Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 11:10, дипломная работа
Цель работы. На основании комплексного экономического анализа обосновать и предложить к реализации мероприятия по повышению эффективности управления оборотными средствами предприятия.
Для достижения главной цели дипломного исследования необходимо решить следующие задачи:
- определение экономического содержания и сущности категории "оборотные средства", изучение их функций, особенностей и принципов их организации, а так же выявление основных проблем формирования оборотных средств в современных условиях.
- оценка финансового состояния предприятия на основе анализа структуры активов и источников средств, расчета коэффициентов финансовой устойчивости, анализа эффективности использования оборотных средств (расчет показателей оборачиваемости)
Введение……………………………………………………………………………..5
1 Теоретические основы управления оборотными средствами………………….7
1.1 Сущность, функции и принципы организации оборотных средств
предприятия…………………………………………………………………............7
1.2 Показатели эффективности и факторы ее изменения ………………..……..16
1.3 Методологические основы и нормативно-правовая база управления
оборотными средствами на предприятии……………………………………...…20
2 Анализ состояния и тенденции формирования и использования
оборотных средств в Республике Беларусь………………………………….…...36
2.1 Анализ тенденции изменения величины и эффективности
использования оборотных средств в отраслях народного хозяйства…………..36
2.2 Анализ показателей использования оборотных средств на ОАО
«Смиловичская валяльно-войлочная фабрика»…………………………………..48
3 Совершенствование управления оборотными средствами на
современном этапе……………………………………………………………........59
3.1 Проблемные вопросы управления оборотными средствами на
современном этапе…………………………………………………………………59
3.2 Пути совершенствования управления оборотными активами………………67
Заключение………………………………………………………………………….76
Список использованных источников……………………………………………...79
Приложение А……………………………………………………………………....83
Приложение Б………………………………………………………………………86
Приложение В………………………………………………………………………90
- снижение доступа к кредитам вследствие высоких банковских процентов.
Управление товарными запасами с целью экономии денег. Практически все менеджеры жалуются на излишек запасов и на их неоптимальный состав. Особенно сильно это проявляется в условиях кризиса.
Вот перечень основных проблемных вопросов, которые необходимо решить в части сокращения запасов:
разрешение компромисса между объемом товарных запасов и уровнем обслуживания клиентов;
оптимизация объема закупки партии товаров;
внедрение системы учета и контроля запасов, которая работает в режиме реального времени и реальной ценности;
непрерывная оценка реальной стоимости запасов на складе;
избавление от устаревшего товара на складах путем продажи с большими скидками или простого списания;
контроль издержек, связанных с товарными запасами;
оптимизация объемов запасных деталей к производственному оборудованию;
оптимизация ассортимента продукции сточки зрения сокращения объема запасов.
Дело в том, что запасы принципиально имеют тенденцию к росту. Таков закон бизнеса. Но этот рост может быть оправдан только адекватным ростом объемов продаж так, чтобы оборачиваемость запасов не снижалась.
Сбор дебиторской задолженности. Этот вид деятельности является неблагодарной работой. В условиях кризиса главной причиной неплатежей является то, что у клиента мало денег — их не хватает для того, чтобы выполнить все обязательства. Рассматривая просроченную задолженность с финансовой точки зрения, следует подчеркнуть, что для клиента она является существенным источников финансовых ресурсов, особенно в условиях высоких процентных ставок. Поэтому, клиент будет держаться этого правила всеми силами. Главная задача менеджера в части обеспечения сбора дебиторской задолженности состоит в тщательном анализе всех клиентов и выяснении причин несвоевременной оплаты счетов фирмы.
Перечислим основные проблемные вопросы сбора дебиторской задолженности:
систематизация и анализ информации по всем клиентам фирмы, включая потенциальных заказчиков;
установление системы скидок в случае досрочной оплаты счетов фирмы;
разработка системы юридических мер «запугивания» недобросовестных клиентов;
подача заявлений в арбитражный суд о признании клиента банкротом;
применение факторинга с целью получения части непогашенной в срок дебиторской задолженности;
внедрение системы ответственности менеджеров по продажам за несвоевременную оплату их клиентами счетов фирмы;
отказ от обслуживания слабых в денежном смысле клиентов.
Важным из числа перечисленных выше факторов является персональная ответственность менеджеров за взыскание задолженностей. Эту ответственность должны делить между собой менеджеры по учету и менеджеры по продажам. Первые отвечают за своевременность поставки информации о том, что срок платежа истек. Вторые руководят работой и непосредственно участвуют в сборе дебиторской задолженности.
