Понятие финансового права. Система финансового права

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 03:14, реферат

Описание работы

Понятие «финансовое право» рассматривается в разных аспектах:
- как отрасль российского права;
- как отрасль правоведения, правовая наука;
- как учебная дисциплина, учебный курс, изучаемый в юридических высших учебных заведениях.
Финансовое право как отрасль российского права по своей сущности относится к публичным отраслям права и регулирует общественные отношения, возникающие в процессе осуществления финансовой деятельности, то есть деятельности, направленной на создание, распределение и использование определенных фондов денежных средств.

Работа содержит 1 файл

фин право .doc

— 609.00 Кб (Скачать)

Властные предписания, касающиеся финансовой деятельности предприятий, организаций и учреждений, направляются и со стороны их вышестоящих органов. Определенную группу финансовых отношений  составляют отношения, в которых  участники находятся в подчинении «по вертикали» (министерства, ведомства и подчиненные им предприятия), однако эти отношения в связи с переходом к рыночной экономике теряют свое былое значение.

Властность как суть метода финансово-правового регулирования  имеет свои проявления, которые служат характеристиками этого метода.

Во-первых, властность финансово-правового  регулирования естественно приводит к преобладанию в таком регулировании  позитивных обязываний, а не дозволений, как то имеет место в гражданском  праве, или запретов, что характерно для уголовного права. Государство, "выдавая" властные предписания, обязывает субъектов к их исполнению.

Отсюда, обязывание - характерная  черта финансово-правового метода, в отличие, например, от правонаделения, что существенно для гражданско-правового метода. Причем наиболее наглядно это прослеживается в структуре финансового правоотношения. Здесь сторона правоотношения, противоположная государству или муниципальному образованию, всегда наделяется прежде всего обязанностью, для законной, эффективной реализации которой ей определены некоторые права.

Во-вторых, метод  властных предписаний может быть охарактеризован как императивный (в противовес диспозитивному). Это  означает, что субъекты финансового  права, как правило, т.е. в подавляющем  большинстве случаев, не могут по своему усмотрению приобретать финансовые права и обязанности, определять в известных приделах их содержание, осуществлять их, распоряжаться ими. Они выполняют свои обязанности в случаях, установленных законами, подзаконными актами и т.д.

Права их при  этом вторичны, производны от обязанностей. Например, таковы права и обязанности  субъектов при уплате конкретных налогов, при проведении финансового  контроля, при получении бюджетных  средств и т.д. Это касается как  субъектов, издающих властные предписания, так и следующих им.

Государственные органы, уполномоченные давать властные предписания, сами "связаны" в  этом отношении императивными требованиями финансовых законов и иных актов. Например, налоговый орган при  осуществлении финансового контроля дает властные предписания, однако его свобода воли в этом случае практически равна нулю. Государством в законах четко определены требования такого рода предписаниям.

Следует заметить, что в последнее время возникли ситуации, когда субъекты финансового правоотношения могут самостоятельно устанавливать финансовые обязанности и определять в некоторых пределах их содержание. Это становится возможным потому, что в современных условиях публичное право все плотнее сопрягается с частным, что проявляется в самых различных пластах правовой материи. Как результат этого явления - метод властных предписаний в качестве метода финансово-правового регулирования становится все более "лояльным" и в него все чаще встраиваются гражданско-правовые "вкрапления".

Например, в процессе финансово-правого регулирования используется преобразованные формы договорных отношений, допускается некоторая инициативность субъектов и т.д. Конкретно это проявляется в финансовых правоотношениях по предоставлению налогового кредита, инвестиционного налогового кредита (ст. 65, 67 НК РФ) и т.д. Здесь право установления налоговой обязанности и определения ее содержания в рамках закона предоставлено финансовым органам Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Так из ст. 63 и 65 НК РФ следует, что финансовый орган самостоятельно решает вопрос о сроке предоставления налогового кредита, порядке погашения суммы задолженности и начисленных процентов. Однако все это делается в рамках, установленных Налоговым кодексом РФ.

Кроме вышеотмеченного, метод властных предписаний может  быть охарактеризован как конформистский. Конформизм финансово-правового метода является противоположностью правовой инициативы как характерной черты  гражданско-правового метода. Он означает, что субъекты финансового права вступают в финансовые правоотношения не по своей воле, не по своей инициативе, а лишь следуют предписаниям соответствующих актов государственных органов. Однако, нельзя не заметить, что в сложных финансовых правоотношениях имеют место ситуации, когда субъекты, в частности налогоплательщики, в каком-то звене сами могут инициировать правоотношения: например, могут обращаться в финансовые органы за предоставлением рассрочек, отсрочек по налогам и т.д.

Наконец, характерной  чертой финансово-правового метода является юридическое неравенство субъектов финансового права. Юридическое неравенство имеет много моментов проявления на уровне правоспособности, содержания и структуры прав и обязанностей субъектов финансового права. Однако в целом эта черта метода финансово-правового регулирования проявляется в том, что одни субъекты обладают юридически-властными полномочиями в отношении других субъектов, а последние - нет.

В частности, это  имеет место в силу того, что  в финансовом правоотношении стороны реализуют не однопорядковую, а разную правоспособность. Государство или уполномоченный орган реализуют в финансовом правоотношении свою компетенцию, что дает им властные способности. А другая сторона финансового правоотношения реализует правоспособность иного рода: правоспособность физического, юридического лица, что не дает ей властных способностей.

Или же она реализует  свою компетенцию, которая по содержанию направлена, производна, подчинена  реализации компетенции властной стороны  финансового правоотношения.

Метод властных предписаний как метод финансово-правового  регулирования используется наряду с методом рекомендаций и согласования. В настоящее время такие методы получают все более широкое применение. Это обусловлено повышением уровня самостоятельности субъектов Федерации, местного самоуправления, предприятий, организаций и учреждений.

Метод рекомендаций используется главным образом между представительными органами власти Российской Федерации и субъектов Федерации, Правительством РФ.

Метод согласования встречается в финансово-правовом регулировании значительно реже. Он используется главным образом для решения "пересекающихся" вопросов, возникающих в сфере финансовой деятельности государства, между органами, осуществляющими эту деятельность, а иногда - между сторонами, заключившими финансово-правовой договор.

Анализ отношений, возникающих в сфере финансовой деятельности государства и муниципальных  образований, с точки зрения вышеуказанных  методов финансово-правового регулирования  позволяет разобраться в сложной природе этих отношений и определить, какие из них составляют предмет финансового права, а какие - нет.

 

Список  литературы

1.         Конституция Российской Федерации

2.         Грачева Е.Ю. Финансовое право. Учебное пособие для среднего профессионального образования. - М.: Юрист, 2001.

3.         Налоги и налогообложение./Под. ред. док. эк. наук, профессора Б.Х. Алиева. – М., 2005.

4.         Рукавишникова И.В Метод финансового права. – М. Юристъ, 2006.

5.         Сперанский М.М. Финансовое право. Учебник. - М.: Юристъ, 2003.

6.         Финансовое право для экономических специальностей / Под общ. ред. проф. С.О. Шохина. - М., 2007.

7.         Финансовое право. Учебник. / Ответственный ред., док. юр. наук, проф., заслуж. работник высшей школы РФ Н.И. Химичёва. Изд. 3-е. - М.: Юрист, 2003.

8.         Финансовое право: Федеральный и региональный аспекты: Комплекс учебно-методических пособий. /Отв. ред. Н.И.Химичёва. – М.: Статус, 2001.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

И. И. Кучеров и др

Финансовое право: учебник


Введение

Финансовое  право – одна из важнейших публичных отраслей российского права. Оно регулирует наиболее важные общественные отношения, а именно экономические отношения. Финансово-правовое регулирование приобретает особую важность и значимость в кризисные периоды развития экономики. Глобальный экономический кризис, охвативший большинство стран мира, и те проблемы, которые он выявил, свидетельствуют об особой актуальности и необходимости развивать финансово-правовые институты.

