Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 00:50, курс лекций
Тема 1.1 Финансовый менеджмент как система управления: сущность, характеристики, органы управления
1.Предназначение финансового менеджмента.
Широкое признание финансового менеджмента российскими учеными и практиками, введение этой дисциплины в учебные планы высших экономических учебных заведений составляет главнейшее содержание нового этапа развития отечественной науки управления финансами предприятия. Речь идет, по существу, о принципиальном качественном изменении этой науки, сумевшей дать адекватные ответы на самые жгучие вопросы, поставленные жизнью:
Как рыночная среда меняет логику функционирования финансового механизма предприятия?
Как управлять финансами предприятия на основе этой логики? Каковы рыночные критерии принятия финансовых решений?
Д — Т… П… Т1 — Д1
Д1 — денежные средства, полученные от продажи
продукции и включающие в себя реализованный
прибавочный продукт.
5 Уставный капитал и субвенция.
Уставный капитал представляет собой
сумму вкладов учредителей хозяйствующего
субъекта для обеспечения его жизнедеятельности.
Величина уставного капитала соответствует
сумме, зафиксированной в учредительных
документах, и является неизменной. Увеличение
или уменьшение уставного капитала может
производиться в установленном порядке
(например, по решению общего собрания)
только после перерегистрации хозяйствующего
субъекта. В качестве вкладов в уставный
капитал могут быть внесены: здания, сооружения,
оборудование, другие материальные ценности,
ценные бумаги, права пользования землей,
водой и другими природными ресурсами,
зданиями, сооружениями, оборудованием,
иные имущественные права (в том числе
на интеллектуальную собственность: ноу-хау,
право на использование изобретений и т.д.),
денежные средства в рублях и валюте. Стоимость
вкладов оценивается в рублях совместным
решением участников хозяйствующих субъектов
и составляет их доли в уставном капитале.
В финансовой деятельности хозяйствующего
субъекта различаются активы и пассивы. Активы хозяйствующего субъекта —
это совокупность имущественных прав,
принадлежащих ему. В состав активов хозяйствующего
субъекта входят основные средства, нематериальные
активы, оборотные средства. Активы за
вычетом долгов (расчеты с кредиторами,
заемные средства доходы будущих периодов)
представляют чистые активы.
Пассивы хозяйствующего
субъекта — это совокупность его долгов и обязательств,
состоящих из заемных и привлеченных средств,
включая кредиторскую задолженность.
К пассивам не относятся дотации, субвенции,
собственные средства и другие источники.
Субвенция — вид денежного пособия
со стороны государства из внебюджетных
фондов. Субвенция в отличие от дотации
предоставляется на финансирование определенного
мероприятия и подлежит возврату в случае
нарушения ее целевого использования.
1.Роль заемных средств.
В условиях рыночной экономики ни одно предприятие не может и не должно обходиться без заемных средств, т.к. их использование способствует повышению эффективности собственных средств, удовлетворению определенных потребностей предприятия. Заемные средства являются финансовым рычагом, с помощью которого повышается рентабельность предприятия. Многообразие этих средств дает возможность их использования в различных ситуация:
- с целью повышения
рентабельности собственных
- при недостаточности собственных средств;
- при формировании переменной части оборотных средств;
- при покрытии отдельных
затрат, носящих неравномерный
- как источник инвестиций;
- в некоторых других случаях.
Источники и формы привлечения заемных средств предприятия весьма многообразны. Классификация привлекаемых предприятием заемных средств по основным признакам следующая:
1. По целям привлечения:
- заемные средства, привлекаемые для обеспечения внеоборотных активов;
- заемные средства, привлекаемые
для пополнения оборотных
- заемные средства, привлекаемые
для удовлетворения иных
2. По источникам привлечения:
- заемные средства, привлекаемые из внешних источников;
- заемные средства, привлекаемые из внутренних источников;
3. По периоду привлечения:
- заемные средства, привлекаемые на долгосрочный период (более года);
- заемные средства, привлекаемые на краткосрочный период (до 1 года);
4.По форме привлечения:
- заемные средства, привлекаемые в денежной форме (финансовый кредит);
- заемные средства, привлекаемые в форме оборудования (финансовый лизинг);
- заемные средства, привлекаемые в товарной форме (товарный или коммерческий кредит);
- заемные средства, привлекаемые
в иных материальных или
5.По форме обеспечения:
- необеспеченные заемные средства;
- заемные средства, обеспеченные поручительством или гарантией;
- заемные средства, обеспеченные залогом или закладом;
2.Основные этапы
процесса управления
Процесс управления привлечением заемных средств предприятия строится по следующим основным этапам:
Наиболее распространен банковский кредит в качестве источника заемных средств. Он используется более эффективно, чем собственные заемные средства, так как совершает более быстрый круговорот, имеет строгое целевое назначение, выдается в строго обусловленный срок, сопровождается взиманием банковского процента.
