Леверидж и его роль в финансовом менеджменте

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 18:33, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является определение эффективности операционного и финансового рычагов, определить понятие порога рентабельности.
Основываясь на цели работы, были установлены следующие задачи:
- выявить определение финансового рычага и показать возможности расчета его эффективности;
- установить определение операционного рычага и показать возможности расчета его эффективность;
- установить определение порога рентабельности.

Содержание

Введение
Обзор литературы
Роль левериджа в финансовом менеджменте предприятия и его оценка
2.1 Понятие левериджа и его значение
2.2 Производственный леверидж как инструмент для управления прибылью от продаж
2.3 Оценка и границы применения финансового левериджа
2.4 Понятие порога рентабельности и его значение для предприятия
Выводы и предложения
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ.doc

— 171.50 Кб (Скачать)

     В экономике, а точнее в менеджменте  под словом леверидж понимают – процесс управления активами и пассивами предприятия, направленный на возрастание (увеличение) прибыли [1 c.130].

     Основным  результативным показателем служит чистая прибыль компании, которая зависит от многих факторов, и потому возможны различные факторные разложения ее изменения. В частности, ее можно представить как разницу между выручкой и расходами двух основных типов: производственного характера и финансового характера. Они не взаимозаменяемы, однако величиной и долей каждого из этих типов расходов можно управлять. Такое представление факторной структуры прибыли является исключительно важным в условиях рыночной экономики и свободы в финансировании коммерческой организации с помощью кредитов коммерческих банков, значительно различающихся по предлагаемым ими процентным ставкам.

     C позиции финансового управления деятельностью коммерческой организации чистая прибыль зависит; во-первых, от того, насколько рационально использованы предоставленные предприятию финансовые ресурсы, т.е. во что они вложены, и, во-вторых, от структуры источников средств.

     Первый  момент находит отражение в объеме и структуре основных и оборотных  средств и эффективности их использования. Основными элементами себестоимости продукции являются переменные и постоянные расходы, причем соотношение между ними может быть различным и определяется технической и технологической политикой, выбранной на предприятии. Изменение структуры себестоимости может существенно повлиять на величину прибыли. Инвестирование в основные средства сопровождается увеличением постоянных расходов и, по крайней мере, теоретически, уменьшением переменных расходов. Однако зависимость носит нелинейный характер, поэтому найти оптимальное сочетание постоянных и переменных расходов нелегко. Вот эта взаимосвязь и характеризуется категорией производственного, или операционного, левериджа, уровень, которого определяет, кроме того, величину ассоциируемого с компанией производственного риска.

     Леверидж в приложении к финансовой сфере трактуется как определенный фактор, небольшое изменение которого может привести существенному изменению результирующих показателей.

     В финансовом менеджменте различают  следующие виды левериджа [6 c.98]:

     финансовый

     производственный (операционный)

     производственно-финансовый

     Всякое  предприятие является источником риска. При этом риск возникает на основе факторов производственного и финансового  характера. Эти факторы формируют  расходы предприятия. Расходы производственного и финансового характера не являются взаимозаменяемыми, однако, величиной и структурой затрат производственного и финансового характера можно управлять. Это управление происходит в условиях свободы выбора источников финансирования и источников формирования затрат производственного характера. В результате использования различных источников финансирования складывается определенное соотношение между собственными и заемным капиталом, а, так как заемный капитал является платным, и по нему образуются финансовые издержки, возникает необходимость измерения влияния этих издержек на конечный результат деятельности предприятия. Поэтому финансовый леверидж характеризует влияние структуры капитала на величину прибыли предприятия, а разные способы включения кредитных издержек в себестоимость оказывают влияние на уровень чистой прибыли и чистую рентабельность собственного капитала. 

     2.2 Операционный (производственный) леверидж и его эффект

     Операционный (производственный) леверидж зависит от структуры издержек производства и, в частности, от соотношения условно-постоянных и условно-переменных затрат в структуре себестоимости[9 c.135]. Поэтому производственный леверидж характеризует взаимосвязь структуры себестоимости, объема выпуска и продаж и прибыли. Производственный леверидж показывает изменение прибыли в зависимости от изменения объемов продаж.

     Операционный  леверидж – это потенциальная возможность влиять на балансовую прибыль путем изменения структуры себестоимости и объема выпуска продукции (постоянные и переменные расходы, оптимизация) [5 c.211].

     Понятие операционного левериджа связано со структурой себестоимости и, в частности, с соотношением между условно-постоянными и условно-переменными затратами[5 c.212]. Рассмотрение в этом аспекте структуры себестоимости позволяет, во-первых, решать задачу максимизации прибыли за счет относительного сокращения тех или иных расходов при приросте физического объема продаж, а, во-вторых, деление затрат на условно-постоянные и условно-переменные позволяет судить об окупаемости затрат и предоставляет возможность рассчитать запас финансовой прочности предприятия на случай затруднений, осложнений на рынке, в-третьих, дает возможность рассчитать критический объем продаж, покрывающий затраты и обеспечивающий безубыточную деятельность предприятия.

     Решение этих задач позволяет прийти к  следующему выводу: если предприятие  создает определенный объем условно-постоянных расходов, то любое изменение выручки  от продаж порождает еще более  сильное изменение прибыли. Это явление называется эффектом операционного левериджа.

     Например: Допустим в отчетном году выручка от реализации составила 10 млн. руб. при совокупных переменных затратах 8.3 млн.руб. и постоянных затратах 1.5 млн.руб. Прибыль = 0.2 млн.руб.

