Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 18:37, шпаргалка
Понятие и роль финансов.
Фин. деятельность государства и муниципальных образований: понятие, методы и принципы.
Формы фин. деятельности государства и местного самоуправления.
Фин. система РФ и ее развитие на современном этапе.
Министерство финансов РФ: правовое положение, структура, функции.
Финансовые органы в РФ, их правовое положение.
ФП как отрасль права: понятие, предмет, метод, отличие от других отраслей права.
Система ФП: понятие, строение, особенности.
Принципы ФП.
неналоговые поступления – доходы от распоряжения государственным и муниципальным имуществом
безвозмездные поступления – дотации из других бюджетов бюджетной системы
субсидии
субвенции
иные межбюджетные трансферты из других бюджетов
безвозмездные поступления от ФЛ и ЮЛ, международных организаций
Неналоговые
доходы – доходы
от использования
государственного/
Добровольные платежи – платежи от лотерей, от выпуска гос/мун ЦБ и др.
Обязательные платежи – платежи за действия гос/мун органов: штрафы
Группы неналоговых доходов:
Доходы от имущества, находящегося в гос/мун собственности – прибыль ЦБ РФ, дивиденды по акциям, доходы от арендной платы за государственное муниципальное имущество
Административные платежи
Административные санкции
Доходы от внешнеэкономической деятельности
Основаны
на добровольных или
обязательных платежах,
не являющихся налогами.
Для неналоговых доходов
характерен также признак
целевой направленности
в использовании поступлений.
В72
Понятие государственных и муниципальных расходов и их финансирования. Два основных режима финансирования
Государственные (муниц.) расходы – это конкретные суммы затрат государства и муниципальных образований, произведенные ими в целях выполнения своих задач и функций. Такой материальный аспект имеет значение для учета средств, анализа расходов и определения перспектив соц.–эконом. политики и др. направ-лений развития государства. Эти расходы имеют публичный характер. В организационно-правовом аспекте гос. и муниц. (публичные) расходы – это составная часть финансовой деятельности гос-ва и МО-ний, а именно деятельности по использованию находящихся в их собственности и распоряжении денежных средств.
Понятие «гос-ные и муниц. расходы» не тождественно понятию «расходы бюджета», т.к. помимо гос-ных и муниц. бюджетов финансирование своими источниками имеет: гос-ные и муниц. внебюджетные фонды, а также отрасли экономики, т.е. централизованные фонды министерств, ведомств, собственные финансовые ресурсы предприятий, учреждений.
Финансирование гос-ных или муниц. расходов – это урегулированное правовыми нормами выделение (отпуск) гос-ных или муниц. денежных средств, как правило, на безвозмездной и безвозвратной основе (за исключением уст-ных зак-вом условий возвратности и возмездности) для деятельности и развития предприятий, организаций, учреждений соответственно их задачам.
Финансирование публичных расходов осуществляется на основе сл. общих принципов: 1) безвозвратность и безвозмездность выделения средств; 2) плановость; 3) соответствие планируемых расходов объему предполагаемых гос-ных или муниц. доходов; 4) целевое направление средств; 5) прозрачность расходования средств; 7) контроль за использованием гос-ных и муниц. средств и юридическая ответственность в данной сфере.
Выделяются два основных правовых режима финансирования в зависимости от субъектов, использующих средства:
1) финансирование гос-ных или муниц-х коммерческих организаций, за которыми имущество закрепляется на праве хозяйственного ведения (т.е. ГУП, МУП). Такое финансирование осуществляется, главным образом, за счет собственных средств предприятия;
2)
финансирование гос-ных
или муниц-х учреждений,
состоящих на бюджете
и относящихся
к некоммерческим
организациям, действующим
на праве оперативного
управления имуществом,
т.е. сметно-бюджетное
финансирование. Сущность
сметно-бюджетного
финансирования состоит
в том, что гос. (муниц.)
