Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 16:52, курсовая работа
Цель данной работы: рассмотреть такие понятия как налоговая ответственность и налоговое правонарушение.
Задачи:
1. Изучить институт налоговой ответственности;
2. Выделить признаки налогового правонарушения, как основания налоговой ответственности;
3. Рассмотреть различные виды правонарушений и ответственность за них.
Введение 3
ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАЛОГОВЫЕ
ПРАВОНАРУШЕНИЯ 4
ГЛАВА 2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА СОВЕРШЕНИЕ НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ 9
2.1. Понятие налоговой ответственности и налогового правонарушения как ее основания 9
2.2. Условия и порядок применения налоговой ответственности 13
ГЛАВА 3. ВИДЫ НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ 16
3.1.Ответственность за нарушение обязанности по постановке на учет 17
3.2. Ответственность за нарушение обязанности за нарушение обязанности по предоставлению документов 18
3.3. Ответственность за ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога 21
3.4. Ответственность за неисполнение обязанности по содействию налоговому органу 26
Заключение 29
Список использованных источников 30
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЧИТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ЧИТГУ)
ИНСТИТУТ ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
КАФЕДРА АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА И ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине «Финансовое право Российской Федерации»
Тема: Ответственность за нарушение налогового законодательства
Выполнил: ст.гр. ЮВ-08-3
Проверил:
2010
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАЛОГОВЫЕ
ПРАВОНАРУШЕНИЯ
ГЛАВА 2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА СОВЕРШЕНИЕ НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ 9
2.1. Понятие налоговой ответственности и налогового правонарушения как ее основания
2.2. Условия и порядок применения налоговой ответственности 13
ГЛАВА 3. ВИДЫ НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ
3.1.Ответственность за нарушение обязанности по постановке на учет
3.2. Ответственность за нарушение обязанности за нарушение обязанности по предоставлению документов
3.3. Ответственность за ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога
3.4. Ответственность за неисполнение обязанности по содействию налоговому органу
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной темы объясняется тем, что с развитием рыночной экономики все больше людей стали заниматься предпринимательской деятельностью, тем самым становясь потенциальными налогоплательщиками. В организациях и крупных предприятиях созданы специальные рабочие места для специалистов занимающихся налоговой отчетностью, которые следят за тем, чтобы правонарушений в области налогового законодательства не возникало. Предприниматель, в силу своей деятельности в одном лице и руководитель, и главный бухгалтер, он вынужден самостоятельно знакомиться с законодательством, с теми правами и обязанностями, которые на него возлагаются при получении данного статуса. Лица пытающиеся получать доходы без такого статуса зачастую даже не подозревают о той ответственности, которая им может грозить. В какой-то степени это связано и с юридической неграмотностью, налогоплательщики не знают, что такое налоговая ответственность и тех правонарушений за которые она может наступить. Вопросы о нарушении налогового законодательства требуют дальнейшего разъяснения для снижения показателей правонарушений.
Цель данной работы: рассмотреть такие понятия как налоговая ответственность и налоговое правонарушение.
Задачи:
1. Изучить институт налоговой ответственности;
2. Выделить признаки налогового правонарушения, как основания налоговой ответственности;
3. Рассмотреть различные виды правонарушений и ответственность за них.
Объект – круг общественных отношений касающийся ответственности за нарушение налогового законодательства
Предмет – налоговое законодательство Российской Федерации
ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАЛОГОВЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ.
Современная налоговая система России сложилась в основном на рубеже 1991-1992 гг., в период кардинальных экономических преобразований и перехода к рыночным отношениям. Отсутствие опыта правового регулирования реальных налоговых отношений, сжатые сроки, отпущенные на разработку законодательства, экономический и социальный кризис в стране – все это непосредственно повлияло на становление российской налоговой системы.
