Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 18:43, курс лекций
Финансовый менеджмент (ФМ) – это система управления, формирования, распределения и использования финансовых ресурсов предприятия (п/п) (АО);
а так же – наука и искусство управления движением капитала.
ФМ направлен на максимизацию рыночной стоимости АО.
Первые классические модели финансового менеджмента возникли в 30-е гг. 20века.
ТНМА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА
Финансовый менеджмент (ФМ) – это система управления, формирования, распределения и использования финансовых ресурсов предприятия (п/п) (АО);
а так же – наука и искусство управления движением капитала.
ФМ направлен на максимизацию рыночной стоимости АО.
Первые классические модели финансового менеджмента возникли в 30-е гг. 20века.
Фин. менеджмент призван способствовать достижению повышения показателей:
1.Финансовой устойчивости.
2. Ликвидности
3. Рентабельности.
4. ДеловОЙ активности.
Это способствует росту рыночного курса акций (Р) и, следовательно, капитализации компании ( ).
Основная цель ФМ – максимизация рыночной стоимости АО или отдельно взятой его акции. Что характеризует конечные материальные интересы собственников АО (акционеров).
Основные задачи ФМ:
1. Обеспечение п/п достаточным объемом финансовых ресурсов для его нормального функционирования.
2. Поддержание высокой финансовой устойчивости, т.е. способности платить по своим долговым обязательствам.
3. Оптимизация денежного оборота и поддержание постоянной платежеспособности п/п.
4. Обеспечение максимизации прибыли за счет эффективного использования активов.
5. Минимизация уровня рисков в деятельности п/п.
Основные функции ФМ:
1. Исследование внешнеэкономической среды и прогнозирование конъюнктуры финансового рынка.
2. Разработка фин. стратегии п/п.
3. Анализ и планирование фин. деятельности п/п.
4. Принятие решений по финансовым аспектам текущей деятельности п/п
5. Принятие инвестиционных решений, обеспечивающих наиболее эффективные пути развития п/п.
6. Эффективное взаимодействие с государственными фин. органами и субъектами фин. инфраструктуры.
Объекты управления ФМ:
1. Капитал.
2. Активы.
3. Налоги.
4. Денежные потоки.
5. Риски.
6. Инвестиции.
7. Ценные бумаги
и т.д.
В зависимости от объекта управления, в системе ФМ на практике подразделяют следующие направления:
1. Создание необходимого объема капитала (собственного и заемного) и оптимизация его структуры.
2. Формирование активов и оптимизация их состава.
3. Управление денежным оборотом п/п по различным сферам его деятельности.
4. Управление внеоборотными активами (капитальные вложения).
5. Управление оборотными активами в целом и в разрезе отдельных их элементов
- запасы
- дебиторская задолженность
- денежные средства
- краткосрочные фин. вложения
6. Управление реальными и финансовыми инвестициями.
7. Управление финансовыми рисками. [1,2,3,4
ТЕМА 2. УПРАВЛЕНИЕ КАПИТАЛОМ ПРЕДПРИЯТИЯ
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ КАПИТАЛОМ
Капитал п/п
– стоимость средств в
Капитал в 3 и 4 раздел баланса. Капитал сформировали для того, чтобы инвестировать.
Капитал имеет следующие характеристики:
3 раздел включает в себя: уставный капитал (УК), добавочный капитал (ДК), резервный капитал и нераспределенная прибыль.
В процессе размещения акций сумма их номиналов формирует УК, а сумма превышений рыночных цен над номиналом- ДК.
4 раздел – Долгосрочные займы: эмиссия облигаций и долгосрочный кредит банков.
Чем больше совокупная
стоимость привлекаемого
Управление капиталом
Основные принципы формирования капитала (К) п/п:
1. Учет перспектив развития п/п.
2. Обеспечения
соответствия объемов
3. Обеспечение оптимальной структуры К. с учетом эффективности его использования и стоимости его привлечения.
4. Обеспечение
минимизации затрат по
Особенности собственного и заемного К.
Собственный |
Заемный |
1. Простота привлечения. |
1. Широкие возможности привлечения. |
2. Более высокая
способность генерирования |
2. Сложность процедуры привлечения. |
3. Обеспечение фин. устойчивости |
3. Более низкая стоимость по сравнению с собственным К. |
4. Ограниченность объема привлечения. |
4. Увеличение
риска снижения фин. |
5. Более высокая стоимость по сравнению с заемным. |
5. Высокая зависимость стоимости от конъюнктуры финансового рынка. |
ТЕМА 3. ФОРМИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ СТРУКТУРОЙ КАПИТАЛА
Управление структурой К. основывается на:
1. Max рентабельности его использования.
2. Min совокупных затрат по его привлечению.
Существуют 2 основных фундаментальных подхода:
Каждый источник
К. (нераспределенная прибыль,
Оптимизация структуры К. в данном случае осуществляется по критерию минимизации стоимости его единицы.
