Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 10:11, курсовая работа
Цель дивидендной политики заключается в определении оптимального соотношения между потребляемой и капитализируемой частями прибыли. В дальнейшем это позволит обеспечить стратегическое развитие организации, максимизировать ее рыночную стоимость и определить конкретные меры, направленные на увеличение рыночной стоимости акций.
Введение. С. 3-4.
Глава 1. Понятие дивидендов. С. 5-11
Глава 2. Дивидендная политика организации. С. 12-23
Глава 3. Выплата дивидендов. С. 24-32
Заключение. С. 33-34
Список использованной литературы. С. 35
Известны и совсем уникальные случаи: ряд американских компаний постоянно выплачивает дивиденды в течение почти 150 лет, а корпорация Chemical New York делает это с 1827 г.
Существует много наглядных примеров того, что любые серьезные изменения в дивидендной политике компании отражаются на цене ее акций.
Пример. Фирма «Apple Computer» в мае 1987 г. объявила о выплате дивидендов в размере 4 цента на акцию - всего 5 млн долл. В тот же день рыночная цена ее акций выросла на 219 млн. долл.
Еще совсем недавно участники российского рынка по традиции не придавали большого значения дивидендной политике. Однако в настоящее время ситуация явно меняется. Прибыли сырьевых компаний позволяют надеяться на значительный рост дивидендов, а значит, оптимизация дивидендной политики приобретает важное значение.
Следует отметить, что какого-то единого формализованного алгоритма в выработке дивидендной политики не существует. Она определяется многими факторами, которые бывает трудно формализовать, например психологическими. Поэтому каждая организация выбирает свою субъективную политику. Можно выделить две основные задачи, которые должны быть решены при выборе оптимальной дивидендной политики
Классификацию факторов дивидендной политики можно представить следующим образом:
1. Инвестиционные возможности компании. Финансирование инвестиционных проектов за счет нераспределенной прибыли может оказаться для акционеров более выгодным, чем получение дивидендов (т.е. фактически «проедание» прибыли). Если у компании есть интересные с точки зрения прибыльности инвестиционные возможности, то доля дивидендных выплат должна быть низкой, если их мало - то, наоборот, высокой. Часть прибыли, направляемую на выплату дивидендов, следует рассматривать через призму жизненного цикла предприятия. Фирмы, имеющие устойчивое финансовое положение и крепкие позиции на рынке, не испытывают потребности в значительных капиталовложениях и поэтому основную часть прибыли могут распределять среди акционеров. И напротив, компании, вступившие в фазу динамичного роста и еще не закрепившиеся на рынке, нуждаются в масштабных инвестициях на расширение и развитие бизнеса. Они не могут позволить себе щедрость при распределении прибыли среди акционеров, которые понимают, что, отказавшись от краткосрочных интересов (получения дивидендов) сейчас, завтра они смогут рассчитывать на значительный потенциал роста рыночной стоимости акций. Акционеры не должны однозначно воспринимать низкие дивиденды как слабость компании. С тем же основанием слабостью можно считать и высокие дивиденды: за неимением возможности продуктивно распорядиться чистой прибылью и инвестировать ее в рентабельные проекты предприятию ничего не остается, как отдать прибыль своим акционерам. Необходимо понимать, что направление прибыли на финансирование инвестиционных проектов в ущерб дивидендным выплатам создает для акционеров альтернативную цену неполученного текущего дохода. Нужно также учитывать и сроки появления инвестиционных возможностей. Менеджменту компании при отсутствии рентабельных проектов на текущий момент следует решить, что больше отвечает интересам акционеров: выплата дивидендного дохода, чтобы владельцы ценных бумаг самостоятельно распорядились им с выгодой для себя, или удержание чистой прибыли про запас в ожидании возможностей для дальнейшего развития бизнеса в будущем.
2. Стоимость и возможность привлечения внешнего капитала. Если распределять прибыль в пользу дивидендных выплат без оглядки на потребности фирмы в капиталовложениях, то может возникнуть ситуация, при которой собственного капитала окажется недостаточно для финансирования выгодных инвестиционных проектов. Тогда неизбежно встанет вопрос о привлечении внешних ресурсов. Это могут быть банковские кредиты, облигационные займы или дополнительные эмиссии акций. Но зачастую пользоваться заемным капиталом более затратно, чем собственным. Да и последствия такого шага могут быть весьма неприятными, а именно: значительное ухудшение показателя задолженности (в случае получения заемных средств) или размывание акционерного капитала и потеря контроля над компанией со стороны действующих акционеров (при дополнительной эмиссии акций). Кроме того, фирма в силу своей низкой кредитоспособности или малой известности у потенциальных инвесторов, не всегда имеет возможность выйти на внешний рынок капиталов.
3. Имеющаяся в распоряжении ликвидность (ограничения денежного потока). Для того чтобы объявить дивиденд, предприятию необходимо иметь чистую прибыль. Причем необязательно за текущий отчетный период. Но для фактической выплаты дивидендов нужны свободные денежные средства - ликвидность. Если компания испытывает нехватку наличных средств, она может прибегнуть к выплате дивидендов акциями.
Как показывает российская практика, довольно часто компания, не имея средств на выплату дивидендов, тем не менее принимает решение об их выплате. Например, для того чтобы предотвратить скупку акций у работников предприятия сторонними инвесторами. Формальное объявление дивидендов по привилегированным акциям может преследовать цель блокирования права владельцев этого типа ценных бумаг участвовать в общих собраниях акционеров с правом голоса.
4. Законодательные ограничения.
4. Ограничения в кредитном договоре. Многие кредитные соглашения могут содержать условие, ограничивающее или запрещающее компании выплату дивидендов. Это защитная оговорка, включается в договор в интересах кредитора.
