Леверидж и его роль в финансовом менеджменте

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 18:33, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является определение эффективности операционного и финансового рычагов, определить понятие порога рентабельности.
Основываясь на цели работы, были установлены следующие задачи:
- выявить определение финансового рычага и показать возможности расчета его эффективности;
- установить определение операционного рычага и показать возможности расчета его эффективность;
- установить определение порога рентабельности.

Содержание

Введение
Обзор литературы
Роль левериджа в финансовом менеджменте предприятия и его оценка
2.1 Понятие левериджа и его значение
2.2 Производственный леверидж как инструмент для управления прибылью от продаж
2.3 Оценка и границы применения финансового левериджа
2.4 Понятие порога рентабельности и его значение для предприятия
Выводы и предложения
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ.doc

— 171.50 Кб (Скачать)

     а) для банкира – возрастает риск невозмещения кредита:

     б) для инвестора – возрастает риск падения дивиденда и курса  акций.

     Т.о. первая концепция расчета эффекта позволяет определить безопасную величину и условия кредита, вторая концепция позволяет определить степень финансового риска, и используется для расчета совокупного риска предприятия.

     Рассмотрим  два варианта финансирования предприятия  – из собственных средств и с использованием собственных средств и заемного капитала. Предположим, что уровень рентабельности активов (РА) составляет 20%. Во втором варианте за счет использования заемных средств получен эффект финансового левереджа (рычага) – повысилась рентабельность собственного капитала. 

     Таблица 2 - Расчет рентабельности собственного капитала

Показатели Вариант 1 Вариант 2
Валюта  баланса 1`000`000 руб. 1`000`000 руб.
Структура пассивов:

Собственный капитал

Заемный капитал

1`000`000 руб. – 100%

нет

500`000 руб. –  50%

500`000 руб.  – 50%

Чистая  прибыль за период 200`000 руб. 200`000 руб.
Плата за заемный капитал (I = 15%) нет 75`000 руб.
Рентабельность  активов РА = 200/1`000 = 20% РА = 200/1`000 = 20%
Рентабельность  собственного капитала РСК = 200/1`000 = 20% РСК = (200 – 75)/500 = 25%
 

     Решение об использовании заемных средств  в той или иной пропорции составляет предмет финансового левериджа. Возможность управления источниками  финансирования для повышения рентабельности собственного капитала измеряется показателем «уровень финансового левериджа».

     Уровень финансового левериджа – это соотношение темпа прироста чистой прибыли к темпу прироста валового дохода, характеризует чувствительность, возможность управления чистой прибылью[8 c.363].

     Уровень финансового левериджа возрастает при увеличении доли заемного капитала в структуре активов. Но, с другой стороны, большой финансовый «рычаг» означает высокий риск потери финансовой устойчивости:

     С ростом уровня финансового  левериджа возрастает леверажный риск.

     Леверажный (финансовый риск) – это возможность попасть в зависимость от кредитов и займов в случае не достатка средств для расчетов по кредитам, это риск потери ликвидности/финансовой устойчивости[6 c.127]. 

     2.4 Понятие порога рентабельности и его значение для предприятия

     Каждое  предприятие в своей коммерческой деятельности стремиться получить наибольшую прибыль и снизить свои издержки. Чтобы организация была прибыльной, ее деятельность должна быть рентабельной, т.е. выручка от реализации производимой (или продаваемой, если это торговое предприятие) фирмой продукции должна компенсировать издержки и затраты предприятия.

     Расчет  показателей порога рентабельности и запаса финансовой прочности позволяет  руководству организации понять, какой объем продукции ему  необходимо выпустить и продать, чтобы выйти в "ноль", т.е. полностью  окупить свои затраты. Далее, на основе этих расчетных данных, руководство фирмы может планировать выпуск продукции и цены реализации для того, чтобы получить ту прибыль, на которую организация рассчитывает. Запас финансовой прочности позволяет оценить, насколько предприятие далеко ушло от порога рентабельности в зону прибыли. Чем больше запас финансовой прочности, тем предприятие более подготовлено к различным неблагоприятным экономическим явлениям. В случае каких-либо непредвиденных сбоев в работе организации, или же ухудшения состояния внешней среды – у фирмы есть шанс остаться в зоне прибыли или же убытки будут меньше чем они могли бы быть, если бы организация была близка к зоне убыточности и запас финансовой прочности был бы небольшим.

     Далее в работе будет более подробно описано значение порога рентабельности и запаса финансовой прочности, а также методы их расчетов.

     Порог рентабельности (точка безубыточности, критическая точка, критический  объем производства (реализации)) –  это такой объем продаж фирмы, при котором выручка от продаж полностью покрывает все расходы на производство и реализацию продукции. Для определения этой точки независимо от применяемой методики необходимо прежде всего разделить прогнозируемые затраты на постоянные и переменные.

     Практическая  польза от предложенного разделения затрат на постоянные и переменные (величиной смешанных затрат можно пренебречь или пропорционально отнести их к постоянным и переменным затратам) заключается в следующем:

     Во-первых, можно определить точно условия  прекращения производства фирмой (если фирма не окупает средних переменных затрат, то она должна прекратить производить).

     Во-вторых, можно решить проблему максимизации прибыли и рационализации ее динамики при данных параметрах фирмы за счет относительного сокращения тех или  иных затрат.

     В-третьих, такое деление затрат позволяет определить минимальный объем производства и реализации продукции, при котором достигается безубыточность бизнеса (порог рентабельности).

