Шпаргалка по "Финансовому праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 10:18, шпаргалка

Описание работы

Вопрос 1
Финансовая система России и ее институты
Финансовая система - совокупность финансовых институтов, каждый из которых способствует образованию и использованию соответствующих денежных фондов, и государственных органов и учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность. Наличие различных институтов внутри финансовой системы обусловлено тем, что финансы охватывают своим воздействием всю экономику страны и социальную сферу.

Содержание

Вопрос! Финансовая система России и ее институты. . . '. ■. . . .3
Вопрос 2. Финансовая деятельность государства Г .3
Вопрос 3. Законодательство, регулирующее финансовые отношения и финансовую деятельность .3
Вопрос 4. Предмет и метод финансового права .3
Вопрос 5. Принципы финансового права ■ 5
Вопросе. Понятие финансово-правовых норм, их виды ' 5
Вопрос' 7. Понятие и элементы финансово-правовых отношений .' 5
Вопрос 8. Понятие, содержание и виды финансового контроля 5
Вопрос 9. Органы финансового контроля ".7
Вопрос 10. Негосударственный контроль 7
Вопрос 11. Аудиторский (независимый) финансовый контроль 7
Вопрос 12. Формы и методы финансового контроля 7
Вопрос 13. Понятие и 'роль государственного и местных бюджетов .9
Вопрос 14. Бюджетная система и бюджетное устройство .9
Вопрос 15. Бюджетные права субъектов РФ. .9
Вопрос 16. Бюджетные права муниципальных образований .9
Вопрос 17. Понятие и стадии бюджетного процесса 11
Вопрос 18. Бюджетная классификация 11
Вопрос 19. Состав доходных статей бюджета 11
Вопрос 20. Состав расходных статей бюджета 11
Вопрос 21. Общая характеристика государственных доходов ' 13
Вопрос 22. Методы бюджетного регулирования 13
Вопрос 23. Понятие и сроки уплаты налога, сбора, пошлины 13
Вопрос 24. Система источников налогового права , 13
Вопрос 25. Налоговые правоотношения • 15
Вопрос 26. Функции налогов 15
Вопрос 27. Налоговая система России и система налогов как ее элемент 15
Вопрос 28. Элементы закона о налоге •-. . . 15
Вопрос 29. Налоги с юридических лиц ■ 17
Вопрос 30.' Налоги с физических лиц 17
Вопрос 31. Налоги, имеющие смешанный субъектный состав. 17
Вопрос 32. Права налогоплательщиков 17
Вопрос 33. Обязанности налогоплательщиков 19
Вопрос 34. Защита прав субъектов налоговых отношений - 19
Вопрос 35. Ответственность налогоплательщиков 19
Вопрос 36. Правовой режим внебюджетных фондов 19
Вопрос 37. Основы государственного кредита 21
Вопрос 38. Государственный долг. ' , 21
Вопрос 39. Государственные займы,, их классификация 21
Вопрос 40. Страховое право, его источники 21
Вопрос 41. Понятие и виды-страхования 23
Вопрос 42. Страховые правоотношения 23
Вопрос 43. Страхование как институт финансовой системы '.. 23
Вопрос 44. Правовое регулирование государственных расходов 23
Вопрос 45. Понятие и принципы финансирования 25
35
Вопрос 46. Дефицит бюджета и источники его покрытия 25
Вогрос 47. Сметно-бюджетное финансирование и его объекты.. .25
Вогрос 48. Правовой режим финансов государственных предприятий 25
Вогрос 49. Правовой режим финансово-хозяйственной деятельности казенного предприятия 27
Вогрос 50. Собственный капитал предприятия 27
Вопрос 51. Прибыль и рентабельность предприятия 27
Вопрос 52. Банковская система РФ . . .' 27
Вопрос 53. Правовое регулированию деятельности ЦБ РФ 29
Вопрос 54. Надзор Банка России , 29
Вопрос 55. Правовое положение кредитных организаций 29
Вопрос 56. Понятие и принципы банковского кредита. 29
Вопрос 57. Правовое регулирование денежного обращения 31
Вопрос 58. Наличное денежное обращение. Кассовые операции 31
Вопрос 59. Безналичные фермы расчетов 31
■i
Вопрос 60. Понятие и структура валютных правоотношений 31
Вопрос 61. Правовое определение валюты и валютных ценностей 33
Вопрос 62. Правовое регулирование валютных операций. . 33
Вопрос 63. Валютный контровь. • 33

Работа содержит 1 файл

шпоры по фин.праву.docx

— 146.68 Кб (Скачать)

Финансово-правовые нормы1, помимо способа воздействия на участников финансовый отношений, в зависимости от своего содержания подразделяются на: материальные нормы (закрепляют структуру бюджетной системы1, бюджетное устройство, виды и объем денежный обязательств юридических и физических лиц перед государством, определяют объем и направление расходов государства, т. е. закрепляют материальное содержание юридических прав и обя- ' занностей участников финансовый отношений); процессуальные нормы (устанавливают порядок применения и действия норм материального права). Так, законодатель определяет бюджетный процесс как регламентируемую законом деятельность законодательный и исполнительный органов власти и органов управления по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов разный уровней.

Финансовая норма  состоит из: гипотезы, которая определяет условия, при который могут возникнуть финансовые правоотношения, и указышет на субъектов - участников правоотношений; диспозиции, которая определяет права и обязанности субъектов правоотношения; санкции, которые указы1вают, как правило, на меры финансового воздействия за нарушение предписаний государства в области финансов.

подотчет-ых предприятиях; местный - осуществляют органы местного самоуправления, не входящие в систему органов государственной власти); внутрихозяйственный ф. к. - осуществляется специализированными подразделениями в структуре хозяйствующих субъектов; аудит - осуществляют негосударственные, независимые хозрасчетные контрольные органы, проводящие ревизии и проверки на предприятиях и в организациях всех форм собственности. По времени осуществления фи- нансовы1х проверок ф. к. делится на предварительный, текущий, последующий, который, в свою очередь, проводится до, во время и после проведения финансовы1х операций. По содержанию ф. к. подразделяется на: 1) бюджетный - проводимый такими органами, как парламент, Счетная палата РФ, Правительство РФ, Федеральное казначейство и т. д.; 2) налоговый - осуществляют налоговые, таможенные, правоохранительные и другие органы; 3) банковский ф. к. - проводится ЦБ РФ, аудиторскими фирмами и т. д.; 4) валютный ф. к. - осуществляют Правительство РФ, ЦБ РФ, иные органы и агенты валютного ф. к.; 5) контроль за страховой деятельностью - осуществляется Министерством финансов РФ и правоохранительными органами; 6) таможенный контроль' - осуществляется Государственным таможенным комитетом.

с Конституцией РФ в ведении  РФ находятся финансовое, валютное, кредитное регулирование, денежная эмиссия, федеральные- банки, федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы; к совместному ведению РФ и субъектов РФ отнесено установление общих принципов налогообложения в РФ; процесс дальнейшего расширения прав субъектов РФ в финансовой деятельности не должен нарушать основные конституционные положения, закрепляющие правомочия РФ - центра в управлении финансами; принцип плановости в осуществлении финансовой деятельности означает, что вся финансовая деятельность государства базируется на основе системы финансово-плановыи актов, структура который, порядок составления, утверждения и исполнения закрепляются в соответствующих норма- тивны1х актах. Основными финансово-плановыми актами являются федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ, бюджет Пенсионного фонда, финансово-плановые акты Фонда социального страхования, Федерального и региональны1х фондов обязательного медицинского страхования. Финансово- плановым актом бюджетной организации является смета расходов.

Финансовые правоотношения можно классифицировать - в зависимости от подотрасли, института финансового права на следующие видыг бюджетные правоотношения; налоговые правоотношения; неналоговые правоотношения'; финансовые правоотношения в области государственного кредита; финансовые правоотношения в области страхования; правоотношения, возникающие при осуществлении государст- венны1х расходов, в том числе и при сметно-бюд- жетном финансировании; финансовые правоотношения в области банковской деятельности; финансовые правоотношения .в области денежного обращения и расчетов; валютные правоотношения.

Элементы финансовы1х  правоотношений включают в себя: субъекты финансовы1х правоотношений - органы государственной власти, управомоченные ими органы государства, а также органы местного самоуправления, различные юридические или физические лица; содержание - права и обязанности субъектов по поводу формирования, распределения и использования денежны1х фондов; объекты (то, на что направлено поведение участников отношения) - деньги, денежные обязательства; объекты делятся на отделимые (финансовые ресурсы государства и муниципальны1х образований, нормативные акты, плановые сметы и их проекты|) от материального содержания и неотделимые (государственный финансовый контроль, установление порядка распределения прибыли на казенном предприятии и т. д.). 

Вопрос 9 Органы финансового контроля

К органам финансового контроля относятся следующие органы: Счетная палата РФ; Министерство финансов РФ; Федеральное казначейство РФ; Министерство РФ по налогам и сборам; Государственный таможенный комитет РФ.

Особое место в системе финансового  контроля со стороны представительных органов принадлежит Счетной палате РФ. Счетная палата - это независимый от Правительства РФ постоянно действующий орган финансового контроля. Объектом контроля со стороны Счетной палаты выступают средства федерального бюджета, федеральных внебюджетных фондов и федеральная собственность. Особо выделяют полномочия Счетной палаты по контролю за состоянием внутреннего и внешнего долга РФ и за использованием кредитных ресурсов.'

Г'



Министерство финансов РФ осуществляет общее руководство организацией финансов в стране. Контрольные функции Минфина заключаются в следующем: Минфин имеет право проводить в пределах своей компетенции комплексные ревизии и тематические проверки поступлений и расходования средств федерального бюджета; контролировать рациональное и целевое использование средств государственных внебюджетных фондов; проводить документальные ревизии и проверки

Вопрос 10 Негосударственный контроль

К негосударственному финансовому контролю относят: контроль финансово-кредитных органов; внутрихозяйственный контроль; аудиторский (независимый) финансовый Контроль.

Контроль финансово-кредитных органов - денежный контроль за финансовой и хозяйственной деятельностью, осуществляемой банками в ходе операций по кредитованию, финансированию и расчетам. Способы банковского контроля: предварительный и текущий контроль в ходе проведения денежных операций через проверку представленных документов, устанавливающий право на получение 'ссуды, проведение платежей ссудных счетов. При оформлении документов банк проверяет наличие у предприятия собственных оборотных средств и знакомится с важнейшими показателями хозяйственной деятельности. Выдавая ссуду, банк проверяет ее обеспечение, т. е. наличие у предприятия Товарно-материальных ценностей. Банковский контроль в процессе кредитования сочетается с контролем, осуществляемым при организации расчетов. Принимая поручение хозяйствующего субъекта на перечисление денег Другому предприятию, банк проверяет законность этой сделки.

Внутрихозяйственный контроль - проверка производственной и хозяйственной деятельности пред-



 

Вопрос11

Аудиторский (независимый) финансовый ' контроль

Аудиторская деятельность, аудит представляет собой предпринимательскую деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей.

Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.

Права аудитора: 1) проверять в полном объеме документацию, связанную с финансово-хозяйственной деятельностью аудируемого лица, а также фактическое наличие любого имущества, учтенного в этой документации; 2) получать у должностных лиц аудируемого лица разъяснения в устной и письменной формах по возникшим в ходе аудиторской проверки вопросам; 3) самостоятельно выбирать формы и методы аудита и т.д. Обязанности аудитора: 1) осуществлять аудиторскую проверку в соответствии с законодательством РФ; 2) обеспечивать сохранность документов, получаемых и составляемых в ходе аудиторской проверки, не разглашать их содержание без согласия аудируемого лица, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ; 3) предоставлять по требованию аудируемо-

Вопрос 12

Формы и  методы финансового контроля 

Под формой финансового контроля понимают способы конкретного выражения и организации контрольных действий. В зависимости от времени совершения контроля выделяют три основные формы финансового контроля - предварительный, текущий и последующий. Предварительный финансовый контроль производится до выполнения какого-либо финансового мероприятия. Предварительный контроль осуществляется вышестоящими органами хозяйственного управления и учреждениями финансово-кредитной системы при рассмотрении финансовых (кредитных, кассовых) планов, смет и других нормативных расчетов, открытии кредитов и перечислении бюджетных средств. Текущий (оперативный) контроль проводится непосредственно в процессе операций по расходованию и поступлению денежных средств. На основе данных оперативного и бухгалтерского учета, инвентаризаций и визуального наблюдения текущий контроль помогает предотвратить совершение финансовых правонарушений, а также регулировать финансовые риски. Последующий контроль Проводится после совершения денежных операций с целью дополнительной проверки их законности и обоснованности. Эта форма'контро- ля осуществляется путем анализа отчетов и балансов, а также методом проверок и ревизий непосред- приятия в целом и отдельны1х его структурны1х подразделений, осуществляемой бухгалтерией, финансовым отделом и некоторыми другими экономическими службами самого хозяйствующего субъекта. Главный бухгалтер является ключевым звеном в системе хозяйственного контроля. Полномочия главного бухгалтера состоят в следующем: совместно с руководителем предприятия он подписывает все документы!, служащие основанием для приемки и выдачи то- варно-материальны1х ценностей и денежных средств, а также расчетные, кредитные, финансовые обязательства и хозяйственные договоры!; не принимает к оформлению и исполнению документы по операциям, противоречащим действующему законодательству и нарушающим договорную и финансовую дисциплину; осуществляет предварительный финансовый контроль за правильностью и законностью расходования средств. Функции главбуха: формирование учетной политики; ведение бухгалтерского учета; обеспечение соответствия российскому законодательству всех осуществляемых предприятием, учреждением хозяйственных операций;составление в установленные сроки достоверной бухгалтерской отчетности; контроль за движением имущества и выполнением обязательств.

Отдельный вид  негосударственного контроля - аудит.

ственно на месте, на предприятиях, в учреждениях и организациях.

Под методами контроля понимают приемы и способы его осуществления. Среди основны1х методов финансового контроля различают: 1) наблюдение (предполагает общее ознакомление с состоянием финансовой деятельности объекта контроля); 2) проверка (касается основны1х вопросов финансовой деятельности и проводится на месте с использованием балансовых, отчетны1х и расходных документов для выявления нарушений финансовой дисциплины и устранения их последствий); 3) обследование (производится в отношении отдельны1х сторон финансовой деятельности и опирается на более широкий круг показателей, что и отличает его от проверки); 4) анализ (проводится на базе текущей или годовой отчетности и нацелен на выявление нарушений финансовой дисциплины); 5) основным методом финансового контроля является ревизия (проводится с целью установления законности финансовой дисциплины на конкретном объекте. Выделяют обязательный и регулярный характер ревизии; данный метод контроля реализуется на месте путем проверки первичных документов, учетны1х регистров, бухгалтерской и статистической отчетности, фактического наличия денежных средств).

■ финансово-хозяйственной деятельности организаций по заданиям правоохранительных органов.

Федеральное казначейство было создано для усиления контроля за поступлением, целевым и экономным использованием 'государственны!х средств.

Министерство РФ по налогам и сборам осуществляет контроль за реализацией налоговой политики государства, контроль за своевременным поступлением в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды налогов и других обязательных платежей в полном объеме. Главными задачами Министерства РФ по налогам и сборам являются: государственный 'контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей налогоплательщиками; осуществление валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов и т. д.

го лица необходимую информацию о требованиях законодательства РФ, касающихся проведения аудиторской проверки, а также о нормативны1х актах РФ, на которы1х основышются замечания и выводы аудиторской организации или индивидуального аудитора; 4) в срок, установленный договором оказания аудиторских услуг, передать аудиторское заключение ау- дируемому-лицу.

Вилы аудиторских проверок: обязательная - проводится в случаях, прямо установленны1х законодательными актами РФ, а также по поручению органов дознания, следователя при наличии санкции прокурора, суда, арбитражного суда, при наличии в производстве возбужденного уголовного дела, принятого к производству гражданского дела или дела, подведомственного арбитражному суду; инициативная - проводится по решению хозяйствующего субъекта.

Аудиторское заключение - официальный документ, предназначенный для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности ■аудируемы1х лиц, составленный в соответствии с федеральными правилами аудиторской деятельности и содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и соответствии порядка ведения им бухгалтерского учета законодательству РФ. 

Вопрос 13

Понятие и роль государственного и местных бюджетов

Бюджет - это основной финансовый план государства или органов местного самоуправления, роспись доходов и расходов, облеченная в форму закона.

Бюджет государства и местного самоуправления играет значительную роль в политической и хозяйственной жизни страны. Под бюджетом государства в России в связи с федеративным устройством понимаются бюджет России (федеральный бюджет) и бюджеты субъектов РФ. В соответствии с Конституцией РФ федеральный бюджет находится в ведении Российской Федерации и ему придается высшая юридическая сила, он утверждается в форме федерального закона. Средства федерального бюджета должны использоваться с соблюдением норм федерального закона, утвердившего его. На уровне образований местного самоуправления создаются местные бюджеты, обеспечивающие финансовыми ресурсами выполнение ими своих задач и функций.

Роль бюджета состоит в том, что он создает финансовую основу, необходимую для деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Бюджетные средства предназначены для: 1)функционирования органов государственного управления; 2) осуществления международной

Варх15 Бюджетные права субъектов РФ

Бюджетные права - это полномочия различных субъектов бюджетного права. Бюджетные права РФ и бюджетные права ее субъектов между собой тесно связаны и взаимно обусловлены. Характер такой связи определяется федеративным устройством Российского государства, общие принципы которого распространяются и на бюджетные отношения.

Важной стороной в характеристике бюджетно-право- вого статуса субъектов РФ выступает их равноправие. При всем своем разнообразии субъекты РФ согласно Конституции РФ являются равноправными.

Правовой основой компетенции  субъектов РФ, помимо конституционных норм, является текущее бюджетное законодательство РФ, а также законодательство субъектов РФ.

Бюджетные права субъектов РФ отражают связи последних по линии бюджета по трем направлениям: с федеральными органами власти; с другими субъектами РФ; с органами власти местного самоуправления.

Информация о работе Шпаргалка по "Финансовому праву"