Лекции по "Финансовому менеджменту"

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 18:43, курс лекций

Описание работы

Финансовый менеджмент (ФМ) – это система управления, формирования, распределения и использования финансовых ресурсов предприятия (п/п) (АО);
а так же – наука и искусство управления движением капитала.
ФМ направлен на максимизацию рыночной стоимости АО.
Первые классические модели финансового менеджмента возникли в 30-е гг. 20века.

Работа содержит 1 файл

финан.менеджмент.doc

— 533.00 Кб (Скачать)

ТНМА 1.  ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА

 

Финансовый  менеджмент (ФМ) – это система управления, формирования, распределения и использования финансовых ресурсов предприятия (п/п) (АО);

а так же –  наука и искусство управления движением капитала.

ФМ направлен  на максимизацию рыночной стоимости АО.

Первые классические модели финансового менеджмента  возникли в 30-е гг. 20века.   

Фин. менеджмент призван способствовать достижению повышения показателей:

1.Финансовой устойчивости.

2. Ликвидности

3. Рентабельности.

4. ДеловОЙ активности.

Это способствует росту рыночного курса акций (Р) и, следовательно, капитализации компании ( ).

 

Основная  цель ФМ – максимизация рыночной стоимости АО или отдельно взятой его акции. Что характеризует конечные материальные интересы собственников АО (акционеров).

 

Основные  задачи ФМ:

1. Обеспечение п/п достаточным объемом финансовых ресурсов для его нормального функционирования.

2. Поддержание высокой финансовой устойчивости, т.е. способности платить  по своим долговым обязательствам.

3. Оптимизация денежного оборота и поддержание постоянной платежеспособности п/п.

4. Обеспечение максимизации прибыли за счет эффективного использования активов.

5. Минимизация уровня рисков в деятельности п/п.

 

Основные функции ФМ:

1. Исследование внешнеэкономической среды и прогнозирование конъюнктуры финансового рынка.

2. Разработка фин. стратегии п/п.

3. Анализ и планирование фин. деятельности п/п.

4. Принятие решений по финансовым аспектам текущей деятельности п/п

5. Принятие инвестиционных решений, обеспечивающих наиболее эффективные пути развития п/п.

6. Эффективное взаимодействие с государственными фин. органами и субъектами фин. инфраструктуры.

 

Объекты управления ФМ:

1. Капитал.

2. Активы.

3. Налоги.

4. Денежные потоки.

5. Риски.

6. Инвестиции.

7. Ценные бумаги

и т.д.

В зависимости от объекта  управления, в системе ФМ на практике подразделяют следующие направления:

1. Создание необходимого объема капитала (собственного и заемного) и оптимизация его структуры.

2. Формирование активов и оптимизация их состава.

3. Управление денежным оборотом п/п по различным сферам его деятельности.

4. Управление внеоборотными активами (капитальные вложения).

5. Управление оборотными активами в целом и в разрезе отдельных их элементов

- запасы

- дебиторская  задолженность

- денежные средства

- краткосрочные  фин. вложения  

6. Управление реальными и финансовыми инвестициями.

7. Управление финансовыми рисками. [1,2,3,4

 

ТЕМА 2. УПРАВЛЕНИЕ КАПИТАЛОМ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ КАПИТАЛОМ

Капитал п/п  – стоимость средств в денежной, материальной и нематериальной формах, инвестируемых в формирование активов.

Капитал в 3 и 4 раздел баланса. Капитал сформировали для того, чтобы инвестировать.

Капитал имеет следующие характеристики:

  1. Является основным фактором производства
  2. Характеризует финансовые ресурсы п/п
  3. Является источником формирования активов п/п
  4. Является основным измерителем рыночной стоимости п/п

3 раздел включает  в себя: уставный капитал (УК), добавочный капитал (ДК), резервный капитал и нераспределенная прибыль.

В процессе размещения акций сумма их номиналов формирует УК, а сумма превышений рыночных цен над номиналом- ДК.