учреждения непроизводственной
сферы, не имеющие
своих доходов,
все свои расходы
на текущее содержание
и расширение деятельности
покрывают за счет
бюджета на основе
финансовых планов -
смет расходов. Смета
– это финансово-плановый
акт, определяющий
объем, целевое
направление и
поквартальное распределение
ассигнований, предусмотренных
на содержание
учреждения. По БК
РФ, бюджетная смета
- документ, устанавливающий
в соот. с классификацией
расходов бюджетов
лимиты бюджетных
обязательств бюджетного
учреждения (т.е. некий
объем прав в
денежном выражении
на принятие бюджетным
учреждением бюджетных
обязательств и
их исполнением
в текущем фин.
году).
В73
В74
В75
Денежная система – это форма организации денежного обращения, т.е. непрерывного процесса движения денег в качестве средства обращения и платежа в государстве, сложившаяся исторически и закрепленная законодательно. Денежная система любой страны состоит, как правило, из целого ряда элементов: денежной единицы; масштаба цен; вида денег; порядка эмиссии денег и их обращения; госаппарата осуществляющего регулирование денежного обращения.
Организация и функционирование денежной системы относится к числу факторов первоочередного значения для экономики страны и жизнеобеспечения государства в целом. Денежная система государства отражает состояние его экономики. В общем виде денежное обращение представляет собой движение денег в наличной и безналичной формах, обслуживающее оборот общественного продукта, а также нетоварные платежи и расходы.
Законодательством каждой страны определяется собственная структура денежной системы, а, следовательно, и денежного обращения, как ее основы. В России денежная система включает: официальную денежную единицу; порядок эмиссии наличных денег; организацию и регулирование денежного обращения.
Основным элементом денежной системы РФ является официальная денежная единица, т.е. установленная правовыми нормами система денежных знаков, применяемых в государстве. Официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль (ст. 75 КРФ). Один рубль состоит из 100 копеек. Законом запрещено введение на территории РФ других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов, т.е. денежных знаков, не предусмотренных законодательством и вводящихся самовольно (ст. 27, 28 ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)»). Официальный курс рубля к денежным единицам других государств определяется и еженедельно публикуется Банком России.
Вторым элементом российской денежной системы является порядок эмиссии наличных денег. Эмиссия наличных денег, как и организация их обращения и изъятия из обращения на территории РФ, осуществляются исключительно Банком России. Для функционирования денежной системы важное значение имеет ч. 1 ст. 75 КРФ о недопустимости в РФ введения и эмиссии каких-либо других денег, кроме рубля. Этим не только закрепляется монополия Банка России на эмиссию рубля, но и устанавливаются рамки полномочий государственных, в том числе национальных, банков, созданных в ряде субъектов РФ. Последние лишены права эмиссии любых иных «национальных» денег. Указанные действия в соответствии с российским законодательством являются противозаконными, как и выпуск каких-либо знаков оплаты или средств платежа, выполняющих функцию денег, любыми иными субъектами (юридическими и физическими лицами).
Согласно Федеральному закону «О Центральном банке. РФ (Банке России)», наличные деньги в настоящее время выпускаются в обращение в виде банковских билетов (банкнот) и металлической монеты. Банкноты и монеты являются безусловными обязательствами Банка России и обеспечиваются всеми его активами. Образцы банкнот и монет утверждаются Банком России по согласованию с Правительством РФ. Сообщения о выпуске в обращение банкнот и монет новых образцов, а также их описание публикуются Банком России в средствах массовой информации.
С введением этой системы денежных знаков было отменено золотое содержание рубля — т.е. фиксированное количество золота в денежной единице страны (1 руб. приравнивался к 0,987417 г золота). С введением Закона о ЦБ РФ на нормативном правовом уровне было закреплено, что официальное соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами в РФ не устанавливается (ст. 28).
В настоящее время финансово-правовые основы организации и функционирования российской денежной системы закреплены Федеральным законом от 10.07.2002 «О Центральном банке РФ (Банке России)». В настоящее время на территории РФ выпущены в обращение банкноты (банковские билеты) достоинством 10, 50, 100, 500, 1000, 5000 руб., а также монеты-копейки достоинством от 1, 5, 10, 50 коп. и монеты-рубли достоинством 1, 2, 5, 10 руб. Банкноты и монеты, выпущенные в обращение Банком России, обязательны к приему по их нарицательной стоимости на всей территории РФ во все виды платежей, а также для зачисления на счета, во вклады, на аккредитивы и для перевода. Подделка и незаконное изготовление банкнот и монет преследуются по закону. На Банк России возлагается ответственность за покупюрный состав наличных денег в обращении, необходимый для бесперебойного проведения расчетов наличными деньгами на территории РФ.
