Стадии бюджетного процесса

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 14:32, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных черт бюджетной системы и бюджетного процесса, выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма на примере государственного бюджета (бюджетной системы и бюджетного процесса) Российской Федерации.

Содержание

Введение 3
1. Характеристика бюджетного процесса 5
2. Стадий бюджетного процесса 9
3. Бюджетное регулирование 23
Заключение 37
Литература 38

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 59.17 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: 030501«ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая  работа

по Финансовому праву

 

ТЕМА: «Стадии бюджетного процесса»

 

 

 

 

 

Выполнил: Расчетов А.Н.

гр. 10ЮДО-4

 

 

 

Проверил: 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пенза

2012 г.

 

содержание

 

Введение           3

1. Характеристика бюджетного процесса      5

2. Стадий бюджетного процесса       9

3. Бюджетное регулирование        23

Заключение          37

Литература           38

 

Введение

 

Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм – финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций. Основу системы государственного регулирования социально-экономических процессов составляют отношения по поводу перераспределения доходов.

На протяжении тысячелетий  существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную  систему, обеспечивают государственным  и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций.

Бюджет, денежное обращение  – это зеркало государства, барометр его экономического и социального  состояния и политического положения.

В рыночной экономике, в условиях сузившихся возможностей государства  оказывать влияние на экономические  процессы в стране, значительно вырастает  роль бюджетной системы как одного из важнейших инструментов государственного регулирования экономики.

Бюджет – важная предпосылка и средство осуществления воспроизводственного процесса. С его помощью создаются условия для реализации социальных программ, обеспечения сохранности окружающей среды, стимулирования научно-технического прогресса, поддержания обороноспособности, выполнения иных государственных функций. Соответственно, нормальное функционирование хозяйственного механизма невозможно без совершенствования бюджетных отношений, без последовательного проведения научно разработанной бюджетной политики, без наличия эффективной системы управления бюджетным процессом. Переход к экономике, управляемой рынком, корпорациями и государством, требует глубокой реконструкции государственного бюджета, финансов предприятий и отраслей, скачкообразного развития нового блока финансовых отношений регионального и местного уровня, внебюджетных фондов.

Новый тип бюджета основывается на подходе к бюджету и налогам  на основе категории общественных благ, предоставляемых государством членам общества, налогоплательщикам. Данный подход свойственен рыночным воззрениям на бюджет, его функции в современной  жизни. Государство формирует бюджет для того, чтобы иметь возможность  предоставлять особые блага, общественные товары, призванные удовлетворять совместные потребности (продукция оборонного характера, инфраструктура, блага науки, культуры, образования, управления).

Успех экономического реформирования в нашей стране в большой степени  зависит от того, в каких направлениях пойдет преобразование финансовой системы  общества, насколько бюджетная политика государства будет отвечать требованиям  времени.

Целью настоящей работы является анализ государственного бюджета как  важнейшего элемента финансовой системы  общества, основных черт бюджетной  системы и бюджетного процесса, выявления  наиболее значительных проблем в  функционировании бюджетного механизма  на примере государственного бюджета (бюджетной системы и бюджетного процесса) Российской Федерации.

 

1. Характеристика бюджетного процесса

 

Государственная бюджетная  система Российской Федерации функционирует  в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, принятым Государственной  Думой 17 июля 1998 года, одобренным Советом  Федерации 17 июля 1998 года.

Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджет является формой образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных  для финансового обеспечения  задач и функций государства  и местного самоуправления.

Бюджетный процесс - регламентированная нормами процессуального бюджетного права деятельность государства  по составлению, рассмотрению и утверждению  бюджета, его исполнению и заключению, а также составлению, рассмотрению и утверждению отчёта об его исполнении.

Нормы бюджетного процесса предписывают правила и порядок  применения норм материального бюджетного права. В них регламентирован  весь цикл формирования бюджета от момента его составления до момента  утверждения отчёта об его исполнении, порядок и последовательность вступления в бюджетные правоотношения различных  субъектов - участников этих правоотношений на разных стадиях бюджетного процесса.

Деятельность государственных  органов от начала составления государственного бюджета до утверждения отчёта о  его исполнении длиться около  трёх с половиной лет, и этот срок называется бюджетным циклом. Весь бюджетный цикл делится на стадии бюджетного процесса, которые последовательно  сменяют одна другую. В частности  это стадии:

    • составления, рассмотрения, утверждения, исполнения и заключения,
    • составления и утверждения отчёта об исполнении.

Сам бюджет действует в  течение одного года с 1 января по 31 декабря, то есть финансовый (бюджетный) год на территории Российской Федерации  длится 12 месяцев. (См.: статьи 211 и 264 Бюджетного кодекса Российской Федерации.) Счета, используемые для исполнения бюджета завершаемого года, подлежат закрытию в 24 часа 31 декабря.

Стадии бюджетного процесса следуют строго последовательно, и  этот порядок изменению не подлежит. В то же время каждый раз работа с новым бюджетом начинается снова, так как ежегодно изменяется объём  национального дохода государства, перераспределяются по-разному государственные  средства, в зависимости от задач, решаемых государством в данный период времени. Кроме того, ежегодно изменяются потребности каждого субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления в денежных средствах, что зависит от того, как будет развиваться хозяйство и социальная сфера данной территории в следующем году.

Однако порядок, предполагающий последовательность стадий составления, рассмотрения, утверждения бюджета, его исполнения, составление, рассмотрение и утверждение отчёта об исполнении бюджета остаётся неизменным.

