Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 17:46, курсовая работа
Кредитная политика разрабатывается в целях управления дебиторской и кредиторской задолженностью предприятия.[12]
Содержание кредитной политики заключается: в выборе оптимального уровня и рациональной структуры оборотных активов с учетом специфики деятельности каждого предприятия, а также в определении величины и структуры источников финансирования оборотных активов. [12]
Прежде чем определить понятие "кредитная политика", необходимо уточнить такие термины как "кредит", "политика", "кредитные операции".
Глава 1 Кредитная политика по привлечению заемных средств и ее формирование.
1.1 Сущность, цели, задачи и типы кредитной политики.
1.2 Понятие заемного капитала
1.2.1 Политика формирования заемных средств
1.2.2 Политика привлечения заемных средств.
Глава 2 Методология формирования кредитной политики по привлечению заемных средств.
2.1 Формирование и разработка кредитной политики.
2.2 Процесс формирования политики привлечения заемных средств.
Содержание
Глава 1 Кредитная политика по привлечению заемных средств и ее формирование.
1.1 Сущность, цели, задачи и типы кредитной политики.
1.2 Понятие заемного капитала
1.2.1 Политика формирования заемных средств
1.2.2 Политика привлечения заемных средств.
Глава 2 Методология формирования кредитной политики по привлечению заемных средств.
2.1 Формирование и разработка кредитной политики.
2.2 Процесс формирования политики привлечения заемных средств.
Глава 1 Кредитная политика по привлечению заемных средств и ее формирование.
1.1 Сущность, цели, задачи и типы кредитной политики.
Кредитная политика разрабатывается в целях управления дебиторской и кредиторской задолженностью предприятия.[12]
Содержание кредитной политики заключается: в выборе оптимального уровня и рациональной структуры оборотных активов с учетом специфики деятельности каждого предприятия, а также в определении величины и структуры источников финансирования оборотных активов. [12]
Прежде чем определить понятие "кредитная политика", необходимо уточнить такие термины как "кредит", "политика", "кредитные операции".
Денежная ссуда (кредит) - это банковская операция, при которой банк предоставляет заемщику некоторую сумму денег на определенное время. При этом должны выполняться основные принципы банковского кредитования: общеэкономические - присущие всем экономическим категориям, такие как:
- целенаправленность кредитования. Смысл этого принципа заключается в том, что ссуды должны выдаваться лишь на определенные цели, а именно на удовлетворение временной потребности заемщика в дополнительных средствах.
- дифференциация кредитования. Она заключается в предоставлении кредита на различных условиях в зависимости от характера заемщика, направленности кредита, кредитного риска, срока кредитования, своевременности возврата и некоторых других обстоятельств. [1]
А так же, принципы, отражающие сущность и функции кредита, а именно:
- срочность кредитования. Этот принцип означает, что в кредитном договоре должен устанавливаться срок кредитования и этот срок должен заемщиком соблюдаться. Конкретный срок возврата кредита, в конечном счете, определяется скоростью кругооборота средств заемщика.
- обеспеченность кредита. Согласно этому принципу ссудами должно обслуживаться только движение реально существующей стоимости или создание новой.
- платность кредита. Принцип платности заключается в том, что за пользование заемными средствами заемщик, как правило, уплачивает кредитору ссудный процент. [1]
Политика – образ действий какого – либо субъекта (предприятия), направленное на достижение определенных целей. [4]
Кредитные операции – это деятельность, в результате которой формируются взаимоотношения кредитора и заемщика по предоставлению финансовых средств.
Таким образом, кредитная политика предприятия – это совокупность мероприятий по управлению дебиторской и кредиторской задолженностью и определению оптимальных условий предоставления и получения коммерческих кредитов и кредитов кредитующих организации. [3]
Целями эффективной кредитной политики являются:
-увеличение объемов реализации продукции в краткосрочном и долгосрочном периоде для достижения требуемой прибыльности;
-максимизация эффекта (дохода) от инвестирования в дебиторскую задолженность;
- достижение требуемой оборачиваемости дебиторской задолженности;
-ограничение относительного роста просроченной дебиторской задолженности, в том числе сомнительной и безнадежной задолженности в структуре дебиторской задолженности. [3]
Основной задачей кредитной политики является синхронизация поступления денежных средств от покупателей и платежей поставщикам с одновременным увеличением валового денежного потока и прибыли предприятия. Значение кредитной политики предприятия определяется большой долей дебиторской и кредиторской задолженности в структуре его активов и пассивов, а также тем, что основными составляющими денежных потоков являются поступления от покупателей и платежи поставщикам товаров, сырья, материалов. [16]
В рамках кредитной политики предприятия решаются следующие задачи:
- увеличение объема продаж за счет предоставления покупателям более выгодных условий;
- ускорение оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности;
- минимизация финансовых рисков, связанных с возможным дефицитом денежных средств вследствие несвоевременного погашения дебиторской задолженности, со списанием безнадежных долгов;
- определение круга кредиторов, форм и объемов заимствований с учетом особенностей производственного и финансового циклов предприятия;
- минимизация цены заемного капитала;
- переключение на альтернативные источники заимствований по мере возникновения необходимости;
- контроль за своевременностью погашения долга и уплаты процентов, выбор форм реструктуризации долга при необходимости;
- поддержание баланса между текущими активами и текущими обязательствами по суммам и срокам.