Заемные средства привлекаются не только в виде банковского кредита, но и в виде кредиторской задолженности, а также прочих привлеченных средств, т.е. остатков фондов и резервов самого предприятия, временно не используемых по целевому назначению.
3.Противоречия и способы их смягчения.
Роль заемных средств в жизни предприятия очень велика. Задолженность смягчает конфликт между администрацией и акционерами, уменьшая акционерный риск, но обостряет конфликт между акционерами и кредиторами. Противостояние между акционерами и руководством предприятия порождается неодинаковым отношением к собственности.
В рыночной экономике существуют механизмы смягчения этих противоречий. Широко известный способ – выпуск таких финансовых активов, которые позволяют держателям облигаций стать акционерами, т.е. владельцами предприятия. В англо – саксонских странах практикуется четкое очерчивание, а по существу – ограничение прав акционеров в области инвестиций, финансирования и распределения, фиксируемое непосредственно в Уставе и Учредительном договоре. Наконец, предприятия могут последовательно проводить политику постоянного возобновления заемных средств, привлекаемых на краткосрочной основе на цели долгосрочного финансирования. Тогда при каждом очередном исправном возмещении кредитов или погашении облигаций кредиторы убеждаются в добропорядочности руководства предприятия и чистоте целей акционеров.
Если соотношение между заемными и собственными средствами для данного юридического лица ограничиваются законодательно установленными нормами ликвидности, возможности привлечения заемных средств оказываются суженными. Иногда эти возможности ограничиваются положениями, затвержденными учредителями в уставных документах. Наконец, и это самое главное, условие денежного и финансового рынков могут сдерживать свободу финансового маневра предприятия. Поэтому предприятие вне экстремальных условий не должно полностью исчерпывать свою заемную способность. Всегда должен оставаться резерв «заемной силы», чтобы в случае необходимости покрыть недостаток средств кредитом без превращения дифференциала финансового рычага в отрицательную величину.
Бизнес начинается с денег, беспрестанно требует денег и делается ради приумножения денег. Одной из главнейших проблем финансового менеджмента – формирование рациональной структуры источников средств предприятия в целях финансирования необходимых объемов затрат и обеспечения желательного уровня дохода.
Связь между определением нужной структуры источников средств с одной стороны, и разработкой разумной дивидендной политики, с другой стороны, заключается в том, что достижение достаточной чистой рентабельности собственных средств и высокого уровня дивиденда зависит от структуры источников средств; в свою очередь, возможности предприятия по формированию той или иной структуры капитала зависит от чистой рентабельности собственных средств и нормы распределения прибыли на дивиденды. При высокой чистой рентабельности собственных средств можно оставлять больше нераспределенной прибыли на развитие (наращение собственных средств). Таким образом, внешнее – за счет заимствований и эмиссий акций – и внутреннее – за счет нераспределенной прибыли – финансирование тесно взаимосвязаны. Это не означает, тем не менее, взаимозаменяемость. Так, внешнее долговое финансирование ни в коем случае не должно подменять привлечение и использование собственных средств. Только достаточный объем собственных средств может обеспечить развитие предприятия и укреплять его независимость, а также свидетельствовать о намерении акционеров разделять связанные с предприятием риски и подпитывать тем самым доверие партнеров, поставщиков, клиентов и кредиторов.
Внося прямой вклад в финансирование стратегических потребностей предприятия, собственные средства одновременно становятся важным козырем в финансовых взаимоотношениях предприятия со всеми персонажами рынка.
