Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 22:07, курсовая работа
Цель курсовой работы – исследование методологических аспектов бюджетирования для повышения эффективности работы организации, анализ финансово-хозяйственной деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть сущность и принципы финансового планирования;
- сформулировать основные принципы, функции бюджетирования;
- исследовать систему бюджетирования на примере конкретного хозяйствующего субъекта;
- выполнить оценку бюджетирования и определить перспективы развития системы бюджетирования на МУП «ПТК «Орскгортранс».
Введение.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТИРОВАНИЕМ ОРГАНИЗАЦИИ…………………………………...
1.1 Понятия бюджетирования и его роль в деятельности предприятия…..
1.2 Виды и составные элементы процесса бюджетирования………………..
1.3 Организация бюджетирования на предприятии…………………………
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА УПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТИРОВАНИЕМ МУП «ПТК «ОРСКГОРТРАНС»» ЗА 2007-2009гг…………………………………
2.1 Технико-экономическая характеристика деятельности предприятия МУП «ПТК «Орскгортранс»……………………………………………………
2.2 Oценка организации бюджетирования МУП «ПТК «Орскгортранс»……
2.3 Мероприятия по совершенствованию бюджетирования………………….
3.4 Эффективность мероприятий по совершенствованию организации бюджетирования МУП «ПТК «Орскгортранс»
Как и любое явление бюджетирование имеет свои положительные и отрицательные особенности.
Достоинства бюджетирования:
Недостатки бюджетирования:
Кроме того, в процессе бюджетирования предприятие могут подстерегать «подводные камни»:
Недостатки
сложившейся системы
Кроме этого, уже в самом процессе бюджетирования возможно возникновение некоторых ошибок, вызванных заурядной причиной – «человеческим фактором». Для упрощения можно разделить их на несколько категорий:
1) Концептуальные. Мы говорим о бюджетировании как об инструментарии, который используется в системе управления. Предполагается, что в компании развиты все функции, присущие данной системе: планирование, организация, мотивация, контроль и анализ.
Довольно часто бюджеты не связаны со стратегией развития бизнеса в силу отсутствия такой стратегии у компании. Это в корне неверно. На момент внедрения системы бюджетного управления фирма должна иметь хорошо проработанную миссию и стратегию развития. Причем стратегию важно выбрать в правильном направлении.
Бюджетное управление необходимо сделать децентрализованным. Начальники подразделений не должны отвечать за ресурсы, которыми они не распоряжаются и за результаты, на которые они не влияют. Другими словами, важно правильно определить центры финансовой ответственности за результаты деятельности. Для этого руководители всех уровней должны участвовать в разработке бюджетов.
2)
Методологические. Управленческие
решения руководство принимает
на основании информации об
отклонениях от бюджета.
Следует заметить, что бюджеты сами по себе управленческой ценности не представляют. Важно знать каково отклонение от бюджета, а только потом на основании анализа этой информации принимать управленческие решения.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что наличие системы управленческого учета - это необходимое условие функционирования системы бюджетного управления.
Типичной ошибкой является использование фактических данных бухгалтерского учета. Информацию, представленную в бухгалтерской отчетности, невозможно использовать для бюджетного управления по двум основным причинам. Во-первых, она неоперативная, а во-вторых, в ней отсутствует нужное аналитическое представление, например, по центрам финансовой ответственности.
Таким образом, планирование и контроль должны осуществляться только на основе данных управленческого учета.
3)
Управленческие. Чтобы механизм
бюджетного управления
Как правило, система регламентов в компании состоит из:
-
регламента разработки и
-
регламента разработки и
-
регламента текущего
-
регламента улучшения
Правильно разработанный регламент должен иметь определенный формат. Он включает в себя назначение, описание и сроки представления как входной, так и выходной информации, этапы выполнения регламента, перечисление подразделений, участвующих в управлении, ответственные лица.
Следует отметить, что регламент разработки и корректировки бюджетов обязательно должен содержать сроки, когда подразделения получают свои целевые показатели и ресурсные ограничения. Ведь без этого они не могут начать разработку своих бюджетов.
Также нужно обязательно указать сроки, когда подразделения представляют запланированные бюджеты. Обратите внимание, что такие сроки должны быть оптимальными и продуманными. Например, при разработке годового бюджета не следует использовать данные, предоставленные в августе прошедшего года. Ведь за 4 месяца до исполнения бюджета произойдет много событий, некоторые из которых могут существенно повлиять на его содержание. К сожалению, подобная практика часто встречается на российских предприятиях.
Типичной ошибкой являются частые пересмотры бюджетов или, наоборот, их неизменная форма. Разрабатывая систему бюджетного управления, нужно обязательно указать, при каких условиях бюджеты корректируются, и кто именно имеет право это делать. В одних случаях это может быть менеджер бюджетного процесса, в других - только Бюджетный комитет.
Принципиальное
руководство бюджетным
Каждый сотрудник должен понимать, что бюджеты нужны не для того, чтобы наказывать за их невыполнение. На их основе необходимо извлекать урок из собственного опыта.
На предприятии должно регулярно улучшаться качество бюджетного процесса. Все его участники по окончании бюджетного периода должны анализировать все плюсы и минусы разработанных бюджетов, вносить изменения в регламенты и бюджетную модель.
Резюмируя вышесказанное, следует отметить, что наиболее распространенной ошибкой является отсутствие организованного бюджетного процесса и управления им.
Система
бюджетного управления является сложным
механизмом, и не все, что называют
бюджетированием, является им на самом
деле. Тем не менее, сейчас российские
компании активно осваивают эту технологию
управления, учась и на собственном опыте,
и на чужих ошибках.
1.2
Виды и составные
элементы процесса
бюджетирования
Для удобства работы с бюджетами их обобщают либо по видам деятельности или по центрам финансовой ответственности. В более широком смысле бюджеты можно классифицировать на:
1) Срочный бюджет - составляется на период 1 месяц, 1 квартал и т. п.;
2) Перспективный бюджет. Создаётся для планирования генерального развития предприятия на период более одного года.
Основные бюджеты взаимосвязаны между собой, чтобы подчеркнуть эту взаимосвязь, они объединяются следующими названиями: основной бюджет, генеральный бюджет. Взаимосвязи бюджетов достаточно сложны. Поэтому необходима чёткая и отлаженная координация всей системы бюджетирования.
В
бюджете продаж указывается прогноз
сбыта по видам продукции в
натуральном и стоимостном
На базе проведенного рыночного анализа отделом маркетинга, договорам намерений, договорам купли продажи, заключенными отделом продаж и поступивших заявок на покупку продукции формируется бюджет продаж продукции предприятия.
Рис.
1.1 Типовая классификация бюджетов
организации
Бюджет продаж составляется на сроки: 5 – 15 лет перспективный план продаж; 1 - 12 месяцев тактический план продаж; 10 дней оперативный план продаж.
На
основании данного бюджета
Таким образом, входными данными для данного бюджета являются:
И на основании этих данных формируется следующие выходные данные бюджета продаж: