Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 16:52, курсовая работа
Цель данной работы: рассмотреть такие понятия как налоговая ответственность и налоговое правонарушение.
Задачи:
1. Изучить институт налоговой ответственности;
2. Выделить признаки налогового правонарушения, как основания налоговой ответственности;
3. Рассмотреть различные виды правонарушений и ответственность за них.
Введение 3
ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАЛОГОВЫЕ
ПРАВОНАРУШЕНИЯ 4
ГЛАВА 2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА СОВЕРШЕНИЕ НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ 9
2.1. Понятие налоговой ответственности и налогового правонарушения как ее основания 9
2.2. Условия и порядок применения налоговой ответственности 13
ГЛАВА 3. ВИДЫ НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ 16
3.1.Ответственность за нарушение обязанности по постановке на учет 17
3.2. Ответственность за нарушение обязанности за нарушение обязанности по предоставлению документов 18
3.3. Ответственность за ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога 21
3.4. Ответственность за неисполнение обязанности по содействию налоговому органу 26
Заключение 29
Список использованных источников 30
Под основаниями налоговой ответственности понимаются обстоятельства, наличие которых делает ответственность возможной, а их отсутствие исключает ее.
Основание налоговой ответственности может быть:
1) нормативное, т.е. система норм, ее регулирующих;
2) фактическое, т.е. деяние конкретного субъекта, нарушающее правовые предписания, охраняемые мерами ответственности (налоговое правонарушение);
3) процессуальное, т.е. акт компетентного органа о наложении конкретного взыскания за конкретное налоговое правонарушение.
Содержание налоговой ответственности состоит в правах, обязанностях (например, в обязанности претерпеть обременения имущественного характера), а также в реальных действиях по их использованию и осуществлению.
Конкретной мерой ответственности за совершенное налоговое правонарушение является налоговая санкция. НК РФ предусматривает налоговые санкции только в виде денежных взысканий (штрафов). Штраф — это мера имущественного характера.
Фактическим основанием налоговой ответственности является налоговое правонарушение. Из определения налогового правонарушения можно выделить его наиболее важные признаки, а именно:
1. Налоговое правонарушение — это деяние (действие или бездействие). Действия предполагают активное поведение лица, например, сокрытие объектов от налогообложения, воспрепятствование доступу проверяющего лица на территорию и т.п. Бездействие — это поведение пассивное, состоящее в неисполнении возложенных на лицо обязанностей (непредставление налоговой декларации, неуплата налога, непредставление сведений налоговым органам и т.п.).
2. Налоговое правонарушение — это противоправное деяние, т.е. деяние, которое нарушает нормы налогового права. Если действия лица причиняют определенный ущерб защищаемым налоговым отношениям, но не нарушают законодательство, то они не являются налоговыми правонарушениями. Примером таких деяний выступают законные способы налоговой оптимизации.
3. Это деяние виновное, совершаемое лицом умышленно либо по неосторожности.
4. Это деяние, влекущее вредные последствия (нарушение прав, нанесение ущерба и т.п.), причем между деянием и вредными последствиями должна быть причинно-следственная связь. Например, для применения п. 1 ст. 112 НК РФ должно быть установлено, что неуплата налога (результат) была вызвана занижением налоговой базы или иным неправомерным деянием (причина).
5. Это деяние наказуемое.
Правонарушение как фактическое основание юридической ответственности характеризуется четырьмя элементами, образующими состав правонарушения.
Под составом налогового правонарушения понимается установленная налоговым правом совокупность признаков, при наличии которых противоправное деяние считается налоговым правонарушением. При отсутствии хотя бы одного из этих признаков отсутствует состав правонарушения в целом, а следовательно, отсутствует и основание для налоговой ответственности. Таким образом, состав налогового правонарушения — это совокупность признаков, необходимая и достаточная для признания деяния налоговым правонарушением и привлечения лица к налоговой ответственности.
Выделяют четыре элемента состава налогового правонарушения: объект налогового правонарушения, объективная сторона налогового правонарушения, субъект налогового правонарушения и субъективная сторона налогового правонарушения.
Объект налогового правонарушения — это то, на что посягает налоговое правонарушение. Объектом налогового правонарушения являются в первую очередь финансовые интересы государства, доходная часть бюджета и внебюджетных фондов, а также иные блага, охраняемые налоговым законом.
Объективная сторона налогового правонарушения — это система предусмотренных нормами права признаков, характеризующих внешние проявления правонарушения в объективной действительности.
Одним из важных элементов состава налогового правонарушения является субъект налогового правонарушения — это лицо, совершившее правонарушение и на которое по действующему закону может быть возложена налоговая ответственность. Субъектом налогового правонарушения выступают, как правило, налогоплательщики.
Субъективная сторона налогового правонарушения характеризует внутреннюю сторону налогового правонарушения (в отличие от внешнего проявления, которое соответствует объективной стороне) и отражает внутренний мир лица, совершающего налоговое правонарушение, те психические процессы, которые происходят в его сознании и воле. Поэтому субъективная сторона может быть определена как психическая деятельность лица в момент совершения налогового правонарушения или непосредственно связанная с налоговым правонарушением. Ее ядром является вина, которая может существовать в форме умысла и неосторожности. Под виной понимается психическое отношение лица к содеянному (к действию или бездействию), а также к последствиям.
2.2. Условия и порядок применения налоговой ответственности
Условия и порядок применения налоговой ответственности необходимо рассматривать в разрезе стадий производства по делу о налоговом правонарушении, поскольку деятельность налоговых органов и субъектов ответственности развивается во времени как последовательный ряд связанных между собой процессуальных действий по реализации прав и обязанностей.
