Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 23:43, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучение и выявление путей и приоритетных направлений лизинговой деятельности в Казахстане и его дальнейшего развития.
Основная задача данной курсовой работы рассмотрение сущности лизинга и его основных форм, а также изучение развития лизингового бизнеса в Республике Казахстан.
Задачи курсовой работы:
На первом этапе для большинства банков были характерны попытки осуществления лизинговых сделок, в которых они непосредственно выступали в роли лизингополучателя. Это вносило изменения в структуру банков — выделялись самостоятельные подразделения либо секторы лизинга в их инвестиционных департаментах и управлениях. Однако широкого развития на этом этапе лизинг не получил.
Анализ полувековой истории развития мирового лизингового рынка позволяет говорить о четырех основных вариантах организации лизинга:
- лизинговые службы, созданные в структуре банков;
- универсальные лизинговые компании, создаваемые банками;
- специализированные лизинговые компании, создаваемые крупными производителями машин и оборудования, и лизингующими часть своей продукции;
- лизинговые компании, создаваемые крупными фирмами, специализирующимися на поставке и обслуживании техники.
В Казахстанских условиях выделяется еще два варианта организации лизинга: лизинговые компании, создаваемые как дочерние предприятия банков второго уровня («БТА - лизинг», «Халык - лизинг» и др) и лизинговые компании, созданные иностранными инвесторами.
В Казахстане организация лизинга, в которой лизингодателем выступает банк, была характерна для этапа становления рынка лизинговых услуг. Однако широкого развития на этом этапе лизинг пока не получил. Это объясняется рядом причин:
1. Для банков (в основном средних и мелких) всегда является обременительным введение нового департамента в свою и без того сложную организационную структуру.
2. Специфика лизинговой деятельности трудно “ вписывается ” в деятельность банка. Нужна специальная квалифицированная экспертиза, новые маркетологи, менеджеры.
3. Неудобства в бухгалтерском учете, связанные с обобщением информации о лизинговом имуществе, амортизации лизингового имущества, лизинговых платежей.
Тем не менее, привлекательность лизинга как инструмента для осуществления инвестиционной деятельности, снижающего риски, продолжает интересовать финансовые институты, которые начали искать оптимальные пути и формы его применения.
Первоочередная проблема, решаемая любой лизинговой компанией, — поиск стабильных источников финансовых ресурсов для закупки лизингуемого оборудования. Эта проблема автоматически решается в лизинговых компаниях, созданных при участии коммерческих банков.
Причиной широкого распространения лизинга является ряд его преимуществ перед обычной ссудой:
1. Лизинг предполагает 100%-ное кредитование и не требует немедленного начала платежей. При использовании обычного кредита для покупки имущества предприятие должно около 15% стоимости покупки оплачивать из собственных средств. При лизинге контракт заключается на полную стоимость имущества. Арендные платежи обычно начинаются после поставки имущества арендатору либо позже.
2. Мелким и средним предприятиям проще получить контракт по лизингу, чем ссуду. Некоторые лизинговые компании даже не требуют от арендатора никаких дополнительных гарантий, так как предполагается, что обеспечением сделки является само оборудование. При невыполнении арендатором своих обязательств лизинговая компания сразу же забирает свое имущество.
3. Лизинговое соглашение более гибко, чем ссуда, поскольку предоставляет возможность выработать удобную для покупателя схему финансирования. Ссуда всегда предполагает ограниченные сроки и размеры погашения. Лизинговые платежи по договоренности сторон могут быть ежемесячными, ежеквартальными и т.д., а суммы платежей - отличаться друг от друга. Ставка может быть фиксированной и плавающей. Иногда погашение может осуществляться после получения выручки от реализации товаров, произведенных на оборудовании, взятом в лизинг, или может быть прокомпенсировано встречной услугой, что позволяет предприятиям без резкого финансового напряжения обновлять производственные фонды. Арендная плата относится на издержки производства и снижает у лизингополучателя налогооблагаемую прибыль.
4. Риск устаревания оборудования целиком ложится на арендодателя. Арендатор имеет возможность постепенного обновления своего парка оборудования.
5. Достаточно простой учет арендуемого имущества. Основными принципами Евролиза по учету лизинговых операций является опубликование арендатором своих финансовых обязательств, вытекающих из лизинговых отношений, и проведение учета и амортизации лизингуемого имущества по балансу предприятия. Цифровая информация по обязательствам на дату составления баланса может быть представлена в форме приложения к балансу. При этом следует отобразить: сумму арендных платежей в данном финансовом году; общую сумму арендных платежей за период контракта и их текущую стоимость на дату составления баланса.
