Анализ цены и структуры капитала АО

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 12:27, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: рассмотреть теоретические основы формирования и размещения капитала и проанализировать процесс управления капиталом на конкретном предприятии.

Для достижения поставленной цели в данной работе решаются следующие задачи:

· Анализ источников формирования капитала АО;

· Рассмотрение цены капитала и методики ее расчета;

· Анализ структуры капитала и методов ее оптимизации

Содержание

Введение 3
Глава 1. Анализ цены и структуры капитала АО 5
1.1. Источники и особенности формирования капитала АО 5
1.2. Понятие цены капитала и методика ее расчета. Средневзвешенная стоимость капитала 14
1.3. Структура капитала и методы ее оптимизации 21
Глава 2. Расчетная часть 28
2.1. Характеристика организации ОАО «Московский резервуарный завод» 28
2.2. Анализ структуры капитала ОАО «Московский резервуарный завод» 30
2.3. Предложения по оптимизации структуры капитала организации ОАО «Московский резервуарный завод» 35
Заключение 41
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Анализ цены и структуры капитала АО.doc

— 420.00 Кб (Скачать)

     Исходя  из сделанных предпосылок цена предприятия (Цп) у может быть найдена по формуле

(5)

  Вопросы возможности и целесообразности управления структурой капитала давно дебатируются среди ученых и практиков. Существуют два основных подхода к этой проблеме: а) традиционный; б) теория Модильяни-Миллера (Modigliani and Miller approach).

     Последователи первого подхода считают, что: а) цена капитала зависит от его структуры; б) существует «оптимальная структура  капитала». При этом приводятся следующие  аргументы.

     В свою очередь, взвешенная цена капитала зависит от цены его составляющих, обобщенно подразделяемых на два вида – собственный и заемный капитал. В зависимости от структуры капитала цена каждого из этих источников меняется, причем темпы изменения различны. Многочисленные исследования показали, что с ростом доли заемных средств в общей сумме источников долгосрочного капитала цена собственного капитала постоянно увеличивается возрастающими темпами, а цена заемного капитала, оставаясь сначала практически неизменной, затем тоже начинает возрастать. Поскольку цена заемного капитала (Сз) в среднем ниже, чем цена собственного капитала (Сс), существует структура капитала, называемая оптимальной, при которой показатель WAСС имеет минимальное значение, а следовательно, цена предприятия будет максимальной (рис. 6).

     Рисунок 6 – Традиционный взгляд на зависимость цены капитала и структуры капитала

     Основоположники второго подхода Модильяни и  Миллер (1958 г.) утверждают как раз  обратное – цена капитала не зависит  от его структуры, а следовательно, ее нельзя оптимизировать. При обосновании этого подхода они вводят ряд ограничений: наличие эффективного рынка; отсутствие налогов; одинаковая величина процентных ставок для физических и юридических лиц; рациональное экономическое поведение; возможность идентификации предприятий с одинаковой степенью риска и др. В этих условиях, утверждают они, цена капитала всегда выравнивается путем перекачивания капитала за счет кредитов, предоставляемых компаниям физическими лицами.

     В полном объеме описанные методики могут  быть реализованы лишь при наличии развитого рынка ценных бумаг и статистики о нем. Ни того, ни другого в Украине пока нет. Кроме того, удельный вес акционерных предприятий, котирующих свои ценные бумаги на рынке, также еще невелик. Тем не менее, понимание финансового механизма функционирования капитала представляет значительный интерес для бизнесменов любого уровня. 

    1. Структура капитала и методы ее оптимизации

Оптимизация структуры капитала является одной из наиболее важных и сложных задач, решаемых в процессе управления его формированием при создании предприятия. Процесс оптимизации структуры капитала предприятия осуществляется по следующим этапам.

     1. Анализ капитала предприятия.  Основной целью этого анализа  является выявление тенденций динамики объема и состава капитала в предплановом периоде и их влияния на финансовую устойчивость и эффективность использования капитала.

     На  второй стадии анализа рассматривается система коэффициентов финансовой устойчивости предприятия, определяемая структурой его капитала.