На каждой стадии бюджетного процесса решаются вопросы, которые  не могут быть решены в другое время. Так, вопросы бюджетного регулирования  за счёт процентных отчислений от федеральных  налогов и налогов республик  в составе Российской Федерации, а также вопросы финансовой поддержки  территорий решаются в момент составления  бюджета. Окончательно процентные отчисления от регулирующих источников для нижестоящих  территорий и вопросы финансовой поддержки утверждаются вышестоящими представительными органами в момент утверждения вышестоящего бюджета. Этим достигается, на стадии принятия закона о бюджете, сбалансированность показателей бюджета.

Вопросы открытия бюджетных  ассигнований решаются финансовыми  органами и банком только после утверждения  соответствующего бюджета и т. п.

В основе бюджетного процесса лежат определённые принципы, соблюдение которых даёт возможность правильно  составить, утвердить и исполнить бюджет так, чтобы средства государства были использованы экономно и с максимальной пользой для развития общества. В настоящее время в связи с принятием Бюджетного кодекса РФ для всей бюджетной системы предусмотрены общие принципы. Это: единство бюджетной системы;

разграничение доходов и  расходов между уровнями бюджетной  системы;

самостоятельность бюджетов; полнота отражения доходов и  расходов бюджетов, бюджетов государственных  внебюджетных фондов;

сбалансированность бюджетов; эффективность и экономичность  использования бюджетных средств; общее (совокупное) покрытие расходов бюджетов; гласность; достоверность  бюджета; адресность и целевой характер бюджетных средств.( См.: ст. 28 Бюджетный  кодекс Российской Федерации.)

Нет сомнения, что все  эти принципы в той или иной мере присущи и бюджетному процессу. Однако некоторые из них имеют  в бюджетном процессе свою интерпретацию  и, кроме того, бюджетному процессу присущи также свои особенные  принципы. Так, во-первых, в основе бюджетного процесса лежит принцип последовательности вступления в бюджетную деятельность органов исполнительной и представительной власти, где проект бюджета обязательно  составляют исполнительные органы, закон  или решение о бюджете принимаются  представительным органом, а исполняют  бюджеты всех уровней органы исполнительной власти. Очень важен принцип ежегодности  бюджета, который включает в себя такое важное основополагающее правило, как обязательное принятие бюджета  до начала планируемого года. Выполнение именно этого правила делает бюджетную  деятельность более прозрачной и  обеспечивает более эффективную  возможность осуществлять бюджетный  контроль за всеми потоками бюджетных  средств. Кроме того, ежегодность  даёт возможность более точно  выявить тенденции рыночного  развития, более полно учесть происходящие изменения в темпах роста производства, внутреннего валового продукта, национального дохода, курса рубля и т. д. Особое внимание в бюджетном процессе заслуживает принцип публичности и гласности, которые для бюджетного процесса предполагают, что проект бюджета до его принятия широко обсуждается как представительными органами, так и общественностью. Принятый бюджет обязательно публикуется в печати. Широкое обсуждение проектов бюджетов, их обязательное опубликование после принятия, а также отчётность исполнительных органов власти перед представительными об исполнении бюджета также служат обеспечению прозрачности бюджетной деятельности в государстве и таким образом помогают исполнить бюджет реально и с наименьшими потерями. Гласным должно быть и отклонение бюджета.

В случае принятия решения  об отклонении проекта бюджета или  о неутверждении отчётов об исполнении бюджетов в средствах массовой информации должны быть опубликованы необходимые  сведения о причинах принятия такого решения. Кроме того, решения представительных органов по бюджету должны публиковаться  в печати.

Органы представительной и исполнительной власти также постоянно  отчитываются перед широкой общественностью  о ходе исполнения бюджета.

Важным для бюджетного процесса остаётся принцип специализации  бюджетных показателей, который  состоит в том, что в основе и составления, и исполнения бюджета  лежит бюджетная классификация. Ст. 4030 которая предполагает группировку всех доходов бюджетов всех уровней по источнику возникновения, а расходов по целевому назначению, по направлениям деятельности.

 

2. Стадий бюджетного процесса

 

Принцип специализации показателей  бюджета осуществляется на всех стадиях  бюджетного процесса. Бюджетная классификация - специальный юридический акт, ледащий  в основе всей бюджетной деятельности финансовых органов. Следует иметь  в виду, что бюджетная классификация  имеет значение не только для процессуального  бюджетного права, но и лежит в  основе материального бюджетного права

    • Стадия составления проекта бюджета.

Эта стадия начинается с  послания Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации, которое  в соответствии с новым Бюджетным  кодексом РФ должно поступить в Федеральное  собрание не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому  году. См.: ст. 170 Бюджетного кодекса  Российской Федерации.

Бюджетное послание на 2002 од было подписано Президентом России 31 марта 2001 года и стояло из восьми разделов: 1. Основные итоги бюджетной политики в 2000 - начале 2001 года. 2. Основные задачи бюджетной политики в 2002 году. 3. Первоочередные задачи бюджетной политики в области  доходов. 4. Первоочередные задачи бюджетной  политики в области расходов. 5. Политика в области межбюджетных отношений. 6. политика в области управления государственным долгом. 7. Совершенствование  казначейских технологий. 8. Совершенствование  управления государственными финансами. Затем составлением бюджета занимается Правительство России и соответствующие  органы исполнительной власти субъектов  Российской Федерации и органов  местного самоуправления.

Составление бюджета основывается на: бюджетом послании Президента России; прогнозе социально-экономического развития соответствующей территории на очередной  финансовый год; основных направлениях бюджетной и налоговой политики на очередной финансовый год; прогнозе сводного финансового баланса по соответствующей территории; плане развития государственного или муниципального сектора экономики соответствующей территории на очередной финансовый год (пункт 3 статьи 172 БК РФ).

Информация о работе Стадии бюджетного процесса