Шпаргалка по "Финансовому праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 10:18, шпаргалка

Описание работы

Вопрос 1
Финансовая система России и ее институты
Финансовая система - совокупность финансовых институтов, каждый из которых способствует образованию и использованию соответствующих денежных фондов, и государственных органов и учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность. Наличие различных институтов внутри финансовой системы обусловлено тем, что финансы охватывают своим воздействием всю экономику страны и социальную сферу.

Содержание

Вопрос! Финансовая система России и ее институты. . . '. ■. . . .3
Вопрос 2. Финансовая деятельность государства Г .3
Вопрос 3. Законодательство, регулирующее финансовые отношения и финансовую деятельность .3
Вопрос 4. Предмет и метод финансового права .3
Вопрос 5. Принципы финансового права ■ 5
Вопросе. Понятие финансово-правовых норм, их виды ' 5
Вопрос' 7. Понятие и элементы финансово-правовых отношений .' 5
Вопрос 8. Понятие, содержание и виды финансового контроля 5
Вопрос 9. Органы финансового контроля ".7
Вопрос 10. Негосударственный контроль 7
Вопрос 11. Аудиторский (независимый) финансовый контроль 7
Вопрос 12. Формы и методы финансового контроля 7
Вопрос 13. Понятие и 'роль государственного и местных бюджетов .9
Вопрос 14. Бюджетная система и бюджетное устройство .9
Вопрос 15. Бюджетные права субъектов РФ. .9
Вопрос 16. Бюджетные права муниципальных образований .9
Вопрос 17. Понятие и стадии бюджетного процесса 11
Вопрос 18. Бюджетная классификация 11
Вопрос 19. Состав доходных статей бюджета 11
Вопрос 20. Состав расходных статей бюджета 11
Вопрос 21. Общая характеристика государственных доходов ' 13
Вопрос 22. Методы бюджетного регулирования 13
Вопрос 23. Понятие и сроки уплаты налога, сбора, пошлины 13
Вопрос 24. Система источников налогового права , 13
Вопрос 25. Налоговые правоотношения • 15
Вопрос 26. Функции налогов 15
Вопрос 27. Налоговая система России и система налогов как ее элемент 15
Вопрос 28. Элементы закона о налоге •-. . . 15
Вопрос 29. Налоги с юридических лиц ■ 17
Вопрос 30.' Налоги с физических лиц 17
Вопрос 31. Налоги, имеющие смешанный субъектный состав. 17
Вопрос 32. Права налогоплательщиков 17
Вопрос 33. Обязанности налогоплательщиков 19
Вопрос 34. Защита прав субъектов налоговых отношений - 19
Вопрос 35. Ответственность налогоплательщиков 19
Вопрос 36. Правовой режим внебюджетных фондов 19
Вопрос 37. Основы государственного кредита 21
Вопрос 38. Государственный долг. ' , 21
Вопрос 39. Государственные займы,, их классификация 21
Вопрос 40. Страховое право, его источники 21
Вопрос 41. Понятие и виды-страхования 23
Вопрос 42. Страховые правоотношения 23
Вопрос 43. Страхование как институт финансовой системы '.. 23
Вопрос 44. Правовое регулирование государственных расходов 23
Вопрос 45. Понятие и принципы финансирования 25
35
Вопрос 46. Дефицит бюджета и источники его покрытия 25
Вогрос 47. Сметно-бюджетное финансирование и его объекты.. .25
Вогрос 48. Правовой режим финансов государственных предприятий 25
Вогрос 49. Правовой режим финансово-хозяйственной деятельности казенного предприятия 27
Вогрос 50. Собственный капитал предприятия 27
Вопрос 51. Прибыль и рентабельность предприятия 27
Вопрос 52. Банковская система РФ . . .' 27
Вопрос 53. Правовое регулированию деятельности ЦБ РФ 29
Вопрос 54. Надзор Банка России , 29
Вопрос 55. Правовое положение кредитных организаций 29
Вопрос 56. Понятие и принципы банковского кредита. 29
Вопрос 57. Правовое регулирование денежного обращения 31
Вопрос 58. Наличное денежное обращение. Кассовые операции 31
Вопрос 59. Безналичные фермы расчетов 31
■i
Вопрос 60. Понятие и структура валютных правоотношений 31
Вопрос 61. Правовое определение валюты и валютных ценностей 33
Вопрос 62. Правовое регулирование валютных операций. . 33
Вопрос 63. Валютный контровь. • 33

