Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 23:43, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучение и выявление путей и приоритетных направлений лизинговой деятельности в Казахстане и его дальнейшего развития.
Основная задача данной курсовой работы рассмотрение сущности лизинга и его основных форм, а также изучение развития лизингового бизнеса в Республике Казахстан.
Задачи курсовой работы:
7. Развитие маркетинговых исследований в области лизинговых отношений по всем отраслям промышленности, особенно в области сельскохозяйственного производства:
-изучение платежеспособного спроса сельхозформирований на технику и навесное оборудование к ней;
-проведение рабочих совещаний при непосредственном участии акимов районов и представителей территориальных комитетов МСХ;
-доведение информации до сельчан о предложениях и возможностях компании;
-предоставление полной информации участникам совещаний о пакете документов, необходимых для подачи заявки на приобретение в лизинг сельскохозяйственной техники.
8. Создание и финансирование машинно-технологических станций (сервис-центров), с выделением на эти цели средств из республиканского бюджета.
9. Обеспечение доступности лизинговых проектов большинству сельхозформирований Республики Казахстан (крестьянским и фермерским хозяйствам).
10. Обновление машинно-тракторного парка.
11. Развитие финансового лизинга технологического и перерабатывающего оборудования для аграрного сектора вкупе с пищевой промышленностью.
12. Развитие конкурентной борьбы на рынке лизинговых услуг.
13. Развитие лизинга пассажирского и легкового автотранспорта, технологического оборудования для нефтяной, горнодобывающей и др. отраслей.
14. Повышение качества лизинговых услуг.
15. Снижение процентных ставок вознаграждения по лизингу.
16. Развитие сотрудничества с Агентством США по международному развитию (ЮСАИД) и Международной финансовой корпорацией (МФК) в области лизинга.
17. Развитие сублизинга, особенно для мелких крестьянских хозяйств.
18. Привлечение инвестиций в страну через развитие международного лизинга. Это возможно, например, путем освобождения международного лизинга от налога у источника выплаты.
19. Привлечение инвестиций самими лизинговыми компаниями.
20. Внедрение механизма ускоренной амортизации для лизингополучателя. Решение этой задачи привлекательности лизинга для лизингополучателя возможно только при соответствующей амортизационной политике. [10, с.33]
В последние годы государство принимает различные меры, направленные на активизацию деятельности банков по кредитованию реального сектора экономики, включая малый бизнес и сельское хозяйство. Весомая роль в решении этих вопросов отводится использованию финансового лизинга, благодаря которому предприятия имеют возможность получать необходимую финансовую и материальную поддержку для технического перевооружения производства, даже при отсутствии и них залогового имущества.
Однако пока, отмечается некоторая пассивность банков второго уровня в финансировании лизинговых сделок, которую можно объяснить несколькими обстоятельствами. Во-первых, банки ведут многоплановую деятельность с учетом собственной кредитной политики, которая не всегда может включать вопросы финансового лизинга.
Во-вторых, определенная часть банков по-прежнему предпочитает получать доходы от операций, не связанных с финансированием производственной деятельности. А отсутствие четких процедур организации и проведения лизинга в различных отраслях производства пока не позволяет банкам разработать соответствующие стандарты его обслуживания и определить эффективность своего участия в них. Проведение лизинговых сделок пока сопряжено с множеством дополнительных формальностей. В их числе требование о государственной регистрации договора финансового лизинга движимого имущества, выполнение условий по сертификации и стандартизации приобретаемого оборудования, когда оно поступает из-за рубежа, проблемы правильного отражения в бухгалтерском учете объекта лизинга. Значителен и круг участников (прямых и косвенных) лизинговых отношений, от добросовестности и платежеспособности которых зависит выполнения цепочки обязательств. Но, несмотря на всевозможные сложности в оформлении документов, производители заинтересованы в участии в лизинговых сделках.
Кредитная активность коммерческих банков республики в целом достаточно высока и имеет постоянную тенденцию к увеличению. Значительная часть кредитов, выдаваемых банками, поступает в такие отрасли экономики, как промышленность и торговля. Их удельный вес в общем объеме кредитов экономике на первое августа текущего года составляет соответственно 33,4% и 29,8. Доля кредитов, выданных на эту дату субъектам малого предпринимательства, составляет 23,5%. В 2007 году банками второго уровня было выдано кредитов на приобретение основных средств на сумму 27 717,6 млн. тенге, в 2008 году – на 40 954,8 млн. тенге, а на 1 августа 2009 года – на 57 216,2 млн. тенге. Удельный вес кредитов, предоставленных на пополнение оборотных средств предприятий, за эти же годы соответственно составил 61,5%, 64,4%, и более 63,5%.