Во многих странах законодательство устанавливает для предприятий обязательное соотношение собственного и заемного капиталов. Так как имущество по лизинговому соглашению учитывается по балансу арендодателя, то арендатор может расширить свои производственные мощности, не затронув этого соотношения:
1. Платежи по лизингу ведутся из суммы прибыли от используемого оборудования и не подлежат налогообложения, так как являются арендной платой. Банк может изменять размер взносов, чтобы улучшить использование финансовых ресурсов арендатора. Сумма платежей по лизингу фиксируется при подписании договора и не зависит от колебаний валютного курса и изменений банковского процента по долгосрочному кредитованию.
2. При международных лизинговых операциях арендатор получает налоговые льготы страны арендодателя, что проявляется в снижении выплат, а также дополнительные услуги (в основном при оперативном лизинге) арендодателя или его представителей (техническое обслуживание и ремонт арендуемого оборудования, консультации по его эксплуатации, передача ноу-хау, поставка запчастей и пр.).
3. Международный Валютный Фонд не учитывает сумму лизинговых сделок в подсчете национальной задолженности, т.е. существует возможность превысить лимиты кредитной задолженности, устанавливаемой Фондом по отдельным странам.
Но лизинговым операциям присущи и недостатки:
1. арендатор не выигрывает на повышении остаточной стоимости оборудования (в частности из-за инфляции);
2. если это финансовый лизинг, а научно-технический прогресс делает изделие устаревшим, тем не менее арендные платежи не прекращаются до конца контракта;
3. сложность организации;
4. стоимость лизинга больше ссуды, но нельзя забывать, что риск устаревшего оборудования ложится на арендодателя, а потому он берет большую комиссию для компенсации.
Лизинг может быть построен на налоговой и неналоговой основе. Неналоговый лизинг - это примерно то же, что и обычная ссуда, хотя какие-то другие аспекты могут сделать эту операцию более привлекательной по сравнению с традиционным займом. Лизинг на налоговой основе, который составляет большую часть лизингового бизнеса, предоставляет арендатору дополнительные выгоды через более низкую процентную ставку, чем при обычном займе. Поскольку право собственности остается за арендодателем, то он имеет возможность частично компенсировать стоимость его приобретения через свой налоговый лист с помощью льгот по амортизации, инвестиционных льгот и затем поделить эти преимущества с арендатором через более низкие арендные платежи. Часто предприятия с низким уровнем доходов не могут воспользоваться своими налоговыми льготами и, арендуя имущество, передают эти льготы арендодателю, который в свою очередь снижает за это процентную ставку. Лизинг на налоговой основе требует от арендодателя довольно большого уровня налогооблагаемой прибыли, как и финансовых ресурсов. Поэтому многие арендодатели являются специализированными компаниями-филиалами других банков и банковских групп и крупных корпораций типа “Форд Мотор Кредит”, “Шелл лизинг”, ИБМ, “Крайслер Файнэншл” и др.
Если предприниматель имеет выбор - либо купить оборудование с помощью ссуды, либо взять его в лизинг, - то ему необходимо сравнить затраты по каждому способу кредитования. В таких случаях неизбежно возникает вопрос о принципе, исходя из которого производится это сравнение, так как платежи одинаковых размеров, но различающиеся во времени, совсем не однозначны. Таким принципом становится финансовая эквивалентность платежей. Эквивалентными считают такие платежи, которые, будучи приведенными к одному и тому же моменту времени, равны. Процесс приведения называют дисконтированием, а полученную сумму чистой текущей стоимостью. [7, с.15]
В мировой практике чистая текущая стоимость платежей используется по формуле (1):
ТС = БС * Кt,
где ТС - текущая стоимость;
БС - будущая стоимость;
Кt - коэффициент дисконтирования;
где Е - норматив приведения ко времени (процент дисконтирования);
t - номер года расчетного периода.
Чтобы сравнить два варианта финансирования, надо в каждом подсчитать чистую текущую стоимость и учесть при этом:
1. налоговые льготы в каждом случае;
2. если объект не является собственностью, то нельзя использовать амортизационные льготы;
3. если объект покупается, то фирма должна оплачивать расходы по техобслуживанию (во многих странах эти расходы вычитаются из налогооблагаемой прибыли), а если объект лизингуется, то это зависит от конкретного соглашения;
4. так как объект не принадлежит арендатору, то он теряет право на остаточную стоимость.
