Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 08:39, курсовая работа
Сегодня малый бизнес испытывает большие трудности. Многие вопросы по-прежнему решаются прямыми административными методами. Многочисленные проверки, по поводу и без, серьезно тормозят развитие бизнеса.
«Накопилось избыточное количество проверяющих, контролирующих органов, а точнее людей, которые постоянно крутятся вокруг предпринимательских структур и делают на них свой черный бизнес»,– сказал Президент РК Н. Назарбаев на XIФоруме предпринимателей.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2
Развитие малого бизнеса в Казахстане. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1.1. Характеристика Казахстанского малого бизнеса . . . . . . . 3
1.2. Правовые основы малого бизнеса. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. .5
Специфика финансового менеджмента малого предприятия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
2.1. Риск в малом бизнесе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7
2.2. Государственная поддержка малого бизнеса в Казахстане финансирование и инвестиционная поддержка. . . . . . . . . . . . . . . . . 16
2.3. Налогообложение малого бизнеса. Сравнительный анализ налогообложения субъектов малого бизнеса в странах Таможенного союза (РФ, РК, РБ) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .27
Страхование риска. Большинству крупных проектов свойственна задержка в их реализации, что может привести для заказчика к такому увеличению стоимости работ, которое превысит первоначальную стоимость проекта.
Например, в результате несвоевременного подключения линий электроснабжения. В этом случае штраф за задержку, который должен заплатить подрядчик, окажется значительно меньше потерь заказчика.
Выход из такой ситуации заключается в том, что к участию в проекте необходимо привлекать страховые компании.
Страхование риска есть по существу передача определенных рисков страховой компании. Рассмотрим этот вопрос на примере возведения крупного строительного комплекса.
Могут быть применены два основных способа страхования: имущественное страхование и страхование от несчастных случаев.
Имущественное страхование может иметь следующие формы:
— страхование риска подрядного строительства;
— страхование морских грузов;
— страхование оборудования, принадлежащего подрядчику.
Страхование от несчастных случаев включает:
— страхование общей гражданской ответственности;
— страхование профессиональной ответственности.
По возможности, такие стандарты должны четко определяться контрактом, что снижает вероятность появления недоразумений в отношении критериев для определения юридической ответственности.
Договоры страхования профессиональной ответственности заключаются на время выполнения услуг подрядчиком, а также на гарантийный период. Обычно эти договоры включают предельный уровень страхового возмещения, указываемый либо в исчислении по годам, либо в целом по страхуемому проекту.
Резервирование средств на покрытие непредвиденных расходов. Создание резерва средств на покрытие непредвиденных расходов представляет собой способ борьбы с риском, предусматривающий установление соотношения между потенциальными рисками, влияющими на стоимость проекта, и, размером расходов, необходимых для преодоления сбоев в выполнении проекта.
Основной проблемой при
Для определения первоначальных сумм на покрытие непредвиденных расходов, переоценки их в процессе работы над проектом и уточнения сумм резерва будущих проектов на основе фактических данных могут использоваться все изложенные выше методы качественного и количественного анализа риска.
При определении суммы резерва на покрытие непредвиденных расходов необходимо учитывать точность первоначальной оценки стоимости проекта и его элементов в зависимости от этапа проекта, на котором проводилась эта оценка.
Точность оценки стоимости проекта влияет на размер резерва на покрытие непредвиденных расходов.
Если оценка не учитывает в полной мере реальное влияние на проект потенциального риска, то неизбежен значительный перерасход средств.
Тщательно разработанная оценка непредвиденных расходов сводит до минимума перерасход средств.
Определение структуры резерва на покрытие непредвиденных расходов может производиться на базе одного из двух подходов.
При первом подходе резерв делится на две части: на общий и специальный.
Общий резерв должен покрывать изменения в смете, добавки к общей сумме контракта и другие аналогичные элементы.
