Принципы построения Бюджетной системы РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 09:08, контрольная работа

Описание работы

Целью данной контрольной работы является изучения принципов построения бюджетной системы.
Актуальность темы заключается в первостепенной важности бюджета для функционирования национальной экономики, в его сложности и многогранности.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Сущность бюджета. Бюджетная система Российской Федерации 4
Глава 2. Принципы построения Бюджетной системы РФ 8
Глава 3. Функции и роль Бюджетной системы 13
Заключение 15
Список используемой литературы 17

Работа содержит 1 файл

принципы построения Бюджетной системы рф.docx

— 37.73 Кб (Скачать)

 

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(РГГУ)

Филиал  РГГУ в г. Астрахани

 

 

Кафедра ___________________

___________________

 

 

 

Кубракова Анастасия Михайловна

 

Принципы построения Бюджетной  системы РФ

Контрольная работа по дисциплине «Бюджетная система РФ» студента 2 курса заочной формы обучения, группа ФК(4,5)-2, специальность «Финансы и кредит»

 

 

 

 

 

 

 

 

Астрахань 2012

Содержание

Введение

3

Глава 1. Сущность бюджета. Бюджетная  система Российской Федерации

4

Глава 2. Принципы построения Бюджетной системы РФ

8

Глава 3. Функции и роль Бюджетной системы

13

Заключение

15

Список используемой литературы

17

   
   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В формировании и развитии экономической структуры любого современного общества ведущую, определяющую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной  властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система общества, главное звено которой - бюджетная  система. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая  возможность выполнения возложенных  на государственные органы функций.

Бюджетная система представляет собой центральное звено финансовой системы страны. С момента, когда  государство начинает регулярно  составлять бюджет, финансы приобретают  всеобщий характер.

Через федеральный бюджет образуется и используется общегосударственный  централизованный фонд денежных средств, а государство организует перераспределение  средств между производственной и непроизводственной сферами народного  хозяйства, между регионами государства, между отраслями народного хозяйства.

Выступая, как система  денежных отношений, федеральный бюджет, будучи экономической категорией, выражает экономические отношения.

Недостаточное внимание бюджетной  системе как главнейшей составляющей финансовой политики неизбежно приводит к экономическим, а впоследствии и социально-политическим диспропорциям  общества. Поэтому сегодня на бюджетную  сферу устремлено такое пристальное  внимание не только ведущих экономистов, но и политиков.

Целью данной контрольной  работы является изучения принципов  построения бюджетной системы.

Актуальность темы заключается  в первостепенной важности бюджета  для функционирования национальной экономики, в его сложности и  многогранности.

В работе рассказывается о  сущности российского бюджета, описывается  его структура и характер взаимодействия ее субъектов.

 

Глава 1. СУЩНОСТЬ БЮДЖЕТА. БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Центральное место в системе  государственных финансов занимает государственный бюджет - имеющий  силу закона финансовый план государства  на текущий финансовый год. Бюджетный  кодекс Российской Федерации (БК РФ) определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления».

Таким образом, аккумулируя  с помощью государственного бюджета  денежные средства, государство через  финансовые механизмы осуществляет выполнение возложенных на него обществом  политических, экономических и социальных функций, а именно содержание государственного аппарата, армии, правоохранительных органов, выполнение социальных программ, реализация приоритетных экономических задач  и т.д.

Необходимо отметить, что  бюджет, как фонд денежных средств, в цельном виде никогда не существует, т.к. по мере поступления доходов  они обращаются на покрытие расходов. Он является лишь планом образования  и использования общегосударственного фонда денежных средств, то есть росписью доходов и расходов государства, согласованных друг с другом, как  по объему, так и по срокам поступления  и использования.

Как правило, сложившиеся  формы государственного управления и взаимоотношений между членами  общества определяют и особенности  финансовой системы. В странах с  социалистической экономикой в силу монопольной государственной собственности  на средства производства и наличия  мощного госаппарата, основной её задачей  было обслуживание потребностей государственной  власти. Государственные финансы  подчиняли себе и средства предприятий  и организаций, и даже сбережения населения.

Перемены в экономике  России и её политическом строе, произошедшие в начале 90-х годов, вызвали серьезные изменения в её финансовом механизме. Появление новых форм собственности, новых субъектов хозяйствования повлекло изменения в системе денежных доходов и расходов; финансовые потоки стало возможным регулировать в основном косвенными методами. Одним из важнейших направлений реформирования государственных финансов стало расчленение единого госбюджета на три самостоятельных части: федеральный бюджет, бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты.

Это стало важным шагом  к демократизации финансовых отношений.

В этом же направлении действовали  переход к налогам, как главному способу обеспечения доходов  бюджета, отмена монополии на внешнюю  торговлю и валютные отношения, приватизация государственной собственности  и т.п. Все это привело к принципиальным изменениям в бюджетной системе  Российской Федерации и ее бюджетном устройстве.

Бюджетная система РФ - это  основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов  РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Бюджетным устройством называют принципы организации и построения бюджетной системы, а также взаимосвязь  между отдельными ее звеньями.

