Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 11:34, курсовая работа
Важную роль в формировании антимонопольной структуры рынка, в преодолении не только ведомственного, но и экономического монополизма играют малые предприятия. Малому бизнесу принадлежит особое место в становлении новой социальной структуры общества, в решении проблем хронического дефицита, унаследованного от командной экономики, в решении многих социально-экономических проблем, которые не могут быть решены более крупными хозяйственными структурами в силу громоздкости их управления, отсутствия у них обратных связей с потребителями.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2
1. Развитие малого бизнеса в России . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1.1. Характеристика Российского малого бизнеса . . . . . . . . . . . .3
1.2. Правовые основы малого бизнеса. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6
2. Специфика финансового менеджмента малого предприятия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
2.1. Риск в малом бизнесе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .9
2.2. Государственная поддержка малого бизнеса в России. финансирование и инвестиционная поддержка. . . . . . . . . . . . . . . . . 17
2.3. Налогообложение малого бизнеса. Влияние упрощенной системы налогообложения на финансовое состояние малых предприятий. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .39
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .40
Осуществление этих целей предусматривает широкое использование малыми предприятиями современных финансово-кредитных механизмов, вовлечение малых предприятий в реализацию государственных и муниципальных заказов, стимулирование инновационных инициатив малых предприятий, совершенствование их информационного обеспечения.
В качестве самостоятельной проблемы следует выделить вопрос обучения и переподготовки кадров. Именно в сфере бизнеса формируется средний класс населения — класс будущего. Поэтому в подготовке кадров среднего и малого предпринимательства необходимо усилить психологическую составляющую. Уже сегодня надо психологически готовить предпринимателей к тем коллизиям, которые у нас время от времени происходят, и, конечно же, поднимать деловую культуру, а также ответственность за свои обязательства.
Те, кто впервые сталкивается с малыми предприятиями, обычно допускают типичную ошибку: считают малые предприятия одним из видов предприятий, подобно государственным, арендным, совместным, семейным и т.д. Это неверно, малые предприятия в этот перечень не могут быть включены. Малые – это не вид, не организационно-правовая форма, а размер предприятия. Малое предприятие – всегда какое-то применительно к выделяемым в законодательстве видам предприятий. Из всех имеющихся видов предприятий: государственных, коллективных, совместных, кооперативов и т.д., выделяется их часть по критериям численности работающих. Таким образом, существуют малые государственные, малые совместные, малые частные и прочие виды малых предприятий.
В этой связи становится
Бытует и еще одно широко распространенное заблуждение, будто бы вид малого предприятия предопределяется тем, какая организация является его учредителем. Безусловной связи здесь нет. Малые предприятия могут создаваться гражданами, членами семьи и совместно с другими лицами, государственными, арендными, совместными предприятиями, общественными организациями и т.д. Кроме того, малые предприятия могут создаваться совместно указанными органами, предприятиями, организациями и гражданами.
Если учредителем малого
В то же время индивидуальные
и семейные частные
Человечество накопило достаточно богатый опыт распределения предприятий на группы в зависимости от их размера. При этом не существует какого-то единого для всех стран универсального критерия выделений малых предприятий. Каждое государство в зависимости от национальности, производственных градаций, отраслевой культуры экономики устанавливает свои критерии распределения предприятий по их размерам.
Например, во Франции очень малыми предприятиями считаются производства с числом занятых до 10 человек, малыми – от 10 до 100, средними от 100 до 500 и крупными свыше 500 человек. Малые и средние предприятия составляют около 99% численности всех предприятий и на них трудится примерно 67% всех занятых.
В Японии к категории малых и средних предприятий относятся юридически самостоятельные компании с числом занятых до 300 человек или объемом основного капитала до 100 млн. иен в отраслях обрабатывающей промышленности, строительстве, транспорте, связи, в коммунальном хозяйстве; до 100 человек (или до 30 млн. иен капитала) – в оптовой торговле и до 50 человек (или 10 млн. иен капитала) – в розничной торговле и сфере услуг. Мелкие и средние компании составляют более 99% общего их числа и на них трудится свыше 80% всех занятых.
В нашей стране, согласно принятому 14 июля 1995 г. Федеральному закону “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации”, под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%; доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимися субъектами малого предпринимательства не превышает 25% и в которых численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:
в промышленности, строительстве и на транспорте – 100 человек;
в оптовой торговле – 50;
в розничной торговле и бытовом обслуживании – 30;
в других отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 человек.
