Ответственность за нарушение налогового законодательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 16:52, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: рассмотреть такие понятия как налоговая ответственность и налоговое правонарушение.
Задачи:
1. Изучить институт налоговой ответственности;
2. Выделить признаки налогового правонарушения, как основания налоговой ответственности;
3. Рассмотреть различные виды правонарушений и ответственность за них.

Содержание

Введение 3
ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАЛОГОВЫЕ
ПРАВОНАРУШЕНИЯ 4
ГЛАВА 2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА СОВЕРШЕНИЕ НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ 9
2.1. Понятие налоговой ответственности и налогового правонарушения как ее основания 9
2.2. Условия и порядок применения налоговой ответственности 13
ГЛАВА 3. ВИДЫ НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ 16
3.1.Ответственность за нарушение обязанности по постановке на учет 17
3.2. Ответственность за нарушение обязанности за нарушение обязанности по предоставлению документов 18
3.3. Ответственность за ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога 21
3.4. Ответственность за неисполнение обязанности по содействию налоговому органу 26
Заключение 29
Список использованных источников 30

Работа содержит 1 файл

курсоваяФИН.doc

— 152.00 Кб (Скачать)

Под основаниями налоговой ответственности понимаются обстоятельства, наличие которых делает ответственность возмож­ной, а их отсутствие исключает ее.

Основание налоговой ответственности может быть:

1)          нормативное, т.е. система норм, ее регулирующих;

2)          фактическое, т.е. деяние конкретного субъекта, нарушаю­щее правовые предписания, охраняемые мерами ответственности (налоговое правонарушение);

3)          процессуальное, т.е. акт компетентного органа о наложении конкретного взыскания за конкретное налоговое правонаруше­ние.

Содержание налоговой ответственности состоит в правах, обязанностях (например, в обязанности претерпеть обременения имущественного характера), а также в реальных действиях по их использованию и осуществлению.

Конкретной мерой ответственности за совершенное налоговое правонарушение является налоговая санкция. НК РФ предусмат­ривает налоговые санкции только в виде денежных взысканий (штрафов). Штраф — это мера имущественного характера.

Фактическим основанием налоговой ответственности является налоговое правонарушение. Из определения налогового правонарушения можно выделить его наиболее важные признаки, а именно:

1. Налоговое правонарушение — это деяние (действие или бездействие). Действия предполагают активное поведение лица, например, сокрытие объектов от налогообложения, воспрепятство­вание доступу проверяющего лица на территорию и т.п. Бездейст­вие — это поведение пассивное, состоящее в неисполнении возло­женных на лицо обязанностей (непредставление налоговой декла­рации, неуплата налога, непредставление сведений налоговым органам и т.п.).

2. Налоговое правонарушение — это противоправное деяние, т.е. деяние, которое нарушает нормы налогового права. Если дей­ствия лица причиняют определенный ущерб защищаемым нало­говым отношениям, но не нарушают законодательство, то они не являются налоговыми правонарушениями. Примером таких дея­ний выступают законные способы налоговой оптимизации.

3. Это деяние виновное, совершаемое лицом умышленно либо по неосторожности.

4. Это деяние, влекущее вредные последствия (нарушение прав, нанесение ущерба и т.п.), причем между деянием и вредны­ми последствиями должна быть причинно-следственная связь. Например, для применения п. 1 ст. 112 НК РФ должно быть уста­новлено, что неуплата налога (результат) была вызвана заниже­нием налоговой базы или иным неправомерным деянием (причи­на).

5. Это деяние наказуемое.

Правонарушение как фактическое основание юридической от­ветственности характеризуется четырьмя элементами, образую­щими состав правонарушения.

Под составом налогового правонарушения понимается установленная налоговым правом совокупность признаков, при нали­чии которых противоправное деяние считается налоговым пра­вонарушением. При отсутствии хотя бы одного из этих признаков отсутствует состав правонарушения в целом, а следовательно, от­сутствует и основание для налоговой ответственности. Таким об­разом, состав налогового правонарушения — это совокупность признаков, необходимая и достаточная для признания деяния на­логовым правонарушением и привлечения лица к налоговой от­ветственности.

