Государственные налоги в Украине

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 23:03, контрольная работа

Описание работы

Налоги - это установленные законодательной властью обязательные платежи, которые уплачивают физические и юридические лица в бюджет государства. За счет налогов формируются финансовые ресурсы государства, которые аккумулируются в бюджетной системе страны. Также решается задача равномерного и справедливого распределения налогового времени. С помощью налогов государство регулирует экономические процессы. Маневрируя уровнем налогов, государство может повлиять на уровень цен.

Работа содержит 1 файл

контрольная.docx

— 59.84 Кб (Скачать)

- НДС; 

- акцизный сбор;

- налог на прибыль; 

- налог на доходы физических лиц;

- пошлина; 

- государственная пошлина; 

- налог на недвижимое имущество  (пока не введен);

- плата за землю;

- рентные платежи; 

- налог с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов;

- налог на промысел, а также другие сборы

 

 

    1. Основные источники доходов государства.

 

      Налоги - это плата общества за выполнение государством его функций. Это цена, которую мы платим за возможность жить в цивилизованной стране. Мы пользуемся общественными благами. Каждый из нас возлагается на государство, которое должно обеспечивать демократию, гражданский мир, хорошие дороги, доступ к образованию и здравоохранению и множество других услуг, охранять окружающую среду, защищать страну от внешней экспансии. Для выполнения своих функций государству нужны деньги, значительная часть которых формируется за счет налоговых поступлений. Налоги мы называются обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц. Доходы государства формируются также за счет различных видов выплат, сборов, отчислений.  Плата осуществляется за использование ресурсов, принадлежащих государству. Размер платы зависит от размера используемых ресурсов. Если государство теряет право собственности на них, то она теряет и эти доходы.  
     Отчисления предусматривают целевое назначение платежей. Например, предприятия делают отчисления на дорожные работы, социальное страхование, в фонд занятости, в фонд ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы. Эти деньги должны использоваться строго по назначению.

     В доходах бюджета выделяется  также группа так называемых  неналоговых платежей. Например, доходы от реализации конфискованного имущества, от приватизации государственного имущества, проценты за пользование временно свободными бюджетными средствами, поступление дивидендов от деятельности предприятий, образованных с участием государства.

Можно спорить  о необходимости тех или иных видов. Именно с возникновением государства  появилась необходимость платежей в казну ради финансового обеспечения  выполнения государством его функций. Сначала такие взносы проводились  в натуральной форме, а с развитием  товарно-денежных отношений постепенно получила распространение денежная форма налогообложения. 

    Налоги  занимают главное место в системе  государственных доходов, составляют  наибольшую часть доходов центральных  бюджетов во всех странах мира. Не является исключением и  наше государство. 

      Общественное назначение налогов  проявляется через их функции:  фискальную и регулирующую.

      Фискальная функция налогов заключается  в привлечении средств, поступающих  в распоряжение государства как  централизованные финансовые ресурсы,  используемые для выполнения  государственных функций.

      С усилением роли государства  возрастает значение регулирующей  функции налогов. Эта функция  состоит в том, что налоги  влияют на деятельность субъектов  хозяйствования. С увеличением величины  налогов экономическая активность  субъектов предпринимательской  деятельности определенным образом  меняется. Использование налогов с регулировочной целью является достаточно сложным процессом и зависит от правильного решения многих вопросов, а также: установления размера ставок налогов, определение сроков уплаты налогов, предоставление налоговых льгот; применении штрафных санкций за нарушение налогового законодательства.

 

2.2 Классификация налогов и система налогообложения.

      Совокупность разных видов налогов составляет налоговую систему страны. Каждое государство формирует свою систему налогообложения с учетом опыта других стран, собственных национальных особенностей, состояния экономики, развития рыночных отношений, необходимости решения конкретных экономических и социальных задач.

     Становление системы налогообложения в нашем государстве началось с принятием в 1991 г. Закона Украины «О системе налогообложения». В налоговой системе Украины выделяют общегосударственные, местные налоги, сборы и другие обязательные платежи.

        Общегосударственные налоги и  сборы - это прямые налоги на прибыль, землю, недвижимое имущество, налог с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов.