     В процессе проведения такого анализа рассчитываются и изучаются в динамике следующие коэффициенты:

а) коэффициент  автономии. Он позволяет определить в какой степени используемые предприятием активы сформированы за счет собственного капитала, т.е. долю чистых активов предприятия в обшей их сумме;

б) коэффициент  финансового левериджа (коэффициент  финансирования). Он позволяет установить какая сумма заемных средств привлечена предприятием на единицу собственного капитала;

в) коэффициент  долгосрочной финансовой независимости. Он характеризует отношение суммы собственного и долгосрочного заемного капитала к общей сумме используемого предприятием капитала и позволяет, выявить финансовый потенциал предстоящего развития предприятия;

г) коэффициент  соотношения долго- и краткосрочной задолженности. Он позволяет определить сумму привлечении долгосрочных  финансовых кредитов в расчете на единицу краткосрочного заемного капитала, т.е. характеризует политику финансирования активов предприятия за счет заемных средств.

     Анализ  финансовой устойчивости предприятия  позволяет оценить степень стабильности его финансового развития и уровень финансовых рисков, генерирующих угрозу его банкротства.

     На  третьей стадии анализа оценивается  эффективность использования капитала в целом и отдельных его элементов. В процессе проведения такого анализа рассчитываются и рассматриваются в динамике следующие основные показатели:

а) период оборота капитала. Он характеризует  число дней, в течение которых осуществляется один оборот собственных и заемных средств, а также капитала в целом. Чем меньше период оборота капитала, тем выше при прочих равных условиях эффективность его использования на предприятии, так как каждый оборот капитала генерирует определенную дополнительную сумму прибыли;

б) коэффициент  рентабельности всего используемого  капитала. По своему численному значению он соответствует коэффициенту рентабельности совокупных активов, т.е. характеризует уровень экономической рентабельности;

в) коэффициент  рентабельности собственного капитала. Этот показатель, характеризующий достигнутый уровень финансовой рентабельности предприятия, является одним из наиболее важных, так как он служит одним из критериев формирования оптимальной структуры капитала.

г) капиталоотдача. Этот показатель характеризует объем реализации продукции, приходящейся на единицу капитала, т.е. в определенной мере служит измерителем эффективности операционной деятельности предприятия;

д) капиталоемкость  реализации продукции. Он показывает, какой объем капитала задействован для обеспечения выпуска единицы продукции и является базовым для моделирования потребности в капитале в предстоящем периоде с учетом отраслевых особенностей операционной деятельности.

     2. Существует ряд объективных и  субъективных факторов, учет которых позволяет целенаправленно формировать структуру капитала, обеспечивая условия наиболее эффективного его использования на каждом конкретном предприятии. Основными из этих факторов являются:

  • Отраслевые особенности операционной деятельности предприятия. Характер этих особенностей определяет структуру активов предприятия, их ликвидность. Предприятия с высоким уровнем фондоемкости производства продукции в силу высокой доли внеоборотных активов, имеют обычно более низкий кредитный рейтинг и вынуждены ориентироваться в своей деятельности на использование собственного капитала. Кроме того, характер отраслевых особенностей определяет различную продолжительность операционного цикла. Чем ниже период операционного цикла, тем в большей степени (при прочих равных условиях) может быть использован предприятием заемный капитал.
  • Стадия жизненного цикла предприятия. Растущие предприятия, находящиеся на ранних стадиях своего жизненного цикла и имеющие конкурентоспособную продукцию, могут привлекать для своего развития большую долю заемного капитала, хотя для таких предприятий стоимость этого капитала может быть выше среднерыночной (на предприятиях, находящихся на ранних стадиях своего жизненного цикла, уровень финансовых рисков более высокий, что учитывается их кредиторами). В то же время предприятия, находящиеся в стадии зрелости, в большей мере должны использовать собственный капитал.
  • Конъюнктура товарного рынка. Чем стабильней конъюнктура этого рынка, а соответственно и стабильней спрос на продукцию предприятия, тем выше и безопасней становится  использование заемного капитала. И наоборот — в условиях неблагоприятной конъюнктуры и сокращения объема реализации продукции использование заемного капитала ускоренно генерирует снижение уровня прибыли и риск потери платежеспособности; в этих условиях необходимо оперативно снижать коэффициент финансового левериджа за счет уменьшения объема использования заемного капитала.
  • Конъюнктура финансового рынка. В зависимости от состояния этой конъюнктуры возрастает или снижается стоимость заемного капитала. При существенном возрастании этой стоимости дифференциал финансового левериджа может достичь отрицательного значения. В свою очередь, при существенном снижении этой стоимости резко снижается эффективность использования долгосрочного заемного капитала (если кредитными условиями не оговорена соответствующая корректировка ставки процента за кредит). Наконец, конъюнктура финансового рынка оказывает влияние на стоимость привлечения собственного капитала из внешних источников — при возрастании уровня ссудного процента возрастают и требования инвесторов к норме прибыли на вложенный капитал.
  • Уровень рентабельности операционной деятельности. При высоком значении этого показателя кредитный рейтинг предприятия возрастает и оно расширяет потенциал возможного использования заемного капитала. Однако в практических условиях этот потенциал часто остается невостребованным в связи с тем, что при высоком уровне рентабельности предприятие имеет возможность удовлетворять дополнительную потребность в капитале за счет более высокого уровня  капитализации полученной прибыли. В этом случае собственники предпочитают инвестировать полученную прибыль в собственное предприятие, обеспечивающее высокий уровень отдачи капитала, что при прочих равных условиях снижает удельный вес использования заемных средств.
  • Коэффициент операционного левериджа. Рост прибыли предприятия обеспечивается совместным проявлением эффекта операционного и финансового левериджа. Поэтому предприятия с растущим объемом реализации продукции, но имеющие в силу отраслевых особенностей ее производства низкий коэффициент операционного левериджа, могут в гораздо большей степени (при прочих  равных условиях) увеличивать коэффициент финансового левериджа, т.е. использовать большую долю заемных средств в общей сумме капитала.
  • Отношение кредиторов к предприятию. Как правило, кредиторы при оценке кредитного рейтинга предприятия руководствуется своими критериями, не совпадающими иногда с критериями оценки собственной кредитоспособности предприятием. В ряде случаев, несмотря на высокую финансовую устойчивость предприятия, кредиторы могут руководствоваться и иными критериями, которые формируют негативный его имидж, а соответственно снижают и его кредитный рейтинг. Это оказывает соответствующее отрицательное влияние на возможность привлечения предприятием заемного капитала, снижает его финансовую гибкость, т.е. возможность оперативно формировать капитал за счет внешних источников.
  • Уровень налогообложения прибыли. В условиях низких ставок налога на прибыль или использования предприятием налоговых льгот по прибыли, разница в стоимости собственного и заемного капитала, привлекаемого из внешних источников, снижается. Это связано с тем, что эффект налогового корректора при использовании заемных средств уменьшается. В этих условиях более предпочтительным является формирование капитала из внешних источников за счет эмиссии акций (привлечения дополнительного паевого капитала). В то же время при высокой ставке налогообложения прибыли существенно повышается эффективность привлечения заемного капитала.
  • Финансовый менталитет собственников и менеджеров предприятия. Неприятие высоких уровней рисков формирует консервативный подход собственников и менеджеров к финансированию развития предприятия, при котором его основу составляет собственный капитал. И наоборот, стремление получить высокую прибыль на собственный капитал, невзирая на высокий уровень рисков, формирует агрессивный подход к финансированию развития предприятия, при котором заемный капитал используется в максимально возможном размере.
  • Уровень концентрации собственного капитала. Для того, чтобы сохранить финансовый контроль за управлением предприятием (контрольный пакет акций или контрольный объем паевого вклада), владельцам предприятия не хочется привлекать дополнительный собственный капитал из внешних источников, даже, несмотря на благоприятные к этому предпосылки. Задача сохранения финансового контроля за управлением предприятием в этом случае является критерием формирования дополнительного капитала за счет заемных средств. С учетом этих факторов управление структурой капитала на предприятии сводится к двум основным направлениям — 1)установлению оптимальных для данного предприятия пропорций использования собственного и заемного капитала; 2)обеспечению привлечения на предприятие необходимых видов и объемов капитала для достижения расчетных показателей его структуры.