Таким образом, определен критерий выделения малых предприятий – по численности работающих. Несовершенство данного критерия, да и других критериев также, очевидно. Например, на электростанции, где многомиллионные основные фонды приводятся в действие несколькими работниками.
Видимо
универсальных критериев
Малый бизнес в России как самостоятельное социально-экономическое явление существует уже свыше 10 лет. Действующие законодательные и нормативно-правовые акты направлены на государственную поддержку малых предприятий с целью создания благоприятных условий для их функционирования, в первую очередь предоставления льгот по налогообложению. Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.91 г. № 406 “О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР”, были определены критерии отнесения предприятий к категориям малых, предусмотрена возможность установления определенных налоговых льгот, а также создания фондов финансовой поддержки за счет бюджетных средств.
В соответствии с законом РСФСР “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках”, Правительство РФ в апреле 1993 г. приняло постановление об образовании фонда поддержки предпринимательства и развития конкуренции (с декабря 1995 года он был переименован в Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства).
А в июне 1995 г. был принят федеральный закон “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации”, определивший общие положения поддержки малых предприятий, формы и методы государственного стимулирования, а также регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства.
Указом Президента РФ в июне 1995 г. был образован Государственный комитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства. В апреле 1994 г. Правительством РФ одобрена целевая Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства в России на 1994 - 1995 гг.
В
ней были определены основные направления,
цели и приоритеты в данной области,
включая совершенствование
В
1996 г. Государственной Думой была
утверждена вторая Федеральная программа
государственной поддержки
2.
Специфика финансового
менеджмента малого
предприятия
2.1.
Риск в малом
бизнесе
Успех
в мире бизнеса решающим образом
зависит от правильности и обоснованности
выбранной стратегии
Для
любого бизнеса важным является не
избежание риска вообще, а предвидение
и снижение его до минимального уровня.
Переход России на рельсы рыночной экономики в сложившихся условиях не имеет альтернативы, но чреват многими трудностями и противоречиями. О них необходимо знать широкому кругу населения и прежде всего предпринимателям, вырабатывающим стратегию и тактику организации и развития своего дела.
Проблема риска и дохода является одной из ключевых концепций в финансовой и производственной деятельности предприятий.
В словаре Вебстера "риск" определяется как "опасность, возможности убытка или ущерба". Следовательно, риск относится к возможности наступления какого-либо неблагоприятного события. Под "риском" принято понимать вероятность (угрозу) потери предприятием части своих ресурсов, недополучения доходов или появления дополнительных расходов в результате осуществления определенной производственной и финансовой деятельности. Современная рыночная среда немыслима без риска. Принято различать следующие основные виды рисков:
1) производственный риск, связанный с возможностью невыполнения фирмой своих обязательств по контракту или договору с заказчиком;
2) финансовый (кредитный) риск, связанный с возможностью невыполнения фирмой своих финансовых
обязательств перед инвестором в результате использования для финансирования деятельности фирмы долга;
3) инвестиционный риск, связанный с возможным обесцениванием инвестиционно-финансового портфеля, состоящего как из собственных ценных бумаг, так и приобретенных;
4) рыночный риск, связанный с возможным колебанием рыночных процентных ставок как собственной национальной денежной единицы, так и зарубежных курсов валют.
Анализ риска производится в последовательности, приведенной на рис.1.
Все
участники проекта
Назначение анализа риска — дать потенциальным партнерам необходимые данные для принятия решений о целесообразности участия в проекте и предусмотреть меры по защите от возможных финансовых потерь.
Рис.1
Блок-схема анализа риска.
Когда
говорят о необходимости учета
риска при управлении проектами,
обычно имеют в виду основных его участников:
заказчика, инвестора, исполнителя (подрядчика)
или продавца, инвестора и покупателя,
а также страховую компанию.
При анализе риска любого из участников проекта используются критерии, предложенные известным американским экспертом Б. Берлимером:
—потеря по одному направлению из "портфеля рисков" не обязательно увеличивают вероятность потери по Другому (за исключением форс-мажорных обстоятельств);
— максимальный возможный ущерб не должен Превышать финансовых возможностей участника.
Риск обычно подразделяется на два типа — динамический и статический.
Динамический риск — это риск непредвиденных изменений стоимости основного капитала в следствии принятия управленческих решений или непредвиденных изменений рыночных или политических обстоятельств. Такие изменения могут привести как к потерям, так и к дополнительным доходам.