Понятие и принципы бюджетной системы РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 19:58, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является раскрытие темы «Понятие и принципы бюджетной системы РФ» и ее изучение, исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:
- Рассмотреть понятие государственного бюджета;
- Исследовать понятие бюджетной системы: уровни, классификация;
- Изучить принципы бюджетной системы Российской Федерации.
Структура данной работы состоит из: введения, 3 глав, заключения и списка используемой литературы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………3
Понятие государственного бюджета…………………………5
Понятие бюджетной системы: уровни, классификация…….…9
Принципы бюджетной системы………………………13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………17
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………19

Работа содержит 1 файл

Принципы бюджетной системы Российской Федерации.docx

— 43.45 Кб (Скачать)

Бюджетная система – это  главное звено финансовой системы  государства, является составляющей частью бюджетного устройства.

Построение бюджетной  системы зависит от формы административного  и государственного устройства страны. Все государства подразделяются, в зависимости от степени распределения  власти между центром и административно—территориальными образованиями на: унитарные, федеративные и конфедеративные.

Унитарное государство– форма государственного устройства, при котором административно—территориальные образования не имеют собственной государственности и автономии.

Бюджетная система унитарного государства состоит из государственного и местных бюджетов.

Федеративное государство– это система государственного устройства, при которой государственные образования или административно—территориальные образования, входящие в государство, политически самостоятельны в рамках компетенций, распределенных между центром и ними, и имеют собственную государственность. Бюджетная система федеративного государства состоит из федеративного бюджета, бюджета членов федерации и местных бюджетов.

Конфедеративное государство– это постоянный союз суверенных государств, преследующий достижение политических или военных целей. Его бюджет формируется из взносов, входящих в конфедерацию. У государств—членов конфедерации существуют свои бюджетные и налоговые системы.7

Характеристика уровней  бюджетной системы:

Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов, бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов РФ, местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований. 8

Годовой бюджет составляется на один финансовый год, который равен  календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.

Государственный внебюджетный фонд– фонд денежных средств, образуется вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, предназначен для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное обеспечение  в случае безработицы, социальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь. Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются  в определенном порядке.9

Каждое муниципальное  образование имеет собственный  бюджет.

Бюджет муниципального образования, т. е. местный бюджет – форма образования  и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования. Бюджет муниципального района, т. е. районный бюджет, и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района, образуют консолидированный бюджет муниципального района.

Каждый субъект РФ имеет  собственный бюджет.

Бюджет субъекта РФ, т. е. региональный бюджет – форма образования  и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего субъекта РФ.

Бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта РФ, образуют консолидированный бюджет субъекта РФ.10

Федеральный бюджет – форма  образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств РФ.

Федеральный бюджет и свод бюджетов других уровней бюджетной  системы РФ образуют консолидированный  бюджет РФ.

Целевой бюджетный фонд –  фонд денежных средств, образуемый в  соответствии с законодательством  РФ в составе бюджета за счет доходов  целевого назначения или в порядке  целевых отчислений от конкретных видов  доходов или иных поступлений  и используемый по отдельной смете. Средства целевого бюджетного фонда  не могут быть использованы на цели, не соответствующие назначению целевого бюджетного фонда.11 

  1. Принципы бюджетной системы

В переводе с латинского "принцип" (phncipium) означает основу, пер­воначало чего-либо. В юридической науке под принципами традиционно понимаются закрепленные в действующем законодательстве основопо­лагающие руководящие начала и идеи, выражающие сущность и главные направления государственной политики в области правового регулирования соответствующих общественных отношений.

 Принципы той или иной экономико-правовой системы - это общеобязательные исходные нормативно-юридические положения, отличающиеся высшей императивностью, определяющие содержание такой системы и выступающие во многих случаях высшими критериями правомерности поведения участников правоотношений, формирующихся в процессе функционирования этой системы.

 Принципы бюджетной  системы РФ - это основополагающие  и руководящие идеи, ведущие положения,  определяющие функционирование  этой системы и в целом - бюджетных правоотношений. Принципы  находят свое непосредственное  выражение в нормах бюджетного  права.12

Содержание принципов  бюджетной системы РФ составляют:

  • принцип законности (принцип надлежащей правовой формы бюджетов); единства бюджетной системы РФ;
  • разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ; самостоятельности бюджетов;
  • полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государ­ственных внебюджетных фондов; сбалансированности бюджета;
  • эффективности и экономности использования бюджетных средств; общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов; гласности бюджетной деятельности;
  • достоверности бюджета; адресности и целевого характера бюджетных средств.

Значение и содержание принципа законности (надлежащей правовой формы) бюджетов заключается в том, что бюджет должен быть утвержден  только в надлежащей правовой форме - законом.

  • федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов;
  • бюджеты субъектов РФ и территориальные государственные внебюд­жетные фонды - в форме законов субъектов РФ;
  • местные бюджеты - в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами му­ниципальных образований. 13

Принцип единства бюджетной  системы РФ означает единство право­вой  базы, денежной системы, форм бюджетной  документации, принципов бюджетного процесса в РФ, санкций за нарушения  бюджетного законодательства РФ, а  также единый порядок финансирования расходов и ведения бухгалтерского учета средств бюджетов всех уровней.

