Финансовый менеджмент в малом бизнесе (Казахстан)

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 08:39, курсовая работа

Описание работы

Сегодня малый бизнес испытывает большие трудности. Многие вопросы по-прежнему решаются прямыми административными методами. Многочисленные проверки, по поводу и без, серьезно тормозят развитие бизнеса.
«Накопилось избыточное количество проверяющих, контролирующих органов, а точнее людей, которые постоянно крутятся вокруг предпринимательских структур и делают на них свой черный бизнес»,– сказал Президент РК Н. Назарбаев на XIФоруме предпринимателей.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2

Развитие малого бизнеса в Казахстане. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1.1. Характеристика Казахстанского малого бизнеса . . . . . . . 3
1.2. Правовые основы малого бизнеса. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. .5

Специфика финансового менеджмента малого предприятия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
2.1. Риск в малом бизнесе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7
2.2. Государственная поддержка малого бизнеса в Казахстане финансирование и инвестиционная поддержка. . . . . . . . . . . . . . . . . 16
2.3. Налогообложение малого бизнеса. Сравнительный анализ налогообложения субъектов малого бизнеса в странах Таможенного союза (РФ, РК, РБ) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .27

Работа содержит 1 файл

курсN5.doc

— 342.00 Кб (Скачать)

В западных странах действуют многочисленные коммерческие банки, страховые компании, отраслевые фонды, региональные коммерческие отделения институциональных структур содействия малому бизнесу, огромное количество региональных гарантов, благотворительных фондов и ассоциаций, активно и весьма разнообразно его поддерживающие. Мы такого рода институтами не располагаем, что, разумеется, существенно тормозит развитие МСБ, тем более, что и ощутимой государственной материально-финансовой помощью последний не пользуется. Поэтому вполне естественно, что в настоящее время развитие сети МП не оказывает еще решающего влияния на формирование товарных рынков, а поддержание предпринимательской активности в сфере МСБ не имеет необходимой почвы. Положение с обеспеченностью этих предприятий материальными, энергетическими и финансовыми ресурсами не только не улучшается, но в последние годы, напротив, ухудшается.

Несмотря на то, что капитальные  вложения МП составляют достаточно внушительную сумму, активность малых предприятий промышленности в области инвестиций весьма низка. Опросы показали, что среди причин, влияющих на ограничение инвестиционной деятельности, около 60% респондентов выделяют высокий уровень налогообложения, 30% — высокие темпы инфляции, более 30% — общую экономическую и политическую нестабильность.

Лица, возглавляющие МП, критически характеризуют конкурентоспособность своей продукции: «средней» применительно к внутреннему рынку ее полагают лишь несколько более 50% руководителей. Низкая конкурентоспособность продукции соответственно сдерживает спрос на нее.

Руководители обследованных малых предприятий основными факторами, сдерживающими их инновационную деятельность, считают недостаток собственных средств (около 75% опрошенных), высокие налоговые ставки (более 60%), неприемлемые условия инвестирования и кредитования (25%).

Анализ источников финансирования предприятий МСБ показывает, что наиболее доступными для этой сферы являются внутренние источники развития — их используют более трех четвертей предприятий, тогда как из внешних источников черпает какие-то ресурсы лишь один из четырех субъектов малого бизнеса.

Данные опроса показывают, что первое место среди источников финансирования занимают доходы от собственной деятельности МП, на это указали два из трех его участников. Второе место занимает другой внутренний источник — личные средства учредителей МП (21,7%). На третьем месте — частный кредит, к нему прибегают 17,9% МП. Прочие источники используют около 10—15% таких предприятий. При этом свыше 20% опрошенных руководителей МП считают, что их предприятия вообще не имеют возможности развиваться.

Более полное представление о характере  инвестирования сферы МСБ дают результаты опросов о направлении вложений средств МП. Согласно этим сведениям, лидируют МП, направляющие инвестиции в оборудование и транспорт (57,5%); на втором месте — те, чьи вложения идут на пополнение оборотных средств (44,3%). Многие предприятия вкладывают значительные средства в ремонт помещений и рекламу (около 38%); приблизительно 20% МП направляют ресурсы на обучение своего персонала. Сравнение данных по группам МП свидетельствует о ряде различий, связанных со спецификой сфер деятельности. Например, МП торговли значительно чаще пополняют свои оборотные средства (76%), но отстают во вложениях в человеческий капитал — всего 8% их количества занимаются обучением своих сотрудников, тогда как по всей выборке — 20,8%.