Налоговое производство объективно состоит из четырех стадий:
1. налоговое расследование;
2. рассмотрение дела;
3. пересмотр решения;
4. исполнение решения.
Налоговое расследование является частью налогового контроля, т.е. осуществляется в процессе проверки деятельности налогоплательщика. Налоговое расследование производится в процессе осуществления налоговых проверок; результаты налогового расследования отражаются в акте проверки.
Рассмотрение дела включает в себя подготовку к рассмотрению и слушанию, анализ собранных материалов и обстоятельств дела, принятие решения и доведение решения до сведения. На данной стадии выясняется, компетентен ли орган рассматривать данное дело, а также устанавливается: было ли совершено налоговое правонарушение (имеется ли состав), виновно ли лицо, подлежит ли оно ответственности, имеются ли основания для предоставления отсрочки в уплате штрафа и т.д.
Порядок рассмотрения дела о налоговом правонарушении и порядок вынесения решения о привлечении к налоговой ответственности за его совершение налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами регламентируется НК РФ, в частности, ст. 101, 104, 105.
В соответствии с указанными нормативными положениями НК РФ, материалы проверки (акт проверки) рассматриваются руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, при этом в случае представления налогоплательщиком письменных объяснений или возражений по акту проверки материалы проверки рассматриваются в присутствии должностных лиц организации-налогоплательщика либо индивидуального предпринимателя или их представителей. О времени и месте рассмотрения материалов проверки налоговый орган извещает налогоплательщика заблаговременно.
При рассмотрении дела должны быть учтены все доказательства, имеющиеся в материалах налоговой проверки: протоколы, объяснения проверенных лиц, показания свидетелей, заключения эксперта, приложенные к протоколам материалы, а также иные документы. Данные доказательства служат средствами для установления фактических данных, на основе которых руководители (заместители руководителя) налоговых органов устанавливают наличие или отсутствие налогового правонарушения, виновность данного лица в его совершении и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа оценивает данные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
Рассмотрев материалы проверки, руководитель или его заместитель выносит решение по делу, которое принимается в форме постановления. Решение должно быть вынесено в течение 10 дней с момента рассмотрения материалов проверки.
По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа может вынести только три вида решений, а именно:
— о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения;
— об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения;
— о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.
Постановление о привлечении к налоговой ответственности выносится при наличии налогового правонарушения и при отсутствии оснований для освобождения от налоговой ответственности, предусмотренных НК РФ.
Стадия пересмотра решений является факультативной, т.е. необязательной. Данная стадия основана на свободе обжалования решения лицом, в отношении которого оно вынесено, и обязанности компетентных органов рассмотреть данную жалобу. Пересмотр дела состоит в новом рассмотрении дела органом, принявшим решение, вышестоящим органом или судом. Обжалование решения налогового органа не приостанавливает действие решения.
Исполнение решения — завершающая стадия производства. Она заключается в практической реализации административного взыскания. Исполнением решения заняты различные субъекты — налоговые органы, органы налоговой полиции, банки, торговые предприятия — комиссионеры и т.д.
В соответствии с НК РФ на основании вынесенного решения о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности Налогоплательщику в обязательном порядке направляется требование об уплате недоимки по налогу, пени, сумм налоговых санкций, а также об устранении выявленных нарушений. Взыскание санкций с налогоплательщика осуществляется в судебном порядке.
Нарушение налогового законодательства проявляется в нарушении различных правовых норм и тем или иным образом связано с правильным исчислением, полным и своевременным внесением налогов в бюджет и внебюджетные фонды. Таким образом, основной вид нарушений в налоговой сфере составляют нарушения, совершаемые налогоплательщиками по незаконному уклонению от уплаты налогов. Однако это не единственный вид нарушения в налоговой сфере.
ГЛАВА 3. ВИДЫ НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ
Из анализа гл. 16 и 18 НК РФ можно сделать вывод о том, что в настоящее время налоговая ответственность наступает при совершении одного из нескольких составов правонарушений, имеющих самостоятельный характер. Данные составы можно классифицировать в зависимости от объекта, на который направлены противоправные деяния, следующим образом:
1) ответственность за нарушение обязанности по постановке на учет;
2) ответственность за нарушение обязанности по предоставлению документов, необходимых для исчисления и уплаты налога;
3) ответственность за ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога;
4) ответственность за неисполнение обязанности по содействию налоговому органу. Разберем их подробнее.
3.1.Ответственность за нарушение обязанности по постановке на учет
Данная группа налоговых правонарушений, за совершение которых предусмотрена налоговая ответственность, представлена двумя составами: нарушение срока постановки на учет в налоговом органе (ст. 116 НК РФ)
Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе.
В соответствии с п. 1 ст. 116 НК РФ Нарушение налогоплательщиком установленного настоящим Кодексом срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, влечет взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей. Согласно п. 2 указанной статьи ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, влечет взыскание штрафа в размере 10 процентов от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 тысяч рублей.
3.2. Ответственность за нарушение обязанности по предоставлению документов
Ответственность за нарушение обязанности по предоставлению документов, необходимых для исчисления и уплаты налога может наступать при совершении трех самостоятельных составов правонарушений:
— непредставление налоговой декларации;
— непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля;
— неправомерное несообщение сведений налоговому органу.
Непредставление налоговой декларации.
Ответственность за совершение указанного правонарушения предусмотрена ст. 119 НК РФ. Согласно указанной статье:
Информация о работе Ответственность за нарушение налогового законодательства