Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 17:46, курсовая работа
Кредитная политика разрабатывается в целях управления дебиторской и кредиторской задолженностью предприятия.[12]
Содержание кредитной политики заключается: в выборе оптимального уровня и рациональной структуры оборотных активов с учетом специфики деятельности каждого предприятия, а также в определении величины и структуры источников финансирования оборотных активов. [12]
Прежде чем определить понятие "кредитная политика", необходимо уточнить такие термины как "кредит", "политика", "кредитные операции".
Глава 1 Кредитная политика по привлечению заемных средств и ее формирование.
1.1 Сущность, цели, задачи и типы кредитной политики.
1.2 Понятие заемного капитала
1.2.1 Политика формирования заемных средств
1.2.2 Политика привлечения заемных средств.
Глава 2 Методология формирования кредитной политики по привлечению заемных средств.
2.1 Формирование и разработка кредитной политики.
2.2 Процесс формирования политики привлечения заемных средств.
Политика привлечения заемных средств представляет собой часть общей финансовой стратегии, заключающейся в обеспечении наиболее эффективных форм и условий привлечения заемного капитала из различных источников в соответствии с потребностями развития предприятия. [5]
Глава 2 Методология формирования кредитной политики по привлечению заемных средств.
2.1 Формирование и разработка кредитной политики.
Разрабатывая кредитную политику, предприятие должно учесть следующие факторы:
- общее состояние экономики страны, в случае, если предприятие работает на внешнем рынке, то состояние и мировой экономики, и основные тенденции ее развития;
- конкурентную среду, состояние спроса на продукцию, конъюнктуру товарных и финансовых рынков;
- разработанность нормативно-правовой базы относительно взыскания дебиторской задолженности;
- существующую практику проведения торговых операций на предприятии, наличие проработанной договорной базы;
- финансовые возможности предприятия в части отвлечения части оборотных средств в дебиторскую задолженность. [16]
Кредитная
политика составляет основу
Наиболее распространенная структура кредитной политики выглядит следующим образом. [17]
1 Соответствие стратегии:
- цель кредитной политики. Разрабатывается и устанавливается предприятием самостоятельно. Сформулированная цель должна соответствовать основным стратегическим целям. Например, если стратегическая цель — завоевание рыночной ниши, то цель кредитной политики может заключаться в построении надежных взаимоотношений с клиентами и изъятии задолженности, при этом торговые отношения не должны подвергаться опасности.
2 Оптимальность:
- тип кредитной политики. В зависимости от жесткости условий кредитования и взимания платежей выделяют 3 типа кредитной политики: агрессивную, консервативную и умеренную. При выборе оптимальной кредитной политики предприятие должно постоянно сравнивать потенциальные выгоды от увеличения объема продаж со стоимостью предоставления торговых кредитов, а также с риском возможной потери платежеспособности.
3 Индивидуальные условия:
- стандарты оценки покупателей. Покупатели продукции и (или) услуг предприятия имеют различные возможности относительно объемов закупок и своевременности оплаты. Необходимо разработать алгоритм оценки покупателей и определить индивидуальные условия коммерческого кредитования для каждого из них.
Этот алгоритм, в свою очередь, включает следующие этапы:
- отбор показателей, на основании которых будет проводиться оценка кредитоспособности контрагента;
- определение принципов присвоения кредитных рейтингов клиентам компании;
- разработка кредитных условий для каждого кредитного рейтинга. К ним относятся, в частности, цена реализации, срок предоставления кредита, максимальный размер коммерческого кредита, система скидок и штрафов.
Основными количественными элементами кредитной политики являются:
- продолжительность временного промежутка, в течение которого покупатель обязан произвести оплату;
- величина скидки, предоставляемой покупателям за оплату до срока;
- продолжительность временного промежутка, в течение которого покупатель имеет право воспользоваться скидкой.
Варьирование значениями вышеперечисленных элементов и является изменением кредитной политики предприятия, а, следовательно, механизмом управления дебиторской задолженностью.
4 Разграничение полномочий:
- подразделения, задействованные в управлении дебиторской задолженностью. Следует разграничить полномочия и ответственность между различными подразделениями, вовлеченными в процесс управления дебиторской задолженностью (финансовая служба, отдел продаж, юридическая служба).