Принцип разграничения доходов  и расходов между уровнями бюджетной  системы РФ заключается в закреплении  соответствующих видов доходов (полностью  или частично) и полномочий по осуществлению  расходов за органами государственной  власти РФ, органами государственной  власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

Принцип самостоятельности  бюджетов означает:

  • право законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления на соответствующем уровне бюджетной системы РФ самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;
  • наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня, определяемых в соответствии с законодательством;
  • законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полно­мочий по формированию доходов соответствующих бюджетов. право органов государственной власти и местного самоуправления самостоятельно определять направления расхо­дования средств соответствующих бюджетов; с БК РФ
  • право органов государственной власти и местного самоуправления самостоятельно определять источники финанси­рования дефицитов соответствующих бюджетов;
  • недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов;
  • недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней бюджетной системы РФ потерь в доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, за исключением случаев, связанных с изменением законодательства. 14

Принцип полноты отражения  доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все доходыи расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и иные обязательные поступления, определенные налоговым и бюджетным законодательством РФ, законами о государственных внебюджетных фондах, подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе РФ.

Принцип сбалансированности бюджета заключается в том, что  объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений  из источников финансирования его дефицита. При составлении, утверждении и  исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости  минимизации размера дефицита бюджета.

Принцип эффективности и  экономности использования бюджетных  средств означает, что при составлении  и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств  должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или  достижения наилучшего результата с  использованием определенного бюджетом объема средств.

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов заключается в  том, что все расходы бюджета  должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений  из источников финансирования его дефицита. Доходы бюджета и поступления  из источников финансирования его де­фицита не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета, за исключением доходов целевых бюджетных фондов, средств целевых иностранных кредитов, а также в случае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ.15

Принцип гласности бюджетной  деятельности означает:

  • обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении;
  • полноту предоставления информации о ходе исполнения бюджетов; доступность иных сведений по решению законодательных (представи­тельных) органов государственной власти и местного самоуправления;
  • обязательную открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти, либо между законодательным (представительным) и исполнительным органами государственной власти 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, подведем итог  в  связи с тем, что вся Россия является федеральным государством, под бюджетом государства понимается бюджет России (федеральный бюджет) и бюджеты субъектов Российской Федерации. Бюджет государства должен обеспечивать необходимым финансированием  социально - экономическое развитие страны, ее обороноспособность и другие потребности.

Бюджетное устройство страны определяется ее государственным устройством.

Государственный бюджет — это смета доходов и расходов государства на определенный период времени, составленная с указанием источников поступления государственных доходов и направлений, каналов расходования денег. Важнейшие части государственного бюджета — это его доходная и расходная части.

Факторы, влияющие на состояние  государственного бюджета: долгосрочные тенденции налоговых поступлений  и государственных расходов; фаза экономического цикла в стране; текущая  политика государства.

Бюджетная система РФ - совокупность бюджетов всех уровней и государственных  внебюджетных фондов, основанная на экономических  отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права. Она  состоит из бюджетов трех уровней:

- I уровень - федеральный  бюджет и бюджеты государственных  внебюджетных фондов;

- II уровень - бюджеты субъектов  РФ и бюджеты территориальных  государственных внебюджетных фондов;

- III уровень - местные бюджеты.

Принципы бюджетной системы:

  • принцип законности (принцип надлежащей правовой формы бюджетов); единства бюджетной системы РФ;
  • разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ; самостоятельности бюджетов;
  • полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государ­ственных внебюджетных фондов; сбалансированности бюджета;
  • эффективности и экономности использования бюджетных средств; общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов; гласности бюджетной деятельности;
  • достоверности бюджета; адресности и целевого характера бюджетных средств.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. "Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 03.12.2011)
  2. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г.с изменением на 01.03.2012 г
  3. "Налоговый Кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.1998) (ред. от 26.11.2008, с изм. от 17.03.2009) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2009)
  4. Ашмарина Е.М. Некоторые особенности предмета, метода правового регулирования и отдельных норм современного финансового права // Государство и право. - 2011. - N 3. - C.236
  5. Бельский К.С. Финансовое право: методы и средства познания // Государство и право. - 2010. - N 8. - С.169
  6. Вострикова Л.Г. Финансовое право.  М.: Юстицинформ, 2007. 376 с.
  7. Запольский С.В. Финансовое право. (Учебник) (2-е изд., испр. и доп. - М.: Волтерс Клувер, 2011 г., - 792с.);
  8. Назаров В.Н. Финансовое право и финансовый кризис // Финанс. право. - 2010. - N 3. – 365 с
  9. Шавров А.В. Финансовое право Российской Федерации. (Учебно-метод. пос.) (ЕАОИ, 2008 г., - 318с.);
  10. Шуплецова Ю.И. Финансовое право: конспект лекций. (3-е изд., доп. и перераб. - М.: Смарт, - 2009 г., 3-е изд., - 182с.);

Информация о работе Понятие и принципы бюджетной системы РФ