Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 18:52, курсовая работа
Финансовые отношения выступают неотъемлемой частью рыночных отношений и одновременно являются важным инструментом в механизме их регулирования государством. Их развитие сопровождается расширением сферы финансовой деятельности государства: формируются новые специализированные государственные органы и государственно-кредитные учреждения с отдельными властными полномочиями (Министерство РФ по налогам и сборам, Федеральное казначейство РФ, Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и др.), обновляются методы финансовой деятельности, появляются новые виды финансовых отношений; растет массив финансового законодательства и потребность в специалистах с высоким уровнем компетентности в этой сфере.
Необходимость использования финансов (финансовой системы) обусловила осуществление государством и муниципальными образованиями специальной, а именно финансовой деятельности. В ходе финансовой деятельности производится планомерное и целенаправленное образование (формирование), распределение и использование государственных и муниципальных централизованных и децентрализованных денежных фондов.
Государство предоставляет органам местного самоуправления определенные финансовые гарантии, необходимые для обеспечения потребностей населения. Важнейшей из них является гарантия их финансовой самостоятельности, включая собственные источники доходов, самостоятельное формирование, утверждение, исполнение местных бюджетов при соблюдении бюджетного и налогового законодательства.
Целью данной работы является рассмотрение вопроса о правовом регулировании финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления.
Работа состоит из введения, трех параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Введение…………………………………………………………………………...2
1. Распределение компетенции государственных органов и органов местного самоуправления в финансовой деятельности…………………………………...3
2. Правовые формы финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления…………………………………………………….…..8
3. Бюджетное регулирование - основная форма деятельности государства и органов местного самоуправления……………………………………………..13
Заключение……………………………………………………………………….27
Список использованной литературы………………………………………...…28
Среди нововведений, непосредственно касающихся бюджетной системы (особенно ее расходной части) можно выделить:
-
сокращение дотаций
-
новая пенсионная реформа
- индексация средств и пособий, совершенствование финансового механизма в отраслях социально-культурной сферы с тем, чтобы ограниченные средства обеспечивали удовлетворение потребностей;
-
контроль за сбором налогов
и совершенствование
- выделение бюджетных средств для выплаты заработной платы работникам государственных предприятий1.
Из вышеизложенного можно сделать вывод, что Правительством РФ был взят правильный курс подъема российской экономики (хотя некоторые моменты экономической политики РФ вызывают вопросы уже не только у экономистов, но и других категорий работников) и ослабления социальной напряженности в обществе. Однако нельзя понять роль бюджетов Субъектов Федерации в общем реформационном потоке, не рассмотрев ее место в Государственном бюджете РФ.
Бюджетное
устройство нашей страны обеспечивает
непрерывную взаимосвязь
Вообще принципы построения и функционирования бюджетов всех уровней одинаковы:
- принцип единства выражает необходимость согласования бюджетов с единой правовой и документарной политикой, единым бюджетным процессом;
-
принцип гласности требует
- принцип реальности утверждает необходимость правдивости всех бюджетных показателей;
-
принцип самостоятельности
Вообще,
любой бюджет связан денежными отношениями,
имеющими объективный характер, то
есть существование бюджета
Бюджет субъектов РФ является неотъемлемой структурной частью государственного бюджета.
Он,
как и весь госбюджет в целом
должен обслуживать функции
Необходимо заметить, что понятие бюджет разнопланово:
-
как экономическая категория
- совокупность экономических
- централизованный фонд государства и различных госструктур;
-
финансовый план, составляемый и
принимаемый ежегодно как
Кроме того, у бюджета как категории финансов есть свои отличительные признаки:
-
он всегда связан с
-
у бюджета иной объект
- бюджет, в основном, - перераспределительный инструмент.
Важность такого понятия как бюджет подчеркивается наличием целой бюджетной системы в РФ.
Бюджетная система государства является чрезвычайно важной категорией финансов и инструментом финансовой политики. Этому способствуют выполняемые ею функции:
- экономическая (обеспечивает финансирование важнейших народнохозяйственных объектов субсидирование предприятий и производств, имеющих большое значение). Во многом роль бюджетной системы определяется конкретной экономической ситуацией (например, банковский кризис в Южной Корее, когда крупнейшим неплатежеспособным банкам было решено выделить $7 млрд.; США в годы Второй Мировой войны – необходимо было увеличение выпуска военной продукции - были госкапвложения, возведение за счет госинъекции атомной промышленности; еще пример - индустриализация);
- важный инструмент межотраслевого и межтерриториального распределения ресурсов. С помощью налогов и субсидий ограничиваются одни отрасли, а субсидируются другие и во многих странах мира бюджет - главный инструмент поддержки развития слабых районов);
- социальная (государство обеспечивает бесплатное образование, лечение - частичное или полное финансирование из бюджета). Даже сейчас при сокращении расходов, бюджет - главный инструмент поддержки малоимущих граждан, через подоходный налог идет выравнивание населения. В западных странах доля социальных расходов (здравоохранение, образование, помощь малоимущим)- почти 60% от бюджета в США. То есть бюджет - главный рычаг выравнивания в социальном смысле);
- политическая (финансирование армии, правоохранительных органов). До середины XIX века военные расходы были основным элементом расходов (XVIII век - Россия - 90%);
-
НТП (финансирование
-
финансирование
Наиболее яркий показатель роли бюджета - отношение доходов (расходов) госбюджета к величине ВВП.