Выделяют четыре элемента состава налогового правонаруше­ния: объект налогового правонарушения, объективная сторона налогового правонарушения, субъект налогового правонарушения и субъективная сторона налогового правонарушения.

Объект налогового правонарушения — это то, на что посягает налоговое правонарушение. Объектом налогового правонаруше­ния являются в первую очередь финансовые интересы государства, доходная часть бюджета и внебюджетных фондов, а также иные блага, охраняемые налоговым законом.

Объективная сторона налогового правонарушения — это сис­тема предусмотренных нормами права признаков, характеризую­щих внешние проявления правонарушения в объективной дейст­вительности.

Одним из важных элементов состава налогового правонаруше­ния является субъект налогового правонарушения — это лицо, совершившее правонарушение и на которое по действующему за­кону может быть возложена налоговая ответственность. Субъек­том налогового правонарушения выступают, как правило, нало­гоплательщики.

Субъективная сторона налогового правонарушения характе­ризует внутреннюю сторону налогового правонарушения (в отли­чие от внешнего проявления, которое соответствует объективной стороне) и отражает внутренний мир лица, совершающего налого­вое правонарушение, те психические процессы, которые происхо­дят в его сознании и воле. Поэтому субъективная сторона может быть определена как психическая деятельность лица в момент со­вершения налогового правонарушения или непосредственно свя­занная с налоговым правонарушением. Ее ядром является вина, которая может существовать в форме умысла и неосторожности. Под виной понимается психическое отношение лица к содеянно­му (к действию или бездействию), а также к последствиям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Условия и порядок применения налоговой ответственности

Условия и порядок применения налоговой ответственности необходимо рассматривать в разрезе стадий производства по делу о налоговом правонарушении, поскольку деятельность налоговых органов и субъектов ответственности развивается во времени как последовательный ряд связанных между собой процессуальных действий по реализации прав и обязанностей.

              Налоговое производство объективно состоит из четырех ста­дий:

1.                 налоговое расследование;

2.                 рассмотрение дела;

3.                 пересмотр решения;

4.                 исполнение решения.

Налоговое расследование является частью налогового контро­ля, т.е. осуществляется в процессе проверки деятельности нало­гоплательщика. Налоговое расследование производится в процес­се осуществления налоговых проверок; результаты налогового расследования отражаются в акте проверки.

Рассмотрение дела включает в себя подготовку к рассмотре­нию и слушанию, анализ собранных материалов и обстоятельств дела, принятие решения и доведение решения до сведения. На данной стадии выясняется, компетентен ли орган рассматривать данное дело, а также устанавливается: было ли совершено налого­вое правонарушение (имеется ли состав), виновно ли лицо, подле­жит ли оно ответственности, имеются ли основания для предо­ставления отсрочки в уплате штрафа и т.д.

Порядок рассмотрения дела о налоговом правонарушении и порядок вынесения решения о привлечении к налоговой ответст­венности за его совершение налогоплательщиками, плательщика­ми сборов и налоговыми агентами регламентируется НК РФ, в частности, ст. 101, 104, 105.

В соответствии с указанными нормативными положениями НК РФ, материалы проверки (акт проверки) рассматриваются ру­ководителем (заместителем руководителя) налогового органа, при этом в случае представления налогоплательщиком письмен­ных объяснений или возражений по акту проверки материалы проверки рассматриваются в присутствии должностных лиц орга­низации-налогоплательщика либо индивидуального предприни­мателя или их представителей. О времени и месте рассмотрения материалов проверки налоговый орган извещает налогоплатель­щика заблаговременно.

При рассмотрении дела должны быть учтены все доказатель­ства, имеющиеся в материалах налоговой проверки: протоколы, объяснения проверенных лиц, показания свидетелей, заключе­ния эксперта, приложенные к протоколам материалы, а также иные документы. Данные доказательства служат средствами для установления фактических данных, на основе которых руководи­тели (заместители руководителя) налоговых органов устанавли­вают наличие или отсутствие налогового правонарушения, винов­ность данного лица в его совершении и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа оценивает данные доказательства по своему внутреннему убеждению, осно­ванному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.