По данным Министерства финансов, на обновление основных фондов предприятий потребуется не менее 800 млрд. тенге инвестиций, что почти в двое превышает объемы всех выданных банками кредитов за истекший год.
Степень износа оборудования на промышленных предприятиях составляет 40-70 % и выше. Ежегодно в республике обновляется лишь 0,8 – 1,2 основных производственных фондов, в то время как в развитых странах эти показатели составляют 6 - 8 %. Значительная часть инвестиций в основной капитал финансируется за счет собственных и привлеченных средств предприятий. Национальная банковская система в ближайшие годы объективно не имеет возможности полностью удовлетворить потребность экономики в кредитах. Капитал банковской системы, достаточный для обслуживания нормального воспроизводственного процесса, согласно мировой практике должен составлять 6 – 7 % от ВВП.
Имеются и другие проблемы отсутствие прозрачности финансовой деятельности большинства предприятий, низкий уровень их менеджмента, отсутствие надежной системы защиты прав кредиторов. Повышенная рискованность кредитных операций для банков обусловлена отсутствием легальных возможности получения полных и достоверных данных о потенциальном заемщике, позволяющих адекватно оценить его кредитоспособность.
На инвестиционную активность банков в значительной степени может повлиять ожидаемый переход всех предприятий на международные стандарты финансового учета и отчетности, создание эффективной системы идентификации их деловой и финансовой репутации, собственников и менеджеров этих организаций.
Условием взаимной открытости кредиторов и заемщиков является создание государственного кредитного бюро, накапливающего и представляющего заинтересованным лицам достоверную информацию о потенциальных заемщиках, включая недобросовестных. С этой целью Национальный банк разработал проект Закона «О кредитном бюро», который подлежит рассмотрению Правительством и соответствующими министерствами. [11, с.56]
На сегодняшний день лизинг, включая финансовый, остается недостаточно востребованным в Казахстане, хотя использование этого финансового инструмента позволит решить многие проблемы развития экономики и социальной политики. Основная причина – отечественный рынок лизинговых услуг имеет нерешенные проблемы правового, институционального и организационно-технического характера. К сдерживающим факторам можно отнести, в первую очередь, несовершенство законодательной базы осуществления лизинговых сделок, поскольку Закон «О финансовом лизинге», Гражданский, Налоговый и Таможенный кодексы подлежат значительной конкретизации. А также отсутствие современной инфраструктуры рынка лизинговых услуг, включая ограниченность условий для получения необходимой информации; недостаточность современных технологий по организации и проведению более сложных лизинговых операций, в том числе на международном уровне. Казахстан еще не присоединился к международной конвенции «О финансовом лизинге» 1988 года. На рынке присутствуют высокие риски, ограничены сроки финансирования при высоком уровне при высоком уровне первоначального взноса и стоимости ресурсов. Отсутствует методика оперативной оценки эффективности лизингового инвестиционного проекта. Лизинговые компании недостаточно полно изучают потребности различных производителей и регионов республики в оборудовании и технологиях. При этом у многих субъектов мелкого и среднего бизнеса нет понимания выгодности и перспективности лизинга. Как показывает практика, лизинговые операции будут привлекательны и эффективны для всех участников лишь при наличии качественного бизнес-плана, составления которого пока представляется многим проблемным.
Учитывая зарубежный опыт, можно предположить, что дальнейшее развитие должен получить оперативный лизинг. В этом случае лизингополучатель возвращает оборудование его владельцу по истечении срока лизинга, а лизингодатель получает основной доход именно при реализации этого оборудования на вторичном рынке. Должны произойти секъюритизация лизинговых обязательств, эмиссия ценных бумаг на базе договоров лизинга, организация долевого финансирования со стороны поставщиков, а также лизинговые операции.
На нынешнем этапе экономического развития Казахстана одним из оптимальных вариантов диверсификации кредитного и предпринимательского риска является проведение комбинированной товарно-денежной схемы лизинговых операций, где в качестве инвесторов одновременно выступают три субъекта лизинга: производитель, банк, лизингополучатель. Значительный импульс развитию лизинга, возможно, придаст опыт использования государством механизма лизинга в авиационной отрасли и в сельском хозяйстве.
