Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 08:39, курсовая работа
Сегодня малый бизнес испытывает большие трудности. Многие вопросы по-прежнему решаются прямыми административными методами. Многочисленные проверки, по поводу и без, серьезно тормозят развитие бизнеса.
«Накопилось избыточное количество проверяющих, контролирующих органов, а точнее людей, которые постоянно крутятся вокруг предпринимательских структур и делают на них свой черный бизнес»,– сказал Президент РК Н. Назарбаев на XIФоруме предпринимателей.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2
Развитие малого бизнеса в Казахстане. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1.1. Характеристика Казахстанского малого бизнеса . . . . . . . 3
1.2. Правовые основы малого бизнеса. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. .5
Специфика финансового менеджмента малого предприятия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
2.1. Риск в малом бизнесе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7
2.2. Государственная поддержка малого бизнеса в Казахстане финансирование и инвестиционная поддержка. . . . . . . . . . . . . . . . . 16
2.3. Налогообложение малого бизнеса. Сравнительный анализ налогообложения субъектов малого бизнеса в странах Таможенного союза (РФ, РК, РБ) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .27
1.1. Характеристика Казахстанского малого бизнеса . . . . . . . 3
1.2. Правовые основы малого бизнеса. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. .5
2.1. Риск в малом бизнесе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7
2.2. Государственная
поддержка малого бизнеса в Каз
2.3. Налогообложение малого бизнеса. Сравнительный анализ налогообложения субъектов малого бизнеса в странах Таможенного союза (РФ, РК, РБ) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .28
Сегодня малый бизнес испытывает большие трудности. Многие вопросы по-прежнему решаются прямыми административными методами. Многочисленные проверки, по поводу и без, серьезно тормозят развитие бизнеса.
«Накопилось избыточное количество проверяющих, контролирующих органов, а точнее людей, которые постоянно крутятся вокруг предпринимательских структур и делают на них свой черный бизнес»,– сказал Президент РК Н. Назарбаев на XIФоруме предпринимателей.
Важную роль в формировании антимонопольной структуры рынка, в преодолении не только ведомственного, но и экономического монополизма играют малые предприятия. Малому бизнесу принадлежит особое место в становлении новой социальной структуры общества, в решении проблем хронического дефицита, унаследованного от командной экономики, в решении многих и многих социально-экономических проблем, которые не могут быть решены более крупными хозяйственными структурами в силу громоздкости их управления, отсутствия у них обратных связей с потребителями. Малые предприятия в каком-то смысле находятся между крупными хозяйственными структурами и потребителями, заполняя незаполненные ниши между ними. Как правило, деятельность малого бизнеса носит специализированный характер, что позволяет при незначительных вложениях первоначального капитала иметь своих покупателей и успешно конкурировать с крупными фирмами.
В мире существуют разные варианты государственной поддержки малого бизнеса прямое выделение бюджетных средств в страховые фонды, фонды риска смешанные фонды поддержки - государственные и частные; выдача гарантий в обеспечение кредита коммерческого банка - обязательство компенсировать банку возможные потери; налоговые льготы и многое другое.
Однако, малый и средний бизнес наиболее подвержен риску. Статистика показывает, что из каждых 10 малых предприятий выживают только 2-3. Причиной тому - наличие многочисленных факторов вероятностного характера, учет которых часто не представляются возможным из-за незнания закономерностей распределения случайных величин или громоздкости вычислительных процедур. С другой стороны, риск в бизнесе выступает как наступательный фактор. Предпринимательство в рыночной экономике невозможно без риска. Наличие фактора риска является сильным стимулом для экономии средств и ресурсов предпринимателями, что вынуждает их тщательно анализировать рентабельность проектов, оценивать величину риска с целью минимизации возможных потерь.
Состояние малого бизнеса в Казахстане, его финансирование и страхование, государственная поддержка малого бизнеса, риск в малом бизнесе – это основные проблемы которые будут рассмотрены более подробно в курсовой.
