Базовые критерии финансового менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 18:44, контрольная работа

Описание работы

Одна из ключевых категорий современной экономики - финансы.
В условиях рыночной системы хозяйствования грамотное и эффективное управление финансами входит в число приоритетных задач любого социально-экономического образования (государство в целом, регион, отрасль, предприятие).

Содержание

Теоретическая часть
Базовые критерии финансового менеджмента………………………...2
Операционный рычаг и риск, связанный с производственной деятельностью предприятия…………………………………………….9
Финансовый менеджмент как система управления…………………..12
Практическая часть
Задача 1………….…………………………………………………………….16
Задача 2……………………………………………………………………….18
Задача 3……………………………………………………………………….20
Список использованной литературы……………………………………….22

Работа содержит 1 файл

контрольная -Фин.Менеджмент.doc

— 222.50 Кб (Скачать)

Содержание 

Теоретическая часть

  1. Базовые критерии финансового менеджмента………………………...2
  2. Операционный рычаг и риск, связанный с производственной деятельностью предприятия…………………………………………….9
  3. Финансовый менеджмент как система управления…………………..12

Практическая часть

Задача 1………….…………………………………………………………….16

Задача  2……………………………………………………………………….18

Задача  3……………………………………………………………………….20

Список  использованной литературы……………………………………….22 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.  Базовые  критерии финансового менеджмента. 

       Одна из ключевых категорий современной экономики - финансы.

В условиях рыночной системы хозяйствования грамотное  и эффективное управление финансами входит в число приоритетных задач   любого социально-экономического образования (государство  в целом, регион, отрасль, предприятие).

           Известны четыре фактора, определяющие деятельность коммерческой организации: земля, капитал, труд и предприимчивость. С определенной долей условности можно отдать приоритет капиталу; иными  словами, финансовые ресурсы являются главенствующим видом  ресурсов, поскольку обладают исключительно высокой степенью  трансформации в любой другой вид ресурсов. В условиях рыночных  отношений финансовая деятельность фирмы приобретает ключевое  значение, потому что от ее эффективности в значительной степени зависит  сам факт существования компании. В свою очередь, в общей  совокупности действий финансового менеджера, вероятно, главенствующее  место занимает задача поиска и мобилизации устойчивых источников  финансирования деятельности компании.

     Управление  финансами любого объекта подразумевает  оценку производственных и финансовых направлений его деятельности, поиск  и мобилизацию источников средств для обеспечения этой деятельности и финансовые расчеты со всеми контрагентами имеющими интерес к данному объекту.

     Для увеличения своего богатства собственник может вкладывать принадлежащее ему имущество в действующие или вновь создаваемые предприятия. Стоимость имущества, вложенного (инвестированного) собственником в предприятие, формирует собственный капитал этого предприятия. Для того, чтобы превратить свое имущество (или его часть) в капитал (капитализировать его), владелец данного имущества должен как минимум соблюсти следующие условия:

     - капитализируемое имущество должно  быть отделено от другого личного  имущества владельца на длительное время (возможно – навсегда).

Собственник теряет возможность использования  физических или иных свойств капитализируемого имущества для непосредственного личного потребления;

     - с момента капитализации право  на пользование и распоряжение инвестированным имуществом должно быть передано другому экономическому  субъекту – предприятию. Капитализированное имущество становится  активами предприятия, обязующегося использовать их таким образом, чтобы стоимость этих активов максимально возросла.

     Стимулом, подвигающим собственника на добровольный отказ от части  своих законных прав на принадлежащее ему имущество, является предоставляемое ему взамен право на получение суммы прироста собственного капитала предприятия. Такой прирост собственного капитала, обусловленный деятельностью предприятия, нацеленной на увеличение стоимости его активов, называется прибылью предприятия. Часть прибыли, остающаяся после уплаты предприятием налога на прибыль, принадлежит владельцам предприятия. Эту часть называют чистой прибылью. Владельцы

 могут ежегодно изымать у предприятия активы в сумме, равной заработанной им за год чистой прибыли. Однако, если собственники предприятия  сочтут более выгодным для себя отказаться от своего текущего дохода в пользу еще более значительного увеличения собственного капитала предприятия в будущем, то они могут оставить причитающуюся им сумму чистой прибыли предприятию. В этом случае говорят о реинвестировании прибыли. Богатство собственников будет возрастать не за счет получения ими текущих доходов, а в результате увеличения их доли в капитале предприятия.

