Финансовая среда предпринимательства как сфера реализации экономических интересов предприятия (на примере ЗАО "Топливные гранулы")

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Августа 2011 в 22:12, курсовая работа

Описание работы

Цель - раскрыть сущность финансовой среды предпринимательства как сферы реализации экономических интересов ЗАО «Топливные гранулы»

Задачи:

изучить современные подходы к понятию финансовой среды предпринимательства
провести анализ финансовой среды предпринимательства на примере ЗАО «Топливные гранулы»
оценить финансовую среду ЗАО «Топливные гранулы» методом СВОТ.
выявить, каким образом финансовая среда предпринимательства способствует реализации экономических интересов ЗАО «Топливные гранулы»

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретические аспекты финансовой среды предпринимательства как сферы реализации экономических интересов предприятия
1.1. Финансовая среда предпринимательства и её составляющие: микросреда и макросреда………………………………………………………………………….5
1.2.Методы анализа среды…………………………………………………… 20
Глава 2. Финансовая среда предпринимательства - сфера реализации экономических интересов ЗАО «Топливные гранулы»

2.1. Общая характеристика предприятия ЗАО «Топливные гранулы» и его экономических интересов…………………………………………………………26

2.2.Компоненты финансовой среды ЗАО «Топливные гранулы»……………28

2.3. Анализ финансовой среды ЗАО «Топливные гранулы» методом СВОТ(составление профиля среды)…………………………………………….30

Глава 3. Предложения по усовершенствованию финансовой деятельности ЗАО «Топливные гранулы»……………………………………………………………32

Заключение…………………………………………………………………………35
Библиография………………………………………………………………………36

Приложения ………………………………………………………………………38

Работа содержит 1 файл

00072182 соликамск финансы и кредит цыганова ольга николаевна.docx

— 85.67 Кб (Скачать)

     Маркетинговые посредники-организации, занимающиеся маркетинговыми исследованиями, проблемами предпринимательского риска, консалтинговые фирмы, рекламные агентства. Они  помогают продвигать готовую продукцию  на рынки сбыта с возможно меньшим  риском и большим извлечением  дохода. [14,с.44]

     К числу финансово-кредитных посредников  относятся банки, кредитные учреждения, страховые компании. Их основное назначение-помогать производителю финансировать сделки по приобретению производственных запасов и сбыту собственной продукции и (или) страховать себя от предпринимательского риска, связанного с покупкой или продажей товара. [14,с.44]

     Посредники  действуют также на границе между  частным и государственным секторами, где они оказывают содействие физическим и юридическим лицам в выполнении установленных государством требований и правил. В этой роли выступают консалтинговые компании, юридические и брокерские конторы, налоговые консультанты, бюро путешествий, агентства недвижимости и пр. Услуги таких организаций включают помощь в регистрации и постановке на учет юридических и физических лиц, регистрации сделок с недвижимостью, лицензировании деятельности, оформлении землеотводов, получении различного рода разрешений, сертификации товаров и услуг, таможенном оформлении грузов, уплате налогов и сборов, получении виз и паспортов, прохождении проверок и разрешении споров и т. д. [17,с.105]

     Посредники  востребованы в экономике в силу своей способности снижать трансакционные издержки; часть такой экономии они присваивают для покрытия собственных затрат и получения прибыли, а остальное составляет выигрыш клиентов. К сожалению, как показывает опыт, посредники могут оказаться востребованными в сокращении не только легитимных трансакционных издержек в добросовестных сделках, но и издержек противоправной деятельности. В частном секторе посредники могут обеспечить налоговые, таможенные и иные преимущества, на которые участники сделок не имеют права, или взять на себя криминальную часть сделки, после чего стать недоступными для преследования (фирмы-«однодневки»). [17,с.106]

     Финансовые  взаимоотношения предприятия с  банками и страховыми организациями  требуют более детального рассмотрения, так как в современных условиях вопросы взаимодействия предпринимателей с кредитными организациями приобретают особое значение.