Тип кредитной политики характеризует принципиальные подходы к ее осуществлению с позиции соотношения уровней доходности и риска кредитной деятельности предприятия. Различают три принципиальных типа кредитной политики предприятия по отношению к покупателям продукции:
- консервативный. Направлен на минимизацию кредитного риска. Такая минимизация рассматривается как приоритетная цель в осуществлении его кредитной деятельности. Осуществляя этот тип кредитной политики предприятие не стремится к получению высокой дополнительной прибыли за счет расширения объема реализации продукции. Механизмом реализации политики такого типа является существенное сокращение круга покупателей продукции в кредит за счет групп повышенного риска; минимизация сроков предоставления кредита и его размера; ужесточение условий предоставления кредита и повышение его стоимости; использование жестких процедур инкассации дебиторской задолженности;
- умеренный тип кредитной политики предприятия характеризует типичные условия ее осуществления в соответствии с принятой коммерческой и финансовой практикой и ориентируется на средний уровень кредитного риска при продаже продукции с отсрочкой платежа;
- агрессивный. Этот тип является приоритетной целью кредитной деятельности, ставит максимизацию дополнительной прибыли за счет расширения объема реализации продукции в кредит, не считаясь с высоким уровнем кредитного риска, который сопровождает эти операции. Механизмом реализации политики такого типа является распространение кредита на более рискованные группы покупателей продукции; увеличение периода предоставления кредита и его размера. [3]
В процессе выбора типа
- современная коммерческая и финансовая практика осуществления торговых операций;
- общее состояние экономики, определяющее финансовые возможности покупателей, уровень их платежеспособности;
- сложившаяся конъюнктура товарного рынка, состояние спроса на продукцию предприятия;
Определяя тип кредитной политики, следует иметь в виду, что консервативный тип отрицательно влияет на рост объема операционной деятельности предприятия и формирование устойчивых коммерческих связей, в то время как агрессивный тип может вызвать чрезмерное отвлечение финансовых ресурсов, снизить уровень платежеспособности предприятия, вызвать впоследствии значительные расходы по взысканию долгов, а в конечном итоге снизить рентабельность оборотных активов и используемого капитала. [3]
Основной критерий эффективности кредитной политики - это рост доходности по основной деятельности компании, либо вследствие увеличения объемов продаж, либо за счет ускорения оборачиваемости дебиторской задолженности. [15]
1.2 Понятие заемного капитала.
Формирование финансовых ресурсов предприятия осуществляется за счет собственных и заемных средств. К собственным источникам финансовых ресурсов на действующих предприятиях относится прибыль (от основной и других видов деятельности), амортизационные отчисления, выручка от реализации выбывшего имущества. Наряду с ними источниками финансовых ресурсов выступают устойчивые пассивы, которые приравниваются к собственным источникам, так как постоянно находятся в обороте предприятия, используются для финансирования его хозяйственной деятельности, но ему не принадлежат. К ним относится: минимальная переходящая задолженность по заработной плате и отчислениям на социальное страхование, в пенсионный фонд, медицинское страхование, фонд занятости; минимальная задолженность по резервам на покрытие предстоящих расходов и платежей; задолженность заказчикам по авансам и частичной оплате продукции; задолженность бюджету по некоторым видам налогов и др. По мере функционирования предприятия (роста производственной программы, износа основных производственных фондов и т.д.) потребность в денежных средствах возрастает, что требует соответствующего финансирования прироста капитала. поэтому при недостатке собственных средств предприятие может привлекать средства других организаций, которые получили название заемный капитал. [5]
Заемный капитал – это часть капитала, используемая хозяйствующим субъектом, которая не принадлежит ему, но привлекается на основе банковского, коммерческого кредита или эмиссионного займа на основе возвратности. Необходимость привлечения заемного капитала должна обосновываться предварительно сделанным расчетом потребности в оборотных средствах. В состав заемных средств входят финансовый кредит, полученный от банковских и небанковских финансово-кредитных учреждений, коммерческий кредит от поставщиков, кредиторская задолженность предприятия, задолженность по эмиссии долговых ценных бумаг и др. Поэтому в широком смысле возможно выделение заемных средств и в узком смысле – собственно финансового кредита. Разница между заемными средствами в широком и узком смысле представляет собой привлеченные средства. С одной стороны, привлечение заемных средств – это фактор успешного функционирования предприятия, который способствует быстрому преодолению дефицита финансовых ресурсов, свидетельствует о доверии кредиторов и обеспечивает повышение рентабельности собственных средств. С другой стороны, предприятие обременяется финансовыми обязательствами. Одна из главных оценочных характеристик эффективности управленческих финансовых решений – величина и эффективность использования заемных средств.
