Кредитная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 17:46, курсовая работа

Описание работы

Кредитная политика разрабатывается в целях управления дебиторской и кредиторской задолженностью предприятия.[12]
Содержание кредитной политики заключается: в выборе оптимального уровня и рациональной структуры оборотных активов с учетом специфики деятельности каждого предприятия, а также в определении величины и структуры источников финансирования оборотных активов. [12]
Прежде чем определить понятие "кредитная политика", необходимо уточнить такие термины как "кредит", "политика", "кредитные операции".

Содержание

Глава 1 Кредитная политика по привлечению заемных средств и ее формирование.
1.1 Сущность, цели, задачи и типы кредитной политики.
1.2 Понятие заемного капитала
1.2.1 Политика формирования заемных средств
1.2.2 Политика привлечения заемных средств.
Глава 2 Методология формирования кредитной политики по привлечению заемных средств.
2.1 Формирование и разработка кредитной политики.
2.2 Процесс формирования политики привлечения заемных средств.

Работа содержит 1 файл

Кредитная политика.docx

— 66.96 Кб (Скачать)

-конъюнктуру товарного рынка;

-неформальную оценку значимости клиента работающим с ним менеджером.

 

Для определения числового  значения кредитного рейтинга клиента  все вышеперечисленные критерии должны быть переведены в 100-балльную шкалу. При этом наивысший балл в этой шкале присваивается наиболее предпочтительному значению. Затем каждому критерию присваивается вес значимости и выводится сводный рейтинг клиента.

Веса значимости могут  быть либо проставлены экспертно, либо определены с помощью коэффициента корреляции на основании статистики за прошлые периоды путем  определения  влияния каждого из критериев  на погашение дебиторской задолженности.

 

По результатам оценки все клиенты могут быть распределены в группы следующим образом:

А: при наборе 70 баллов и выше. Покупатели, которым кредит предоставляется на стандартных  условиях, а также возможны эксклюзивные условия в случае стратегической значимости конкретного покупателя или предполагаемых экономических  выгод в будущем;

В: от 50 до 70 баллов.  Покупатели, которым кредит может быть предоставлен в ограниченном объеме. Ограничение может накладываться на сумму кредита или на отсрочку платежа с последующим жестким контролем срока оплаты;

С: менее 50 баллов. Кредит покупателям не предоставляется.

 

Хотя большинство  решений, связанных с предоставлением  кредитов являются субъективными, некоторые  компании используют статистические методы оценки кредитоспособности своих клиентов, а именно множественный дискриминантный анализ. В данном анализе в качестве зависимой переменной выступает вероятность невыполнения обязательств, а в качестве независимой — параметры, характеризующие финансовую устойчивость клиента и его ликвидность, например, коэффициент быстрой ликвидности, доля заемного капитала в общей сумме источников, срок существования фирмы клиента и т. п. В рамках данного анализа устанавливается связь между отдельными факторами и вероятностью невыполнения обязательств, таким образом вычисляется показатель рисковости клиента. По результатам такого анализа клиенты также ранжируются на группы риска, в соответствии с которыми разрабатываются стандарты кредитования наименее рисковых групп.

Минимально допустимый кредитный рейтинг покупателя (вероятность  оплаты товара), при котором клиенту  может быть предоставлен кредит, рассчитывается по следующей формуле:

 

Rmin = С(1 + rT / 365) / S,

где S — объем предполагаемой закупки клиентом;

С — себестоимость  данного объема товара;

T — срок, на который  может быть предоставлен кредит;

r — ставка альтернативного дохода для предприятия.

 

В случае если компания испытывает серьезный  дефицит денежных средств, для выравнивания ситуации и  заинтересованности клиентов в предоплате или в своевременном погашении задолженности за поставленные компанией товары необходимо разработать достаточно привлекательные системы скидок и льгот. Для этих целей можно рассчитать точку безубыточности, которая будет выступать пороговым значением при разработке системы скидок. Разница между текущим процентом прибыли и расчетным минимально допустимым разбивается на сегменты, и в соответствии с ними осуществляется дифференциация скидок.

Система скидок может включать самые  большие скидки за предоплату, дифференцированные скидки за платежи ранее установленного срока, за своевременность оплаты, скидки за большие объемы закупок и т. д.

Контроль исполнения кредитной  политики компания организует в рамках построения общей системы финансового  контроля в компании как самостоятельный  блок. Контроль исполнения кредитной  политики включает в себя постоянный мониторинг дебиторов по обоснованности включения их в ту или иную  группу (АВС-анализ), по срокам возникновения дебиторской задолженности, контроль непогашенных остатков, периода инкассации и прочее.