     Для расчета порога рентабельности применяются:

     - математический метод (метод уравнения);

     - метод маржинального дохода (валовой прибыли);

     - графический метод.[11, с. 215]

     Математический  метод (метод уравнения). Для вычисления порога рентабельности сначала записывается формула расчета прибыли предприятия: 

     П = ВР – Зпост. – Зпер, 

     где П – прибыль; ВР – выручка от реализации; Зпост – постоянные затраты;

     Зпер  – переменные затраты

     Или же данная формула может иметь  следующий вид: 

     П = Ц.ед*Х – Зпер.ед*Х – Зпост,  

     где Ц.ед – цена за единицу продукции; Зпер.ед – переменные затраты на единицу продукции; Х – объем реализации в точке безубыточности, шт.

     Затем в левой части уравнения за скобку выносится объем реализации (X), а правая часть - прибыль - приравнивается к нулю (поскольку цель данного расчета - в определении точки, где у предприятия нет прибыли): 

     Х*(Ц.ед – Зпер.ед) – Зпост = 0,  

     При этом в скобках образуется маржинальный доход на единицу продукции маржинальный доход - это разница между выручкой от продаж продукции (работ, услуг, товаров) и переменными издержками. Далее выводится конечная формула для расчета точки равновесия:

     X = Зпост/МДед, 

     где МДед – маржинальный доход на единицу  продукции.

     Метод маржинального дохода (валовой прибыли) является альтернативным математическому методу.

     В состав маржинального дохода входят прибыль и постоянные издержки. Организация так должна реализовать свою продукцию (товар), чтобы полученным маржинальным доходом покрыть постоянные издержки и получить прибыль. Когда получен маржинальный доход, достаточный для покрытия постоянных издержек, достигается точка равновесия.

     Альтернативная формула расчета имеет вид: 

     П = МД – Зпост,  

     Поскольку в точке равновесия прибыли нет, формула преобразуется следующим  образом: 

     МДед*ОР = Зпост,  

     где ОР – объем реализации.

     ОР  будет являться порогом рентабельности. Формула для вычисления порога рентабельности в этом случае будет иметь вид: 

     ПР = Зпост/МДед,  

     Для принятия перспективных решений  полезным оказывается расчет соотношения  маржинального дохода и выручки  от продаж, т.е. определение маржинального  дохода в процентах от выручки. Для  этого выполняют следующий расчет:

     (МД/ВР)*100%, 

     Таким образам, запланировав выручку от продаж продукции, можно определить размер ожидаемого маржинального дохода.

     Необходимо  учитывать, что приведенные выше формулы и проиллюстрированные зависимости справедливы лишь для определенной масштабной базы. Вне этого диапазона анализируемые показатели (совокупные постоянные издержки, цена реализации единицы продукции и удельные переменные затраты) уже не считаются постоянными. Любые результаты расчетов по вышеприведенным формулам и сделанные на основании этих расчетов выводы будут неправильными. [11, с. 218]

     Графический метод. Точку безубыточности можно определить, воспользовавшись данным методом.

     График  состоит из четырех прямых - прямой, описывающей поведение постоянных затрат, переменных затрат, суммарных затрат и выручки (рис. 2.1). 

     

     Рис. 2.1 - График безубыточности 

     На  оси абсцисс откладывается объем  реализации (товарооборот) в натуральных  единицах измерения, на оси ординат  - затраты и доходы в денежной оценке. Точка пересечения прямых суммарных затрат и выручки от реализации будет свидетельствовать о состоянии равновесия.

     Необходимо  иметь в виду, что рассмотренные выше методики анализа могут быть применены лишь при принятии краткосрочных решений. Во-первых, выработка рекомендаций, рассчитанных на длительную перспективу, с их помощью осуществлена быть не может. Во-вторых, анализ безубыточности производства даст надежные результаты при соблюдении следующих условий и соотношений:

     - переменные расходы и выручка  от продаж имеют линейную зависимость от уровня производства;

     - производительность труда не  меняется внутри масштабной базы;

     - удельные переменные затраты  и цены остаются неизменны  в течение всего планового  периода;

     - структура продукции не изменяется  в течение планируемого периода;

     - поведение постоянных и переменных  расходов может быть измерено  точно;

     - на конец анализируемого периода  у предприятия не остается  запасов готовой продукции (или  они несущественны), т.е. объем  продаж соответствует объему  производства.

     Несоблюдение  даже одного из этих условий может  привести к ошибочным результатам.

     Фирма должна обязательно пройти порог  рентабельности и учитывать, что  за периодом увеличения массы прибыли  неизбежно наступит период, когда  для продолжения производства (наращивания выпуска продукции) просто необходимо будет резко увеличить постоянные затраты, следствием чего неизбежно станет сокращение получаемой в краткосрочном периоде прибыли. Принимая конкретное решение об объеме производства продукции, предпринимателю следует считаться с этими выводами.

     Расчет  порога рентабельности рассмотрим на примере:

 

      Исходные данные для определения  порога рентабельности 

Показатели  Исходный вариант  Вариант 10 % роста  выручки 
Выручка от реализации 10 000 11 000
Переменные затраты 8 600 9 460
1. Валовая  маржа  1400 1540
2. Коэффициент валовой маржи 1400/10000 = 0,14 1540/11000 = 0,14
3. Постоянные затраты 1200 1200
4. Порог  рентабельности  1200/0,14 = 8571,4 1200/0,14 = 8571,4
5.1 Запас  финансовой прочности  10000,0 11000,0
5.2 Запас  финансовой прочности, % 8571,4/1428,6 8571,4/2428,6
6. Прибыль  1428,6/10000 х 100 = 14 % 1428,6 х 0,14 = 200 2428,6/11000 х 100 = 22% 2428,6 х 0,14 = 340

Информация о работе Леверидж и его роль в финансовом менеджменте