Механизмы повышения доходности коммерческого банка на примере "АТФ банк"

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2011 в 21:26, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – исследовать механизм повышения доходностии коммерческого банка.

В соответствии с целью сформулированы задачи работы:

- исследовать сущность доходности коммерческого банка;

- рассмотреть механизм повышения доходности коммерческого банка;

- провести анализ финансовой отчетности на примере АО «АТФ банк»;

- проанализировать доходность банка и механизм его повышения АО «АТФ банк»

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1 ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ 5

1.1 Характеристика АО «АТФ банка» и его внешняя среда 5

1.2 Технология повышения доходности коммерческого банка 7

2 АНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ 9

2.1 Экспресс анализ финансовой отчетности 9

2.2 Анализ доходности банка и механизм его повышения 16

3 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕХАНИЗМОВ ПОВЫШЕНИЯ ДОХОДНОСТИ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА 29

3.1 Сущность доходности банка и порядок ее образования 29
3.2 Проблемы механизмов повышения доходности коммерческого

банка и пути их решения 33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 40

Работа содержит 1 файл

атф.doc

— 810.50 Кб (Скачать)

     Кроме твердых гарантий возвратности заемного капитала, кредитная стратегия банка  реализовывалась в отчетном году по двум главным направлениям кредитования: кредитование предприятий крупного бизнеса и кредитование предприятий среднего и малого бизнеса, ориентированных на реализацию потребительских товаров и услуг.

     Одной из основных задач кредитной работы в 2009г. оставалось улучшение качества кредитного портфеля, диверсифицированного по субъектам кредитных отношений, отраслевой принадлежности заемщиков, срокам кредитования и видам предоставленного обеспечения. Эта задача решалась путем тщательного предварительного отбора кредитных заявок, комплексного анализа заемщиков и кредитных сделок, непрерывного мониторинга изменения финансового положения заемщиков в течение всего срока кредитования, выявления на ранней стадии признаков проблемных кредитов и работы по их погашению, а также путем существующей системы контроля за рисками на каждом этапе кредитования.

     По  состоянию на 01.01.2010 г. общий остаток  ссудной задолженности корпоративного блока Группы составил 562.711.033 тыс. тенге.

     По  сравнению с 01.01.2009г. (525.675.754 тыс. тенге) наблюдается  увеличение величины корпоративного кредитного портфеля (рост 7,0%). Доля корпоративных кредитов в общем кредитном портфеле Группы в 2009г. уменьшился на 0,4% и составила 60,4%.

Наиболее  крупные и важные проекты осуществлялись Банком в центральных регионах республики,  для которых характерны благоприятный  инвестиционный климат, внимание со стороны местных администраций к инвесторам и кредитным учреждениям. Среди таких регионов выделяются Алматы, Астана, Актобе, Костанай и Атырау.

На долю 5 регионов приходится 83% ссудного портфеля по корпоративным кредитам филиалов. Наиболее значительную долю занимают Алматы и Астана.

     За 2009 год продуктовая линейка для  субъектов МСБ, постепенно поменяла свой первоначальный образ, стала более  универсальной в международном  масштабе. Как показывает мировая  и отечественная практика, в каждом сегменте рынка которому оказываются банковское обслуживание, существуют определенные специфические потребности и требования Клиентов,  появляющиеся с изменениями конъюнктуры рынка, макроэкономических показателей, а также мер принимаемых государством и Банк практически всегда придерживается политики  максимального удовлетворения требований и потребностей Клиентов.

     Наиболее  наглядным примером этого стала  разработка и внедрение продукта для юридических лиц на финансирование бизнес целей, с плавающей ставкой вознаграждения базирующейся на индикаторе KazPrime-3мес. Использование индикатора позволяет значительно уменьшить стоимость заемных средств в национальной валюте «тенге» от 13% годовых, с эффективной ставкой вознаграждения от 16% годовых. Основным преимуществом продукта для Клиентов является, относительно низкая стоимость кредитных средств и прямая зависимость величины ставки вознаграждения по займу, от себестоимости ресурсов на финансовых рынках Казахстана. Значение индикатора доступно для всех в любое время суток на интернет-сайте Казахстанской Фондовой биржы. 