Третьим
элементом российской
денежной системы является
организация и регулирование
денежного обращения.
Регулируя денежное
обращение, российское
законодательство исходит
из единства денежной
массы (наличных и безналичных
средств), единства обращения,
связи оборота денег
с кредитной политикой.
Указанное регулирование
осуществляется в соответствии
с действующим банковским
законодательством
и основными направлениями
денежно-кредитной политики
РФ. Согласно ст. 45 ФЗ
«О ЦБ РФ…» и ст. 192 БК
РФ проект указанных
основных направлений
ежегодно предоставляется
Банком России первоначально
Президенту РФ и Правительству
РФ, а затем в Государственную
Думу. На Банк России
в сфере наличного денежного
обращения возлагаются:
1) планирование объемов
производства, перевозки,
хранения банкнот и
монет, создание их резервных
фондов; 2) монопольная
организация эмиссии
банкнот и монеты; 3)
установление правил
хранения, перевозки
и инкассации наличных
денег для кредитных
организаций; 3) установление
признаков платежности
денежных знаков и порядка
замены поврежденных
банкнот и монет (1778-У); 4)
утверждение графического
обозначения рубля в
виде знака; 5) определение
порядка ведения кассовых
операций в РФ.
Таким
образом, управление
денежной системой в
РФ основано на централизованных
началах и возложено
на Банк России.
В76
Правовые основы денежной системы Российской Федерации
В соответствии с п. «ж» ст. 71 Конституции РФ финансовое и валютное регулирование, денежная эмиссия, федеральные банки отнесены к исключительному ведению самой Федерации. Поэтому именно федеральное законодательство составляет правовую основу денежной системы Российской Федерации. Основополагающим источником права, регулирующим оборот наличных денег является ГК РФ.
К основным источникам финансового права, регулирующим правоотношения в сфере денежной системы, относятся федеральные законы «О Центральном банке РФ (Банке России)», «О банках и банковской деятельности», «О валютном регулировании и валютном контроле».
Особое значение среди норм, регулирующих денежную систему, имеют нормы банковского права, установленные правовыми актами Банка России (как правило, в форме положений, указаний, инструкций ЦБ РФ, носящих нормативный характер), обеспечивающие функционирование денежной системы посредством урегулирования конкретных вопросов финансово-технического характера (порядка изготовления денежных знаков, правил их перевозки, хранения, инкассации, установления признаков и порядка платежности, замены и уничтожения поврежденных денежных знаков и т.п.). Указанные нормы играют своеобразную роль «пускового аппарата»: уточняя и конкретизируя общие положения федерального законодательства о денежной системе, они способствуют процессу их фактической реализации. Основным здесь является Положение ЦБ РФ от 05.01.1998 № 14-П «О правилах организации наличного денежного обращения на территории РФ».
Регулируя
денежное обращение,
российское законодательство
исходит из единства
денежной массы (наличных
и безналичных
средств), единства обращения,
связи оборота
денег с кредитной
политикой. Указанное
регулирование осуществляется
в соответствии с
действующим банковским
законодательством
и основными направлениями
денежно-кредитной
политики РФ. Согласно
ст. 45 ФЗ «О ЦБ РФ…» и
ст. 192 БК РФ проект указанных
основных направлений
ежегодно предоставляется
Банком России первоначально
Президенту РФ и Правительству
РФ, а затем в
Государственную
Думу. На Банк России
в сфере наличного денежного
обращения возлагаются:
1) планирование объемов
производства, перевозки,
хранения банкнот и
монет, создание их резервных
фондов; 2) монопольная
организация эмиссии
банкнот и монеты; 3)
установление правил
хранения, перевозки
и инкассации наличных
денег для кредитных
организаций; 3) установление
признаков платежности
денежных знаков и порядка
замены поврежденных
банкнот и монет (1778-У); 4)
утверждение графического
обозначения рубля в
виде знака; 5) определение
порядка ведения кассовых
операций в РФ.