где Wi – доля i-го источника на п/п
ri – цена источника капитала
При этом нужно стремиться к такой структуре капитала, которая давала бы минимальный WACC.
(«Финансовый менеджмент» Стоянова Е.)
Леверидж – способ воздействия на прибыль п/п за счет влияния на отдельные ее факторы ( структура и объем производственных издержек, цена товара, объем продаж).
Логику применения данного метода проследим на следующей схеме, которая основывается на последовательности формирования чистой прибыли предприятия.
Выручка от реализации (ВР)
Операц. - операционные (производственные) издержки (С= Спост+Спер)
Леверидж
______________________________
= Валовая прибыль (НРЭИ – Нетто-результат эксплуатации инвестиций)
Финанс. - финансовые издержки (% по долгосрочному кредиту СП)
Леверидж = балансовая прибыль (БП)
- налог на прибыль
______________________________
= чистая прибыль (ЧП)
В процессе левериджа осуществляется влияние и управление на:
1. Операционные издержки (операционный леверидж).
2. Финансовые издержки (финансовый леверидж).
И в результате осуществляется влияние на прибыль и эффективность п/п.
Расчет эффекта финансового левериджа
Рассмотрим на примере п/п А и Б
А |
Б | ||||||||
|
% за исп-е заем. ср-в = 15% | ||||||||
Налоги = 0 НРЭИ = 200 | |||||||||
ЭРА (Экон. Рентабельность активов) | |||||||||
ЭРСС = |
ЭРСС = | ||||||||
ЭФЛ = 25% - 20% = 5% -> дополнительная рентабельность | |||||||||
Введем налог на прибыль 20% | |||||||||
БП. = НРЭИ – Фин.изд-ки = 200 |
БП = 200 – 75 = 125 | ||||||||
Налог на приб. = 20% от 200 = 40 |
Налог на приб. = 20% от 125 = 25 | ||||||||
ЧП = 200 – 40 =160 |
ЧП = 125 – 25 =100 | ||||||||
ЧРСС = |
ЧРСС = | ||||||||
ЭФЛ = 20% - 16% = 4% | |||||||||
ЧРСС
= |
ЧРСС = |
Эффект финансового левериджа показывает, какую дополнительную рентабельность к рентабельности собственных средств дают заемные, не смотря на их платность.
П/п, использующее только собственные средства, ограничивает их рентабельность (1-0,2)ЭРА.
П/п, которые использует заемные средства, увеличивают (уменьшают) РСС в зависимости от величины и ставки заемных. Тогда и возникает эффект финансового рычага.
ЭФЛ возникает при ЭРА > СП
СП =
ЭРА > СП, значит, заемные средства привлекаются эффективно, тогда и появляется ЭФЛ
Эффект финансового левериджа имеет 2 фактора (составляющие)
I. ЭРА – СП = дифференциал (Дф.).
При наличии ЭФЛ, Дф. всегда ≥ 0. Дф. характеризует финансовый риск п/п. Чем ближе Дф. к 0, тем выше фин. риск п/п, т.е. риск оказаться неспособным расплачиваться по кредитам.
II. Плечо финансового левериджа или рычага (ПР). Характеризует финансовую устойчивость п/п.
ПР =
Чем больше доля земных ср-в в К., тем ниже фин. устойчивость п/п. В. Ковалев рекомендует безопасное значение ПР ≤ 1.
Эффект финансового левериджа может быть рассчитан по рентабельности и по прибыли.
По рентабельности, в %:
ЭФЛЭР = (1-T)
ЧРССбез зс=(1-0,2) · ЭРА, %
ЧРССс зс =(1-0,2) ЭРА + ЭФЛ, %
ЭФЛ так же можно посчитать по чистой прибыли, в рублях
ЭФЛЧП = (1-T)
ЧП без з/с = с/с
ЧПс зс =ЧП без зс + ЭФЛчп, руб.
Выводы по теме:
ПР можно наращивать (привлекать дополнительные ЗС) только при достаточно высоком значении ДФ, иначе- ПР не должно превышать 1. [4,5,7]
ТЕМА 4. ТЕОРИЯ ОПЕРАЦИОННОГО ЛЕВЕРИДЖА (УПРАВЛЕНИЕ ПРИБЫЛЬЮ ПРОЕДПРИЯТИЯ)
Метод операционного левериджа применяется в фин менеджменте в процессе управления прибылью п/п (валовой прибылью). При использовании данного метода акцент делается на управление прибылью путем влияния на операционные (производственные) издержки (Собщ=Спост+Сперем).
Спер~Vпр~ВР
Действие операционного (производственного) левериджа проявляется в том, что любое изменение выручки от реализации всегда порождает более сильное изменение прибыли, т.к. в структуре издержек всегда присутствуют Спост.