5 Кадры:
- действия персонала на предприятии. В данном разделе прописываются действия сотрудников, занятых в управлении дебиторской задолженностью.
6 Оформление:
- формы документов, используемых в процессе управления дебиторской задолженностью.
При разработке и (или) изменении кредитной политики важно помнить, что она прежде всего должна способствовать максимизации ценности (стоимости) предприятия. Поэтому нужно оценивать кредитную политику путем сравнения потенциальных выгод от изменения ее параметров с затратами, вызванными ее смягчением/ужесточением.
Для оценки влияния изменения кредитной политики на доходы и затраты компании существует множество моделей и методов. Как правило, решение о принятии/отклонении изменений кредитной политики зависит от уровня маржинальной прибыли (т. е. разницы между выручкой и переменными затратами), полученной в результате моделирования, выполненного на основе заданных количественных параметров.
Такой метод
можно считать достаточным и
эффективным, однако он не позволяет
оценить влияние изменений
Метод NPV-анализа заключается в оценке инвестиций в дебиторскую задолженность аналогично оценке любого инвестиционного проекта. В качестве притоков рассматриваются поступления денежных средств от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг). Оттоками средств являются: себестоимость реализации, расходы на сбор дебиторской задолженности, списание безнадежных долгов.
Формула эффекта от принятия измененной кредитной политики:
, (1.1.)
где:
P |
эффект от принятия измененной кредитной политики |
S0 |
фактический объем реализации |
S |
планируемый (предполагаемый) объем реализации |
C |
средний срок оборачиваемости оплат расходов на реализацию (в данном случае «0») |
d |
предоставляемая скидка |
p |
доля продаж, оплачиваемых в течение срока, на который предоставляется скидка |
V |
себестоимость реализации |
G |
увеличение объемов реализации |
M |
количество дней, в течение которых действует скидка |
Q |
количество дней, в течение которых погашают задолженность оставшиеся покупатели |
N |
фактический срок оборачиваемости дебиторской задолженности |
i |
ставка дисконтирования в день (цена капитала/365) |
С помощью формулы можно оценить эффект от принятия измененной кредитной политики. При положительном значении предприятие может принять новую кредитную политику.
Грамотно
разработанная кредитная
Кредитная политика
подразумевает решение
- об определении срока предоставления кредита (период времени, в течение которого дебитору представляется отсрочка платежа);
- о стандартах кредитоспособности (определение кредитного рейтинга покупателя и вытекающих отсюда размеров допустимых сумм кредита);
- о системе сбора платежей (политика и процедура истребования дебиторской задолженности, показатели, отражающие нарушения в оплате и пр.);
- о скидках, представляемых за раннюю оплату (размер скидок и период, в течение которого ими можно воспользоваться).
Для того чтобы решить эти вопросы и разработать кредитную политику, адекватную выбранной стратегии развития предприятия, необходимо:
- проанализировать существующую дебиторскую задолженность по срокам возникновения, с позиции платежной дисциплины, по оборачиваемости;
- определить возможный объем денежных средств, направляемый на финансирование дебиторской задолженности и изменение прибыли компании при различных условиях кредитования;
- сформировать стандарты определения кредитного рейтинга клиентов;
- выработать критерии предоставления кредитов;
- обеспечить использование современных кредитных инструментов;
- обеспечить контроль исполнения кредитной политики и внедрение в систему мотивации менеджеров составляющих, связанных с оплатой реализованных товаров. [18]
Для анализа дебиторской
1 Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности Кдз:
Кдз = Общий объем реализации / Средняя величина дебиторской задолженности.
Этот коэффициент показывает, насколько быстро компания собирает деньги с клиента за поставленные товары.
2 Оборачиваемость дебиторской задолженности в днях (средний период инкассации):
DSO = Средняя величина дебиторской задолженности / Среднедневная выручка от продажи в кредит
или
DSO = 365 / Кдз.