Рассмотрим пример. Пусть одной из компаний США требуется оборудование стоимостью 100 000 долл. Оно будет использоваться 5 лет. После этого остаточная стоимость будет равна примерно 15000 долл. Производитель предлагает комиссию за техобслуживание в размере 5000 долл. в год. Компания США относится к 40%-ной категории плательщика налогов. Если финансовый директор купит оборудование, то банк ссудит корпорации 85000 долл. на условиях 15% (годовой платеж в течение 5 лет). Арендодатель берет на себя техобслуживание.
Для сравнительного анализа необходимо составить два графика:
1. график платежей по ссуде (чтобы вычесть сумму процентного налогооблагаемого дохода);
2. график амортизационных отчислений (чтобы вычесть их из налогооблагаемого дохода).
В данном примере лизинг гораздо выгоднее, чем ссуда:
73947 - 60677 = 13270.
Расчет, а, следовательно, и принятое решение зависят в значительной мере от того, какой процент дисконтирования выберет финансовый директор. Вообще финансовые директора стараются увязать процент дисконтирования с уровнем риском и движения наличности. Во всех практических случаях при выборе “лизинг или покупка” риск примерно одинаков. Это объясняется тем, что все движение денежной наличности основано на договорах. Например, плата за техническое обслуживание осуществляется на основе договора с производителем, плата по ссуде - на основе договора с банком. Процентный и амортизационный налоговые щиты существуют, пока имеется прибыль для “защиты”. Платежи по лизингу базируются на основе договора с арендодателем. Поскольку все эти потоки наличности основаны на договорах, то разумно рассматривать их настолько рискованными, насколько банк учитывает риск неплатежа по корпорациям. Единственный поток наличности, который может отличаться по риску, - это ликвидационная стоимость. Та же посленалоговая процентная ставка была использована потому, что финансовый директор рассматривал остаточную стоимость (при выборе покупки) по лизингу как оценку ликвидационной стоимости. Длительное время при решении задачи “лизинг или покупка” использовался другой процент дисконтирования, например норма издержек на используемый капитал (норма, которая обычно применяется для оценки планируемых капиталовложений) при дисконтировании ликвидационной стоимости оборудования. В настоящее время, тем не менее, обычно применяется один и тот же процент дисконтирования для всех денежных потоков. [8, с.36]
Чтобы проследить зависимость уровня затрат от выбора процента дисконтирования, рассмотрим график (рисунок 1).
Рисунок 1 Сравнение на базе чистой текущей стоимости
Как видим, на промежутке АБ наименьшие затраты будут при покупке оборудования за наличные деньги; на промежутке БВ выгоднее купить оборудование с использованием ссуды, а на промежутке ВГ разумнее прибегнуть к финансированию с помощью лизинга [9, с.14].
2. Развитие лизингового бизнеса в Республике Казахстан
2.1. Основы развития лизинговых отношений в РК
В настоящее время лизинг и лизинговые отношения в Республике Казахстан являются наиболее развитыми, если сравнивать с другими странами региона Центральной Азии. Однако нет предела совершенству, и можно совершенствовать и улучшать и эту сферу. Дальнейшее развитие лизинговых отношений должно идти следующими путями:
1. Дальнейшее развитие финансовой основы лизинговых отношений:
-расширение перечня оборудования, импорт которого освобождается от НДС при импорте и дальнейшей передаче в лизинг;
-пересмотр пруденциального норматива для банков при кредитовании лизинговых компаний;
-снятие ограничений по применению налоговых льгот в отношении сделок сублизинга;
-внесение изменений в «Правила государственной регистрации транспортных средств и прицепов к ним в Республике Казахстан», утвержденных приказом Министерства внутренних дел Республики Казахстан от 12 октября 1998 г. № 343 с учетом появления нового механизма приобретения автотранспорта, как финансовый лизинг;
-предоставление права ускоренной амортизации для лизингополучателей на весь срок эксплуатации основных средств.
2. Стабилизация денежной единицы государства.
3. Совершенствование законодательной базы в области лизинга.
4. Привлечение инвестиций в крупные лизинговые проекты.
5. Развитие страховой деятельности в государстве вообще и в области лизинговых отношений в частности.
6. Развитие собственной производственной базы во всех отраслях промышленности.