 

2.2 Процесс формирования политики привлечения заемных средств.

 

Политика  привлечения заемных средств представляет собой часть общей финансовой стратегии, заключающейся в обеспечении наиболее эффективных форм и условий привлечения заемного капитала из различных источников в соответствии с потребностями развития предприятия.

Известны  два вида источников пополнения средств предприятия: внешние – за счет заимствований и эмиссии акций и внутренние – за счет нераспределенной прибыли.

Существует  четыре основных способа внешнего финансирования:

1 Закрытая подписка на акции (если она проводится между прежними акционерами, то, как правило, по заниженной в сравнении с рыночным курсом цене; при этом у предприятия возникает упущенная выгода – тот же расход);

2 Привлечение заемных средств в форме кредита, займов, эмиссии облигаций;

3 Открытая подписка на акции;

4 Комбинация первых трех способов.

Если первый способ оказывается неприемлемым из-за недостатка средств у сегодняшних  акционеров или их уклонения от дальнейшего  финансирования, то критерием выбора между вторым и третьим вариантами является сведение к минимуму риска  утраты контроля над предприятием.

Внешние и  внутренние виды финансирования тесно  взаимозависимы. Это не означает, тем  не менее, взаимозаменяемости. Так, внешнее  долговое финансирование ни в коем случае не должно подменять привлечение  и использование собственных  средств. Только достаточный объем  собственных средств может обеспечивать развитие предприятия и укреплять  его независимость, а также свидетельствовать  о намерении акционеров разделять  связанные с предприятием риски и «подпитывать» тем самым доверие партнеров, поставщиков, клиентов и кредиторов.

Процесс формирования политики привлечения предприятием заемных средств включает следующие основные этапы.

1 Анализ  привлечения и использования  заемных средств в предшествующем периоде.

Целью такого анализа является выявление объема, состава и форм привлечения заемных  средств предприятием, а также оценка эффективности их использования.

На первом этапе анализа изучается динамика общего объема привлечения заемных  средств в рассматриваемом периоде; темпы этой динамики сопоставляются с темпами прироста суммы собственных финансовых ресурсов, объемов операционной и инвестиционной деятельности, общей суммы активов предприятия.

На втором этапе анализа определяются основные формы привлечения заемных средств, анализируются в динамике удельный вес сформированных финансового  кредита, товарного кредита и  внутренней кредиторской задолженности  в общей сумме заемных средств, используемых предприятием.

На третьем  этапе анализа определяется соотношение  объемов используемых предприятием заемных средств по периоду их привлечения. В этих целях проводится соответствующая группировка используемого  заемного капитала по этому признаку, изучается динамика соотношения  кратко- и долгосрочных заемных средств предприятия и их соответствие объему используемых оборотных и внеоборотных активов.

На четвертой  стадии анализа изучается состав конкретных кредиторов предприятия  и условия предоставления ими  различных форм финансового и  товарного (коммерческого) кредитов. Эти  условия анализируются с позиций  их соответствия конъюнктуре финансового  и товарного рынков.

На пятой  стадии анализа изучается эффективность  использования заемных средств в целом и отдельных их форм на предприятии. В этих целях используются показатели оборачиваемости и рентабельности заемного капитала. Первая группа этих показателей составляется в процессе анализа со средним периодом оборота собственного капитала.

Результаты  проведенного анализа служат основой  оценки целесообразности использования  заемных средств на предприятии  в божившихся объемах и формах.

2 Определение целей привлечения заемных средств в настоящем периоде. Основными целями привлечения заемных средств предприятиями являются:

а) пополнение необходимого объема постоянной части оборотных активов. В настоящее время большинство предприятий, осуществляющих производственную деятельность, не имеют возможности финансировать полностью эту часть оборотных активов за счет собственного капитала. Значительная часть этого финансирования осуществляется за счет заемных средств;

б) обеспечение формирования переменной части оборотных активов. Какую бы модель финансирования активов не использовало предприятие, во всех случаях переменная часть оборотных активов частично или полностью финансируется за счет заемных средств;

в) формирование недостающего объема инвестиционных ресурсов. Целью привлечения заемных средств в этом случае выступает необходимость ускорения реализации отдельных реальных проектов предприятия (новое строительство, реконструкция, модернизация) обновление основных средств (финансовый лизинг) и т.п.

г) обеспечение социально-бытовых потребностей своих работников. В этих случаях заемные средства привлекаются для выдачи ссуд своим работникам на индивидуальное жилищное строительство, обустройство садовых и огородных участков и на другие аналогичные цели;

д) другие временные нужды. Принцип целевого привлечения заемных средств обеспечивается и в этом случае, хотя такое их привлечение осуществляется обычно на короткие сроки и в небольших объемах.

