Лизинг в Казахстане

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 23:43, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучение и выявление путей и приоритетных направлений лизинговой деятельности в Казахстане и его дальнейшего развития.
Основная задача данной курсовой работы рассмотрение сущности лизинга и его основных форм, а также изучение развития лизингового бизнеса в Республике Казахстан.
Задачи курсовой работы:

Работа содержит 1 файл

курсовая работа по фин.менеджменту.doc

— 338.00 Кб (Скачать)

7. Развитие маркетинговых исследований в области лизинговых отношений по всем отраслям промышленности, особенно в области сельскохозяйственного производства:

-изучение платежеспособного спроса сельхозформирований на технику и навесное оборудование к ней;

-проведение рабочих совещаний при непосредственном участии акимов районов и представителей территориальных комитетов МСХ;

-доведение информации до сельчан о предложениях и возможностях компании;

-предоставление полной информации участникам совещаний о пакете документов, необходимых для подачи заявки на приобретение в лизинг сельскохозяйственной техники.

8. Создание и финансирование машинно-технологических станций (сервис-центров), с выделением на эти цели средств из республиканского бюджета.

9. Обеспечение доступности лизинговых проектов большинству сельхозформирований Республики Казахстан (крестьянским и фермерским хозяйствам).

10. Обновление машинно-тракторного парка.

11. Развитие финансового лизинга технологического и перерабатывающего оборудования для аграрного сектора вкупе с пищевой промышленностью.

12. Развитие конкурентной борьбы на рынке лизинговых услуг.

13. Развитие лизинга пассажирского и легкового автотранспорта, технологического оборудования для нефтяной, горнодобывающей и др. отраслей.

14. Повышение качества лизинговых услуг.

15. Снижение процентных ставок вознаграждения по лизингу.

16. Развитие сотрудничества с Агентством США по международному развитию (ЮСАИД) и Международной финансовой корпорацией (МФК) в области лизинга.

17. Развитие сублизинга, особенно для мелких крестьянских хозяйств.

18. Привлечение инвестиций в страну через развитие международного лизинга. Это возможно, например, путем освобождения международного лизинга от налога у источника выплаты.

19. Привлечение инвестиций самими лизинговыми компаниями.

20. Внедрение механизма ускоренной амортизации для лизингополучателя. Решение этой задачи привлекательности лизинга для лизингополучателя возможно только при соответствующей амортизационной политике. [10, с.33]

 

 

2.2 Пути развития лизинговых отношений в РК

 

В последние годы государство принимает различные меры, направленные на активизацию деятельности банков по кредитованию реального сектора экономики, включая малый бизнес и сельское хозяйство. Весомая роль в решении этих вопросов отводится использованию финансового лизинга, благодаря которому предприятия имеют возможность получать необходимую финансовую и материальную поддержку для технического перевооружения производства, даже при отсутствии и них залогового имущества.

Однако пока, отмечается некоторая пассивность банков второго уровня в финансировании лизинговых сделок, которую можно объяснить несколькими обстоятельствами. Во-первых, банки ведут многоплановую деятельность с учетом собственной кредитной политики, которая не всегда может включать вопросы финансового лизинга.

Во-вторых, определенная часть банков по-прежнему предпочитает получать доходы от операций, не связанных с финансированием производственной деятельности. А отсутствие  четких процедур организации и проведения лизинга в различных отраслях производства пока не позволяет банкам разработать соответствующие  стандарты его обслуживания и определить эффективность своего участия в них.  Проведение лизинговых сделок пока сопряжено с множеством дополнительных формальностей. В их числе требование о государственной регистрации договора финансового лизинга движимого имущества, выполнение  условий по сертификации и стандартизации приобретаемого оборудования, когда оно поступает из-за рубежа, проблемы правильного отражения в бухгалтерском учете объекта лизинга. Значителен и круг участников (прямых и косвенных) лизинговых отношений, от добросовестности и платежеспособности которых зависит выполнения цепочки обязательств. Но, несмотря на всевозможные сложности в оформлении документов, производители заинтересованы в участии в лизинговых сделках.

Кредитная активность коммерческих банков республики в целом достаточно высока и имеет постоянную тенденцию к увеличению. Значительная часть кредитов, выдаваемых банками, поступает в такие отрасли экономики, как промышленность и торговля. Их удельный вес в общем объеме кредитов экономике на первое августа текущего года составляет соответственно 33,4% и 29,8. Доля кредитов, выданных на эту дату субъектам малого предпринимательства, составляет 23,5%. В 2007 году банками второго уровня было выдано кредитов на приобретение основных средств на сумму 27 717,6 млн. тенге, в 2008 году – на 40 954,8 млн. тенге, а на 1 августа 2009 года – на 57 216,2 млн. тенге. Удельный вес кредитов, предоставленных на пополнение оборотных средств предприятий, за эти же годы соответственно составил 61,5%, 64,4%, и более 63,5%.