Многие  ученые совершено обоснованно поддерживают идею, что на рекомендациях финансово-правовой науки должна строиться финансовая политика государства.

Финансовое  право как отрасль и как  наука постоянно развивается  и совершенствуется, появляются новые  правовые институты. Это развитие происходит благодаря постоянным поискам ученых-исследователей, теоретиков права, складывающейся судебной практики, обобщения зарубежного опыта. Поскольку возникновение и формирование подотраслей финансового права имело определенную последовательность, эту последовательность попытались выдержать составители настоящего учебника.

В данном учебнике отражены последние изменения  в российском законодательстве в  области финансов, налогов и сборов, банков и банковской деятельности, ценных бумаг. Учебник составлен  в соответствии с учебным планом и программой для студентов юридического факультета, а также специальностей налоги и налогообложение, государственное и муниципальное управление, финансы и кредит. Материал в учебнике изложен простым, доступным для восприятия языком.

При подготовке учебника авторы использовали не только теоретический материал, но и действующее законодательство, практику Конституционного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ.

Немаловажное  значение имеет тот факт, что учебник  является плодом совместных усилий преподавателей кафедры финансового и налогового права ВГНА Минфина России. Более десяти лет составители учебника преподают финансовое право, участвуют в научных конференциях, обмениваются опытом с преподавателями других вузов, и это позитивно отразилось на содержании учебника. Все составители учебника имеют ученые степени кандидата юридических наук и ученое звание доцента.

Подготовленный  коллективом авторов учебник  предназначен для студентов высших учебных заведений, изучающих юридические  науки, аспирантов, соискателей, ученых и специалистов.

 

М.Н. Кобзарь-Фролова,

канд. юрид. наук, доцент.

Общая часть

Раздел I

Теоретические основы финансового права

Современное финансовое право является на сегодняшний  день полностью сложившейся отраслью права. Как самостоятельная отрасль  российского права финансовое право стремительно развивается и совершенствуется, в результате чего развивается и совершенствуется финансовое законодательство.

Подтверждение того, что финансовое право является самостоятельной  отраслью права и относится к  публичному праву, можно найти у П.М. Годме, который хотя и придерживается мнения, что финансовое право выделилось из государственного и административного, но в своей книге пишет: «Связь финансов и экономики, гибкость и оборотоспособность данной части имущества и связанная с этим возможность злоупотреблений требует, чтобы государственные финансы регламентировались специальными государственными нормами. Эти нормы дают возможность: 1) распоряжаться средствами в достаточном их количестве (правила, регулирующие доходы); 2) точно учитывать движение средств (казначейские правила); 3) обеспечивать их использование в соответствии с волей народа и в общих интересах (бюджетные правила). Эти нормы влияют на все стороны жизни и составляют самостоятельную отрасль права»[1].

Все отрасли российского права различаются между собой прежде всего по предмету и методу правового регулирования.

Предмет правового  регулирования финансового права  имеет свое содержание, позволяющее  выделить его среди иных отраслей российского права. Содержание предмета финансового права заключается в регулировании определенного круга общественных отношений. Поэтому, чтобы сформулировать определение понятия финансового права, необходимо определить специфику общественных отношений, составляющих его предмет.

Предметом финансового  права являются общественные отношения, возникающие в процессе осуществления государством и органами местного самоуправления финансовой деятельности, т. е. деятельности по образованию, распределению и использованию фондов денежных средств.

Предмет финансового права — это общественные отношения, возникающие в процессе деятельности государства по планомерному образованию, распределению и использованию централизованных и децентрализованных денежных фондов в целях реализации его задач.

Информация о работе Понятие финансового права. Система финансового права