Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 22:07, реферат
Современная банковская система в России стала формироваться в конце 1980-х – начале 1990-х годов. Этот процесс продолжается и сейчас. За прошедшие с тех пор годы, в течение которых российский банковский сектор сумел в целом достойно преодолеть последствия тяжелейшего кризиса 1998 г. и преодолевает последствия мирового экономического и финансового кризиса, начавшегося в 2007—2008 гг
Введение………………………………………………………………………...стр. 3
Глава 1. Что представляет собой банковская система
1.1 Место и роль банковского сектора в экономической системе…….стр…... 4-6
1.2 Банковская система России : природа, структура, основы управления
…………………………………………………………………………………стр. 7-9
Глава 2. Современная банковская система России
2.1 Качество российской банковской системы и основные задачи его повышения…………………………………………………………………стр. 10-12
2.2 Характеристики современного банковского сектора России……….стр.13-16
2.3 Актуальные проблемы российской банковской системы и пути их решения.
………………………………………………………………………………стр. 17-22
Заключение…………………………………………………………………стр.23-24
Список использованной литературы…………………………………….......стр. 25
Министерство
образования и науки Российской
Федерации
Федеральное
бюджетное государственное
учреждение
высшего профессионального
« ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ
»
Институт национальной и мировой экономики
Кафедра политической
экономии
Реферат по дисциплине «Политэкономия»
на тему:
«Банковская
система России: структура, функции, качество,
проблемы на современном этапе»
Выполнила студентка 1 курса
очно - заочной формы обучения
специальности «Бух. учет, анализ и аудит»
Ремизова
Н.В.
Проверил преподаватель
К.э.н., доцент
__________
Новиков В.А.
Москва 2011
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Что представляет собой банковская система
1.1 Место и роль банковского сектора в экономической системе…….стр…... 4-6
1.2 Банковская система России : природа, структура, основы управления
………………………………………………………………………………
Глава 2. Современная банковская система России
2.1 Качество
российской банковской системы и основные
задачи его повышения………………………………………………………
2.2 Характеристики современного банковского сектора России……….стр.13-16
2.3 Актуальные проблемы российской банковской системы и пути их решения.
………………………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список
использованной литературы……………………………………......
Введение
Банковская система, будучи одним из важнейших звеньев рыночной экономики, оказывает огромное и разностороннее воздействие на жизнедеятельность общества в целом. Она не только обеспечивает экономический оборот необходимыми платежными средствами (наличными и безналичными деньгами), межотраслевое и межрегиональное перераспределения денежных ресурсов, но и является ключевым элементом расчетно-платежного механизма страны и механизма обеспечения субъектов национальной экономики кредитными ресурсами. От состояния банковской системы государства существенным образом зависят защищенность и устойчивость национальной валюты, соблюдение интересов клиентов банков – отечественных производителей и продавцов товаров (работ, услуг), населения, вообще экономический рост и социальный прогресс в стране. В то же время сама банковская система тоже существенно зависит от состояния и тенденций развития всего реального сектора экономики, а также других (небанковских) секторов финансового рынка.
Современная
банковская система в России стала
формироваться в конце 1980-х –
начале 1990-х годов. Этот процесс продолжается
и сейчас. За прошедшие с тех пор годы,
в течение которых российский банковский
сектор сумел в целом достойно преодолеть
последствия тяжелейшего кризиса 1998 г.
и преодолевает последствия мирового
экономического и финансового кризиса,
начавшегося в 2007—2008 гг. [4]
Глава 1. Что представляет собой банковская система
1.1
Место и роль банковского
сектора в экономической
системе
Место и роль банков в экономике можно конкретизировать, показав их функции в хозяйственной жизни общества. Между элементами любой органической (естественной) системы осуществляется эффективное взаимодействие, причем каждый элемент (подсистема) выполняет свою особую функцию (функции), в результате чего реализуются все необходимые функции системы. Банковский сектор — это элемент (подсистема) экономической системы страны. Какие же особые функции он выполняет или должен выполнять?
Для начала следует отметить, что, во-первых, фундаментальные движущие силы экономического развития общества лежат вне банковской системы, во-вторых, господствующий в стране тип банков может значительно ускорять либо задерживать экономическое развитие, в-третьих, функции или роли центрального и коммерческих банков в экономике страны должны быть разными. С учетом отмеченного и не акцентируя внимания на различиях между центральным и коммерческими банками, можно считать, что у них две комплексные функции.
Первая функция — это обеспечение субъектов экономики деньгами, необходимыми для текущих расчетов и платежей (деньги как средства предоплаты, средства обращения, средства платежа, средства для выполнения налоговых и иных обязательств), а также для развития экономики (денежные кредиты и прямые инвестиции в форме приобретения паев или акций хозяйствующих субъектов, включая государственные, а также их облигаций и иных ценных бумаг). С этой точки зрения аккумулирование банками временно свободных денег предприятий, организаций и населения предстает не как функция (цель, задача), а как необходимый (для коммерческих банков — единственно возможный) способ ее выполнения.