4 раздел –  Долгосрочные займы: эмиссия облигаций и долгосрочный кредит банков.

Чем больше совокупная стоимость привлекаемого капитала и чем больше цена его привлечения (т.е. совокупные затраты на обслуживание капитала), тем ниже финансовая устойчивость и тем ниже рыночная цена акций п/п и его совокупная рыночная стоимость (капитализация).

 

  Управление капиталом предприятия  основывается на фундаментальных  теоретических подходах, берущих  свое начало в 30-50х гг. прошлого  века на Западе. Теории, адаптированные  к российской практике ведущими  российскими учеными-экономистами  Е. Стояновой и В.Ковалевым, успешно применяются в нашей стране. В частности, теория финансового левериджа.

 

Основные  принципы формирования капитала (К) п/п:

1. Учет перспектив  развития п/п.

2. Обеспечения  соответствия объемов привлекаемого  К. к объему формируемых активов.

3. Обеспечение  оптимальной структуры К. с  учетом эффективности его использования и стоимости его привлечения.

4. Обеспечение  минимизации затрат по формированию  К. из различных источников. [4,5,7]

 

Особенности собственного и заемного К.

 

Собственный

Заемный

1. Простота привлечения.

1. Широкие возможности  привлечения.

2. Более высокая  способность генерирования прибыли  (не требуется уплата %).

2. Сложность  процедуры привлечения.

3. Обеспечение  фин. устойчивости 

3. Более низкая  стоимость по сравнению с собственным К.

4. Ограниченность  объема привлечения.

4. Увеличение  риска снижения фин. устойчивости.

5. Более высокая  стоимость по сравнению с заемным.

5. Высокая зависимость  стоимости от конъюнктуры финансового рынка.


 

ТЕМА 3. ФОРМИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ СТРУКТУРОЙ КАПИТАЛА

Управление  структурой К. основывается на:

1. Max рентабельности его использования.

2. Min совокупных затрат по его привлечению.

Существуют 2 основных фундаментальных подхода:

 

  1. Теория минимизации средневзвешенной стоимости каждой привлеченной на п/п единицы К (WACC).

 Каждый источник  К. (нераспределенная прибыль, акционерный  К., облигационный займ, долгосрочный  банковский кредит) имеет свою цену (%, дивиденды и др.).

Оптимизация структуры К. в данном случае осуществляется по критерию минимизации стоимости его единицы.

где Wi – доля i-го источника на п/п

       ri – цена  источника капитала

При этом нужно стремиться к такой структуре капитала, которая  давала бы  минимальный WACC.

  1. Теория финансового левериджа (рычага).

(«Финансовый менеджмент» Стоянова Е.)

Леверидж – способ воздействия на прибыль п/п за счет влияния на отдельные ее факторы ( структура и объем производственных издержек, цена товара, объем продаж).

Логику применения данного  метода проследим на следующей схеме, которая основывается на последовательности формирования чистой прибыли предприятия.

Выручка от реализации (ВР)

Операц.             - операционные (производственные) издержки (С= Спост+Спер)

Леверидж         ________________________________________________________________

                      = Валовая прибыль (НРЭИ – Нетто-результат эксплуатации инвестиций)

Финанс.            - финансовые издержки (% по долгосрочному кредиту СП)

Леверидж                       = балансовая прибыль (БП)

- налог на  прибыль

___________________________________________________________

= чистая прибыль (ЧП)

 

В процессе левериджа  осуществляется влияние и управление на:

1. Операционные  издержки (операционный леверидж).

2. Финансовые  издержки (финансовый леверидж).

И в результате осуществляется влияние на прибыль и эффективность п/п.