     Важнейшей функцией коммерческих банков является осуществление расчетно-кассового  обслуживания предприятий.

     Отношения между предприятием и банком по поводу ведения банковского счета регулируются соответствующим договором банковского счета, основные элементы которого предусмотрены ГК РФ. Договор банковского счета предусматривает, что банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении операций по счету. При этом банк может использовать имеющиеся на счете денежные средства, гарантируя право клиенту беспрепятственно распоряжаться этими средствами. Банк не в праве определять и контролировать направление использования денежных средств клиента и устанавливать не предусмотренные законом или договором банковского счета ограничения на пользование счетом.

     Если  это предусмотрено договором  банковского счета, предприятие оплачивает услуги банка по расчетно-кассовому обслуживанию. Эта плата может взиматься банком по истечении каждого квартала из денежных средств клиента, находящихся на счете, если иное не предусмотрено договором банковского счета.

     Договором банковского счета может быть предусмотрено, что банк начисляет  предприятию проценты за пользование денежными средствами, находящимися на его счете.

     Статьей 855 ГК РФ предусмотрена очередность  списания денежных средств со счета  предприятия. [4] При наличии на счете денежных средств, сумма которых достаточна для удовлетворения всех требований, списание средств со счета осуществляется в порядке поступления распоряжений клиента и других документов на списание (календарная очередность).

     Договор банковского счета может быть расторгнут по заявлению предприятия в любое время. По требованию банка договор банковского счета может быть расторгнут в следующих случаях:

     • сумма денежных средств, хранящихся на счете клиента, ниже минимального размера, предусмотренного банковскими правилами или договором, если такая сумма не будет восстановлена в течение месяца со дня предупреждения банком об этом;

     • при отсутствии операций по этому счету в течение года, если иное не предусмотрено договором.

     Предприятие может открыть несколько счетов, в том числе счетов одного вида в различных банках [16,с.31]

     Основные  свободные финансовые ресурсы сосредоточены в руках кредитных организаций, что обуславливает потребность предпринимателя обращаться в данные организации с целью получения денежных средств для обеспечения финансовых сделок.

     Банковское  кредитование предприятий на производственные нужды осуществляется при соблюдении определенных принципов: возвратность, платность и срочность[10,с.255]

     Страхование является одним из инструментов управления рисками, защитой имущественных интересов предприятий и граждан от различных рисков при наступлении определенных событий — страховых случаев — за счет средств, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов.

     Страхование осуществляется страховыми компаниями, деятельность которых подлежит обязательному  лицензированию. Взаимоотношения между  предприятиями и страховыми компаниями регламентируются Законом РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации». [ 5 ]

     Страхование относится к сфере услуг. Оказание конкретной страховой услуги производится в форме обмена: предприятие (выступающее  в качестве страхователя) уплачивает страховщику страховые премии (страховые взносы), т.е. производит страховой платеж, а страховщик, в свою очередь, при наступлении определенных страховых случаев производит страховые выплаты непосредственно страхователю или производит страховые выплаты в пользу иных третьих лиц (застрахованных).

     Застрахованные  — предприятия, в пользу которых предприятия-страхователи вправе заключать со страховщиками договоры страхования. Также предприятия вправе при заключении договоров страхования назначать физических лиц и юридических лиц (выгодоприобретателей) для получения страховых выплат по договорам страхования.

     Страхование может осуществляться в двух формах.

     Обязательное  страхование осуществляется в силу закона (например, обязательное страхование  от несчастных случаев шахтёров, обязательное медицинское страхование).

     Обязательная  форма осуществления страхования  отражает общественную (общегосударственную) потребность в страховании. В  отличие от добровольного страхования  общественные потребности признаются таковыми непосредственно государством — его законодательной властью.

     Добровольное  страхование — осуществляется на основе договора, заключаемого между  предприятием и страховой организацией. Добровольная форма осуществления  страхования отражает индивидуальные и коллективные (групповые) страховые  потребности.