     В свою очередь предприятие получает возможность расширения масштабов своей деятельности, а следовательно, еще большего увеличения массы зарабатываемой им прибыли.  Стоимость активов всегда равна стоимости вложенного в них капитала.  Главное предназначение активов предприятия – приносить ему доход.

     Предприятие может комбинировать своими активами любым не запрещенным  законом способом, чтобы максимизировать этот результат. В финансовом  менеджменте исключается возможность случайного приобретения  предприятием каких-либо активов. Любая закупка должна иметь предварительное  финансовое обоснование, основным критерием которого является  максимизация дохода. Если окажется, что приобретенный актив не  способен обеспечить предприятию ожидаемый доход, то он должен быть  продан, а высвободившиеся деньги вложены в другой, более доходный актив.

     Другой  вид активов называется оборотными средствами, или оборотными  активами . Данные  активы обеспечивают текущие потребности предприятия в сырье, материалах, товарах и т.п. и достаточно быстро завершают свой финансовый  кругооборот, трансформируясь из денежной в материальную форму и обратно в деньги. Их ликвидность значительно выше, чем у основных фондов.

     Сумма собственного и долгосрочного заемного капиталов называется постоянным,  или долгосрочным, капиталом.

     Краткосрочные обязательства  обычно  привлекаются для покрытия дополнительной потребности в оборотных  средствах. В принципе никто не может запретить предприятию затеять  длительный инвестиционный проект, финансируемый за счет цепочки  краткосрочных займов. Однако с финансовой точки зрения такая стратегия  представляется авантюрной. Покрытие хотя бы части основного капитала  предприятия краткосрочными заемными средствами является одним из  наиболее верных показателей его финансовой неустойчивости. Краткосрочные  заимствования подразделяются на процентные и беспроцентные. Общая сумма краткосрочных обязательств называется краткосрочными пассивами, краткосрочным заемным  капиталом, или просто краткосрочным капиталом. В сумме с долгосрочным заемным капиталом данные источники образуют пассивы  предприятия, или его заемный капитал.

     Увеличение богатства владельцев бизнеса проявляется в приросте собственного капитала. В финансово-экономической литературе и деловой практике этот прирост называют прибылью. Единственный  способ достижения такого прироста (за исключением привлечения новых  взносов в уставный капитал) – это увеличение стоимости активов предприятия. Иными словами, прибыль – это прирост собственного капитала,  обусловленный увеличением стоимости активов предприятия.

     Важно понять суть технического приема, использованного  для фиксации  прибыли: она выполняет роль гирьки, которую бросают на противоположную чашку весов, чтобы уравновесить их. Удорожание активов, проявившееся в том, что их продажная цена оказалась выше затрат по приобретению, трансформировалось в увеличение статьи, отражающей долю собственников в капитале предприятия. Сумма реинвестированной (капитализированной) собственниками прибыли будет отражена в бухгалтерском балансе предприятия как нераспределенная прибыль. В совокупности  с уставным капиталом (величина которого не изменяется без перерегистрации учредительных документов) нераспределенная прибыль составляет собственный капитал предприятия. Если реинвестирование прибыли производится собственниками из года в год, то каждая новая сумма добавляется к уже отраженной в балансе, т.е. происходит накопление нераспределенной прибыли. Таким образом, собственный капитал можно представить как совокупность двух частей: относительно неизменной (уставный капитал) и переменной (накопленная нераспределенная прибыль).

       «Увеличение стоимости активов», вследствие которого возникает прибыль, – достаточно общее понятие. В частности, оно предполагает удорожание  имущества за счет действия внешних факторов (например, рост курса  имеющейся у предприятия иностранной валюты происходит независимо  от усилий самого предприятия). Тем не менее данный актив становится  дороже и у предприятия возникает прибыль. Теоретически можно представить такую ситуацию, когда предприятие получает прибыль, ничего не  «предпринимая», только за счет влияния подобных внешних факторов.