С другой стороны бюджетную  систему можно определить как  одну из форм выражения финансовой политики государства. Правительство  реализует свою финансовую политику через бюджетную систему, которая  выступает в качестве механизма  воздействия государства на общество.

Организационное построение бюджетной системы всецело зависит  от формы государственного устройства. Бюджетная система унитарных  государств включает в себя два уровня: государственный бюджет и местные бюджеты.

У государств с федеративным устройством наряду с федеральным  и местными бюджетами выделяются бюджеты субъектов федерации (штатов в США, Бразилии, Индии; земель в Германии; республик, краёв, областей и автономных округов в России). Однако и в унитарных, и в федеративных государствах бюджеты нижестоящих уровней не входят в бюджеты вышестоящих уровней.

Таким образом, бюджетная  система России, как федеративного  государства состоит из трёх уровней:

  • первый уровень - федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
  • второй уровень - бюджеты субъектов РФ (89 бюджетов - 21 республиканский бюджет, 55 краевых и областных бюджетов, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
  • третий уровень - местные бюджеты (около 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов).

Консолидированный бюджет РФ - это федеральный бюджет и консолидированные  бюджеты всех субъектов федерации. Консолидированные бюджеты позволяют  получить полное представление обо  всех доходах и расходах региона  или страны в целом, они не утверждаются и служат для аналитических и  статистических целей.

Правительство РФ с начала коренных реформ 1991 г. проводит очень  большой круг экономических мероприятий, основные направления которых:

  • комплекс мероприятий обеспечивающих переход к рыночной экономике.
  • комплекс мероприятий, связанных с экономической стабилизацией.
  • социальная поддержка населения.

Для этого есть свои стимулы: продуманное налогообложение, низкие военные расходы, благоприятный  финансовый механизм для привлечения  иностранных инвестиций, и как  следствие, в Гонконге ВВП на душу населения больше чем в Англии. А это показатель благосостояния населения страны.

Соотношение между направлениями  финансовой политики нашего государства  изменчиво во времени и определяется в большей степени ситуативно: в 1991 году на первом месте стояли задачи перехода к рынку, в 1992 - кризис экономики, резкое повышение цен, встал вопрос уже не о рыночных преобразованиях, а об остановлении спада производства и темпов инфляции, накануне выборов и референдумов на первом месте стоят социальные вопросы.

Среди нововведений, непосредственно  касающихся бюджетной системы (особенно ее расходной части) можно выделить:

  • сокращение дотаций предприятиям и организациям (жилищно-коммунальный комплекс отнимает 4% ВВП РФ), следовательно, переложение бремени на население, но это позволит высвободить большую часть бюджетных ресурсов (около 100 трлн. руб., хотя в основном они проходят по местным и региональным бюджетам). В 1997 году предусматривается примерно 25 трлн. рублей;
  • новая пенсионная реформа будет предусматривать повышение пенсий, но в основном за счет повышения вкладов работников (к сведению в западных странах: 1/2 взносов в ПФ вносят предприятия, остальное - работники);
  • индексация средств и пособий, совершенствование финансового механизма в отраслях социально-культурной сферы с тем, чтобы ограниченные средства обеспечивали удовлетворение потребностей;
  • контроль за сбором налогов и совершенствование распределения бюджетных средств, эффективное взаимодействие федерального и регионального бюджета;
  • выделение бюджетных средств для выплаты заработной платы работникам государственных предприятий.

Из вышеизложенного можно  сделать вывод, что Правительством был взят правильный курс подъема  российской экономики (хотя некоторые  моменты экономической политики РФ вызывают вопросы уже не только у экономистов, но и других категорий  работников) и ослабления социальной напряженности в обществе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РФ

Характер бюджетного устройства зависит не только от социально-экономического устройства общества, но и от национально-государственного устройства страны. Поэтому бюджетное  устройство Российской Федерации основывается на модели бюджетного федерализма, который  по существу представляет собой определенный тип бюджетного устройства федеративного  государства.

Принципы построения бюджетной  системы - один из составляющих элементов  бюджетного устройства РФ.

К ним относятся принципы единства, полноты, реальности, гласности  и самостоятельности всех бюджетов, входящих в бюджетную систему  РФ. Законодательное закрепление  механизма действия (правил и требований) принципов позволяет уяснить  их содержание, которое вкладывает в них государство в лице законодателя.

Бюджетным кодексом РФ (гл.5) законодательно закреплено, что бюджетная  система Российской Федерации основана на следующих принципах:

  • единство бюджетной системы Российской Федерации; разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;
  • самостоятельность бюджетов;
  • полнота отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
  • сбалансированность бюджета;
  • эффективность и экономность использования бюджетных средств;
  • общее (совокупное) покрытие расходов бюджетов; 4 гласность;
  • достоверность бюджета;
  • адресность и целевой характер бюджетных средств.

Принцип единства бюджетной  системы заключается как в  единообразном порядке составления  бюджета, так и в едином бюджетном  документе. Бюджет должен быть только один, и в нем отражаются все  доходы и расходы государства.

Единство предполагает сопоставимость частей бюджета между собой. Для  этого применяется единая бюджетная  классификация, т.е. группировка доходов  и расходов бюджета по однородным признакам.

Информация о работе Принципы построения Бюджетной системы РФ