Специальный резерв включает в себя надбавки на покрытие роста цен, увеличение расходов по отдельным позициям, а также на оплату исков по контрактам.
Многие практики считают, чти надбавки на покрытие роста цен должны учитываться отдельно от непредвиденных расходов. Это особенно актуально, когда контракты предусматривают изменение условий платежи или пересмотр условий контрактов в соответствии с публикуемыми индексами инфляции.
Второй подход к созданию структуры резерва предполагает определение непредвиденных расходов по видам затрат, например, на заработную плату, материалы, субконтракты.
Такая дифференциация позволяет определить степень риска, связанного с каждой категорией затрат, которые затем можно распространить на отдельные этапы проекта.
Дальнейшее уточнение размеров непредвиденных расходов требует установления взаимосвязи с элементами структуры разделения работ на разных уровнях этого деления, в том числе, на уровне комплексов (пакетов) работ. Преимущество такого детального разделения работ заключается в том, что оно помогает приобрести опыт и создать базу данных корректировки непредвиденных расходов.
Этот подход обеспечивает достаточный контроль за непредвиденными расходами, однако необходимость использования для этого большего числа данных и оценок позволяет применять его только для относительно небольших проектов.
Резерв на непредвиденные расходы определяется только по тем видам затрат, которые вошли в первоначальную смету.
Резерв не должен использоваться для компенсации затрат, понесенных вследствие неудовлетворительной работы.
В общем случае резерв может использоваться для следующих целей:
— выделение ассигнований для вновь выявленной работы по проекту;
— компенсация непредвиденных изменений трудозатрат, накладных расходов и т.п., возникающих в ходе работы над проектом.
Текущие расходы резерва должны отслеживаться и оцениваться чтобы обеспечить наличие остатка на покрытие будущих рисков.
Непредвиденные расходы
После выполнения работы, для которой выделен резерв на покрытие непредвиденных расходов, можно сравнить плановое и фактическое распределение непредвиденных расходов, и на этой основе определить тенденции использования непредвиденных расходов до завершения проекта. При этом неиспользованная часть выделенного резерва на покрытие непредвиденных расходов может быть возвращена в резерв проекта.
В простых проектах бюджет для покрытия Непредвиденных расходов может быть передан в распоряжение менеджера проекта, который получает право использовать его в течении определенного времени или для определенных целей. Если, например, увеличение объема работ рассмотрено и принято, бюджет менеджера проекта для покрытия непредвиденных расходов увеличивается, а использованная часть резерва может быть отнесена на общую смету проекта.
Определенная часть средств, предназначенная для покрытия непредвиденных расходов, обычно называемая общим резервом, должна остаться под прямым контролем высших руководителей.
Финансирование проекта является одним из наиболее важных условий обеспечения эффективности его выполнения.
Финансирование должно быть нацелено на решение двух основных задач:
— обеспечение потока инвестиций, необходимого для планомерного выполнения проекта;
— снижение капитальных затрат и риска проекта за счет оптимальной структуры инвестиций и получения налоговых преимуществ.
План финансирования проекта должен учесть следующие виды рисков:
— риск нежизнеспособности проекта;
— налоговый риск;
— риск неуплаты задолженностей;
Риск нежизнеспособности проекта.
Инвесторы должны быть уверены, что предполагаемые доходы от проекта будут достаточны для покрытия затрат, выплаты задолженностей и обеспечения окупаемости любых капиталовложений.
Кроме того, финансирование проекта должно удовлетворять существующим тестам на "адекватную надежность", чтобы определенные инстуциональные инвесторы, например, страховые компании, получили возможность осуществлять инвестиции в проект.
При обсуждении данного типа гарантий участники проекта должны проявить определенную гибкость в отношениях с инвестором. Например, если при финансировании проекта появляются трудности с одним из наиболее серьезных тестов на адекватные гарантии— гарантии выплаты процентов, — то проект может удовлетворять требованиям другого теста —например, на наличие контракта на приобретение какой-либо организацией продукта, являющегося результатом реализации проекта.