     Предположим, что в плановом году планируется увеличение выручки за счет физического объема продаж на 10%, т.е. 11 млн.руб.

     Постоянные  расходы = 1.5 млн.руб.

     Переменные  расходы увеличиваются на 10%, т.е. 8.3*1.1=9.13 млн.руб.

     Прибыль от реализации = 0.37 млн.руб., т.е. 11-9.13-1.5.

     Темп  роста прибыли (370/200)*100 = 185%.

     Темп  роста выручки = 110%.

     На  каждый прирост выручки мы имеем  прирост прибыли 8.5%, т.е.

     ЭОЛ = 85%/10% = 8.5%

     Т.о. силу (эффект) оперативного левериджа  можно рассматривать как характеристику делового риска предприятия, возникающего в данной сфере бизнеса или в связи с его отраслевой принадлежностью. А измерить этот эффект можно как процентное изменение прибыли от реализации после возмещения переменных затрат (или НРЭИ) при данном проценте изменения физического объема продаж[10 c.299]:

 

      ,

      ,

      , 

     где Q - физический объем продаж, р – цена, – выручка от реализации, – ставка переменных затрат на выпуск продукции, – постоянные затраты  

     1) ,

     

     2)  

     Эти формулы позволяют ответить на вопрос, насколько чувствителен маржинальный доход (МД) к изменению объема производства и продаж, и насколько хватило бы МД не только на покрытие постоянных расходов, но и формирование прибыли. 

     2.3 Особенности финансового левериджа

     Финансовый  леверидж - это соотношение между облигациями и привилегированными акциями с одной стороны и обыкновенными акциями - с другой [2 c.67-68]. Он является показателем финансовой устойчивости акционерного общества. С другой стороны – это использование долговых обязательств (заемных средств) с целью увеличения ожидаемой прибыли на акционерный капитал. В третьей трактовке финансовый леверидж – это потенциальная возможность влиять на чистую прибыль предприятия путем изменения объема и структуры долгосрочных пассивов: варьированием соотношения собственных и заемных средств для оптимизации процентных выплат [2 c.70]. Вопрос целесообразности использования заемного капитала связан с действием финансового рычага: увеличением доли заемных средств можно повысить рентабельность собственного капитала.

     Другими словами финансовый леверидж характеризует  взаимосвязь между изменением чистой прибыли и изменением прибыли до выплаты % и налогов.

     В финансовом менеджменте существуют две концепции расчета и определения  эффекта финансового левериджа. Эти концепции возникли в разных школах финансового менеджмента.

     Первая  концепция: Западноевропейская концепция.

     Эффект  финансового левериджа трактуют как приращение к рентабельности собственного капитала, получаемое благодаря  использованию заемного капитала. Рассмотрим следующий пример: 

     Таблица 1

Показатели Предприятие 1 Предприятие 2 Предприятие 3
Активы, тыс. руб.

Пассивы, тыс. руб., в т ч.

Собственный капитал (СК)

Заемный капитал (ЗК)

Прибыль до выплаты % и налогов

Экономическая рентабельность активов ЭРА= (БП+%)/Аср.*100

Издержки  по выплате % (25%)

Чистая  прибыль, тыс. руб.

ЧП=(БП-S%)*(1-н)

Чистая  рентабельность СК

ЧРСК=ЧП/СКср*100

1`000

1`000

1`000

- 

400 
 

40% 

-

400*(1-0,3) =280

280/1`000*100==28%

1`000

1`000

700

300 

400 
 

40% 

75

(400-75)*(1-0,3)=227,5

227,5/700*100==32,5%

1`000

1`000

300

700 

400 
 

40% 

175

(400-175)*(1-0,3)=157,5

157,5/300*100==52,5%

 

      Вывод: предприятие 2 и 3 используют собственный капитал более эффективно; об этом свидетельствует показатель чистой рентабельности собственного капитала (ЧРСК), а заемный капитал (ЗК) используют с большей отдачей, чем цена его привлечения. Такую стратегию привлечения заемного капитала называют стратегией спекуляции капитала.

     Показатель  прибыли до выплаты % и налогов  является базовым показателем финансового  менеджмента, который характеризует  создаваемый предприятием доход  на привлеченный капитал. Иначе он называется нетто-результат эксплуатации инвестиций (НРЭИ)[10 c. 201-202]:  

     НРЭИ=БП-S%, 

     Рассмотрим  влияние финансового левериджа  на чистую рентабельность собственного капитала для предприятия, использующего  как заемный капитал, так и  собственный капитал, и выведем формулу, отражающую влияние финансового левериджа на экономическую рентабельность активов (ЭРА)[10 c.211]: 

     

     

     

     

     

     

 

      Итак, эффект финансового левериджа (ЭФЛ) по 1 концепции расчета определяется[10 c.220]:  

      , 

     где – дифференциал, – плечо рычага.

     Вторая  концепция: Американская концепция расчета финансового левериджа.

     Эта концепция рассматривает эффект в виде приращения чистой прибыли (ЧП) на 1 обыкновенную акцию на приращение нетто-результата эксплуатации инвестиций (НРЭИ), то есть этот эффект выражает прирост чистой прибыли, полученный за счет приращения НРЭИ[10 c.249]: 

      ;

      ;

      ;

     

      ; 

     Из  вышеизложенного следует[10 c.246]: 

      ;

 

      Эта формула показывает степень  финансового риска, возникающего в  связи с использованием ЗК, поэтому, чем больше сила воздействия финансового левериджа, тем больше финансовый риск, связанный с данным предприятием [5 c. 306]:

Информация о работе Леверидж и его роль в финансовом менеджменте