         Прямые налоги — это налоги, взимаемые в результате  приобретения  и аккумулирования материальных благ, которые зависят от дохода или имущества, и плательщиками которых непосредственно являются владельцы этих доходов или имущества.

       Платежи (налоги) за ресурсы. Для эффективного использования ресурсов субъектами хозяйствования государство может устанавливать соответствующие налоговые платежи.

       К платежам за ресурсы, предусмотренных налоговым законодательством Украины для субъектов хозяйствования, относимые: плату за землю; налог с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов, сбор за специальное использование природных ресурсов (лесной налог, плата за воду, плата за полезные ископаемые), сбор за загрязнение окружающей природной среды.

      О  плате за землю введена для финансирования рационального использования и охраны земли, повышения плодородия почв, возмещения собственникам земли и землепользователям затрат на ведение хозяйства.

      Налог с владельцев транспортных средств. Средства от взимания налога направляются на финансирование строительства, реконструкции, ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования.

      Косвенные налоги. В Украине применяются три вида косвенных налогов: акцизный сбор, налог на добавленную стоимость, ввозная (импортная) пошлина. Косвенные налоги входят в состав цен на товары и услуги. Следовательно плательщиками косвенных налогов являются покупатели товаров, работ, услуг.

       Налог на добавленную стоимость (НДС) доминирует среди косвенных налогов. Объектами обложения этим налогом являются: продажа товаров на таможенной территории Украины; завоза товаров на таможенную территорию Украины; вывоз товаров за пределы таможенной территории Украины. Ставка налогообложения, действующая на сегодня, составляет 20% оптовой или таможенной (при ввозе или вывозе товара) цены товара.

      Ввозная пошлина является косвенным налогом, который взимается с товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу страны. Налог уплачивается при пересечении таможенной границы предприятием за счет своих оборотных средств. Реальными же плательщиками пошлины на импорт (ввозная пошлина) являются покупатели товаров, импортируемых, так как на его величину возрастает цена этих товаров.

     Акцизный сбор - это тоже косвенный налог, который устанавливается на высокорентабельные и монопольные товары и включается в их цену. Плательщиками налога являются субъекты предпринимательской деятельности - производители или импортеры подакцизных товаров, а следовательно и те, кто покупает эти товары.

      Сборы в Украине предусмотрены на обязательное государственное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование, геологоразведочные работы, выполненные за счет государственного бюджета, а также рентные сборы, за загрязнение окружающей среды и др. 

     Сборы на формирование целевых государственных фондов. Закон Украины «О системе налогообложения» устанавливает участие субъектов в формировании централизованных государственных целевых фондов. Такое участие реализуется в виде обязательных сборов и взносов. 

      К местным налогам и сборам причисляют коммунальный налог и налог на рекламу, а также различные сборы за право использования местной символики, парковку автотранспорта, проезд по территории пограничных областей транспортом, который направляется за границу, выдачу разрешения на размещение объектов торговли и сферы услуг, проведения местных аукционов, конкурсной распродажи и лотерей, сбор с владельцев собак, право на проведение кино и телесъемок подобное.

  
 
2.3 Взаимосвязь налогов и их справедливое распределение доходов в обществе.  
 
        Этот вопрос беспокоит всех. Для его решения налоговые системы развитых стран основываются на нескольких главных принципах.

       Принцип выгоды. Разные люди должны облагаться настолько, насколько они используют программы, финансируемые из налогов. Например, содержание автомобильных дорог финансируется из местных налогов и сборов. Соответственно налог на транспортные средства уплачивают те, кто пользуется автотранспортом, поступления направляются на развитие и эксплуатацию дорог.

И наоборот, национальная оборона, образование  высшее, государственные социальные программы, экологическая безопасность, фундаментальные научные исследования должны финансироваться за счет налогов  и платежей, которые платят все  граждане.

       Принцип платежеспособности. Размер налога должен соответствовать величине доходов и имущества плательщика. Налогообложение должно способствовать справедливому распределению доходов: те, кто получает большие доходы, должны платить и большие налоги.