Рассмотрев материалы проверки, руководитель или его замес­титель выносит решение по делу, которое принимается в форме постановления. Решение должно быть вынесено в течение 10 дней с момента рассмотрения материалов проверки.

По результатам рассмотрения материалов проверки руководи­тель (заместитель руководителя) налогового органа может выне­сти только три вида решений, а именно:

—  о привлечении налогоплательщика к налоговой ответствен­ности за совершение налогового правонарушения;

—  об отказе в привлечении налогоплательщика к ответствен­ности за совершение налогового правонарушения;

—              о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

Постановление о привлечении к налоговой ответственности выносится при наличии налогового правонарушения и при отсут­ствии оснований для освобождения от налоговой ответственности, предусмотренных НК РФ.

Стадия пересмотра решений является факультативной, т.е. необязательной. Данная стадия основана на свободе обжалования решения лицом, в отношении которого оно вынесено, и обязаннос­ти компетентных органов рассмотреть данную жалобу. Пересмотр дела состоит в новом рассмотрении дела органом, принявшим ре­шение, вышестоящим органом или судом. Обжалование решения налогового органа не приостанавливает действие решения.

Исполнение решения — завершающая стадия производства. Она заключается в практической реализации административного взыскания. Исполнением решения заняты различные субъек­ты — налоговые органы, органы налоговой полиции, банки, тор­говые предприятия — комиссионеры и т.д.

В соответствии с НК РФ на основании вынесенного решения о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности Налогоплательщику в обязательном порядке направляется требо­вание об уплате недоимки по налогу, пени, сумм налоговых сан­кций, а также об устранении выявленных нарушений. Взыскание санкций с налогоплательщика осуществляется в судебном по­рядке.

Нарушение налогового законодательства проявляется в нару­шении различных правовых норм и тем или иным образом связано с правильным исчислением, полным и своевременным внесе­нием налогов в бюджет и внебюджетные фонды. Таким образом, основной вид нарушений в налоговой сфере составляют нарушения, совершаемые налогоплательщиками по незаконному укло­нению от уплаты налогов. Однако это не единственный вид нару­шения в налоговой сфере.

ГЛАВА 3. ВИДЫ НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

 

Из анализа гл. 16 и 18 НК РФ можно сделать вывод о том, что в настоящее время налоговая ответственность наступает при со­вершении одного из нескольких составов правонарушений, имею­щих самостоятельный характер. Данные составы можно класси­фицировать в зависимости от объекта, на который направлены противоправные деяния, следующим образом:

1) ответственность за нарушение обязанности по постановке на учет;

2) ответственность за нарушение обязанности по предоставле­нию документов, необходимых для исчисления и уплаты налога;

3) ответственность за ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога;

4) ответственность за неисполнение обязанности по содейст­вию налоговому органу. Разберем их подробнее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.1.Ответственность за нарушение обязанности по постановке на учет

 

Данная группа налоговых правонарушений, за соверше­ние которых предусмотрена налоговая ответственность, представ­лена двумя составами: нарушение срока постановки на учет в на­логовом органе (ст. 116 НК РФ)

Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе.

В соответствии с п. 1 ст. 116 НК РФ Нарушение налогоплательщиком установленного настоящим Кодексом срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, влечет взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей. Согласно п. 2 указанной статьи ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, влечет взыскание штрафа в размере 10 процентов от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 тысяч рублей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2. Ответственность за нарушение обязанности по предоставлению документов

Ответственность за нарушение обязанности по предоставле­нию документов, необходимых для исчисления и уплаты налога может наступать при совершении трех самостоятельных составов правонарушений:

— непредставление налоговой декларации;

— непредставление налоговому органу сведений, необходи­мых для осуществления налогового контроля;

—              неправомерное несообщение сведений налоговому органу.
Непредставление налоговой декларации.

Ответственность за совершение указанного правонарушения предусмотрена ст. 119 НК РФ. Согласно указанной статье:

Информация о работе Ответственность за нарушение налогового законодательства