Финансовый контроль

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 12:51, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение финансового контроля и органов осуществляющих финансовый контроль.
Требование соблюдения законности в деятельности по образованию, распределению и использованию денежных фондов государства и субъектов местного самоуправления имеет конституционную основу: органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ….5
1.1 Цели задачи и функции финансового контроля…..………………………...5
1.2 Виды и формы финансового контроля………………………………………9
1.3 Методы финансового контроля……………………………………………..13
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ И ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ…………………………16
2.1 Финансовый контроль со стороны Счетной палаты РФ…………………..16
2.2 Финансовый контроль со стороны Президента РФ……………………….19
2.3 Финансовый контроль со стороны Правительства РФ……………………20
2.4 Финансовый контроль со стороны специализированных органов…………………………………………………………………………………24
ГЛАВА 3. НЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ – АУДИТ…………………………………………………………………………...........28
Заключение……………………………………………………………………….34
Библиографический список……………………………………………………..37

Работа содержит 1 файл

Курсач.docx

— 64.68 Кб (Скачать)

    В обязанности налоговых органов  входит:

    - соблюдение законодательства о  налогах и сборах;

    - контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах;

    - ведение учёта налогоплательщиков;

    - проведение разъяснительной работы  по применению законодательства  о налогах и сборах, бесплатное  информирование налогоплательщиков  о действующих налогах и сборах  и т.д.

    - осуществление возврата или зачёта  излишне уплаченных или взысканных  сумм налогов, пеней и штрафов;

    - соблюдение налоговой тайны;

    - направление налогоплательщику  копии актов налоговой проверки  и решения налогового органа, а также требования об уплате  налога и сбора.

    Кроме того, налоговые органы несут ответственность  за убытки, причинённые налогоплательщикам в результате неправомерных действий или бездействия или же неправомерных  действий (бездействия) работников этих органов при исполнении ими своих  обязанностей. Причинённые убытки должны быть возмещены из средств федерального бюджета.

    В соответствии с Указом президента РФ от 18 февраля 1992 г. « О государственном  страховом надзоре в РФ» финансовый контроль в сфере страхования  осуществляется Федеральной службой  России по надзору за страховой деятельностью  в составе Министерства финансов РФ.

    Помимо  лицензирования страховой деятельности и регулирования единого страхового рынка органы государственного страхового надзора в центре и на местах осуществляют контроль соблюдения прав и интересов  страхователей. Устанавливаются правила  формирования и размещения страховых  резервов, методика расчёта соотношения  между активами и обязательствами  страховой фирмы, а также порядок учёта страховых операций и формы отчётности по страховой деятельности.

    Особая  роль в осуществлении финансового  контроля принадлежит Банку России (ЦБ РФ). Он организует и контролирует денежно-кредитные отношения в  стране, осуществляет надзор за деятельностью  коммерческих банков. Созданное с  этой целью специальное подразделение - Департамент банковского надзора - проверяет соблюдение коммерческими  банками банковского законодательства и установленных ЦБ нормативов банковской деятельности.

    Таможенное  дело РФ в соответствии со ст. 8 Таможенного  кодекса РФ (ТК РФ) осуществляют непосредственно  таможенные органы РФ, являющиеся правоохранительными  органами. Они образуют единую систему, включающую:

    - Государственный таможенный комитет  РФ (ГТК РФ);

    - региональные таможенные управления  РФ;

    - таможни РФ;

    - таможенные посты РФ.

    Возглавляет систему таможенных органов Государственный  таможенный комитет РФ. Основными  его задачами являются:

    - обеспечение экономической безопасности  и защита экономических интересов  РФ;

    - обеспечение единства таможенной  территории РФ;

    - организация, применение и совершенствование  средств таможенного регулирования  хозяйственной деятельности;

    - обеспечение соблюдение законодательства  по таможенному делу, а также  иного законодательства, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы РФ.18 

 

    

    Глава 3. Негосударственный  контроль - аудит

 

    Аудиторский контроль является новым видом финансового  контроля, возникшим в СССР в конце 80-х годов, когда было принято постановление Правительства (1987 год) о создании совместных предприятий. С переходом к рыночной системе управления экономикой и появления различных коммерческих структур (коммерческие банки, страховые фирмы, корпорации) резко повысились требования к их финансовой надёжности и объективности при оценке финансового состояния.

    Аудиторский контроль – независимый финансовый контроль. Его могут проводить как отдельные физические лица, прошедшие государственную аттестацию и зарегистрированные в качестве предпринимателей-аудиторов, так и аудиторские фирмы (в том числе иностранные), которые могут иметь любую организационно-правовую форму, предусмотренную российским законодательством, кроме акционерного общества открытого типа. После получения лицензии на право осуществления аудиторской деятельности они включаются в Государственный реестр аудиторов и аудиторских фирм. Аудиторские фирмы и аудиторы не имеют права одновременно заниматься какой-либо другой предпринимательской деятельностью.