Заемный капитал может использоваться как для формирования долгосрочных финансовых средств в виде основных фондов (капитала), так и для формирования краткосрочных (текущих) финансовых средств для каждого производственного цикла. [5]
1.2.1 Политика формирования заемных средств.
Предприятия часто сталкиваются с необходимостью брать ли дополнительные средства в долг. В использовании заемных средств для извлечения прибыли проявляется действие механизма заимствования; заем в данном случае используется в качестве "рычага": он повышает потенциал заемщика в производстве прибыли.
Заимствование осложняется тем, что имеет множество источников, и с каждым из них связаны свои преимущества и недостатки, издержки и выгоды. Задача предприятия - найти такое сочетание источников финансирования, которое имело бы наименьшую цену. Процесс этот динамичный, поскольку изменение экономических условий сказывается и на стоимости кредита. [5]
Помимо поиска источников финансирования предприятие должно следить за эффективностью расходования средств. У большинства предприятий потенциальных статей расхода множество, а размеры капитала ограниченны. Чтобы выбрать наиболее рациональный способ расходования средств, управляющему финансами необходимо разработать такую методику отбора, которая позволила бы безошибочно определить варианты, более других соответствующие целям предприятия. [5]
Процесс формирования политики привлечения предприятием заемных средств включает следующие основные этапы:
1 Анализ привлечения и
2 Определение целей привлечения заемных средств в предстоящем периоде;
3 Определение предельного
4 Оценка стоимости привлечения
заемного капитала из
5 Определение соотношения
6 Определение форм привлечения заемных средств;
7 Определение состава основных кредиторов;
8 Формирование эффективных
9 Обеспечение эффективного
10 Обеспечение своевременных
1.2.2 Политика привлечения заемных средств.
Заемный капитал, используемый предприятием, характеризует в совокупности объем его финансовых обязательств (общую сумму долга).
Долгосрочные
финансовые обязательства. К ним
относятся все формы
Краткосрочные
финансовые обязательства. К ним
относятся все формы
В процессе
развития предприятия по мере погашения
его финансовых обязательств возникает
потребность в привлечении
С учетом изложенной классификации организуется управление привлечением заемных средств, которое представляет собой целенаправленный процесс их формирования из различных источников и разных формах в соответствии с потребностями предприятия в заемном капитале на различных этапах его развития. Многообразие задач, решаемых в процессе этого управления, определяет необходимость разработки специальной финансовой политики в этой области на предприятиях, использующих значительный объем заемного капитала.
Таблица 1.2- Классификация привлекаемых заемных средств
Критерии привлечения заемных средств |
Классификация |
По целям привлечения |
Заемные средства, привлекаемые для обеспечения воспроизводства внеоборотных активов |
-привлекаемые для пополнения оборотных активов | |
-привлекаемые для удовлетворения иных хозяйственных или социальных потребностей | |
По источникам привлечения |
Заемные средства, привлекаемые из внешних источников |
-привлекаемые из внутренних источников (внутренняя задолженность) | |
По периоду привлечения |
Заемные средства, привлекаемые на долгосрочный период (более 1-го года) |
-привлекаемые на краткосрочный период (до 1-го года) | |
По форме привлечения |
Заемные средства, привлекаемые в денежной форме (финансовый кредит) |
-привлекаемые в форме оборудования (финансовый лизинг) | |
-привлекаемые в товарной форме (товарный или коммерческий кредит) | |
-привлекаемые в иных материальных или нематериальных формах | |
По форме обеспечения |
Необеспеченные заемные средства |
Заемные средства, обеспеченные поручительством или гарантией | |
-обеспеченные залогом или закладом |