.391) | ||
Итого | 778.889.753 | 799.054.021 |
Анализ таблицы 9 показывает, что за 2009 год прирост общего размера кредитного портфеля Банка составил 7,8%, что в сумме составляет 67.851.528 тыс. тенге. В том числе, в общий портфель коммерческих займов включены займы предоставляемые дочерними банкам в сумме 24.498.595 тыс.тенге, что составляет 2,6% от общего размера кредитного портфеля.
Сравнивая данные 2009 года с данными 2008 года можно отметить, что основные отрасли кредитования Группы в 2009 году остались практически неизменными. Диверсифицируя кредитные вложения в 2009 году, Банк осуществлял финансирование в отраслях, соответствующих структуре ссудного портфеля банка по отраслям экономики. Так наибольший удельный вес в портфеле занимают такие отрасли, как оптовая торговля 18,9%, кредиты физическим лицам 17,1%, строительство 15,3%, розничная торговля 10,2%.
Более подробно сведения по объемам выданных кредитов в разрезе сроков и валюты кредитования и данные по средневзвешенной ставке кредитования юридических и физических лиц представлены в таблице.
В
целом, при анализе ссудного портфеля
по объему выданных займов в 2009 году, следует,
что за указанный период Банком предоставлено
займов на общую сумму 445.915.849 тыс. тенге,
что на 63.000.336 тыс.тенге или на 16,7 % больше
чем в 2008 году. В том числе, юридическим
лицам выдано займов 266.986.226 тыс. тенге
или 60% от общей суммы выданных займов
по средневзвешенной процентной ставке
12,10 %, физическим лицам выдано 178.929.623 тыс.
тенге или 40% от общей суммы по средневзвешенной
процентной ставке 13,84%.
3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
Прибыль – есть конечный финансовый результат деятельности банка. Ее детальное рассмотрение позволяет более точно оценить значение и влияние на деятельность банка. Экономисты обычно определяют прибыль в терминах благосостояния (well-offness), т. е. как степень улучшения благосостояния банка за отчетный период времени. Хотя в данном определении говорится об индивидуальном доходе, понятие прибыли как прироста благосостояния применимо к любому хозяйствующему субъекту. Бухгалтеры традиционно придерживались иного взгляда на прибыль. Так, прибыль… представляет собой величину, получаемую вычитанием из доходов, или выручки, себестоимости оказываемых услуг, прочих расходов и убытков…. А чистая прибыль (чистый убыток) – превышение (дефицит) доходов над расходами за отчетный период… Два этих определения прекрасно иллюстрируют узкий подход к понятию прибыли от финансово – хозяйственной деятельности, основанный на соотнесении доходов и расходов. Предпринимались, однако, и попытки расширить бухгалтерское понимание прибыли: были утверждения, например, что прибыль должна включать все выигрыши и потери по активам и пассивам банка в течении данного периода.
Информация о работе Механизмы повышения доходности коммерческого банка на примере "АТФ банк"