Большую часть XX столетия финансовая система нашей страны эволюционировала в направлении, противоположном процессу мирового развития. От налогов она перешла к административным методам изъятия прибыли предприятий и перераспределения финансовых ресурсов через бюджет страны. В середине 80-х гг. приходит понимание необходимости перехода к рыночной экономике, к налоговому способу формирования бюджетных средств. Благодаря Закону "О кооперации в СССР" установились принципиально новые отношения между государственной властью и капиталом. Данные отношения теперь строились на основе вырабатываемой государством финансовой и налоговой политики, предполагающей в том числе наличие ответственности за нарушения в области налогов и сборов. Данная ответственность была обозначена термином "налоговая". В рамки административной ответственности она не вписывалась, так как в тот период правового развития к административной ответственности могли быть привлечены только физические лица.
Статья 32 закона "О подоходном налоге с граждан СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства"[1] предусматривала, что должностные лица на предприятии, в учреждении и организации, виновные в неполном, несвоевременном удержании и перечислении в бюджет сумм подоходного налога, в сокрытии (занижении) доходов граждан, в отсутствии ведения или ведении бухгалтерского учета с нарушением установленного порядка, в искажении бухгалтерских отчетов, в несвоевременном представлении, непредставлении или представлении по неустановленной форме документов, связанных с исчислением и уплатой налога, привлекаются руководителями налоговых органов к ответственности.
Закон СССР "О налогах с предприятий, объединений и организаций"[2] установил меры ответственности налогоплательщиков (ст. 37). В случае сокрытия (занижения) прибыли (дохода) или сокрытия иных объектов налогообложения с плательщиков в доход бюджета взыскивалась вся сумма сокрытой (заниженной) прибыли (дохода) либо сумма налога за сокрытый объект налогообложения, а также штраф в размере той же суммы, а при повторном нарушении - штраф в двойном размере. На виновных должностных лиц налоговыми органами также налагался административный штраф. Пунктом 8 ст. 37 этого закона установлено, что сокрытие (занижение) прибыли (дохода) или сокрытие иных объектов обложения налогами, совершенное умышленно, влечет уголовную ответственность. Уже после распада СССР принимается Закон Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации"[3], в котором законодатель пошел по пути формирования обособленного блока норм, регулирующего деликтные правоотношения. Статья 13 вышеуказанного Закона была названа "Ответственность налогоплательщика за нарушения налогового законодательства". В данном нормативном акте более четко, чем в советском законодательстве, определен круг субъектов ответственности за нарушение налогового законодательства: юридические лица, физические лица, другие категории плательщиков, обязанные уплачивать налоги в соответствии с действующим законодательством. Особенностью ответственности налогоплательщиков за нарушения налогового законодательства являлось отсутствие в ее регламентации признаков, которые традиционно отличают физическое лицо как субъект любого вида ответственности: возраст, вменяемость.
Нормы об ответственности содержал и Закон "О налоговых органах Российской Федерации"[4]. Данный правовой акт устанавливал статус Государственной налоговой службы и, таким образом, являлся частью административного законодательства. Однако законодатель включил в ст. 7 положения об ответственности налогоплательщиков, признав в качестве таковых должностных лиц предприятий, учреждений и организаций (абз. 1 п. 12 ст. 7), граждан (абз. 2 п. 12 ст. 7), руководителей и других должностных лиц предприятий, учреждений и организаций (абз. 3 п. 12 ст. 7)[5].
Изучение и анализ нормативно-правовых актов, принятых в начале 90-х гг., показывает, что государством были осуществлены меры, направленные на закрепление в законодательстве о налоговой ответственности только такого признака правонарушения, как объективная сторона. Законодателем была использована сложная юридическая конструкция, включающая нормы целого ряда нормативно-правовых актов. Принимаются специальные законы, нормы которых имели значение для привлечения налогоплательщика к ответственности за нарушение налогового законодательства.