Работа содержит 1 файл

шпоры по фин.праву.docx

— 146.68 Кб (Скачать)

многоступенчатый налог, взимаемый  на всех стадиях производства и реализации товаров.

Налог на операции с ценными бумагами. Уплачивается только при регистрации проспекта эмиссии ценны1х бумаг. Его плательщиками являются юридические лица - эмитенты ценны1х бумаг. Объект налогообложения - номинальная сумма вы1пуска ценных бумаг, заявленная эмитентом. Сумма налога уплачивается плательщиком одновременно с предоставлением документов на регистрацию эмиссии. Налог исчисляется в размере 0,8% номинальной суммы ЭМИССИИ.

независимо от фактического пользования  автодорогами; налог с владельцев транспортных средств уплачивается ежегодно владельцами при прохождении обязательного технического осмотра.

Упрощенная система налогообложения состоит в замене уплаты организацией совокупности всех установленных законодательством РФ налогов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организации. Предприниматели без образования юридического лица, перешедшие на такую систему, уплачивают стоимость патента на занятие данной деятельностью. Налог на вмененный доход - особый режим налогообложения для определенных законодательством РФ видов деятельности.

Налог с продаж. Плательщики - организации, в том числе иностранные, а также ПБОЮЛ. Обязанность заплатить налог в бюджет связана с фактом реализации товаров физическим лицам за наличный расчет, а также с использованием расчетных и кредитных банковских карт. Налоговый период -1 месяц.

Земельный налог. Построен так, чтобы изъять часть доходов налогоплательщика, которые являются следствием благоприятных условий -хозяйствования на земле, в которые объективно поставлен налогоплательщик. Налоговым периодом является год. 
 

Втрое 33 Обязанности налогоплательщиков

Обязанности у налогоплательщика возникают вследствие наличия объекта (предмета) налогообложения и по основаниям, установленным законодательством. На налогоплательщика в соответствии с налоговым законодательством РФ возлагаются следующие обязанности: 1) уплачивать законно установленные налоги; 2) встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена НК РФ; 3) вести в установленном порядке учет своих доходов/расходов и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах; 4) представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах, а также представлять бухгалтерскую отчетность в, соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете»; 5) представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных НК РФ, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов; 6) выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных

Вопрос 34

Защита прав субъектов  налоговых отношений

При нарушении прав и законных интересов  налогоплательщиков, как и других участников налоговых правоотношений, законодательство предусматривает возможность их1 защиты в административном или судебном порядке. К средствам защиты этих прав и интересов относится обжалование действий налоговых органов. Кодекс закрепляетправо каждого налогоплательщика (или налогового агента) обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению налогоплательщика-или налогового агента, они нарушают его права.

По усмотрению налогоплательщика  можно обратиться в вышестоящий налоговый орган (к вышестоящему должностному лицу, т. е. в административном внесудебном порядке) или в суд.

Организации и граждане при использовании  судебного порядка защиты своих прав в налоговых правоотношениях согласно Арбитражному процессуальному кодексу РФ вправе обратиться с заявлением в арбитражный суд. Также граждане могут подать исковые заявления в суд общей юрисдикции в соответствии с законодательством об обжаловании в суд неправомерных действий государственных органов и должностных лиц. Рассмотрение этих дел производится в порядке гражданского судопроизводства.