Эта первая функция банков позволяет рассматривать их как организации для финансового посредничества. В этом качестве коммерческие банки, в частности:
1) концентрируют
у себя финансовые (денежные) средства
большинства участников
2) опосредуют
расчеты и платежи по
3) проводят налоговые и иные обязательные платежи своих клиентов за их счет, стараясь оптимизировать такие платежи;
4) обеспечивают сохранность и даже приращение (начисление процентов, конвертация в более доходные валюты) сумм, доверенных им клиентами;
5) проводят валютообменные операции;
6) оказывая
клиентам перечисленные выше
и другие услуги, банки тем
самым: проводят в жизнь
7) канализируют
собираемые средства в
8) часть
собственных средств
Сфера, где действуют банки и иные КО, — это сфера (часть сферы) нематериального производства, где полезный труд воплощается в особом результате, имеющем, как правило, собственную стоимость, где вырабатываются свои особые продукты — услуги. У материального производства в принципе нет иной функции, кроме производства материальных благ. Равным образом функцией нематериального производства является производство (оказание) услуг. В этом смысле банки и иные КО производят совершенно уникальную продукцию — банковские или денежные (финансовые) технологии, без которых не может обойтись ни один субъект хозяйствования и которые бесконечно разнообразны в разных банках, даже когда проводятся стандартные, казалось бы, операции. Во всех случаях банковского производства речь идет о разнообразных сочетаниях условий, правил, процедур, работ, регламентов взаимодействия, каждый раз составляющих единый технологический процесс обслуживания клиента. Соответственно вторая функция банков как раз и состоит в обеспечении субъектов экономики специфически банковскими продуктами (технологиями работы с деньгами).
Как было показано выше, банковский продукт можно понимать как потенциальную услугу, а банковскую услугу — как реализованный (воплощенный в действительность) его продукт. Термин «банковский продукт» адекватно отражает суть происходящего — производство банком собственного продукта, выступающего в форме услуги. Последние, как известно, бывают двух видов: материальные и чистые (личные). Оказывая материальные услуги, организация производит новую стоимость (увеличивает национальный доход); денежную оценку могут иметь и чистые услуги. Таким образом, банки — организации производящие, в ходе своей полезной специфической деятельности увеличивающие объем ВВП, а не просто «финансовые посредники», оперирующие стоимостями, которые создают другие.
Рассмотренные функции банков в экономике являются объективно необходимыми (в литературе можно найти и другие их перечни, на наш взгляд, неубедительные). От них следует отличать:
■ вменяемые
банкам органами государственной власти
объективно не-
свойственные им контрольные
функции в отношении клиентов (контроль
за кассовой дисциплиной клиентов, валютный
контроль, противодействие легализации
доходов, полученных преступным путем,
обеспечение выполнения налогоплательщиками
— клиентами банков обязанности уплачивать
налоги и сборы и т.п.). Расходы, связанные
с исполнением данных публичных функций,
покрываются за счет доходов коммерческого
банка. Доля таких расходов весьма значительна,
и они повышают стоимость банковских услуг;
■ так называемые ролевые функции, которые банки подчас добровольно или вынужденно берут на себя и которые отражают намерения владельцев или иных лиц («карманный банк», «семейный банк», «банк этноса», «банк криминала», «авантюрный банк», «банк олигарха», «банк-дублер» или «банк-мост», «банк-двойник», «банк-пират», «банк-лис» и др.).
Как было показано выше, банковский продукт можно понимать как потенциальную услугу, а банковскую услугу — как реализованный (воплощенный в действительность) его продукт. Термин «банковский продукт» адекватно отражает суть происходящего — производство банком собственного продукта, выступающего в форме услуги. Последние, как известно, бывают двух видов: материальные и чистые (личные). Оказывая материальные услуги, организация производит новую стоимость (увеличивает национальный доход); денежную оценку могут иметь и чистые услуги. Таким образом, банки — организации производящие, в ходе своей полезной специфической деятельности увеличивающие объем ВВП, а не просто «финансовые посредники», оперирующие стоимостями, которые создают другие.
Банковский
сектор — это такая социально-
1.2
Банковская система
России: природа,
структура, основы
управления
Банковская система представляет собой включенную в экономическую систему страны единую и целостную (взаимосвязанную, взаимодействующую) совокупность кредитных организаций, каждая из которых выполняет свою особую функцию (функции), проводит свой перечень денежных операций (сделок), в результате чего весь объем потребностей общества в банковских продуктах (услугах) удовлетворяется в полной мере и с максимально возможной степенью эффективности.
В структурном плане это следует понимать так, что в банковскую систему следует включать все те, и только те экономические организации, которые регулярно выполняют либо все или большинство, либо хотя бы отдельные банковские операции (сделки), т.е. банки (центральный и коммерческие) и фактические НКО (не только те, что зарегистрированы в ЦБ РФ), а в качестве ее условного элемента инфраструктурного характера — вспомогательные организации (специализированные организации, которые сами банковских операций не проводят, но обеспечивают деятельность банков и иных КО: «торговые площадки», фирмы по аудиту банков, кредитные бюро, организации, определяющие рейтинги банков, обеспечивающие их специальным оборудованием и материалами, информацией, специалистами, агентства, консультирующие клиентов банков, обеспечивающие возврат банкам просроченных долгов, и т.д.).