Финансовый анализ страховой организации на примере ОАО "Государственная страховая компания ОАО "Югория"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 17:59, курсовая работа

Описание работы

В существующих формах отчетности страховых организаций практически не возможно определить источники финансирования конкретных видов активов. По - сути, здесь форма оторвана от содержания . Кроме этого, сама структура отчетности страховщика резко отличается от общепринятой структуры бухгалтерской (финансовой) отчетности предприятий . Следовательно, приоритет в финансовом анализе страховых организаций (ФАСО) отдается не анализу бухгалтерской (финансовой) отчетности, а аналитическим процедурам, позволяющим наглядно оценить финансово - хозяйственную деятельность страховщика и сделать обоснованные выводы о состоянии объекта анализа.

Содержание

Введение 3
1. ОАО "Государственная страховая компания "Югория" 6
2. Финансовый анализ 9
2.1. Методики определения финансового анализа организации 9
2.2. Данные бухгалтерской отчетности 12
2.3. Основные и оборотные средства предприятия и эффективность их использования 15
2.4. Финансовые результаты деятельности предприятия 16
2.5. Финансовый потенциал страховщика 18
2.6. Анализ ликвидности баланса 19
2.7. Финансовая устойчивость Компании 20
2.8. Абсолютные показатели деятельности компании 23
2.9. Относительные показатели 24
2.9.1. Показатели оценки платежеспособности 26
2.9.2. Показатели оценки достаточности страховых резервов 29
2.9.3. Показатели, характеризующие ликвидность активов страховщика 30
2.9.4. Показатели, характеризующие степень перестраховочной защиты 32
2.9.5. Финансовая устойчивость страхового фонда 33
2.9.6. Оценка финансовой устойчивости страховых операций 34
2.9.7. Сбалансированность страхового портфеля 35
2.9.8. Финансовый результат организации 37
2.9.9. Эффективность инвестиционной деятельности 40
2.9.10. Эффективность страховых операций 41
2.9.11. Эффективность финансовой политики 42
2.9.12. Рентабельность страховых операций 43
3. Выводы и предложения 45
Заключение 50
Литература 52
ПРИЛОЖЕНИЯ 53

Работа содержит 1 файл

ФИНАНСОВОГО АНАЛИЗА СТРАХОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ОАО.docx

— 105.18 Кб (Скачать)

 МДсо =СПн ∆ИСРн-СВн-РВСОн 

    где СПн - страховые премии по видам страхования - нетто-

                     перестрахование,

          СВн - страховые выплаты - нетто-перестрахование,

         ИСРн - изменение страховых резервов - нетто-перестрахование,

        РВСОн - расходы по ведению страховых операций - нетто-

                       перестрахование;

            МДио - сальдо по инвестиционным операциям (стр. 180 - стр. 190),

                     ф. № 2 -страховщик: 

    МДио = ДИ - РИ, 

    где ДИ - доходы по инвестициям; РИ - расходы по инвестициям; 

         МДфо - сальдо по финансовым операциям (стр. 210 - стр. 220 + стр.

                      230 - стр. 240 -стр.200),ф. № 2 - страховщик: 

МДфо=ОД-ОР+ВРД-ВРР- УР, 

    где ОД - операционные доходы, кроме связанных с инвестициями;

           ОР - операционные расходы, кроме связанных с инвестициями;

          ВРД - внереализационные доходы, кроме дооценки финансовых

                     вложений;

         ВРР - внереализационные расходы, кроме дооценки финансовых

                     вложений;

          УР - управленческие расходы.

   Анализ  показателей финансовых результатов  позволяет уяснить причинно-следственную связь изменений основных показателей  финансового состояния страховой  организации с технологией страхового и инвестиционного процессов, осуществляемой тем или иным страховщиком. Во многом оптимизация финансового результата зависит от инвестиционной деятельности страховой организации. 

    МДио=404092-29811=374281 тыс.руб.

    МДфо=493931-460942-1120452=-1087463 тыс.руб. 

    ∑МДо=803462+374281-1087463=90280 тыс.руб. 

    Вывод: в 2009 г. ОАО «ГСК «Югория» получила прибыль от страховой, инвестиционной и финансовой деятельности в размере 90 280тыс. руб., т.е. сработала с положительным финансовым результатам. Следует отметить, что данный период характеризовался тяжелым финансовым положением как в стране так и в мире, наблюдался так называемый «финансовый кризис» и не многие страховые компании получили прибыль. 