        Принцип справедливости. Те, кто имеет большие доходы и нуждается в большем количестве и высокого качества общественных благ, должны платить более высокие проценты из своих доходов.

        Справедливость по горизонтали. Люди, которые имеют одинаковые доходы и в равной степени используют социальные программы, должны платить одинаковые налоги. В современном обществе трудно полностью придерживаться всех принципов налогообложения. Поэтому в большинстве стран современные налоговые системы - это балансирование между основными принципами и политическими целями правительства и парламента. Наконец, все налоги платят люди, которые так или иначе есть и производителями, и потребителями продуктов. Люди же и устанавливают налоги.

 

 2.4 Налоговое законодательство.

         С 1 января 2011 года вступил в  действие Налоговый кодекс Украины  (в дальнейшем «НК»). Основной задачей данного нормативно-правового акта является регламентация отношений, возникающих в сфере налогообложения, в частности, установление исчерпывающего перечня налогов и сборов, которые взимаются в Украине и порядок их администрирования, правосубъектность участников налоговых правоотношений (налогоплательщиков и контролирующих органов), а также ответственность за нарушения налогового законодательства. 
НК Украины состоит из ХIX разделов, более трехсот статей и окончательных и переходных положений.

        Раздел I НК Украины «Общие положения» устанавливает сферу действия НК Украины, указывая, что нормы кодекса распространяются на налоговые и таможенные правоотношения, за исключением вопросов погашения налоговых обязательств или взыскания налогового долга с лиц, на которых распространяются судебные процедуры, определенные Законом Украины «О возобновлении платежеспособности должника или признания его банкротом», с банков, на которые распространяются нормы раздела V ЗУ «О банках и банковской деятельности», и погашения обязательств по выплате страховых взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование.

       Раздел II НК Украины регламентирует  вопросы администрирования налогов  и сборов, порядок контроля за соблюдением требований налогового или иного законодательства в случаях, когда осуществление такого контроля возложено на контролирующие органы. В данном разделе дается определение контролирующих органов, регулируются вопросы их взаимодействия с налогоплательщиками (переписка), условия возврата ошибочно и/или чрезмерно уплаченных денежных обязательств, требования к подтверждению данных, определенных в налоговой отчетности, содержится понятие налогового адреса, регламентируются вопросы составления и подачи налоговой отчетности, возможность внесения изменений в налоговую отчетность.

Налог на прибыль предприятий

      Раздел III НК Украины «Налог на прибыль предприятий» регламентирует вопросы, связанные с налогообложением прибыли предприятий в Украине.

Согласно  п.10 раздела XIX НК Украины «Окончательные и переходные положения», планируется  поэтапное снижение ставки налога на прибыль до 16 %:

- 2011 год - 23 %,

- 2012 - 21 %

- 2013 - 19 %

- 2014 - 16 %.

       На период с 1 января 2011 по 1 января 2016 года вводится нулевая ставка  налога на прибыль для налогоплательщиков, у которых размер доходов в  каждом отчетном налоговом периоде  нарастающим итогом с начала  года не превышает трех миллионов  гривен и начисленная за каждый  месяц отчетного периода заработная  плата (доход) сотрудников, пребывающих  с налогоплательщиком в трудовых  отношениях, составляет не менее, чем две установленные законодательством минимальные заработные платы, и которые соответствуют одному из таких критериев:

- созданные в установленном законом порядке после 1 января 2011 года;

- действующие,  у которых на протяжении трех  последовательных предыдущих лет  (или на протяжении всех предыдущих  периодов, если с момента их  создания прошло менее трех  лет), ежегодный объем доходов  задекларирован в сумме, не  превышающей трех миллионов гривен, и у которых среднесписочное  количество сотрудников на протяжении  этого периода не превышало  20 человек; 

- которые  были зарегистрированы плательщиками  единого налога в установленном  законодательством порядке в  период до вступления НК Украины  в действие и у которых за  последний календарный год объем  выручки от реализации продукции  (товаров, работ, услуг) составлял  до 1 миллиона гривен и среднесписочное  количество сотрудников составляло  до 50 человек. 

Информация о работе Государственные налоги в Украине