Одной из главных проблем развития МП является их слабое инвестирование в связи с повышенными в  данной области рисками при кредитовании. Последние вызваны следующими факторами: малые предприятия обычно не имеют возможности самостоятельно предоставить стопроцентную гарантию по своим обязательствам, не существует отлаженной системы гарантий и страхования их инвестиционной деятельности; кадровый состав МСБ обычно не имеет достаточной экономической подготовки и потому зачастую представляет слабо проработанные инвестиционные проекты; что же касается консалтинговых услуг по ведению бизнеса и подготовке инвестиционных проектов, то они, как правило, для предприятий МСБ слишком дороги.

Во всех цивилизованных странах предприниматели не представляют, как можно не застраховать наиболее опасные риски, связанные с производственной деятельностью.

В настоящее время наряду с образованием новых малых предприятий наблюдается  процесс банкротства ранее действовавших, что в целом ряде случаев связано с уничтожением или потерей их имущества в результате пожаров и других неблагоприятных событий. Для малых предприятий каждое такое событие может стать катастрофическим. Возрождение их как правило проблематично, если руководитель не принял своевременных мер по защите имущественных интересов и возложению на себя ответственности за жизнь и здоровье работников путем заключения договоров страхования.   .

Страхование способно оказывать существенное влияние на финансовое состояние и развитие малого бизнеса.

В настоящее время еще не все  средние и мелкие предприятия  проявляют активность на национальном рынке. Заключение ими договоров  страхования в значительной мере сдерживается их финансовыми возможностями. Но именно в переходный к рыночной экономике период в целях развития и стабильности малого бизнеса предпринимателям необходимо обеспечить страховую защиту своих имущественных интересов и ответственности перед третьми лицами через систему страхования.

В последнее время в печати появились сообщения, что многие страховые компании и их фирмы с большой настороженностью относятся к малым предприятиям при заключении договоров имущественного страхования, рассматривая их как источник повышенного риска. Ужесточение же страховыми компаниями требований к порядку заключения договоров вполне оправдано.

Многие страховые компании по заключенным  с малыми предприятиями договорам  страхования ответственности заемщика за непогашение кредитов потерпели крупные убытки в связи с невозвратом полученных средств кредиторам, а некоторые обанкротились, поскольку заемщики скрылись. Основной причиной этих негативных явлений послужило то, что в целом ряде случаев страховые компании принимали на страхование риски ответственности без достаточной проработки обоснованности целевого использования кредитов и гарантий обеспечения их возврата.

Мелким и средним предприятиям для развития их производственной деятельности необходима государственная поддержка, протекционистская политика по отношению к малому бизнесу. Должны быть созданы твердые законодательные гарантии для стабильной работы мелких и средних предпринимателей, стимулирующие их деятельность по производству отечественных товаров на уровне мировых стандартов, а также сельскохозяйственной продукции.

Законодатель, устанавливая нормы  по подоходному налогу с физических лиц, исключил такое нравственное понятие, как необходимость защиты имущественных  и личных интересов предприятия  его руководителем и посчитал суммы, выплачиваемые по договорам  страхования в возмещение ущерба, доходом пострадавшего от страхового события. В результате в ряде случаев размер страхового возмещения уменьшается.

Проводимая государством налоговая  политика и в отношении страховых  компаний серьезно осложняет функционирование страхового рынка Казахстане. Налоговые нормы, установленные законодательством для страховых компаний необоснованно приравнены к банковской системе. В связи с этим финансовое становление страховых компаний происходит крайне медленно.

В настоящее время большинство крупных предприятий для покрытия страховых рисков предпочитают заключать договоры с иностранными страховыми компаниями. В результате десятки миллионов валютных средств в виде страховой премии уходят за рубеж.

В целях активизации национального  страхового рынка, увеличения его емкости и финансовых возможностей Казахстанских страховых компаний было бы целесообразно пересмотреть отношений к страхованию, снизить размеры налогов на страховые операции. Это создает возможность расширить страховые операции и значительно увеличить объем инвестиций в экономику государства.

По данным опроса руководителей  МП, в доступе к кредитным ресурсам они испытывают на себе как общую жесткость кредитно-денежной политики, так и проявление дискриминационной политики банков по отношению к МСБ. При этом среди трудностей в доступе к кредитам лидируют ценовые ограничения (очень высокие проценты отметили 47,6% руководителей МП), затем следует комплекс неценовых ограничений — нереальный залог и гарантии (21,9%), ограниченность сроков кредитования (14,3%), недоступность инвестиционных кредитов (10,5%), далее — субъективные оценки дискриминирующих условий (17,1%), при этом роль организационных факторов невелика.