Существует множество путей, позволяющих максимизировать прибыль и свести к минимуму убытки при работе с дебиторской задолженностью. Большое значение имеют правильное выставление счетов, оценка финансового состояния клиента, страхования, факторинг.
Выставление счета может производиться разными способами. Круговой способ – использует алфавитный порядок. Чтобы ускорить поступление средств, можно послать счет клиенту в момент обработки заказа на складе, а не после отправки товара. Допускается также выставлять счета за частично выполненную работу в данном периоде, а не ждать полного завершения работ. В любом случае большие счета следует выставлять немедленно.
Если продажи упали вследствие сезонного фактора, то стимулировать спрос можно, предложив клиентам отсрочку оплаты до конца сезона.
Оценка клиента начинается еще до предоставления кредита. Следует внимательно изучить финансовую отчетность клиента, заказать его рейтинг у соответствующих агентств. Предприятие вправе не отгружать товары или не оказывать услуги до момента оплаты, требовать залог величиной не меньше стоимости сделки.
Страхование распространяется и на кредитный риск. Принимая решение о страховании, необходимо оценить ожидаемые потери от «плохих» кредиторов, способность компании покрыть убытки и стоимость страхования.
Факторинг заключается в следующем: фактор продает свою дебиторскую задолженность в том случае , если дополнительная выгода от этого в итоге превышает текущие потери от дисконтирования суммы задолженности. При этом надо помнить, что в процессе проведения данной операции может быть раскрыта конфиденциальная информация.
Повседневное управление деньгами. Ежедневное управление деньгами – это прерогатива финансового директора, который дает распоряжение бухгалтерии о переводе денег на соответствующий счет какого-либо контрагента. Важности сбалансированной повседневного управления деньгами трудно переоценить. Перекосы в одну (агрессивную) или другую (вялую, инертную) сторону может вызвать негативные последствия в целом для компании.
Ниже приведены основные задачи и проблемные вопросы, представляющие содержание повседневного управления деньгами:
оперативное бюджетирование дневных платежей;
ежедневные отчеты по денежным средствам;
рациональное погашение счетов к оплате;
выплата заработной платы и других вознаграждений работникам;
возмещение расходов (командировочных, представительских и т.п.);
использование системы электронных переводов;
использование кредитных карточек.
В процессе налаживания повседневного управления деньгами важно соблюсти два принципа:
1) в начале каждого дня необходимо твердо знать, кому и за что придется платить, и в конце каждого дня не менее твердо знать, кому и за что фактически уплачены деньги;
2) постараться избегать производить операции с наличными деньгами.
Оперативный дневной бюджет не носит подробного и исчерпывающего характера. Это — бюджет только денежных платежей, который сопоставляет все денежные поступления и выплаты, которые планируются на текущий день.
Говоря о системе погашения кредиторской задолженности, следует понимать, что истинное искусство финансового управления кредиторской задолженностью состоит в том, чтобы отобрать «правильного» кредитора и заплатить ему, и потянуть «неправильного» кредитора какое-то время.
Теперь кратко остановимся на втором принципе повседневного управления деньгами — по возможности избегать использования наличных денег. Представляется, что этот принцип очевиден, если конечно не иметь в виду задачи, которые ставит перед собой предприятие, хотя бы частично работающее «в тени». Многие отечественные предприятия, особенно из разряда крупных, постепенно переходят на выплату заработной платы с помощью депозитных карточек. Для возмещения представительских и командировочных расходов банки усиленно рекомендуют корпоративные депозитные и кредитные карточки. Использование «карточной» системы расчетов позволяет существенно экономить время и усилия работников в процессе повседневного управления деньгами.
Пониманию проблемы управления денежными средствами может помочь модель Миллера-Орра описанная в подразделе 1.2.
Модель Миллера-Орра была разработана в 1966г. это усовершенствованный вариант модели Баумоля. Авторы исходили из предположения, что существуют только две формы активов – деньги и легкореализуемые ценные бумаги, и что движение денежных средств происходит случайным образом. Модель Миллера-Орра допускает как увеличение, так и уменьшение остатка денежных средств. В расчетах оптимальный остаток представляет собой не точное значение, а интервал. Данная модель предназначена для предприятий, которые не способны предвидеть ежедневный уровень расходов и поступлений.