По данным Министерства финансов, на обновление основных фондов предприятий потребуется не менее 800 млрд. тенге инвестиций, что почти в двое превышает объемы всех выданных банками кредитов за истекший год.

Степень износа оборудования на промышленных предприятиях составляет 40-70 % и выше. Ежегодно в республике обновляется лишь 0,8 – 1,2  основных производственных фондов, в то время как в развитых странах эти показатели составляют 6 - 8 %. Значительная часть инвестиций в  основной капитал  финансируется за счет собственных и привлеченных средств предприятий. Национальная банковская система в ближайшие годы объективно не имеет возможности полностью удовлетворить потребность экономики в кредитах. Капитал банковской системы, достаточный для обслуживания нормального воспроизводственного процесса, согласно мировой практике должен составлять 6 – 7 % от ВВП.

Имеются и другие проблемы отсутствие прозрачности финансовой деятельности большинства предприятий, низкий уровень их менеджмента, отсутствие  надежной системы защиты прав кредиторов. Повышенная рискованность кредитных операций для банков обусловлена отсутствием легальных возможности получения полных и достоверных данных о потенциальном заемщике, позволяющих адекватно оценить его кредитоспособность.

На инвестиционную активность банков в значительной степени может повлиять ожидаемый переход всех предприятий на международные стандарты финансового учета и отчетности, создание эффективной системы идентификации их деловой и финансовой репутации, собственников и менеджеров этих организаций.

Условием взаимной открытости кредиторов и заемщиков является создание государственного кредитного бюро, накапливающего и представляющего заинтересованным лицам достоверную информацию о потенциальных заемщиках, включая недобросовестных. С этой целью Национальный банк разработал проект Закона «О кредитном бюро», который подлежит рассмотрению Правительством и соответствующими министерствами. [11, с.56]

На сегодняшний день лизинг, включая финансовый, остается недостаточно востребованным в Казахстане, хотя использование этого финансового инструмента позволит решить многие проблемы развития экономики и социальной политики. Основная причина – отечественный рынок лизинговых услуг имеет нерешенные проблемы правового, институционального и организационно-технического характера. К сдерживающим факторам можно отнести, в первую очередь, несовершенство законодательной базы осуществления лизинговых сделок, поскольку Закон «О финансовом лизинге», Гражданский, Налоговый и Таможенный кодексы подлежат значительной конкретизации. А также отсутствие современной инфраструктуры рынка лизинговых услуг, включая ограниченность условий для получения необходимой информации; недостаточность современных технологий по организации и проведению более сложных лизинговых операций, в том числе на международном уровне. Казахстан еще не присоединился к международной конвенции «О финансовом лизинге» 1988 года. На рынке присутствуют высокие риски, ограничены сроки финансирования при высоком уровне при высоком уровне первоначального взноса и стоимости ресурсов. Отсутствует методика оперативной оценки эффективности лизингового инвестиционного проекта. Лизинговые компании недостаточно полно изучают потребности различных производителей и регионов республики в оборудовании и технологиях. При этом у многих субъектов мелкого и среднего бизнеса нет понимания выгодности и перспективности лизинга. Как показывает практика, лизинговые операции будут привлекательны и эффективны для всех участников лишь при наличии качественного бизнес-плана, составления которого пока представляется многим проблемным.

Учитывая зарубежный опыт, можно предположить, что дальнейшее развитие должен получить оперативный лизинг. В этом случае лизингополучатель возвращает оборудование его владельцу по истечении срока лизинга, а лизингодатель получает основной доход именно при реализации этого оборудования на вторичном рынке. Должны произойти секъюритизация лизинговых обязательств, эмиссия ценных бумаг на базе договоров лизинга, организация долевого финансирования со стороны поставщиков, а также лизинговые операции.

На нынешнем этапе экономического развития Казахстана одним из оптимальных вариантов диверсификации кредитного и предпринимательского риска является проведение комбинированной товарно-денежной схемы лизинговых операций, где в качестве инвесторов одновременно выступают три субъекта лизинга: производитель, банк, лизингополучатель. Значительный импульс развитию лизинга, возможно, придаст опыт использования государством механизма лизинга в авиационной отрасли и в сельском хозяйстве.