3 Определение  предельного объема привлечения  заемных средств. Максимальный  объем этого привлечения диктуется  двумя основными условиями: 

а) предельным эффектом финансового левериджа. Так как объем собственных финансовых ресурсов формируется на предшествующем этапе, общая сумма используемого собственного капитала может быть определена заранее. По отношению к ней рассчитывается коэффициент финансового левериджа (коэффициент финансирования), при котором его эффект будет максимальным. С учетом суммы собственного капитала в предстоящем периоде и рассчитанного коэффициента финансового левериджа вычисляется предельный объем заемных средств, обеспечивающий эффективное использование собственного капитала;

б) обеспечением достаточной финансовой устойчивости предприятия. Она должна оцениваться не только с позиций самого предприятия, но и с позиций возможных его кредиторов, что обеспечит впоследствии снижение стоимости привлечения заемных средств.

в) С учетом этих требований предприятие устанавливает лимит использования заемных средств в своей хозяйственной деятельности.

4 Оценка  стоимости привлечения заемного  капитала из различных источников. Такая оценка проводится в  разрезе различных форм заемного  капитала, привлекаемого предприятием  из внешних и внутренних источников. Результаты такой оценки служат  основой разработки управленческих  решений относительно выбора  альтернативных источников привлечения  заемных средств, обеспечивающих  удовлетворение потребностей предприятия  в заемном капитале.

Аргументы за и против различных способов внешнего финансирования содержатся в таблице 2.

Таблица 2 – Преимущества и недостатки основных источников финансирования [4]

Источники финансирования

За

Против

1

2

3

Закрытая подписка на акции

Контроль за предприятием не утрачивается. Финансовый риск возрастает незначительно.

Объем финансирования ограничен. Высокая  стоимость привлечения средств.

Долговое финансирование

Контроль за предприятием не утрачивается. Относительно низкая стоимость привлеченных средств.

Финансовый риск возрастает. Срок возмещения строго определен.

Открытая подписка на акции

Финансовый риск не возрастает. Возможна мобилизация крупных средств  на неопределенный срок.

Может быть утрачен контроль над предприятием. Высокая стоимость привлечения  средств.

Комбинированный способ

Преобладание тех или иных преимуществ  или недостатков в зависимости  от количественных параметров формирующейся  структуры источников средств.


 

5 Определение соотношения объема заемных средств, привлекаемых на кратко- и долгосрочной основе. Расчет потребности в объемах кратко- и долгосрочных заемных средств основывается на целях их использования в предстоящем периоде. На долгосрочный период (свыше 1 года) заемные средства привлекаются, как правило, для расширения объема собственных основных средств и формирования недостающего объема инвестиционных ресурсов (хотя при консервативном подходе к финансированию активов заемные средства на долгосрочной основе привлекаются и для обеспечения формирования оборотного капитала). На краткосрочный период заемные средства привлекаются для всех остальных целей их использования.

Расчет необходимого размера заемных средств в рамках каждого периода осуществляется в разрезе отдельных целевых направлений их предстоящего использования. Целью этих расчетов является установление сроков использования привлекаемых заемных средств для оптимизации соотношения долго- и краткосрочных их видов. В процесс этих расчетов определяются полный и средний срок использования заемных средств.

Полный срок использования заемных средств представляет собой период времени с начала их поступления до окончательного погашения всей суммы долга. Он включает в себя три временных периода:

а) срок полезного использования – это период времени, в течение которого предприятие непосредственно использует предоставленные заемные средства в своей хозяйственной деятельности;

б) льготный период – это период времени с момента окончания полезного использования заемных средств до начала погашения долга. Он служит резервом времени для аккумуляции необходимых финансовых средств;

в) срок погашения – это период времени, в течение которого происходит полная выплата основного долга и процентов по используемым заемным средствам. Этот показатель используется в тех случаях, когда выплата основного долга и процентов осуществляется неодномоментно после окончания срока использования заемных средств, а частями в течение определенного периода времени по предусмотренному графику.

Расчет полного  срока использования заемных  средств осуществляется в разрезе  перечисленных элементов исходя из целей использования и сложившейся  на финансовом рынке практике установления льготного периода и срока  погашения.

Средний срок использования заемных средств представляет собой средний расчетный период, в течение которого они находятся в использовании на предприятии.

Он определяется по формуле:

 

                                                  (1.3)

 

где    ССз – средний срок использования заемных средств;

Информация о работе Кредитная политика