Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Августа 2011 в 14:40, курсовая работа
Корпоративная облигация – облигация, выпускаемая для финансирования частных предприятий. По корпоративным облигациям предприниматели получают доход за счет более низкой процентной ставки по сравнению с банковским процентом, а владелец облигаций получает выгоду за счет пониженного налогообложения своего дохода.
Введение......................................................................................................................................................3
1 Понятие и сущность корпоративных облигаций.............................................................................5
1.1 Понятие облигаций и их законодательное регулирование в России..............................................5
1.2 Стоимостная оценка облигаций.........................................................................................................7
1.3 Оценка инвестиционных качеств облигаций..................................................................................13
1.4 Преимущества и недостатки облигаций перед другими финансовыми
инструментами привлечения инвестиций.....................................................................................16
1.5 Конвертируемые облигации..............................................................................................................19
2 Выпуск, регистрация и обращение корпоративных облигаций.................................................20
2.1 Эмиссия..............................................................................................................................................20
2.2 Размещение облигаций на рынке.....................................................................................................22
2.3 Обращение на вторичном рынке.....................................................................................................24
2.4 Рынок корпоративных облигаций в России, проблемы и перспективы.....................................26
Заключение................................................................................................................................................31
Список использованных источников...................................................................................................33
Компания, которая предполагает осуществить публичное размещение облигаций, обращается в агентство с тем, чтобы оно оценило финансовое состояние фирмы и включило облигации в свой рейтинг. Как правило, в течение всего периода обращения облигаций производится оценка их инвестиционных качеств и обновляется рейтинг. Обычно рейтинг – это информация для инвесторов; однако российский фондовый рынок выдвигает новые задачи перед эмитентом – добиться такого рейтинга, который обеспечивал бы эффективность размещения его облигационного займа. Следует учитывать, что рейтинг – это не формула, а качественная интерпретация количественных показателей. Рейтинг – это мнение, суждение эксперта об объективных показателях рынка; суждение относительно вероятности оплаты основной суммы долга и процента. Рейтинг – это точка зрения эксперта на качество той или иной фондовой ценности. Создание рейтинговых оценок – один из способов охарактеризовать рынок. Высокий рейтинг, установленный для ценных бумаг данного эмитента, помогает повысить ликвидность ценной бумаги и снизить цену займа.
Таблица
2 – Международные рейтинговые шкалы глобальных
агентств для облигаций
Источник: BCBS (2000), Эксперт РА (2006)
Действительно,
на развитом рынке, где практически
все долговые обязательства имеют
рейтинговую оценку, трудно продать
какую-либо облигацию, если отсутствует
ее рейтинг. Цивилизованный рынок ценных
бумаг вынуждает эмитента обратиться
с заказом в известные
Таблица 3 – Национальные рейтинговые
шкалы России и Украины для облигаций
Источник: BCBS (2000), Эксперт РА (2006)
При прочих равных условиях облигации являются более гибким способом мобилизации капитала для эмитента и вложения средств для инвестора. Нет ограничений на валюту облигаций, на характер их обращений (свободно обращающиеся и с ограничениями) и владения ими (именные и предъявительские). Они могут выпускаться как в купонной (процентной форме), так и без купона.
Доход от инвестиций в акции основывается на получении дивидендов и разницы между ценой продажи и ценой покупки указанной ценной бумаги на рынке. И тот, и другой вид дохода являются прогнозными, оценочными величинами, размер которых эмитент гарантировать не может и, более того, не имеет права. В отличие от акций, по облигациям эмитент не только может, но и обязан определить размер выплачиваемого дохода по ценной бумаге и обеспечить его выплату в установленный срок.
Владельцы облигаций имеют первоочередное право на получение дохода по сравнению с акционерами. Например, если предприятие заработало прибыль, размер которой достаточен только для погашения обязательств по облигациям, акционеры не получат никаких дивидендов. Эмитент обязан гасить купоны и номинал облигации в установленные сроки, иначе он может быть объявлен неплатежеспособным, что повлечет за собой его ликвидацию. При ликвидации предприятия его имущество в первую очередь идет на погашение обязательств перед владельцами облигаций, и только оставшаяся часть распределяется между акционерами. Выпуск облигаций обеспечен гарантиями крупных компаний банков.
Безусловно, что для вкладчика, ставящего на первое место надежность своих инвестиций, облигация, как ценная бумага с фиксированным и гарантированным доходом, выглядит наиболее привлекательной.
Для
эмитента привлечение средств через
размещение корпоративных облигаций
обладает следующими преимуществами перед
банковскими кредитами и
Для
инвестора к преимуществам
Главное преимущество корпоративных облигаций заключается в том, что они лишь немногим уступают в степени надежности банковским депозитам и государственным ценным бумагам. В то же время корпоративные облигации обеспечивают инвесторам более высокую доходность в сочетании с возможностью оперативного управления инвестиционным портфелем посредством продажи облигаций на вторичном рынке.
Вторым немаловажным "плюсом" корпоративных облигаций является меньшая, по сравнению с акциями, подверженность курсовым колебаниям, а также независимость процентных доходов от итогов деятельности компании.
Третий привлекательный для инвесторов момент - возможное представление эмитентом облигаций так называемой оферты, или обязательства выкупить облигации через определенный срок после их размещения до наступления даты погашения облигаций. Как правило, для новых эмитентов оферта назначается через полгода после размещения облигаций.
Еще одно преимущество - за счет бездокументарной формы выпуска корпоративных облигаций риск подделки и хищения сводится к нулю.
Кроме
того, успешное размещение облигаций
формирует благоприятный
При вложении в корпоративные облигации необходимо учитывать следующие факторы:
Качественный недостаток российских корпоративных облигаций — минимальность возможных опций: этот инструмент невозможно настроить под конкретные нужды эмитента. В результате, например, более чем десятимиллиардный заем под лизинговые платежи РЖД был номинирован в рублях, а размещен на западных площадках — российское законодательство не позволяет подвязать лизинговые платежи к платежам по облигациям. (источник - http://www.expert.ru)
К
недостаткам также можно
1.5 Конвертируемые облигации
Большой интерес для российских предприятий может представлять выпуск конвертируемых облигаций, поскольку в определенных случаях это позволяет использовать положительные стороны как долевого, так и долгового финансирования. Это обусловливается тем, что подавляющее большинство участников фондового рынка убеждено в долгосрочной повышательной тенденции цен российских акций. Но риски, ассоциируемые с инвестированием в акции, неприемлемы для большинства инвесторов. А выпуск конвертируемых облигаций позволяет этих рисков избежать6.
Положительные стороны выпуска конвертируемых облигаций для эмитента:
Выпуск конвертируемых облигаций может быть интересен для следующих
предприятий:
Однако при выпуске конвертируемых облигаций предприятие должно иметь в виду, что при существенном росте цен на акции предприятию придется реализовать акции по цене, которая будет значительно меньше рыночной.
В соответствии с постановлением ФСФР «Стандарты эмиссии акций»7 при учреждении акционерных обществ, дополнительных акций, облигаций и их проспектов эмиссии выделяются следующие ключевые этапы эмиссии облигаций, размещаемых путем подписки:
1. Утверждение эмитентом решения о выпуске облигаций.
2. Подготовка проспекта эмиссии.
3.
Государственная регистрация
4.
Изготовление сертификата
5.
Раскрытие информации о
6. Подписка на облигации.