Малый и средний бизнес в нашей стране принято объединять в одно целое под аббревиатурой МСБ. Нельзя сказать, что это чем-то отличается от мировой практики. Если обратиться к глобальному опыту, в основном программы по поддержке предпринимательства за границей ориентированы либо на small and medium-sized enterprises — малые и средние предприятия, либо исключительно на малый бизнес. Считается, что самое трудное — склонить людей к тому, чтобы они вообще начали предпринимательскую деятельность. Чем больше граждан обзаводится собственным делом, тем лучше для страны — такова распространенная аксиома. Небольшие компании обеспечивают при относительно низкой производительности труда обычно значительный процент занятости. И являются средой, из которой вырастают средние бизнесмены. Существование в стране малого бизнеса означает и наличие в ней одной из разновидностей среднего класса — мелких буржуа. А средний класс — это люди, которым есть что терять, со всеми вытекающими отсюда положительными для власти последствиями. Однако малый бизнес — это все-таки малый бизнес. Часто индивидуальные предприниматели (ИП) не реинвестируют прибыль, а тратят ее на свои личные нужды. В Казахстане этот сегмент оказался еще и на особом положении. Он платит трехпроцентный налог с оборота и десятипроцентный социальный налог от зарплаты. Причем по последнему налогооблагаемая база для самого предпринимателя — это минимальный размер оплаты труда, то есть она ничтожно мала. За наемных работников ИП платит соцналог, исходя из их окладов. Таким образом, в целом налоговая нагрузка на малый бизнес в Казахстане крайне низка. Понятно, почему в свое время было решено создать для малого бизнеса такие условия. Во-первых, он обеспечил ощутимый процент занятости, а в самом начале двухтысячных проблема безработицы стояла перед властями, пожалуй, еще острее, чем в период последнего кризиса. Во-вторых, столь низкие налоги, упрощенная система отчетности (в год подается всего четыре не слишком сложные декларации), сравнительная простота процедуры закрытия ИП позволили тысячам казахстанцев попробовать себя в бизнесе. Первоначально считалось, что многие из них затем перейдут в средний бизнес. Однако это происходит не так часто, как хотелось бы. Участь малого бизнеса столь привлекательна, что, достигая определенного законом порога по оборотам, многие предприниматели создают второе ИП на своих родственников, друзей, знакомых. А затем третье, четвертое и так далее — лишь бы не становиться средним бизнесом. Малый бизнес в большинстве не склонен к развитию. Установившиеся правила игры его к этому не побуждают. В кризис появились, было, разговоры о том, чтобы увеличить налоги для малого бизнеса. Но в этом случае малые предприятия, привыкшие к своим 3%, просто ушли бы в тень, а проверять столь значительное количество ИП — непосильная задача с точки зрения администрирования.
Новые задачи экономической политики, необходимость выхода из кризисной ситуации сделали актуальным принятие новых организационных решений, концентрацию усилий государства на формирование более эффективных подходов к государственному регулированию экономики.
Речь идет в первую очередь об изменении базовых принципов формирования и проведения экономической политики государства, выраженных в усилении его экономической функции и наращивания эффективности экономики в условиях неуклонного обострения международной конкуренции.
Эти идеи вносят значительные коррективы в деятельность по поддержке предпринимательства, а также непосредственно связанные с этим государственную антимонопольную политику и регулирование сферы деятельности естественных монополий.
Для обеспечения подъема экономики страны необходимо построить общество равных возможностей десятков миллионов собственников: Предпринимательство способствует созданию прогрессивной структуры экономики и конкурентной среды, расширению налогооблагаемой базы. Путем создания новых предприятий и рабочих мест малое предпринимательство помогает преодолеть издержки реформ, снижает социальную напряженность, обеспечивает занятость населения, насыщает рынок товарами и услугами.