В Законах: "О подоходном налоге с физических лиц"[6]; "О налогах на имущество физических лиц"[7]; "О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения"[8]. закреплялись положения, на основе которых необходимо было "выводить" формулировку объективной стороны конкретных правонарушений. Вместе с этим законодатель поместил характеристику объективной стороны ряда нарушений налогового законодательства в п. 12 ст. 7 Закона Российской Федерации "О налоговых органах Российской Федерации". Таким образом, можно было выделить такое нарушение налогового законодательства, как неправильное удержание предприятиями, учреждениями, организациями подоходного налога с доходов, выплачиваемых ими физическим лицам, неперечисление, неполное или несвоевременное перечисление удержанных сумм в бюджет.
Новый этап в развитии законодательства о налоговой ответственности наступил с принятием первой части Налогового кодекса Российской Федерации.[9] Важным достоинством Налогового кодекса явилась детальная регламентация процедуры привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности. В гл. 15 части первой Налогового кодекса сформулировано понятие налогового правонарушения, перечислены лица, подлежащие налоговой ответственности, установлены обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения. В гл. 16 Налогового кодекса установлены отдельные виды налоговых правонарушений и санкции за их совершение.
Несмотря на проделанную в период реформирования огромную законодательную работу, в отдельном институте налогового права - институте налоговой ответственности существует много нерешенных вопросов. В связи с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях[10], содержащего гл. 15 "Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг", особо остро обозначилась проблема разграничения налоговой ответственности и административной ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Ряд авторов не признают существование налоговой ответственности как самостоятельного вида юридической ответственности, указывая на то, что она обладает той же правовой природой, что и административная ответственность[11]. Для решения проблемы относительно самостоятельности налоговой ответственности необходимо определить, достаточно ли отличительных черт у данного вида ответственности для выделения ее в отдельный вид.
Самостоятельность налоговой ответственности следует из анализа ст. 10 Налогового кодекса, которая устанавливает различный порядок привлечения к ответственности за правонарушения, предусмотренные Налоговым кодексом и Кодексом об административных правонарушениях. Кроме того, за совершение налоговых правонарушений, предусмотренных ст. ст. 133 и 135 Налогового кодекса, применяется санкция в виде взыскания пени, что невозможно при привлечении к административной ответственности. Необходимо также учитывать связь между системой законодательства и системой права. Применительно к исследуемому вопросу это означает, что наличие в системе налогового законодательства норм, регулирующих отношения по привлечению к налоговой ответственности, может предопределять существование в системе налогового права соответствующего правового института. Таким образом, по нашему мнению, налоговая ответственность обладает специфическими признаками, позволяющими рассматривать ее как самостоятельный вид юридической ответственности.
ГЛАВА 2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
ЗА СОВЕРШЕНИЕ НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ
2.1. Понятие налоговой ответственности и налогового правонарушения как ее основания
Понятие налогового правонарушения содержится в ст. 106 НК РФ. Налоговым правонарушением понимается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность. Иначе говоря, налоговое правонарушение — это противоправное виновное действие (бездействие), выражающееся в неисполнении или ненадлежащем исполнении налоговых обязательств, за которое установлена ответственность в виде вменения налоговых санкций. Субъектами ответственности признаются организации и физические лица. При этом физическое лицо может быть привлечено к налоговой ответственности с 16-летнего возраста.
Сам по себе факт нарушения налогового законодательства может порождать охранительные правоотношения различной отраслевой природы. Если налоговая ответственность регулируется лишь налоговым правом, то ответственность за нарушения налогового законодательства является по существу комплексной, поскольку регламентируется нормами не только налогового, но также административного (15.3 – 15.9 КоАП РФ) и уголовного права (например, ст. 198,199,199.1, 199.2 УК РФ).
Итак, налоговая ответственность регламентируется нормами, содержащимися Налоговом кодексе РФ. В соответствии с которым налоговая ответственность — это применение налоговых санкций за совершение налогового правонарушения уполномоченными на то государственными органами к правонарушителям (налогоплательщикам и иным лицам).
Информация о работе Ответственность за нарушение налогового законодательства