Принципы бюджетной системы РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 23:04, реферат

Описание работы

В Российской Федерации законодательно закреплены в качестве основы бюджетного устройства принципы:
единства бюджетной системы РФ;
разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ;
самостоятельности бюджетов;
полноты отражения доходов и расходов бюджета;
сбалансированности бюджета;
эффективности и экономности использования бюджетных средств;
совокупного покрытия расходов бюджета;
гласности;

Работа содержит 1 файл

Эссе.docx

— 17.69 Кб (Скачать)

   В Российской Федерации законодательно закреплены в качестве основы бюджетного устройства принципы:

  • единства бюджетной системы РФ;
  • разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ;
  • самостоятельности бюджетов;
  • полноты отражения доходов и расходов бюджета;
  • сбалансированности бюджета;
  • эффективности и экономности использования бюджетных средств;
  • совокупного покрытия расходов бюджета;
  • гласности;
  • достоверности бюджета;
  • адресного и целевого характера бюджетных средств;
  • единства кассы;
  • подведомственности расходов бюджетов;
  • равенства бюджетных прав субъектов РФ (муниципальных образований).

   Несмотря  на самостоятельность каждого из бюджетов, законодательство подчеркивает единство бюджетной системы РФ. Принцип  единства проявляется во взаимодействии бюджетов всех уровней по линии доходов. Это взаимодействие осуществляется путем распределения между бюджетами  регулирующих доходных источников, создания и частичного перераспределения  целевых и региональных фондов. Единство бюджетной системы обеспечивается единой правовой базой; использованием единых бюджетных классификаций, обеспечивающих сопоставимость доходов и расходов бюджетов всех уровней, а также статистической и бюджетной информации, позволяющей  составить консолидированные бюджеты; согласованными принципами бюджетного процесса; единой денежной системой; единым порядком ведения бухгалтерского учета средств бюджетов всех уровней.

   Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы  РФ означает закрепление соответствующих  видов доходов (полностью или  частично) и полномочий по осуществлению  расходов за органами государственной  власти РФ, государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

   Принцип самостоятельности бюджетов обеспечивается правом самостоятельного утверждения  каждого из бюджетов соответствующими представительными органами власти; правом определять направления использования  и расходования бюджетных средств; наличием собственных источников бюджетных  доходов на каждом уровне бюджетной  системы. При этом законодательно определено, что невозможно осуществить изъятие  доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов  над расходами бюджета и сумм экономии по расходам бюджета. Законами также установлена недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней потерь в доходах и  дополнительных расходов, возникших  в ходе исполнения законов о бюджете, за исключением случаев, связанных  с изменением законодательства. Следует  отметить, что на практике эти условия  нарушаются и принцип самостоятельности  бюджетов в настоящее время не получает реального подтверждения.

   Принцип полноты отражения доходов и  расходов бюджета означает, что все  доходы и расходы бюджетов всех уровней  подлежат отражению в бюджетах в  обязательном порядке и в полном объеме. При этом все государственные  и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет средств, аккумулированных в бюджетной системе РФ.

   Большие сложности в 90-е гг. государство  испытывало и с применением на практике принципа сбалансированности бюджета, который означает обязательное соответствие объема предусмотренных  бюджетом расходов суммарному объему доходов бюджета и поступлений  из источников финансирования его дефицита.

   Дефицит бюджета - это превышение расходов бюджета  над его доходами. При принятии бюджета на очередной финансовый год с дефицитом законом об этом бюджете должны быть утверждены и источники финансирования дефицита бюджета. Законодательно установлено, что размер дефицита федерального бюджета  не может превышать суммарный  объем бюджетных инвестиций и  расходов на обслуживание государственного долга РФ. Для бюджетов субъектов  РФ размер дефицита не может превышать 5%, для местных бюджетов - 3% от объема доходов этих бюджетов (без учета  финансовой помощи из вышестоящих бюджетов). Источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются внутренние источники: кредиты, полученные государством от кредитных организаций в валюте РФ, государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени РФ, и бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней, и внешние источники: государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ и кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте.

   С принципом сбалансированности бюджета  также связано понятие профицита бюджета - превышения доходов бюджета над его расходами. Установлено, что бюджет любого уровня должен быть составлен органами исполнительной власти без профицита. Если же в процессе составления и рассмотрения проекта бюджета профицит будет обнаружен, его сокращение необходимо осуществить до утверждения бюджета.

   Принцип эффективности и экономности  использования бюджета предполагает, что при составлении и исполнении бюджетов достижение заданных результатов  необходимо осуществлять с использованием наименьшего объема средств или  достижение наилучшего результата должно проводиться с использованием определенного  бюджетом объема средств.

   Принцип совокупного покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов  бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

   В соответствии с законодательством  РФ принцип гласности предполагает обязательное предварительное обсуждение проекта бюджета на открытых заседаниях парламента; публикацию утвержденного  бюджета после принятия закона о  нем; информацию о ходе исполнения бюджета  по месяцам и кварталам. Секретные  статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета.

   Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реальный подход к расчету доходов и расходов бюджета.

   Принцип адресности бюджетных средств предполагает выделение бюджетных средств в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Бюджетные средства могут предоставляться в различных формах.

   Дотация - это бюджетные средства, предоставляемые  бюджету другого уровня на безвозмездной  и безвозвратной основах для  покрытия текущих расходов. Субвенцией называются бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов. В отличие от субвенции субсидия представляет собой бюджетные средства, направляемые бюджету другого уровня, юридическому или физическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

   Под бюджетной ссудой понимаются бюджетные  средства, предоставляемые другому  бюджету на возвратной, безвозмездной  или возмездной основах в пределах финансового года на срок не более 6 месяцев. Бюджетный кредит в отличие от бюджетной ссуды предоставляется не бюджету, а юридическому лицу и обязательно на возвратной и возмездной основах.

   Принцип единства кассы означает зачисление всех кассовых поступлений и осуществление  всех кассовых выплат с единого счета  бюджета, за исключением операций по исполнению бюджетов, осуществляемых в соответствии с нормативными правовыми  актами органов государственной  власти, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления за пределами территории Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, а также операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством  Российской Федерации.

   Принцип подведомственности расходов бюджетов означает, что получатели бюджетных  средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого они находятся.

   Главные распорядители бюджетных средств  не вправе распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств распорядителям и получателям бюджетных  средств, не включенным в перечень подведомственных им распорядителей и получателей  бюджетных средств в соответствии со статьей 158 Бюджетного кодекса.

   Распорядитель и получатель бюджетных средств  могут быть включены в перечень подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств только одного главного распорядителя бюджетных средств.

   Подведомственность  получателя бюджетных средств главному распорядителю бюджетных средств возникает в силу закона, нормативного правового акта Президента, Правительства, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации.

   Принцип равенства бюджетных прав субъектов  Российской Федерации, муниципальных  образований означает определение  бюджетных полномочий органов государственной  власти субъектов Российской Федерации  и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных  обязательств, формирование налоговых  и неналоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации  и местных бюджетов, определение  объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными Бюджетным Кодексом Российской Федерации (БК РФ) .

Информация о работе Принципы бюджетной системы РФ