Принцип ее действия таков: диапазон (верхняя и нижняя границы) величины остатка денежных средств устанавливается до тех пор, пока значение не выйдет за границы диапазона. Таким образом, движение денежных средств полагается совершенно произвольным. Цель управления минимизировать суммарные издержки по операциям с денежными средствами .
Чтобы использовать модель Миллера-Орра на практике менеджер должен:
1) установит нижнюю границу;
2) оценить дисперсию однодневного движения денежных средств;
3) определить соответствующие транзакционные и альтернативные издержки.
Практическая полезность данной модели ограничивается допущениями, на которых она построена. Это связано с тем, что притоки и оттоки денежных средств не всегда непредсказуемы полностью. Например, мы можем предполагать, что притоки денежных средств торговых предприятий пред праздничными днями увеличиваются. Так же можно предвидеть отток денежных средств на уплату налога на прибыль и выплату дивидендов. Однако существуют колебания, которые финансовые менеджеры не в состоянии спрогнозировать, поэтому результаты исследований Миллера Орра в значительной степени смягчили проблему денежных притоков и оттоков, которые нельзя или не стоит прогнозировать. Попытка предугадать все денежные потоки «съела» бы огромное количество времени финансового менеджера.
Проблема контроля запасов затрагивает практически каждое предприятие. Она проявляется каждый раз, когда наступает время создавать запасы какого-либо продукта для обеспечения будущего спроса. В большинстве отраслей промышленности запасы являются наибольшим ликвидным активом, который контролируются менеджментом. Следовательно, очень важно разработать такую систему планирования производственных процессов и накопления запасов, при которой были бы минимальны как стоимость закупок, так и издержки поддержания необходимого уровня запасов.
Японские предприятия доказали свое способность эффективно организовывать производство. Значительная доля успеха в этой области связана со способом Just-in-Time (JIT) –«точно в срок». Его преимущества весьма впечатляющи:
благодаря JIT снижаются уровень запасов и соответственно инвестиции в них, поскольку требуется небольшой объем запасов, который к тому же используется в производстве немедленно. На многих японских предприятиях, внедривших метод JIT , уровень запасов снизился настолько, что годовой коэффициент оборачиваемости рабочего капитала оказался намного выше чем у американских конкурентов.
существенно сокращается время между оформлением заказа товара и его доставкой, а вместе с тем – страховой запас товара;
уменьшение задержек в доставке и подготовке к производству повышает гибкость планирования, а общего времени задержек – укорачивает срок производства конечного продукта, что в свою очередь позволяет быстрее реагировать на изменение рыночного спроса;
минимизируются инвестиции в складские и производственные помещения;
снижается риск устаревания запасов;
уменьшается количество брака;
сокращается объем оформительской работы.
Существует множество путей
3.2 Пути совершенствования управления оборотными активами
Для решения вышеизложенных проблем на предприятии необходимо создать условия для внедрения зарубежного опыта, совершенствовать методики нормирования, транспортные схемы и договорные отношения, повышать ответственность сторон, внедрять новые технологии управления оборотными средствами.
Для того чтобы внедрить эффективную систему нормирования, необходимо последовательно выполнить следующие этапы.
1. Построение модели операционного цикла. Операционный цикл — период, в течение которого денежные средства отвлечены из оборота предприятия. Он начинается с момента выдачи авансов поставщикам и заканчивается на дату получения денежных средств за продукцию, реализованную на условиях отсрочки платежа. Для того чтобы определить продолжительность операционного цикла, потребуется установить среднее время выполнения следующих бизнес-процессов:
транспортировка сырья и материалов (товаров) от поставщика, приемка, контроль качества, хранение, производство, оформление транспортных документов, транспортировка товара до конечного покупателя — цикл запасов;
предоплата, отсрочка платежа, инкассация, банковские операции, связанные с переводом денежных средств от покупателя к продавцу, — цикл расчетов.
От времени выполнения перечисленных бизнес-процессов будут зависеть нормативы оборотных средств. К примеру, чтобы обеспечить бесперебойную работу производства, минимально допустимый объем запасов сырья и материалов будет определен как произведение времени, необходимого на размещение заказа у поставщика и доставку, на суточную норму расхода сырья и материалов.
2. Разработка внутрифирменного положения по нормированию. Этот документ представляет собой методические рекомендации по нормированию оборотных средств, которые содержат нормативы, определенные для различных оборотных активов компании, способы их расчета и необходимые для этого источники данных и список ответственных за выполнение нормативов.