     Также можно отметить, программы обусловленного размещения денежных средств в банках второго уровня реализуемой государством посредством Фонда национального  благосостояния «Самрук-Казына», а  также Фонда развития предпринимательства «Даму» предназначенных для поддержки  малого и среднего бизнеса (МСБ), в рамках которых потенциальный клиент может получить заем по низкой ставке вознаграждения до 7 лет. Общая сумма средств направленная субъектам МСБ за 2009 год составила 25,7 млрд. тенге.

     В 2009 г. Банк продолжил работу над совершенствованием программ кредитования физических лиц.

В настоящее  время Банк осуществляет кредитование физических лиц:

на приобретение недвижимости;

на потребительские  цели, в том числе: на приобретение автомобилей, товаров длительного пользования, обучение, лечение, проведение торжеств, отпусков, ремонта и другие цели.

     В 2009г. Банк продолжил работу над изменением структуры ссудного портфеля. На данный момент наиболее приоритетным для Банка является потребительское кредитование без обеспечения. Данный приоритет обусловлен высокой доходностью, а также оборачиваемостью кредитных ресурсов.  Структура портфеля по Банку без учета дочерних компаний. 

 

     В сентябре 2009 года в связи с внедрением Групповых стандартов по провизированию и применением методов оценки ожидаемых убытков в соответствии с Базель 2, Банк внес существенные коррективы в методику расчета провизий по МСФО, заключающиеся в расчете таких показателей кредитного риска, как PD, LGD, LDP, EAD.

Применение  данных показателей привело к  увеличению объема создаваемых провизий по пулам всех типов бизнеса. Также  дополнительные провизии были созданы  по наиболее крупным займам, которые  были объединены в отдельный портфель SPU (Special Portfolio Unit). Расчет провизий по этим займам осуществлялся индивидуальным методом путем дисконтирования будущих денежных потоков.

     На 1 января 2010 года стандартные займы  в общем объеме кредитного портфеля составили 66,1%, сомнительные и проблемные займы 33,9%.  По сравнению  с соответствующим периодом прошлого года  объем стандартных  займов снизился на 16,1 процентных пунктов, сомнительные  займы возросли на 6,9 процентных пункта, проблемные -  на 9,2 процентный пункт.

Объем созданных  провизий  по МСФО составил 16,9% от ссудного портфеля на конец 2009 года против 7,6% на конец 2008 года.     

Таблица 8- Займы в общем объеме кредитного портфеля тыс. тенге                      

Категория кредита 2009 2008
Задолженность удельный вес Провизии Задолженность удельный вес Провизии
Стандартные 615.976.543 66.1% 20.128.984 710.163.752 82.2% 1 0.407.361
Сомнительные 187.995.596 20.1% 71.692.477 114.058.597 13.2% 28.307.830
Проблемные 128.255.801 13.8% 61.516.726 40.154.063 4.6% 26.607.200
Итого 932.227.940 100% 153.338.187 864.376.412 100% 65.322.391
 

     Объем созданных провизий согласно требованию АФН  составил  на конец 2009 года 106.530.013 тыс. тенге, что на 29.7% больше чем  на конец 2008 года ( 82.133.600 тыс.тенге).

     Доходы  по кредитованию лиц, связанных с банком  особыми отношениями в 2009 году составили 58 975 тыс. тенге.что на 47 688 тыс. тенге больше, чем в 2008 году.    
 

    
 

 Таблица 9- Кредитный портфель АО «АТФ банк»

Наименование 2009 г.

тыс. тенге

% 2008 г.