Пример. Национальная акционерная компания "Казахстан aye жолы" разработала концепцию развития авиакомпании до 2000 года, в основе которой лежат вопросы создания совместных предприятий с зарубежными компаниями, эксплуатации авиационной техники на арендной основе. С 1993 г. авиакомпания начала реализацию программы коренного обновления своего самолетного парка. В 1994 г. Казахстан приобрел у России три Ил-86, один Ту-154М и четыре Як-42. В настоящее время сложилась крайняя степень износа наземной и авиационной техники. Выяснилось, что до 1998 г. 75% основного парка авиатехники республики подлежит списанию. К 2000 году имеющиеся у нас самолеты Ту-154, Ту-134, Як-40 и Ан-24 почти полностью отработают свои ресурсы. Поэтому текущей задачей авиакомпании является обновление авиационной техники. Проблема будет решаться путем создания СП, эксплуатации передовой авиационной техники на условиях аренды или лизинга, так как на покупку самолетов государство и авиакомпания не имеют достаточных средств. Ныне продолжаются налаживаться связи с республиками бывшего Союза, восстанавливаются рейсы в Таллинн, Вильнюс, Минск, Киев.
Подписываются межправительственные соглашения по авиасообщению со странами дальнего зарубежья. За год было открыто 10 представительств компании за рубежом: в Ганновере, во Франкфурте, Цюрихе, Вене, Тегеране, Стамбуле, Дели, Урумчи, Пекине. Готовятся соглашения с ОАЭ, Францией.
Авиаторы республики работают над открытием международных рейсов (из Петропавловска, Астаны, Усть-Каменогорска, Павлодара, Шымкента и Караганды). Поэтому республике нужны мощные авиалайнеры, способные преодолевать большие расстояния и обеспечивающие высокий уровень комфорта пассажирам на международных и внутренних авиалиниях.
Крайняя степень изношенности техники и постоянный рост цен на энергоносители привели к резкому снижению объема авиаперевозок на внутреннем рынке. Так, если в 1990 г. авиакомпания перевезла 8,6 млн. пассажиров, 48 тыс. тонн груза, 23 тыс. тонн почты, то уже в 1993 г. перевозка пассажиров и грузов сократилась более чем в два раза, почты — в 16 раз, обработка сельхозплощадей — в 3 раза. В 1994 г. объем внутренних перевозок сократился в 5—6 раз.
Одним из источников роста цен на авиабилеты является высокая энергоемкость российских самолетов. Самолеты западного производства значительно вместимее, комфортабельнее, экономичнее. Отсюда вытекает вывод, что Казахстану выгоднее закупать или брать в аренду самолеты зарубежных фирм. В 1994 году НАК "Казахстан aye жолы" закупила на условиях лизинга в США 4 самолета "Боинг-767". Кроме того, чтобы заработать валюту на внешнем рынке, значительное количество самолетов Ан-24 (8 единиц) со сменными экипажами отданы национальной авиакомпанией, то есть в Казахстане развивается экспортный лизинг подержанных самолетов. [11, с.24]
АО "Банк ТуранАлем" (БТА) – системообразующий банк Казахстана и лидер по созданию банковской сети в странах СНГ. БТА уверенно занимает лидирующие позиции в Казахстане среди банков второго уровня по величине активов и собственного капитала.
АО "Банк ТуранАлем" оказывает юридическим лицам услуги финансового лизинга через дочернюю компанию.
Предметом лизинга могут быть здания, сооружения, машины, оборудование, инвентарь, транспортные средства, земельные участки и любые другие основные средства, используемые в предпринимательских целях. Предметом лизинга не могут быть ценные бумаги и природные ресурсы.
Лизинговая сделка происходит следующим образом. Клиент обращается в банк с заявкой на финансовый лизинг и предоставляет необходимый пакет документов. Банк проводит экспертизу финансового состояния клиента (срок экспертиза до 14 дней). В случае положительной экспертизы, банк производит поиск поставщиков. Клиент выбирает поставщика предмета лизинга. Между клиентом и банком заключается договор финансового лизинга. Одновременно заключается договор купли-продажи предмета лизинга. Банк производит оплату по договору купли-продажи. Поставщик поставляет предмет лизинга клиенту. Клиент, после получения предмета лизинга в эксплуатацию, осуществляет погашение лизинговых платежей согласно договору финансового лизинга.
После исполнения клиентом своих обязательств по договору финансового лизинга, банк передает право собственности на предмет лизинга клиенту.