Коммерческие банки не заинтересованы в кредитовании малых предприятий из-за отсутствия отработанных технологий по инвестированию их, необходимости рассмотрения большого количества инвестиционных проектов при высокой себестоимости операций по их проработке. Банки не хотят рисковать, поскольку уже имеют негативный опыт исчезновения кредитуемых фирм, невозврата кредитов, сокрытия залога, в том числе в сфере МСБ. Поэтому для обеспечения страховки и возможности контроля круг кредитуемых организаций ограничивается теми, которые держат расчетный счет в банке, являющемся предполагаемым кредитором. Банки избегают кредитовать вновь организованные фирмы, при этом обязательно требуют залог при гарантии от третьей стороны, которая может поручиться за МП своим имуществом. Уровень процента учитывает степень риска, который для МП достаточно высок; стандартные сроки, на которые предоставляется кредит колеблются от трех месяцев до полугода.

Отсюда вывод: Казахстанским банкам необходимо развивать финансовые услуги для МСБ, соответствующие тем, что существуют на Западе. Прежде всего это относится к необходимости детальной проработки и экспертизы каждого проекта, независимо от суммы кредитования, и к совершенствованию способностей банков оценивать ссуды, основываясь более на знании рынка и потенциальных ресурсов предприятий, чем на стоимости их основных фондов и размере залога.

Оценку перспектив деятельности агентств поддержки МСБ правомерно связывать  с тем, что ее значимость постоянно  подчеркивается как правительством, так и на уровне региональных властей. Это, разумеется, дает повод для оптимистических прогнозов. К сожалению, действующий механизм реальной поддержки МСБ еще нельзя признать отвечающим даже нынешним объективным требованиям, и тем более, задачам, которые могут и должны быть решены для повышении его инвестиционной активности.

Как известно, реализация программ инвестиционной поддержки МСБ может иметь двоякое обоснование. Во-первых, содействие развитию малого предпринимательства является эффективным средством решения социальных проблем, и прежде всего проблемы занятости. Поэтому концепция социальной направленности финансовой поддержки сферы МСБ исходит из того, что осуществление социально полезных функций малого бизнеса должно дотироваться государством и обществом. Во-вторых, — важность развития МСБ с точки зрения эффективности использования народнохозяйственных ресурсов. При таком подходе средства, выделяемые МСБ, должны, с позиций рыночной экономики, рассматриваться как инвестиции, способные принести прибыль.

Сейчас в стране, как известно, продолжается системный кризис, фактическая безработица не уменьшается, а, напротив, увеличивается. Это, в частности, требует широких и активных мер по развитию МСБ. В то же время напряженность федерального и местных бюджетов, незначительность иностранных инвестиций не позволяют сформировать материально-финансовую базу, способную обеспечить проведение таких мер. Очевидно, выход из создавшегося положения может открыть разработка (и, разумеется, реализация) такой концепции инвестиционной поддержки сферы МСБ, при которой средства, выделяемые на данные цели, должны расходоваться на формирование организаций и налаживание финансовых механизмов, способных обеспечить высокий уровень возврата вкладываемых ресурсов. Для реализации этой концепции можно выделить несколько основных направлений совершенствования существующей системы поддержки инвестиционной деятельности МСБ.

1. Развитие научно-аналитического и информационного обеспечения механизма инвестиционной поддержки сферы МСБ. Главной задачей здесь является разработка системы приоритетов финансирования по основным направлениям развития малого предпринимательства и обоснование мероприятий по их реализации с целью отражения интересов всех уровней.

2. Усиление целевой направленности и перенесение центра тяжести процесса активизации инвестиционной деятельности малых и средних предприятий на региональный уровень. Региональную политику инвестиционной поддержки таких предприятий необходимо строить с учетом качественных характеристик экономики региона, формирующих особенности развития и поддержки МСБ. При этом должны учитываться степень развития промышленного производства, ресурсная база, насыщение потребительского рынка, региональные проблемы занятости и социальной защищенности населения. Только комплексный учет всех этих факторов позволит выработать меры, обеспечивающие привлечение предпринимателей в сферы, наиболее отвечающие потребностям людей, и стимулировать развитие экономики в первую очередь за счет местных возможностей.

3. Развитие перспективных форм финансирования и поддержки сферы МСБ. Для усиления целевой направленности инвестиционного процесса в этой сфере и повышения его эффективности местные администрации должны быть с самого начала сориентированы на главные (приоритетные) направления в создании прогрессивной инвестиционной инфраструктуры МСБ.

4. Создание целостной инвестиционной инфраструктуры МСБ. Специализация организаций кредитно-финансовой системы МСБ может осуществляться по двум направлениям: а) инвестиционному — путем образования финансовых организаций, специализирующихся на инвестиционных операциях; б) ориентированному именно на операции с МП. Возможны и различные комбинации указанных направлений специализации кредитно-финансовых организаций сферы МСБ. Но в любом случае этим организациям должны предоставляться определенные льготы со стороны налоговых и региональных органов.

Информация о работе Финансовый менеджмент в малом бизнесе (Казахстан)