тыс. тенге

%
Оптовая торговля 176.543.747 18,9 139.408.145 16,1
Физические  лица 159.682.066 17,1 144.296.306 16,7
Строительство 142.523.523 15,3 138.462.896 16,0
Розничная торговля 95.015.478 10,2 101.825.844 11,8
Пищевая промышленность 68.012.350 7,3 69.460.785 8,0
Недвижимость 48.600.793 5,2 42.432.332 4,9
Сельское  хозяйство  33.417.036 3,6 36.467.845 4,2
Транспорт 28.675.929 3,1 24.793.448 2,9
Гостиничные услуги 28.671.128 3,1 22.547.982 2,6
Индустрия развлечений  15.386.516 1,7 14.934.871 1,7
Нефтегазовая  промышленность 14.293.874 1,5 11.984.775 1,4
Химическая  промышленность 10.050.362 1,1 8.585.321 1,0
Текстильная промышленность 8.621.088 0,9 8.640.883 1,0
Металлургия 5.597.957 0,6 6.060.896 0,7
Связь 4.565.658 0,5 3.891.225 0,5
Горнодобывающая промышленность 2.121.662 0,2 1.761.882 0,2
Прочие  90.448.773 9,7 88.820.976 10,3
  932.227.940 100,0 864.376.412 100,0
Резерв  под обесценение  (153.338.187)   (65.322.391)  
Итого 778.889.753   799.054.021  

     Анализ  таблицы 9 показывает, что за 2009 год прирост общего размера кредитного портфеля Банка составил 7,8%,  что в сумме составляет 67.851.528 тыс. тенге. В том числе, в общий портфель коммерческих займов включены займы предоставляемые   дочерними банкам в сумме 24.498.595 тыс.тенге, что составляет 2,6% от общего размера кредитного портфеля.

     Сравнивая данные 2009 года с данными 2008 года можно  отметить, что основные отрасли кредитования Группы в 2009 году остались практически  неизменными.  Диверсифицируя кредитные  вложения в 2009 году, Банк осуществлял  финансирование в отраслях, соответствующих структуре ссудного портфеля банка по отраслям экономики. Так наибольший удельный вес в портфеле  занимают такие отрасли, как оптовая торговля 18,9%, кредиты физическим лицам  17,1%, строительство  15,3%, розничная торговля 10,2%.

     Более подробно сведения по объемам выданных кредитов в разрезе сроков и валюты кредитования и данные по средневзвешенной ставке кредитования юридических и  физических лиц представлены в таблице.

     В целом, при анализе ссудного портфеля по объему выданных займов в 2009 году, следует, что за указанный период Банком предоставлено займов на общую сумму 445.915.849 тыс. тенге, что на 63.000.336 тыс.тенге или на 16,7 % больше чем в 2008 году. В том числе,  юридическим лицам выдано займов 266.986.226 тыс. тенге или 60% от общей суммы выданных займов по средневзвешенной процентной ставке 12,10 %, физическим лицам выдано 178.929.623 тыс. тенге или 40% от общей суммы по средневзвешенной процентной ставке 13,84%. 
 
 
 
 
 
 
 

      3 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕХАНИЗМОВ ПОВЫШЕНИЯ ДОХОДНОСТИ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА

    3.1 Сущность доходности банка и порядок ее образования

 

      Прибыль – есть конечный финансовый результат  деятельности банка. Ее детальное рассмотрение позволяет более точно оценить  значение и влияние на деятельность банка. Экономисты обычно определяют прибыль в терминах благосостояния (well-offness), т. е. как степень улучшения благосостояния банка за отчетный период времени. Хотя в данном определении говорится об индивидуальном доходе, понятие прибыли как прироста благосостояния применимо к любому хозяйствующему субъекту. Бухгалтеры традиционно придерживались иного взгляда на прибыль. Так, прибыль… представляет собой величину, получаемую вычитанием из доходов, или выручки, себестоимости оказываемых услуг, прочих расходов и убытков…. А чистая прибыль (чистый убыток) – превышение (дефицит) доходов над расходами за отчетный период… Два этих определения прекрасно иллюстрируют узкий подход к понятию прибыли от финансово – хозяйственной деятельности, основанный на соотнесении доходов и расходов. Предпринимались, однако, и попытки расширить бухгалтерское понимание прибыли: были утверждения, например, что прибыль должна включать все выигрыши и потери по активам и пассивам банка в течении данного периода.

Информация о работе Механизмы повышения доходности коммерческого банка на примере "АТФ банк"