     3. Оптимизация структуры капитала  по критерию максимизации уровня финансовой рентабельности. Для проведения таких оптимизационных расчетов используется механизм финансового левериджа.

     4. Оптимизация структуры капитала по критерию минимизации его стоимости. Процесс этой оптимизации основан на предварительной оценке стоимости собственного и заемного капитала при разных условиях его привлечения и осуществлении многовариантных расчетов средневзвешенной стоимости капитала.

     5. Оптимизация структуры капитала  по критерию минимизации уровня финансовых рисков. Учет фактора риска в процессе управления капитала предприятия сопровождает подготовку практически всех управленческих решений. Концепция учета фактора риска состоит в объективной оценке его уровня с целью обеспечения формирования необходимого уровня доходности финансовых операций, связанных с использованием капитала, и разработки системы мероприятий, минимизирующих его негативные финансовые последствия для хозяйственной деятельности предприятия.

     6. Формирование показателя целевой структуры капитала. Процесс оптимизации предполагает установление целевой структуры капитала. Под целевой структурой капитала понимается соотношение собственных и заемных финансовых средств предприятия, которое позволяет в полной мере обеспечить достижение избранного критерия ее оптимизации. Конкретная целевая структура капитала обеспечивает заданный уровень доходности и риска в деятельности предприятия, минимизирует средневзвешенную его стоимость или максимизирует рыночную стоимость предприятия. Показатель целевой структуры капитала предприятия отражает финансовую идеологию его собственников или менеджеров и входит в систему стратегических целевых нормативов его развития. 
 
 
 
 
 

     Глава 2. Расчетная часть

     2.1. Характеристика организации  ОАО «Московский 

     резервуарный  завод»

      ОАО "Московский резервуарный завод" является одним из крупнейших в России предприятий по производству стальных резервуаров, оцинкованных металлоконструкций, оцинкованного и окрашенного металла.

      Основной  целью предприятия является извлечение прибыли, в соответствии с которой  оно осуществляет следующие основные виды деятельности:

  • производство и реализация конструкций стальных резервуаров, газгольдеров,
  • производство и реализация емкостей для воды, нефтепродуктов и других жидкостей;
  • производство и реализация фланцев стальных, силосов;
  • производство и реализация конструкций стальных несущих металлических I и II группы;
  • монтаж строительных, резервуарных и иных конструкций.
  • производство стали и отливок из нее;
  • строительные работы;
  • изготовление и ремонт оборудования для нефтяной и газовой промышленности;
  • проектирование оборудования и механизмов для производства буровых работ и нефтегазодобычи;
  • транспортно-экспедиционные услуги;
  • выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
  • внешнеэкономическая деятельность;
  • сбор, переработка, использование и реализация вторичных ресурсов и отходов производства, внедрение новых прогрессивных методов их переработки и использования, а также другие виды деятельности.

      Органами  управления общества являются: общее  собрание акционеров; совет директоров; единоличный исполнительный орган (Генеральный директор).

      В условиях жесткой конкуренции на Российском рынке, предприятие принимает меры по развитию и расширению новых производств, что в дальнейшем будет способствовать более стабильной работе завода путем диверсификации видов деятельности.

      Приоритетными направлениями деятельности общества на 2010 год являются следующие:

  • выпуск продукции по резервуарам в объёме 10 000 тонн в год;
  • выпуск оцинкованного и окрашенного металла 114 220 тонн в год;
  • производства оцинкованных металлоконструкций на уровне 9 000 тонн;
  • повышение качества выпускаемой продукции на всех производствах и по всем направлениям;
  • увеличение рентабельности за счет снижения затрат на производство продукции;
  • рациональное использование металлопроката;
  • содержание и качественный ремонт станочного парка и оборудования;
  • оптимальная кадровая политика (снижение текучести за счет целенаправленной работе по закреплению рабочих и повышению их квалификации и решения вопросов оплаты труда и материального стимулирования).

Информация о работе Анализ цены и структуры капитала АО