Расходы тесно связаны с функциями государства. У каждого государства можно выделить четыре первоочередные функции: экономическая, социальная, управления, военная.
Исходя из них и в расходах бюджета основное место занимают четыре группы:
- экономического назначения (на финансирование народного хозяйства);
- расходы на социально - культурные мероприятия, финансирование отраслей, обслуживающих население, в основном, путем предоставления бесплатных услуг в здравоохранении, образовании; расходы на предоставление социальной помощи отдельным слоям и категориям населения;
-
расходы на управление - связаны
с финансированием органов
- военные расходы;
-
в условиях госкредита
Кроме того, можно произвести классификацию по отраслевому признаку (строительство, сельское хозяйство и т.д.); по целевому назначению (расходы на капитальные вложения, на выплату заработной платы, капитальный ремонт, приобретение инвентаря); по уровням звеньев бюджетной системы или уровням управления (федеральные расходы, расходы субъектов федерации, местных бюджетов).
Несколько лет назад Правительство перешло на новую бюджетную классификацию, в которой расходы стали сортироваться по функциональному признаку (объединяет несколько признаков).
Статьи расходов:
-
государственное управление - 1,9% - (2/3
обеспечивается за счет
- международная деятельность - 2,6% (полностью на Федеральном бюджете). Представляет собой расходы на реализацию международных договоров, международное сотрудничество (предоставление кредитов другим странам, лимит, до недавнего времени, был около 2,7 трлн. руб.); расходы на содержание дипломатических представительств, посольств за рубежом (примерно 1 трлн.); взносы в международные организации (ООН, ЮНЕСКО - 3,3 трлн., до недавнего времени); предоставление предприятиям кредитных ресурсов, полученных от иностранных представительств, банков, организаций около 14 трлн. руб.; выделение валютных средств по решению Правительства - 3 трлн, неторговые операции - 2,6 трлн.;
- национальная оборона - 10,6% (за счет Федерального бюджета) - содержание мощной армии -1,7 млн. чел., примерно половина средств идет на текущее содержание ВС (денежное довольствие); 20% - покупка вооружения и техники; военные НИОКР - около 7%; капитальное строительство - 8%; пенсии военнослужащим - 14% (Федеральный бюджет их перечисляет в Пенсионный Фонд). (Следует отметить некоторую нехватку расшифровки показателей - всего 7 в России, для сравнения - в США - около 1200 показателей);
-расходы
на правоохранительные органы - 6,2%
(20% - Субъекты Федерации на
-
Федеральная судебная система
- 0,3% (полностью за счет
-
фундаментальные исследования
- финансирование промышленности, энергетики, строительства - 6,1% (треть – расходы БСС РФ) - дотации, федеральная помощь важнейшим отраслям этих сфер (основная часть - угольная промышленность - 15% всех расходов); 15% - на воспроизводство минерально-сырьевой базы (в настоящее время остро обозначилась проблема - сократилась геологоразведка); госинвестиции из федерального бюджета (из которых 40% - социальные инвестиции на жилищное строительство, военнослужащим, программы “Свой дом”, Метрострой - 3 трлн, конверсия оборонных отраслей);
-
финансирование сельского
Однако планомерное выполнение своей роли БСС РФ может осуществлять лишь при хорошо скоординированном взаимодействии с бюджетами других уровней. И здесь как никогда важным становится процесс межбюджетного регулирования.
Межбюджетное регулирование - это предоставление финансовой помощи одним бюджетом другому в различных формах2.
Такое регулирование выступает как форма взаимодействия БСС РФ с государственным и местными бюджетами. Можно выделить несколько основных актуальных форм: дотации, субвенции, бюджетные ссуды, отчисления от регулирующих налогов и доходов, трансферты.
Дотации - самая простая форма: для сбалансирования из Федерального бюджета предоставляется бюджетам Субъектов Федерации и местным сумма (абсолютная) средств. Вообще, эта форма самая несовершенная, так как располагает к иждивению.
Субвенции - целевая дотация бюджету для финансирования определенных мероприятий. Это более прогрессивная форма, которая, в принципе, может предоставляться на долевых началах.
Информация о работе Правовые основы муниципальных образований в сфере финансов