Налоговый риск.
Налоговый риск включает:
— невозможность гарантировать налоговую скидку из-за того, что проект не вступит в эксплуатацию к определенной дате;
— потерю выигрыша на налогах из-за того, что участники прекратили работы над уже функционирующим, но экономически не оправдавшим себя проектом;
— изменение налогового законодательства, например, увеличение налога на собственность или изменение плановой нормы амортизации перед тем как запустить проект в эксплуатацию;
— решения налоговой службы понижающие налоговые преимущества в результате осуществления проекта. Инвесторам, как правило, удается частично защитить себя от налогового риска посредством соответствующих гарантий, включаемых в соглашения и контракты.
Риск неуплаты задолженностей.
Даже успешные проекты могут столкнуться с временным снижением доходов из-за краткосрочного падения спроса на производимый продукт, либо снижением цен из-за перепроизводства продукта на рынке.
Чтобы защитить себя от таких колебаний, предполагаемые ежегодные доходы от проекта должны перекрывать максимальные годовые выплаты по задолженностям.
Участники могут применить следующие меры снижения риска от неуплаты задолженностей:
— использование резервных
— производственные выплаты;
— дополнительное финансирование.
Помимо достаточности
В некоторых проектах вместо резервного фонда выплат по задолженностям может использоваться принцип производственных выплат. В проектах, обеспеченных доходами, участники обязуются осуществлять выплаты по задолженностям, гарантируя на эти цели определенный процент доходов, получаемых от продукта, производимого по проекту. При этом недостаточность поступающих из этого источника сумм для оплаты задолженностей не рассматривается как невыполнение обязательств: возникающий дефицит суммируется и выносится на срок окончательной выплаты задолженности.
План должен предусматривать возможности дополнительного финансирования, необходимость в котором может возникнуть из-за задержки, значительного увеличения масштабов проекта или проблем, связанных с эксплуатацией. Необходимо установить контакт с отдельными кредиторами для обеспечения покрытия непредвиденных расходов.
После осуществления участниками проекта надежных мер по снижению риска неуплаты задолженностей, инвестор может применять соответствующие гарантии частичных или полных выплат задолженностей в определенные этапы проекта или по его завершению.
Кроме того, правительственные организации могут предоставить правительственные гарантии, экспертные гарантии или защиту политического риска.
2.2. Государственная
поддержка малого бизнеса в Каз
В условиях глубокого экономического кризиса и крайней ограниченности ресурсов для капиталовложений в экономику Казахстане проблема приоритетности выбора направлений инвестиционной деятельности приобретает чрезвычайное значение. Учитывая данное обстоятельство, надо включать в систему таких приоритетов и сферу малого и среднего бизнеса. Это вытекает не из конъюнктурных, политических или идеологических установок, а из объективного хода социально-экономических процессов, из того, каковы место и перспективы данной сферы в решении ряда остроактуальных для нашей страны задач.
Между тем пока нет оснований говорить о том, что Казахстанский малый и средний бизнес (МСБ) реально пользуется какими-то предпочтениями в распределении инвестиционных ресурсов; скорее имеет место противоположная ситуация, когда эта сфера оттесняется на второй план. Финансирование было и остается наиболее уязвимой проблемой Казахстанского МСБ. По данным социологического опроса руководителей малых предприятий (МП), половине респондентов при их организации пришлось ограничиться собственными сбережениями; немногим более четверти сумели получить кредит, а менее 20% — привлечь средства вкладчиков1. Самая серьезная проблема на начальной стадии, как отмечают предприниматели, — финансы и помещения, затем отношения с местными органами управления. При этом проблема инвестирования остается основной на всем протяжении деятельности фирмы.
Информация о работе Финансовый менеджмент в малом бизнесе (Казахстан)