     Объектами страхования могут быть имущественные интересы:

    1. связанные с жизнью, здоровьем, трудоспособностью и пенсионным обеспечением застрахованного лица — работника предприятия (личное страхование);
    2. связанные с владением, пользованием, распоряжением имуществом предприятия (имущественное страхование);
    3. связанные с возмещением предприятием причиненного им вреда личности или ущерба третьих лиц (страхование ответственности).

     Ниже  перечислены наиболее распространенные виды договоров добровольного страхования, заключаемые страховой организацией с предприятиями:

  1. по личному страхованию:

     — страхование от несчастных случаев  на производстве (договор заключается  в пользу работников предприятия  или членов их семей). То есть при  наступлении определенных страховых  случаев выплата будет произведена работнику (застрахованному лицу), с которым произошел несчастный случай, или его наследнику (выгодоприобретателю) в случае его смерти. Страховой взнос в этом случае за работника платит предприятие;

     —     добровольное медицинское страхование работников предприятия;

  1. по имущественному страхованию:

     — страхование имущества предприятия (например, на случай пожара, кражи, взрыва газа и т.п.);

     — страхование грузов;

     — страхование средств наземного, воздушного и водного транспорта;

  1. по страхованию ответственности:

     — страхование гражданской ответственности предприятий — источников повышенной опасности. Объектом страхования при этом являются имущественные интересы лиц, в пользу которых заключен договор страхования, связанные с обязанностью возместить ущерб, нанесенный окружающей природной среде и третьим лицам, в связи с осуществлением предприятием деятельности, представляющей опасность для окружающих;

      —     страхование гражданской ответственности предприятий

      —     владельцев автотранспортных средств.

     Страхование осуществляется на основании договоров  страхования, заключаемых страхователем со страховщиком.

     Можно выделить три этапа взаимодействия предприятия и страховой организации:

  1. предварительные переговоры, при которых стороны договариваются об основных условиях договора страхования;
  2. подготовка, подписание и оплата договора страхования (предприятие перечисляет страховой платеж на счет страховой организации);
  3. работа при возникновении страхового случая и осуществление страховой выплаты (этап называется «урегулирование убытка»). [16,с.32]

     Следующая составляющая микросреды – клиенты. Клиенты бывают покупателями:

  1. потребительского рынка (физические лица, приобретающие товары в целях личного потребления);
  2. рынка производителей (организации, приобретающие товары или услуги для дальнейшего использования в процессе производства и выпуска иной продукции);
  3. рынка промежуточных продавцов (физические и юридические лица, которые приобретают товар для последующей перепродажи);
  4. рынка государственных учреждений (приобретают товары или услуги в целях собственного потребления, для использования в сфере коммунальных услуг, в благотворительности);
  5. международного рынка (находятся за пределами  страны производства товаров или услуг). [14, с.44]

    Среди конкурентов выделяют желания-конкуренты, товарно-родовые и товарно-видовые  конкуренты, марки-конкуренты.

         Желания-конкуренты - это те, которые покупатель, возможно  захочет удовлетворить. Товарно-родовые конкуренты - основные способы удовлетворения желания выбранной ранее покупки. Товарно-видовые конкуренты-разновидности одного и того же вида товара, способные удовлетворить желание покупателя. Марки-конкуренты-товары разных производителей, способные удовлетворить окончательно определившееся желание покупателя, что является основополагающим фактором конкуренции. [14,с.45]

         Контактные  аудитории – это любые группы, которые проявляют интерес к деятельности предприятия  и могут оказать влияние на его способность извлекать доход от реализации  готовой продукции (услуг) в процессе хозяйственной деятельности. [14,с.46]

           Классификация контактных аудиторий  отражена в таблице 1.

         Классификация контактных аудиторий.                    Таблица 1.

    Признаки  классификации Группы контактных аудиторий Характеристика
    По  характеру воздействия на интересы предприятия Благотворные группы, внимание которых носит заинтересованный доброжелательный характер (спонсоры)

Информация о работе Финансовая среда предпринимательства как сфера реализации экономических интересов предприятия (на примере ЗАО "Топливные гранулы")