Общий вклад малого предпринимательства в обеспечение занятости населения, формирование валового внутреннего продукта в Казахстане пока существенно ниже, чем в странах с развитой рыночной экономикой.
Вместе с тем внешняя среда для малого предпринимательства остается крайне неблагоприятной. Современные условия ведения бизнеса в Казахстане характеризуются наличием существенных трудностей выхода на рынок. К ним в первую очередь относятся: низкая платежеспособность населения, рост транспортных и ряда других издержек, сложный доступ к сырьевым ресурсам, новым технологиям, заемному капиталу.
Сегодня не может не настораживать
тот факт, что ухудшение социально-
Для решения этой проблемы необходимо создание упорядоченной и эффективной нормативно-правовой базы малого предпринимательства, то есть среды, которая должна стимулировать развитие бизнеса и создавать благоприятные условия для граждан, готовых начать и продолжить свое дело.
Можно задать закономерный вопрос, что мы здесь имеем? В 1991 г. у нас практически не было никаких рыночных законов, то есть начинали собственно с нуля. За эти 20 столько напринимали законодательных актов, что ни сами, ни зарубежные консультанты разобраться не могут.
Министерством, со своей стороны, совместно
с заинтересованными
Вместе с тем эти и другие
проекты законов так и
Наряду с этим, учитывая сегодняшнее состояние нашей денежно-кредитной системы, необходимо принять меры к усилению не финансовой, а материальной составляющей поддержки малого предпринимательства, то есть предоставление малым предприятиям на приемлемой основе площадей, производственных мощностей, высвобождаемого инвентаря и оборудования.
Одновременно система
В этой связи возникает объективная необходимость более детального анализа отраслевой структуры малого предпринимательства. В частности, деятельность предприятий малого бизнеса в силу высокой адаптации к изменяющимся условиям рынка наиболее оправдана в таких отраслях экономики, как легкая, пищевая, лесная промышленность, строительство, мелкооптовая и розничная торговля, инновационная деятельность.
Реструктуризация отраслей и реформирование предприятий, развитие кооперационных связей крупного производства с малыми предприятиями целесообразно в наукоемких отраслях — автомобилестроении, авиастроении, оборонной промышленности, металлургии.
Вместе с тем представляется целесообразным расширение сферы влияния малого бизнеса и в других составляющих Казахстанской экономики. К примеру, почему бы малому предпринимательству не начать осваивать такое перспективное направление -как проведение энергоаудита и внедрение энергосберегающих технологий на предприятиях страны?
Осуществление этих целей предусматривает широкое использование малыми предприятиями современных финансово-кредитных механизмов, вовлечение малых предприятий в реализацию государственных и муниципальных заказов, стимулирование инновационных инициатив малых предприятий, совершенствование их информационного обеспечения.
В качестве самостоятельной проблемы следует выделить вопрос обучения и переподготовки кадров. Именно в сфере бизнеса формируется средний класс населения — класс будущего. Поэтому в подготовке кадров среднего и малого предпринимательства необходимо усилить психологическую составляющую. Уже сегодня надо психологически готовить предпринимателей к тем коллизиям, которые у нас время от времени происходят, и, конечно же, поднимать деловую культуру, а также ответственность за свои обязательства.
Те, кто впервые сталкивается с малыми предприятиями, обычно допускают типичную ошибку: считают малые предприятия одним из видов предприятий, подобно государственным, арендным, совместным, семейным и т.д. Это неверно, малые предприятия в этот перечень не могут быть включены. Малые – это не вид, не организационно-правовая форма, а размер предприятия. Малое предприятие – всегда какое-то применительно к выделяемым в законодательстве видам предприятий. Из всех имеющихся видов предприятий: государственных, коллективных, совместных, кооперативов и т.д., выделяется их часть по критериям численности работающих.
В этой связи становится
очевидным, для малых
Бытует
и еще одно широко
Информация о работе Финансовый менеджмент в малом бизнесе (Казахстан)