 

Вопрос 35

Ответственность налогоплательщиков Неисполнение налогоплательщиками  своих обязанностей обеспечивается мерами государственного принуждения. Среди них: применение установленных законодательством санкций как мер ответственности за налоговые правонарушения, а также мер к принудительному взысканию недоимок по налогам. Кроме того, в качестве способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов могут быть использованы: залог имущества, поручительство, пени, приостановление операций по счетам с наложением ареста на имущество налогоплательщика. Пени начисляются за каждый день просрочки в размере Уг действующей ставки рефинансирования, но не более 0,1% в день. Принудительное взыскание недоимки по налогу и суммы пеней производится с организаций в бесспорном порядке, а с физических лиц - в судебном порядке. Налоговые санкции выражены в форме денежных штрафов.

Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое установлена ответственность Налоговым кодексом РФ.

Л

19



Ответственность за совершение налоговых правонарушений несут организации и физические лица в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.

Вопрос 36

Правовой  режим внебюджетных фондов

В финансовой системе РФ важным звеном являются государственные внебюджетные фонды денежных средств, которые создаются в соответствии с законодательством РФ и решениями представительных органов власти и местного самоуправления. Внебюджетные социальные фонды государства представляют собой совокупность финансовых средств, находящихся в распоряжении центральных или региональных органов власти и имеющих целевое назначение, Порядок их образования и использования регламентируется финансовым правом.

Внебюджетные социальные фонды - один из методов перераспределения национального дохода государства в пользу определенных слоев населения. Создание таких фондов необходимо государству для более эффективного использования своих финансовых ресурсов. Фонды создаются двумя способами: 1) выделением из бюджета определенных расходов, имеющих особо важное значение; 2) формированием внебюджетного фонда с собственными источниками доходов.

Г

Состав государственных социальных внебюджетных фондов РФ: 1) Пенсионный фонд РФ; 2) Фонд социального страхования РФ; 3) Федеральный фонд обязательного медицинского страхования; 4) Государственный фонд занятости населения РФ. Проекты 

Важная роль в защите прав налогоплательщиков принадлежит Конституционному Суду РФ, в компетенцию которого входит разрешение дел о соответствии Конституции РФ законов и других нормативных актов. Он проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, по жалобам граждан о нарушений их конституционных прав.

Также активно используется административный порядок обжалования действий налоговых органов, как более оперативный. Жалоба на акт налогового органа, действия или бездействие должностного лица подается соответственно в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу этого органа в течение трех месяцев со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав. Жалоба должна быть рассмотрена в срок не позднее одного месяца со дня ее получения. О принятом решении налогоплательщику должно быть сообщено в письменной форме в течение трех дней.

В целях защиты своих  прав налогоплательщик может обратиться в органы прокуратуры РФ, которая осуществляет надзор за исполнением закона, включая и налоговое законодательство.

бюджетов государственных и  территориальных внебюджетных социальных фондов составляются органами управления указанных фондов и представляются на рассмотрение соответственно органами исполнительной власти в органы законодательной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ на рассмотрение законодательных органов субъектов РФ. Бюджеты государственных и территориальных фондов рассматриваются и утверждаются в форме Федерального закона одновременно с принятием федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и соответственно утверждаются законодательными органами субъектов РФ одновременно с принятием законов субъектов РФ о бюджете на очередной финансовый год законодательными органами субъектов РФ.

Доходы внебюджетных фондов формируются  за счет: 1) обязательных платежей, установленных  законодательством РФ; 2) добровольных взносов физических и юридических лиц; 3) других доходов, предусмотренных законодательством РФ.

Исполнение бюджетов государственных  внебюджетных фондов осуществляется Федеральным казначейством РФ. Контроль за исполнением бюджетов осуществляется органами, обеспечивающими контроль за исполнением бюджетов соответствующего уровня бюджетной системы РФ.

обязанностей; 7)' предоставлять налоговому органу необходимую информацию и документы в случаях и в порядке, предусмотренных МК РФ; 8) в течение 4 лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы (для юридических лиц г производственные расходы) и уплаченные (удержанные) суммы налогов и т. п.