5. Предпочтения акционеров. Как уже было сказано, акционеры по-разному оценивают дивидендный доход и доход в виде прироста капитала. Рассмотрим «эффект клиентуры» (Clientele Effect). Существуют различные группы инвесторов, предпочитающих, чтобы предприятие, акции которого они покупают, следовало определенному типу дивидендной политики. Конечно, в крупных компаниях с обширной акционерной базой невозможно выяснить предпочтения всех акционеров: миноритарии наверняка будут выступать в пользу увеличения дивидендных выплат, тогда как владельцы крупных пакетов скорее согласятся на удержание прибыли для пополнения собственных инвестиционных ресурсов. И единственное правильное решение в этом случае - выбор дивидендной политики по принципу золотой середины, способной удовлетворить наибольшее число акционеров.
На Западе для выявления «профиля» акционеров и определения их вероятных предпочтений менеджменту компаний приходится анализировать особенности налогообложения. Для большинства развитых стран характерна налоговая практика, способная компенсировать для инвесторов качественную разницу между двумя категориями доходов: дивидендные выплаты облагаются по более высокой ставке, чем прирост капитала. В России же, наоборот, более низкая ставка налога на дивидендный доход (6% для корпоративных и индивидуальных налогоплательщиков) по сравнению со ставкой обложения прироста капитала (24 и 13% для корпоративных и индивидуальных налогоплательщиков соответственно). Это делает получение дивидендов для акционеров более привлекательным, чем доход от продажи бумаг на рынке.
В условиях рынка информацию о дивидендной политике организаций тщательно отслеживают аналитики, менеджеры, брокеры, дилеры и др. Сбои в выплате дивидендов могут привести к понижению рыночной цены акций.
Поэтому нередко коммерческая организация вынуждена поддерживать дивидендную политику на достаточно стабильном уровне. Степень стабильности дивидендной политики для многих неискушенных акционеров служит своеобразным индикатором успешности деятельности организации.
Анализ
дивидендных политик российских
акционерных обществ на основании
принятых положений о дивидендных
политиках демонстрирует
Дивидендная политика, основанная на остаточном принципе, когда на выплаты акционерам идет часть чистой прибыли, оставшаяся после удержания средств на внутреннее финансирование, характеризуется для инвесторов повышенным риском по сравнению с другими политиками с более прогнозируемыми потоками дивидендов. Причина - невозможность на много лет вперед оценить объем вложений в будущие инвестиционные проекты и, следовательно, спрогнозировать остаток прибыли для выплат. С другой стороны, компания, устанавливая размер дивидендов как фиксированный процент от прибыли или иным способом, позволяющим инвесторам легче ориентироваться в расчетах будущих потоков доходов, увеличивает собственные риски. Ведь, выполнив обязательства перед акционерами, предприятие может столкнуться с нехваткой средств на инвестиционные цели. Поэтому менеджменту приходится искать точку равновесия между интересами инвесторов и потребностями компании, стремясь к установлению гибкой дивидендной политики.
Необходимую гибкость может обеспечить, к примеру, указание «вилки» для доли чистой прибыли, направляемой на выплату дивидендов. Большое внимание следует уделять построению доверительных отношений с акционерами (shareholders relations), что предполагает максимальное раскрытие информации. С приближением даты объявления о выплате дивидендов следует заранее сориентировать инвесторов на тот или иной их размер, обосновывая свое решение вескими причинами.
О
важности существования четко
В апреле 2002 г. российскому деловому сообществу был представлен Кодекс корпоративного поведения, разработанный Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг (ФКЦБ) при участии и поддержке представителей западного бизнес-сообщества, отечественных эмитентов, а также профессиональных участников рынка ценных бумаг.
В Кодексе
предлагаются рекомендации по проведению
информационной политики общества и раскрытию
информации. Предлагается установить
прозрачный механизм определения размера
дивидендов и их выплаты. Сведения о дивидендной
политике рекомендуется публиковать в
периодическом издании тиражом не менее
50 тыс. экземпляров и размещать на web-сайтах
компаний
Глава 3. ВЫПЛАТА ДИВИДЕНДОВ.
Решение
о выплате (объявлении) дивидендов,
в том числе о размере
Организация имеет право принимать решение (объявлять) о выплате дивидендов по результатам первого квартала, полугодия, девяти месяцев финансового года и (или) по результатам финансового года (п. 1 ст. 42 Закона об АО).
Решение о выплате дивидендов является правом, но не обязанностью организации.
Акционеры не вправе требовать выплаты дивидендов, если такое решение не было принято, даже если в уставе заранее установлен размер дивидендов по всем или одному виду акций. С другой стороны, объявив о выплате дивидендов, организация должна выполнить взятое на себя обязательство.
Решение
о выплате промежуточных
Решение о выплате, размере и форме выплаты годовых дивидендов по акциям каждой категории принимает общее собрание акционеров по рекомендации совета директоров.
Чаще всего совет директоров вносит в повестку дня отдельный вопрос об объявлении годовых дивидендов по всем категориям акций, по акциям определенных категорий, об объявлении дивидендов по всем или только по определенным категориям акций. Принятое решение отражается в протоколе общего собрания акционеров.
Вопрос о выплате дивидендов может не выноситься отдельным пунктом повестки дня собрания, а решаться как составная часть вопроса об утверждении годовой отчетности. Утверждая отчет о прибылях и убытках, общее собрание акционеров принимает решение о распределении части чистой прибыли, в том числе на выплату годовых дивидендов (пп. 11 п. 1 ст. 48 Закона об АО). Это решение утверждается как самостоятельный отчет или как часть бухгалтерского баланса или годового отчета. Так что в любом случае утверждение отчета о прибылях и убытках рассматривается как объявление или необъявление годовых дивидендов.