     Экономическая теория развеивает эти надежды. В условиях рынка невозможно  длительное время получать выгоду, пользуясь лишь своим преимущественным  положением в какой-либо области: уникальной структурой  активов, монопольным владением технологиями и т.п. Конкуренция  очень быстро уравняет стартовые возможности всех предприятий данной  отрасли или географического региона. Эта истина очевидна для предпринимателей  и менеджеров, поэтому создаваемые и управляемые ими предприятия  не прекращают своих активных операций ни на секунду, стремясь  выжать из каждой операции максимально возможную прибыль.

     Другой  аксиомой бизнеса является необходимость предварительного совершения расходов для получения в будущем отдачи от них. Таким образом, деятельность предприятия разбивается на большое число параллельно  осуществляемых хозяйственных операций (транзакций), сопровождаемых  расходами, которые впоследствии должны окупиться из полученных доходов.

     Следовательно, в финансовом менеджменте прибыль  предприятия трактуется, во-первых, как увеличение собственного капитала, происходящее  за счет удорожания активов; во-вторых, как превышение валовых  доходов предприятия за отчетный период над его валовыми расходами.

     По  сути, эти трактовки являются идентичными, так как удорожание любого  актива происходит вследствие превышения доходов от его продажи над  расходами по его приобретению и подготовке к продаже. В любом случае   предпосылкой возникновения прибыли является способность предприятия  осуществлять продажу своих активов. Момент реализации является точкой,  в которой фиксируется реальное увеличение стоимости актива. Отсутствие  продаж делает бессмысленными попытки определения реальной  стоимости актива: в результате всегда будет получаться некая теоретическая  величина, справедливость которой может быть подтверждена только  одним способом – получением согласия покупателя приобрести актив за  определенную цену.

     Различные подходы к определению прибыли  обусловливают структуру финансовой отчетности предприятия. В ее состав входят два основных отчета: бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках. В каждом из них отражается сумма реинвестированной прибыли. В балансе показывается  накопленная за весь период работы предприятия величина нераспределенной прибыли, а в отчете о прибылях и убытках рассчитывается  сумма чистой, а затем и реинвестированной прибыли отчетного года. Нераспределенная прибыль в отчете о прибылях и убытках должна равняться  разнице между суммой накопленной прибыли по балансу на конец года и  аналогичным показателем баланса на начало отчетного года.

     В структуре себестоимости продукции существуют затраты, которые

вообще  не влекут за собой денежных выплат. К их числу относятся амортизационные  отчисления по основным фондам и нематериальным активам.  Сами амортизируемые объекты были приобретены ранее, за счет инвестиций  долгосрочного капитала, то есть деньги на их покупку уже затрачены.  Тем не менее бухгалтерия ежемесячно увеличивает  себестоимость реализуемой продукции на сумму отчислений от первоначальной стоимости  этих объектов. Это позволяет, с одной стороны, отражать в учете физический и моральный износ основного капитала, а с другой – формировать  денежный фонд для возможной замены устаревших объектов в будущем.  Расходы из этого фонда уже не понадобится включать в себестоимость  продукции, так как они будут представлять собой новые инвестиции.  Следовательно, сумма начисляемого износа уменьшает прибыль  предприятия, но никак не влияет на объем его денежных расходов.

     С учетом вышесказанного становится ясно, что определение финансового  результата конкретной хозяйственной операции – отнюдь не такая  простая задача, как это может показаться на первый взгляд. Даже при условии  идеальной постановки бухгалтерского учета, реализуя свою продукцию или товары, предприятие фактически не располагает информацией об  истории всех денежных выплат, связанных с этой операцией. Данные о  фактической себестоимости товара отражают сложный конгломерат различных  начислений, усреднений и других бухгалтерских уловок, но ни в коем случае не сумму всех денежных выплат, относящихся к этому товару.  Не менее половины издержек, включаемых в себестоимость товара, являются  по своей природе косвенными, не имеющими к нему прямого отношения: общехозяйственные расходы, затраты на охрану и т.п. Огромное  влияние на финансовый результат оказывает выбор предприятием учетной политики: способ оценки материальных запасов и определения их фактической себестоимости, методы начисления амортизации, варианты распределения  косвенных затрат, способы оценки незавершенного производства и т.п.

Информация о работе Базовые критерии финансового менеджмента