Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 18:33, курсовая работа
Целью данной работы является определение эффективности операционного и финансового рычагов, определить понятие порога рентабельности.
Основываясь на цели работы, были установлены следующие задачи:
- выявить определение финансового рычага и показать возможности расчета его эффективности;
- установить определение операционного рычага и показать возможности расчета его эффективность;
- установить определение порога рентабельности.
Введение
Обзор литературы
Роль левериджа в финансовом менеджменте предприятия и его оценка
2.1 Понятие левериджа и его значение
2.2 Производственный леверидж как инструмент для управления прибылью от продаж
2.3 Оценка и границы применения финансового левериджа
2.4 Понятие порога рентабельности и его значение для предприятия
Выводы и предложения
Список использованной литературы
В экономике, а точнее в менеджменте под словом леверидж понимают – процесс управления активами и пассивами предприятия, направленный на возрастание (увеличение) прибыли [1 c.130].
Основным результативным показателем служит чистая прибыль компании, которая зависит от многих факторов, и потому возможны различные факторные разложения ее изменения. В частности, ее можно представить как разницу между выручкой и расходами двух основных типов: производственного характера и финансового характера. Они не взаимозаменяемы, однако величиной и долей каждого из этих типов расходов можно управлять. Такое представление факторной структуры прибыли является исключительно важным в условиях рыночной экономики и свободы в финансировании коммерческой организации с помощью кредитов коммерческих банков, значительно различающихся по предлагаемым ими процентным ставкам.
C позиции финансового управления деятельностью коммерческой организации чистая прибыль зависит; во-первых, от того, насколько рационально использованы предоставленные предприятию финансовые ресурсы, т.е. во что они вложены, и, во-вторых, от структуры источников средств.
Первый момент находит отражение в объеме и структуре основных и оборотных средств и эффективности их использования. Основными элементами себестоимости продукции являются переменные и постоянные расходы, причем соотношение между ними может быть различным и определяется технической и технологической политикой, выбранной на предприятии. Изменение структуры себестоимости может существенно повлиять на величину прибыли. Инвестирование в основные средства сопровождается увеличением постоянных расходов и, по крайней мере, теоретически, уменьшением переменных расходов. Однако зависимость носит нелинейный характер, поэтому найти оптимальное сочетание постоянных и переменных расходов нелегко. Вот эта взаимосвязь и характеризуется категорией производственного, или операционного, левериджа, уровень, которого определяет, кроме того, величину ассоциируемого с компанией производственного риска.
Леверидж в приложении к финансовой сфере трактуется как определенный фактор, небольшое изменение которого может привести существенному изменению результирующих показателей.
В финансовом менеджменте различают следующие виды левериджа [6 c.98]:
финансовый
производственный (операционный)
производственно-
Всякое
предприятие является источником риска.
При этом риск возникает на основе
факторов производственного и
2.2 Операционный (производственный) леверидж и его эффект
Операционный (производственный) леверидж зависит от структуры издержек производства и, в частности, от соотношения условно-постоянных и условно-переменных затрат в структуре себестоимости[9 c.135]. Поэтому производственный леверидж характеризует взаимосвязь структуры себестоимости, объема выпуска и продаж и прибыли. Производственный леверидж показывает изменение прибыли в зависимости от изменения объемов продаж.
Операционный леверидж – это потенциальная возможность влиять на балансовую прибыль путем изменения структуры себестоимости и объема выпуска продукции (постоянные и переменные расходы, оптимизация) [5 c.211].
Понятие операционного левериджа связано со структурой себестоимости и, в частности, с соотношением между условно-постоянными и условно-переменными затратами[5 c.212]. Рассмотрение в этом аспекте структуры себестоимости позволяет, во-первых, решать задачу максимизации прибыли за счет относительного сокращения тех или иных расходов при приросте физического объема продаж, а, во-вторых, деление затрат на условно-постоянные и условно-переменные позволяет судить об окупаемости затрат и предоставляет возможность рассчитать запас финансовой прочности предприятия на случай затруднений, осложнений на рынке, в-третьих, дает возможность рассчитать критический объем продаж, покрывающий затраты и обеспечивающий безубыточную деятельность предприятия.
Решение этих задач позволяет прийти к следующему выводу: если предприятие создает определенный объем условно-постоянных расходов, то любое изменение выручки от продаж порождает еще более сильное изменение прибыли. Это явление называется эффектом операционного левериджа.
Например: Допустим в отчетном году выручка от реализации составила 10 млн. руб. при совокупных переменных затратах 8.3 млн.руб. и постоянных затратах 1.5 млн.руб. Прибыль = 0.2 млн.руб.
Предположим, что в плановом году планируется увеличение выручки за счет физического объема продаж на 10%, т.е. 11 млн.руб.
Постоянные расходы = 1.5 млн.руб.
Переменные расходы увеличиваются на 10%, т.е. 8.3*1.1=9.13 млн.руб.
Прибыль от реализации = 0.37 млн.руб., т.е. 11-9.13-1.5.
Темп роста прибыли (370/200)*100 = 185%.
Темп роста выручки = 110%.
На каждый прирост выручки мы имеем прирост прибыли 8.5%, т.е.
ЭОЛ = 85%/10% = 8.5%
Т.о.
силу (эффект) оперативного левериджа
можно рассматривать как
,
,
,
где
Q - физический объем продаж, р –
цена,
– выручка от реализации,
– ставка переменных затрат на выпуск
продукции,
– постоянные затраты
1) ,
2)
Эти
формулы позволяют ответить на вопрос,
насколько чувствителен маржинальный
доход (МД) к изменению объема производства
и продаж, и насколько хватило бы МД
не только на покрытие постоянных расходов,
но и формирование прибыли.
2.3 Особенности финансового левериджа
Финансовый леверидж - это соотношение между облигациями и привилегированными акциями с одной стороны и обыкновенными акциями - с другой [2 c.67-68]. Он является показателем финансовой устойчивости акционерного общества. С другой стороны – это использование долговых обязательств (заемных средств) с целью увеличения ожидаемой прибыли на акционерный капитал. В третьей трактовке финансовый леверидж – это потенциальная возможность влиять на чистую прибыль предприятия путем изменения объема и структуры долгосрочных пассивов: варьированием соотношения собственных и заемных средств для оптимизации процентных выплат [2 c.70]. Вопрос целесообразности использования заемного капитала связан с действием финансового рычага: увеличением доли заемных средств можно повысить рентабельность собственного капитала.
Другими словами финансовый леверидж характеризует взаимосвязь между изменением чистой прибыли и изменением прибыли до выплаты % и налогов.
В
финансовом менеджменте существуют
две концепции расчета и
Первая концепция: Западноевропейская концепция.
Эффект
финансового левериджа трактуют
как приращение к рентабельности
собственного капитала, получаемое благодаря
использованию заемного капитала. Рассмотрим
следующий пример:
Таблица 1
Показатели | Предприятие 1 | Предприятие 2 | Предприятие 3 |
Активы,
тыс. руб.
Пассивы, тыс. руб., в т ч. Собственный капитал (СК) Заемный капитал (ЗК) Прибыль до выплаты % и налогов Экономическая рентабельность активов ЭРА= (БП+%)/Аср.*100 Издержки по выплате % (25%) Чистая прибыль, тыс. руб. ЧП=(БП-S%)*(1-н) Чистая рентабельность СК ЧРСК=ЧП/СКср*100 |
1`000
1`000 1`000 - 400 40% - 400*(1-0,3) =280 280/1`000*100==28% |
1`000
1`000 700 300 400 40% 75 (400-75)*(1-0,3)=227,5 227,5/700*100==32,5% |
1`000
1`000 300 700 400 40% 175 (400-175)*(1-0,3)=157,5 157,5/300*100==52,5% |
Вывод: предприятие 2 и 3 используют собственный капитал более эффективно; об этом свидетельствует показатель чистой рентабельности собственного капитала (ЧРСК), а заемный капитал (ЗК) используют с большей отдачей, чем цена его привлечения. Такую стратегию привлечения заемного капитала называют стратегией спекуляции капитала.
Показатель
прибыли до выплаты % и налогов
является базовым показателем
НРЭИ=БП-S%,
Рассмотрим
влияние финансового левериджа
на чистую рентабельность собственного
капитала для предприятия, использующего
как заемный капитал, так и
собственный капитал, и выведем формулу,
отражающую влияние финансового левериджа
на экономическую рентабельность активов
(ЭРА)[10 c.211]:
Итак, эффект финансового левериджа
(ЭФЛ) по 1 концепции расчета определяется[10
c.220]:
,
где – дифференциал, – плечо рычага.
Вторая концепция: Американская концепция расчета финансового левериджа.
Эта
концепция рассматривает эффект
в виде приращения чистой прибыли (ЧП)
на 1 обыкновенную акцию на приращение
нетто-результата эксплуатации инвестиций
(НРЭИ), то есть этот эффект выражает
прирост чистой прибыли, полученный за
счет приращения НРЭИ[10 c.249]:
;
;
;
;
Из
вышеизложенного следует[10 c.246]:
;
Эта формула показывает степень финансового риска, возникающего в связи с использованием ЗК, поэтому, чем больше сила воздействия финансового левериджа, тем больше финансовый риск, связанный с данным предприятием [5 c. 306]:
Информация о работе Леверидж и его роль в финансовом менеджменте