Если этот показатель превышает
контрактные (или нормативные) условия
— платежи поступают с
3 Средняя величина дебиторской задолженности ДЗср зависит от годового объема продаж в кредит S и среднего периода инкассации DSO:
ДЗср = S × DSO / 365
или
ДЗср = S / Кдз
4 Средняя величина инвестиций предприятия в счета дебиторов:
INVD = DSO × Общие годовые издержки / Годовой объем продаж = DSO × Доля издержек в цене реализации.
5 Коэффициент просроченной дебиторской задолженности:
Кпдз = Сумма просроченной задолженности / Общая величина дебиторской задолженности.
Результаты расчетов вышеописанных показателей используются при разработке отдельных аспектов кредитной политики компании.
На следующем этапе
INVдз = S × V ×DSO / 365,
где INVдз — инвестиции в дебиторскую задолженность;
S — планируемый объем реализации продукции в кредит;
V — переменные затраты как процент от валового объема реализации (затраты на производство, связанные с хранением запасов, административные расходы кредитного отдела и другие переменные затраты);
DSO — средний период оборачиваемости дебиторской задолженности (в том числе с учетом просроченных платежей), в днях.
Для оценки последствий изменения кредитной политики целесообразно использовать приростный анализ, в рамках которого определяется размер увеличения (уменьшения) объема реализации и затрат в результате изменения отдельных параметров кредитной политики. При либерализации кредитной политики посредством предоставления больших скидок, удлинения периода кредитования, смягчения политики по взиманию просроченной задолженности, смягчению стандартов кредитоспособности компания может ожидать увеличения объема реализации. В то же время это потребует дополнительных инвестиций для покупки большего объема сырья, материалов, рабочей силы, увеличатся затраты на поддержание возросшей дебиторской задолженности, увеличатся объем безнадежных долгов, расходы, связанные с предоставлением скидок и т. д.
В процессе приростного анализа сравниваются между собой дополнительные приростные доходы и дополнительные расходы, и в случае ожидания положительной приростной прибыли, решение в сторону изменения кредитной политики может быть положительным (при условии полной компенсации возможного риска).
определения прироста дебиторской задолженности в результате изменения кредитной политики при условии увеличения объема реализации используется формула:
ΔДЗ = ((DSON – DSOo)(Sо / 365)) + V(DSON(SN – So) / 365),
где So — текущая валовая выручка от реализации;
SN — прогнозная валовая выручка от реализации;
V — переменные затраты как
процент от валового объема
реализации (за исключением потерь
от безнадежных долгов, текущих
расходов, связанных с финансированием
дебиторской задолженности, и
затраты на предоставление
DSOо — период инкассации дебиторской задолженности до изменения кредитной политики, в днях;
DSON — период инкассации
Для определения прироста дебиторской задолженности в результате изменения кредитной политики при условии уменьшения объема реализации используется формула:
ΔДЗ = ((DSON – DSOo)(SN / 365)) + V(DSOo(SN – So) / 365).
Далее можно определить влияние изменений кредитной политики на доналоговую прибыль компании:
ΔР = (SN – So)(1 – V) – kΔДЗ – (BNSN – BoSo) – (DNSNPN – DoSoPo),
где k — стоимость капитала, инвестируемого в дебиторскую задолженность;
BN — средний объем безнадежных
долгов при новом объеме
Bо — средний объем безнадежных долгов при текущем объеме реализации (процент от валового объема реализации);
DN — предполагаемый процент торговой скидки при новом объеме реализации;
Do — процент торговой скидки при текущем объеме реализации;
PN – доля объема реализации со скидкой в валовом объеме реализации после изменения кредитной политики, в %;
Ро — доля объема реализации со скидкой в валовом объеме реализации до изменения кредитной политики, в %.
Определение стандартов кредитоспособности дебиторов — одна из основных задач кредитной политики компании. При оценке кредитоспособности (риска неплатежа) потенциальных клиентов можно использовать следующие критерии:
-общее время работы с данным покупателем;
-объем хозяйственных операций с покупателем и стабильность их осуществления в предшествующие периоды;
-показатель оборачиваемости дебиторской задолженности по данному покупателю;
-объемы и сроки просроченной дебиторской задолженности;
-финансовые показатели деятельности покупателя;