 

Расчет  эффекта финансового левериджа

Рассмотрим  на примере п/п А и Б

 

А

Б

Актив

Пассив

1000

1000-соб.ср-в


Актив

Пассив

1000

500-соб.ср-в

500-заем.ср-ва


% за исп-е  заем. ср-в = 15%

Налоги = 0

НРЭИ = 200

ЭРА (Экон. Рентабельность активов)

ЭРСС =

ЭРСС =

 

ЭФЛ = 25% - 20% = 5% -> дополнительная рентабельность

Введем  налог на прибыль 20%

БП. = НРЭИ – Фин.изд-ки = 200

БП = 200 – 75 = 125

Налог на приб. = 20% от 200 = 40

Налог на приб. = 20% от 125 = 25

ЧП = 200 – 40 =160

ЧП = 125 – 25 =100

ЧРСС =

ЧРСС =

 

ЭФЛ = 20% - 16% = 4%

ЧРСС =

ЭРА = (1-Т)ЭРА

ЧРСС =

ЭРА + ЭФЛ = (1–Т)ЭРА + ЭФЛ


 

Эффект  финансового левериджа показывает, какую дополнительную рентабельность к рентабельности собственных средств дают заемные, не смотря на их платность.

П/п, использующее только собственные средства, ограничивает их рентабельность (1-0,2)ЭРА.

П/п, которые  использует заемные средства, увеличивают (уменьшают) РСС в зависимости от величины и ставки заемных. Тогда и возникает эффект финансового рычага.

 

ЭФЛ возникает  при ЭРА > СП

 

СП =

ЭРА > СП, значит, заемные средства привлекаются эффективно, тогда и появляется ЭФЛ

Эффект финансового левериджа имеет 2 фактора (составляющие)

 

I. ЭРА – СП = дифференциал (Дф.).

При наличии  ЭФЛ, Дф. всегда ≥ 0. Дф. характеризует финансовый риск п/п. Чем ближе Дф. к 0, тем выше фин. риск п/п, т.е. риск оказаться неспособным расплачиваться по кредитам.

 

II. Плечо финансового левериджа или рычага (ПР). Характеризует финансовую устойчивость п/п.

ПР =

Чем больше доля земных ср-в в К., тем ниже фин. устойчивость п/п. В. Ковалев рекомендует безопасное значение ПР ≤ 1.

 

Эффект финансового левериджа может быть рассчитан по рентабельности и по прибыли.

По рентабельности, в %:

 

ЭФЛЭР = (1-T)

(ЭРА-СП)
= %

ЧРССбез зс=(1-0,2) · ЭРА, %

 

        ЧРССс зс =(1-0,2) ЭРА + ЭФЛ, %

ЭФЛ так же можно  посчитать по чистой прибыли, в рублях

 

ЭФЛЧП = (1-T)

(ЭРА-СП)
Заем.ср-ва, руб.

 

ЧП без з/с = с/с

ЭРА
(1-T), руб.

 

ЧПс зс =ЧП без  зс + ЭФЛчп,   руб.

 

 

 

Выводы  по теме:

  1. Политика заимствования эффективна в том случае, когда ЭФЛ> 0.
  2. Даже при положительном ЭФЛ необходимо контролировать состояние ПР и ДФ: ДФ должен быть как можно выше 0, ПР- не превышать 1.

ПР можно наращивать (привлекать дополнительные ЗС) только при достаточно высоком значении ДФ, иначе- ПР не должно превышать 1.  [4,5,7]

 

 ТЕМА 4.  ТЕОРИЯ ОПЕРАЦИОННОГО ЛЕВЕРИДЖА (УПРАВЛЕНИЕ ПРИБЫЛЬЮ ПРОЕДПРИЯТИЯ)

 

Метод операционного  левериджа применяется в фин  менеджменте в процессе управления прибылью п/п (валовой прибылью). При  использовании данного метода акцент делается на управление прибылью путем влияния на операционные (производственные) издержки (Собщпостперем).

Спер~Vпр~ВР

Действие операционного (производственного) левериджа проявляется  в том, что любое изменение  выручки от реализации всегда порождает  более сильное изменение прибыли, т.к. в структуре издержек всегда присутствуют Спост.

Информация о работе Лекции по "Финансовому менеджменту"