      1. Эффективность инвестиционной деятельности
 

    Показатели, характеризующие эффективность инвестиционной деятельности страховщика (ПЭио), можно определить путем деления полученного за год дохода от инвестиций на среднегодовой объем инвестиционных активов. Для того чтобы оценить доходность от инвестиций, полученный результат следует сопоставить со среднегодовой учетной ставкой рефинансирования Центрального банка РФ. 
 
 

    где Ди - годовой доход от инвестиций (стр. 020 + стр. 180, ф. № 2-

                  страховщик);

    Аи - среднегодовой объем инвестиционных активов (стр. 120, ф. № 1-

          страховщик) 
     
     

    Вывод: Ставка рефинансирования ЦБ РФ в течении 2009 года менялась 10 раз, и все в сторону понижения. 2009 год Россия завершила со ставкой рефинансирования ЦБ в размере 8,75% и инфляцией в 8,8% (сведения Росстата). Коэффициент ПЭио=8,13%<8,75, отсюда можно сделать заключение, что инвестиционная деятельность ОАО «ГСК «Югория» в 2009 г. была неэффективна.  

      1. Эффективность страховых операций
 

    Эффективность страховых операций (ПЭсо) можно определить как отношение результата от операций страхования жизни или иного, чем страхование жизни к нетто-премиям: 
 
 

    где ВС - результат от операций страхования - выручка страховщика (стр.

                  070; стр. 170), ф. № 2- страховщик:

    СПнетто- нетто-премии (стр. 080 - стр. 150 - стр.160), ф. № 2.-

                    страховщик.

    Значение  ПЭсо должно быть больше 15%. 
 
 

  Вывод: ОАО «ГСК «Югория» достаточно эффективно проводит тарифную политику, правила страхования соответствуют требованию страхового рынка России, поэтому продукты Компании пользуются спросом и доверием страхователей. Это обеспечивает большой объем поступления денежных средств. Менеджеры Компании постоянно контролируют расходы на ведения дела каждого филиала и организации в целом. Таким образом, по итогам 2009 г. ОАО «ГСК «Югория» имеет положительный результат от страховых операций. 

      1. Эффективность финансовой политики
 

    Для оценки эффективности финансовой политики страховой организации проводится расчет показателя рентабельности собственного капитала (Рск). Это, по сути, модифицированная формула Дюпона, где чистая прибыль соотносится с собственным капиталом: 
 
 

    где Пр- чистая прибыль (стр. 300), ф. № 2.- страховщик;

          СК- собственный капитал (стр. 410 + стр. 420 + стр. 430) –

                  (стр. 110+ стр. 190 + стр. 415), ф. 1-страховщик; 
 
 

    Этот  показатель представляет интерес для  иоймеющихся и потенциальных собственников и акционеров. Рентабельность собственного капитала показывает, какую прибыль приносит каждая инвестированная собственниками капитала денежная единица. 

    Вывод: Рск=0,016 руб. Таким образом, собственники и акционеры ОАО «ГСК «Югория» на 1 руб. вложенных денег получили прибыли 1,6 коп. или 1,6%, что опять же при сравнении со ставкой рефинансирования ЦБ равной 8,75% на конец 2009 г. является низкодоходным источником вложения денежных средств. 

      1. Рентабельность  страховых операций
 

    При анализе финансово-хозяйственной  деятельности в страховой организации  используется показатель рентабельности страховых операций на рубль себестоимости. Под себестоимостью понимается отношение расходов страховщика к объему страховой премии. Расходами страховщика в данном случае будут сумма страховых выплат, отчисления в страховые резервы и расходы на ведение дела. Отношение чистой прибыли к себестоимости является «устаревшим» показателем страховой деятельности, который применялся в период плановой централизованной экономики. В современных условиях рентабельность страховых операций (Рсо) можно определить через соотношение чистой прибыли с объемом страховых премий: 
 
 
 
 

    Вывод: Рентабельность показывает, что ОАО «ГСК «Югория» получила прибыль 0,0056 руб. с каждого рубля страховых платежей. Данная прибыль увязывает размер прибыли как источника финансовых ресурсов с объемом выполненной работы по формированию страхового фонда. 