Налогоплательщики - юридические лица и предприниматели без образования юридического лица обязаны также письменно сообщать в налоговый орган по месту учета: об открытии или закрытии счетов (в 10-дневный срок); обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях (не позднее одного месяца со дня начала такого участия); обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории РФ (не позднее одного месяца со дня их создания, реорганизации или ликвидации); об объявлении несостоятельности, о ликвидации или реорганизации (не позднее 3 дней со дня принятия такого решения); об изменении своего места нахождения или места жительства (не позднее 10 дней со дня такого изменения).

Физическое лицо может быть привлечено к налоговой ответственности с шестнадцатилетнего возраста. Срок давности применения ответственности за совершение налоговых правонарушений составляет три года.

Среди налоговых правонарушений называют: нарушение срока постановки на учет в налоговом органе, непредставление налоговой декларации и иных документов, неуплату или неполную уплату сумм налога, невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов и т. п.

Кодекс установил налоговые санкции, являющиеся мерой ответственности за совершение налоговых правонарушений. Они предусмотрены в виде денежных взысканий (штрафов), выраженных в разных формах и размерах: в твердых денежных суммах (от 50 рублей до 15 тысяч рублей) и в процентах к определенным суммам (от 10 до 40%). Налоговые санкции применяются по решению налоговых органов.

За совершение противоправных деяний в сфере налогообложения  может наступить также уголовная, административная и дисциплинарная ответственность. 

I Вопрос 37

Основы государственного кредита Государственный кредит - это урегулированная нормами  финансового права деятельность государства, направленная на получение в кредит денежных средств на условиях возвратности, срочности, возмездное™ и добровольности. Государство выступает в качестве заемщика средств. В отношении других государств РФ межет выступать как должником, так и кредитором.

Денежные средства, взятые взаймы у хозяйствующих субъектов, других государств, МВФ и т. п., поступают в распоряжение органов государства, превращаясь в дополнительные финансовые ресурсы. Они могут быть использованы как инвестиционный ресурс, как планируемый бюджетный ресурс, но, как правило, государственные займы в разных формах используются для покрытия бюджетного дефицита.

Источником погашения  государственных займов и выплаты  процентов по ним выступают средства бюджета, где ежегодно эти расходы выделяются в отдельную строку.

Источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются: внутренние источники в следующих формах: кредиты, полученные РФ от кредитных организаций в валюте РФ; государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных

бумаг от имени РФ; бюджетные ссуды  и бюджетные ф—

Вопрос 39

Государственные займы, их классификация Основными видами ценных бумаг по государственному кредиту являются государственные займы (например, облигации внутреннего валютного займа - ОВВЗ, облигации федерального займа - ОФЗ), заемные инструменты для международных финансовых рынков (например, евробонды).

В целом государственные  займы могут быть классифицированы по следующим признакам. По срокам действия долговые обязательства могут носить краткосрочный характер (до одного года), среднесрочный характер (свыше одного года до пяти лет) и долгосрочный .характер (свыше пяти лет до тридцати лет). Все долговые обязательства РФ погашаются в сроки, определяемые конкретными условиями займа, но не могут превышать 30 лет. По субъектам эмиссии займы делятся на выпускаемые Правительством РФ, правительствами субъектов РФ и органами местного самоуправления. По признаку субъектов - держателей ценных бумаг займы могут подразделяться на: реализуемые только среди населения; реализуемые только среди юридических лиц; реализуемые среди юридических лиц и населения. По форме выплаты доходов займы могут делиться на: 1) про- центно-выигрышнью, где владельцы долговых обязательств процентного займа получают твердый доход ежегодно путем оплаты купонов или один раз при

Вопрос 38 Государственный  долг Государственным'долгом РФ являются долговые обязательства РФ перед физическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным РФ. Государственный долг РФ полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну. Федеральные органы государственной власти используют все полномочия по формированию доходов федерального бюджета для погашения долговых обязательств РФ и обслуживания государственного долга РФ. ■ \

Информация о работе Шпаргалка по "Финансовому праву"