Пример. Национальная акционерная компания "Казахстан aye жолы" разработала концепцию развития авиакомпании до 2000 года, в основе которой лежат воп­росы создания совместных предприятий с зарубежными компаниями, эксплуатации авиационной техники на арендной основе. С 1993 г. авиакомпания начала реали­зацию программы коренного обновления своего самолет­ного парка. В 1994 г. Казахстан приобрел у России три Ил-86, один Ту-154М и четыре Як-42. В настоящее вре­мя сложилась крайняя степень износа наземной и авиа­ционной техники. Выяснилось, что до 1998 г. 75% основного парка авиатехники республики подлежит списанию. К 2000 году имеющиеся у нас самолеты Ту-154, Ту-134, Як-40 и Ан-24 почти полностью отработают свои ресурсы. Поэтому текущей задачей авиакомпании является обновление авиационной техники. Проблема будет решаться путем создания СП, эксплуатации пере­довой авиационной техники на условиях аренды или лизинга, так как на покупку самолетов государство и авиакомпания не имеют достаточных средств. Ныне продолжаются налаживаться связи с республиками быв­шего Союза, восстанавливаются рейсы в Таллинн, Виль­нюс, Минск, Киев.

Подписываются межправительственные соглашения по авиасообщению со странами дальнего зарубежья. За год было открыто 10 представительств компании за ру­бежом: в Ганновере, во Франкфурте, Цюрихе, Вене, Те­геране, Стамбуле, Дели, Урумчи, Пекине. Готовятся соглашения с ОАЭ, Францией.

Авиаторы республики работают над открытием меж­дународных рейсов (из Петропавловска, Астаны, Усть-Каменогорска, Павлодара, Шымкента и Караганды). Поэтому республике нужны мощные авиалайнеры, спо­собные преодолевать большие расстояния и обеспечива­ющие высокий уровень комфорта пассажирам на меж­дународных и внутренних авиалиниях.

Крайняя степень изношенности техники и постоян­ный рост цен на энергоносители привели к резкому сни­жению объема авиаперевозок на внутреннем рынке. Так, если в 1990 г. авиакомпания перевезла 8,6 млн. пассажиров, 48 тыс. тонн груза, 23 тыс. тонн почты, то уже в 1993 г. перевозка пассажиров и грузов сократилась более чем в два раза, почты — в 16 раз, обработка сельхозплощадей — в 3 раза. В 1994 г. объем внутренних пе­ревозок сократился в 5—6 раз.

Одним из источников роста цен на авиабилеты явля­ется высокая энергоемкость российских самолетов. Са­молеты западного производства значительно вместимее, комфортабельнее, экономичнее. Отсюда вытекает вывод, что Казахстану выгоднее закупать или брать в аренду самолеты зарубежных фирм. В 1994 году НАК "Казахстан aye жолы" закупила на условиях лизинга в США 4 самолета "Боинг-767". Кроме того, чтобы заработать валюту на внешнем рынке, значительное количество самолетов Ан-24 (8 единиц) со сменными экипажами отданы наци­ональной авиакомпанией, то есть в Казахстане развивается экспортный лизинг по­держанных самолетов. [11, с.24]

 

 

2.3 Анализ лизинговой деятельности в Казахстане на примере АО «БТА»

 

АО "Банк ТуранАлем" (БТА) – системообразующий банк Казахстана и лидер по созданию банковской сети в странах СНГ. БТА уверенно занимает лидирующие позиции в Казахстане среди банков второго уровня по величине активов и собственного капитала.

АО "Банк ТуранАлем" оказывает юридическим лицам услуги финансового лизинга через дочернюю компанию.

Предметом лизинга могут быть здания, сооружения, машины, оборудование, инвентарь, транспортные средства, земельные участки и любые другие основные средства, используемые в предпринимательских целях. Предметом лизинга не могут быть ценные бумаги и природные ресурсы.

Лизинговая сделка происходит следующим образом. Клиент обращается в банк с заявкой на финансовый лизинг и предоставляет необходимый пакет документов. Банк проводит экспертизу финансового состояния клиента (срок экспертиза до 14 дней). В случае положительной экспертизы, банк производит поиск поставщиков. Клиент выбирает поставщика предмета лизинга. Между клиентом и банком заключается договор финансового лизинга. Одновременно заключается договор купли-продажи предмета лизинга. Банк производит оплату по договору купли-продажи. Поставщик поставляет предмет лизинга клиенту. Клиент, после получения предмета лизинга в эксплуатацию, осуществляет погашение лизинговых платежей согласно договору финансового лизинга.

После исполнения клиентом своих обязательств по договору финансового лизинга, банк передает право собственности на предмет лизинга клиенту.

Информация о работе Лизинг в Казахстане