    Сравнивая изменение вышеперечисленных показателей  по сравнению с 2008г.  (см. Приложение 1), то в 2009 г.  наблюдается увеличение таких показателей как : коэффициента финансового потенциала, коэффициента достаточности страховых резервов, коэффициента зависимости от перестрахования, коэффициента эффективности инвестиционной деятельности, рентабельность собственного капитала, рентабельность страховых операций. Уменьшились такие показатели как: коэффициент срочной ликвидности, финансовая устойчивость страхового фонда, коэффициент сбалансированности страхового портфеля, коэффициент эффективности страховых операций. Это говорит о том, что менеджмент Компании направлен в основном на получение максимально возможных объемов страховых платежей, не уделяя внимания при этом проведению качественного андеррайтинга. Следуя данной тактике, Компания в ближайшее время может столкнуться с проблемой нехватки средств для выполнения своих обязательств перед клиентами.  
 
 
 
 
 

  1. Выводы  и предложения
 

     Таким образом, по деятельности компании можно  сделать следующие выводы:

     1. Риск текущей ликвидности и  платежеспособности организации  достаточно не высок. Необходимы постоянные мониторинг и управление финансовыми потоками. Также для покрытия кассовых разрывов необходимо создание накопительного "резерва/фонда".

     2. Доля традиционного автострахования  в общей структуре страхового  портфеля организации велика. Необходимо  снижение данной доли за счет  увеличения доли других, более  доходных и нетрадиционных страховых  продуктов.

     3. Относительно низкий спрос на  наиболее доходные страховые  продукты (имущество; техн. риски) обусловливается низким качеством предлагаемых продуктов, а именно:

     - форма и содержание предлагаемого  страхового контракта (договор  + правила + полис) необоснованно  громоздки, что усложняет его  юридическое восприятие и отношения  сторон при исполнении обязательств  по данному контракту;

     - пункты договора, правил и полисов  либо повторяют, либо интерпретируют, либо искажают друг друга, а  также статьи гл. 48 "Страхование"  ГК РФ;

     - некоторые пункты договора, правил  и полиса не имеют отношения  к конкретному страховому покрытию.

     4. Автострахование в настоящее время нерентабельно и убыточно для организации. Необходим пересмотр системы тарификации, в частности КАСКО, в том числе при активном использовании франшиз.

     5. Расходы на ведение дела (РВД)  ряда профильных направлений  относительно завышены. Необходим  пересмотр организационной и  функциональной структур организации и соответствующее бюджетирование.

     6. Действующие в настоящее время  цели и задачи, а также организационная  и функциональная структуры организации  и соответствующая мотивация  персонала, особенно профильных  подразделений, не способствуют  эффективной деятельности бизнеса.  Необходимо кардинально пересмотреть  данные факторы.

     7. В структуре организации фактически  и практически отсутствует институт  полноценного независимого андеррайтинга.

     8. В случае сохранения существующей  стратегии и тактики бизнеса  организации для обеспечения  соответствующей эффективности  необходим пересмотр и соответствующий  перерасчет баланса страхового  портфеля организации, в частности  в сторону значительного увеличения  тарифов профильных направлений,  что нецелесообразно, так как  приведет к снижению конкурентоспособности  организации.

     Для решения вышеуказанных проблем  предлагается следующая программа:

     1. Реорганизация и создание следующей  организационной/функциональной структуры  организации (рис. 3). 

       ┌─────────────┐  ┌──────────────────┐  ┌───────────────┐

       │ Бухгалтерия ├──┤     Директор     ├──┤ Администрация  │

       └─────────────┘  └─────────┬────────┘  └───────────────┘

              ┌───────────────────┼──────────────────────┐

     ┌────────┴───────┐  ┌────────┴────────┐  ┌──────────┴────────────┐

     │   Управление   │  │    Управление   │ │       Управление      │

     │   маркетинга   ├─>│  андеррайтинга  ├─>│исполнения обязательств│

     └────────────────┘  └─────────────────┘  └────────┬──────────────┘

             / \

              │                                        │

                            ┌─────────────┐

              └─ -- -- -- ──│    Клиент   │< -- -- -- ─┘

                            └─────────────┘

     Рис. 3 Организационная структура компании 

     Предлагаемая  структура предусматривает три  основных и независимых друг от друга  производственных управления с соответствующими информационными и финансовыми потоками. Основные функции, мотивация персонала и состав управлений представлены в таблице 6. 

     Таблица 6

Информация о работе Финансовый анализ страховой организации на примере ОАО "Государственная страховая компания ОАО "Югория"