Финансовые ресурсы образуются
за счет целого ряда источников. По форме
права собственности различаются две группы
источников: собственные денежные средства
и чужие. Источниками финансовых ресурсов
являются: прибыль; амортизационные отчисления;
средства, полученные от продажи ценных
бумаг; паевые и иные взносы юридических
и физических лиц; кредит и займы; средства
от реализации залогового свидетельства,
страхового полиса и другие поступления
денежных средств (пожертвования, благотворительные
взносы и т. п.).
Система прибылей и доходов состоит из
прибыли от реализации продукции, прибыли
от прочей реализации, доходов по внереализационным
операциям (за вычетом доходов по этим
операциям), балансовой (валовой) прибыли,
чистой прибыли. Кроме того, прибыль делится
на облагаемую налогом и не облагаемую
налогом. Прибыль от реализации продукции
(товаров, работ, услуг) представляет собой
разницу между выручкой от реализации
продукции без налога на добавленную стоимость,
акцизов, экспортных тарифов (для экспортной
выручки) и затратами на производство и реализацию,
включаемыми в себестоимость продукции.
Себестоимость продукции (работ,
услуг) — стоимостная оценка используемых
в процессе производства продукции природных
ресурсов, сырья, материалов, топлива,
энергии, основных фондов, трудовых ресурсов,
а также других затрат на ее производство
и реализацию. Затраты, входящие в себестоимость,
по экономическому содержанию можно сгруппировать
по следующим элементам:
Прибыль от прочей реализации — это прибыль, полученная от реализации
основных фондов и другого имущества хозяйствующего
субъекта, отходов, нематериальных активов
и т.п. Прибыль от прочей реализации определяется
как разница между выручкой от реализации
и затратами на эту реализацию.
Доходы от внереализационных операций
включают:
К расходам на внереализационные операции относятся:
3. Балансовая прибыль
Балансовая
прибыль представляет собой сумму прибылей от
реализации продукции, от прочей реализации
и доходов по внереализационным операциям
за вычетом расходов по ним. Ставка налога
на прибыль в 1998г. составляла от 35 до 43%.
При этом следует иметь в виду, что доходы
от долевого участия в других хозяйствующих
субъектах и доходы по ценным бумагам облагаются
налогом по ставке 15%, доходы от видеопоказа —
70% и т. п. Поэтому эти доходы надо выделить
из облагаемой прибыли в отдельную группу.
Хозяйствующие субъекты, в том числе получившие
убыток, имеющие превышение фактических
расходов на оплату труда работников,
занятых в основной деятельности в составе
себестоимости продукции (работ, услуг)
по сравнению с их нормируемой величиной,
уплачивают в бюджет налог с суммы превышения
этих расходов. Хозяйствующий субъект
самостоятельно определяет направления
использования прибыли, если иное не предусмотрено
уставом.
4. Резервный фонд, фонд накопления и потребления.
Резервный фонд создается
хозяйствующими субъектами на случай
прекращения их деятельности для покрытия
кредиторской задолженности. Образование
резервного фонда является обязательным
для акционерного общества, кооператива,
предприятия с иностранными инвестициями.
Отчисления в резервный фонд и другие аналогичные
по назначению фонды производятся до достижения
размеров этих фондов, установленных учредительными
документами, но не более 25% уставного
капитала, а для акционерного общества —
не менее 10%. При этом сумма отчислений
в указанные фонды не должна превышать
50% облагаемой налогом прибыли.
Фонд накопления представляет
собой источник средств хозяйствующего
субъекта, аккумулирующий прибыль и другие
источники для создания нового имущества,
приобретения основных фондов, оборотных
средств и т. п. Фонд накопления показывает
рост имущественного состояния хозяйствующего
субъекта, увеличение собственных его
средств. Вместе с тем операции по приобретению
и созданию нового имущества хозяйствующего
субъекта не затрагивают фонд накопления.
Фонд потребления является
источником средств хозяйствующего субъекта,
зарезервированный для осуществления
мероприятий по социальному развитию
(кроме капитальных вложений) и материальному
поощрению коллектива.
5.Амортизационные отчисления.