    Основные  задачи аудиторского контроля – установление достоверности бухгалтерской и финансовой отчётности и соответствия произведённых финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Российской Федерации; проверка платёжно-расчётной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований проверяемых экономических субъектов. Аудиторские службы могут оказывать и другие услуги: постановку и ведение бухгалтерского учёта; составление бухгалтерской отчётности и деклараций о доходах; анализ и прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности; обучение работников бухгалтерских служб и консультирование в вопросах финансово-хозяйственного законодательства; проработку рекомендаций, полученных в результате аудиторских проверок.

    Все услуги аудиторских организаций  платные. Как правило, отношения  аудитора (аудиторской фирмы) с клиентом оформляются договором с оплатой  услуг по договорным ценам. Если аудиторская проверка проводится  на основе поручения судебных органов при наличии уголовного дела, принятого к производству, или дела, подведомственного арбитражному суду, то оплата аудиторских услуг производится за счёт проверяемой организации по тарифам, утверждённым Правительством РФ, а в случае финансовой несостоятельности – за счёт средств бюджета, с последующим возмещением из имущества проверяемой организации, признанной судом банкротом.

    Аудиторская проверка может быт обязательной и инициативной. Если инициативная проверка осуществляется по решению самого экономического субъекта, то обязательная проводится в установленном порядке во всех случаях, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 7 декабря 1994 года. Обязательной аудиторской проверке подлежат  банки, страховые организации, биржи, внебюджетные фонды, создаваемые за счёт обязательных отчислений; благотворительные фонды; предприятия, созданные в форме открытого акционерного общества, независимо от числа акционеров и размера уставного капитала, а также предприятия, имеющие в уставном фонде долю, принадлежащую иностранным инвесторам.19

    Кроме того, ежегодному аудиторскому контролю подлежат предприятия (за исключением  муниципальных и государственных) отдельные финансовые показатели которых  превышают критерии, установленные  Правительством. Обязательная проверка может быть проведена и по поручению  государственных органов – прокуратуры, казначейства, налоговой службы и налоговой полиции. Уклонение экономического субъекта от проведения проверки либо препятствование её проведению влечёт за собой взыскание штрафа по решению суда.20

    Результат аудиторской проверки оформляется  в виде заключения аудитора (аудиторской  фирмы). Этот документ имеет юридическую  силу для всех юридических и физических лиц, государственных и судебных органов. Различают четыре варианта заключения:

  • Заключение без замечаний – аудитор подтверждает достоверность показателей финансовой отчётности и бухгалтерского баланса;
  • Заключение с замечаниями (оговорками), свидетельствующее об общем положительном мнении аудитора о достоверности показателей финансово-бухгалтерской отчётности, но им установлены отельные упущения, которые излагаются в аналитическом разделе заключения;
  • Отрицательное заключение составляется в тех случаях, когда, по мнению аудитора, бухгалтерский учёт не соответствует требованиям нормативного законодательства, а финансовая отчётность не даёт достоверного представления о финансовом положении проверяемого предприятия;
  • Заключение не составляется в том случае, если аудитор не смог выразить своё мнение о качестве учёта и отчётности ввиду неполучения от проверяемого субъекта достаточно убедительных доказательств.

    Выделяются  два вида аудита – внешний и  внутрифирменный.

    Внутрифирменный аудит осуществляется внутрифирменной аудиторской службой, функционирующей как на уровне центрального руководства фирмы, так и на уровне филиалов, дочерних компаний и т.д.

    Внутрифирменный аудит направлен на повышение  эффективности управленческих решений  по совершенствованию финансовой и  хозяйственной деятельности предприятия  в целях максимизации рентабельности и прибыли. В его задачи входит: проверка соблюдения принципов и  правил бухгалтерского учёта при  подготовке ежегодной отчётности; проработка рекомендаций внешних аудиторов; консультирование руководства фирмы по всем вопросам финансовой стратегии предприятия; проверка своевременности, надёжности и точности финансовой информации, подготовленной для руководства  филиалами центральных органов; анализ адекватности и эффективности  мероприятий по обеспечению сохранности  активов; выявление резервов экономии ликвидных средств; определение  эффективности финансово-хозяйственной  деятельности фирмы и филиалов и  т.п.

    Внешний аудит выполняют специальные аудиторские фирмы по договору с государственными налоговыми и другими органами, предприятиями, другими пользователями – банками, иностранными партнёрами, акционерами, страховыми обществами и т.п. Основной их задачей является установление достоверности финансовой отчетности проверяемых объектов, а также разработка рекомендаций по устранению имеющихся недостатков в деятельности хозорганов, улучшению их финансово-хозяйственной деятельности.21

    Для достижения поставленных задач и  целей аудиторские фирмы осуществляют: финансовые экспертизы; проверки и  ревизии финансово-хозяйственной  и коммерческой деятельности предприятий  и организаций; контроль за правильностью  определения доходов, подлежащих налогообложению; предотвращение их занижения и возможности  избежания взыскания штрафных санкций; консультирование по вопросам организации учёта и управления, составления отчётности, проблемам налогообложения; проверку правильности и эффективности внутрифирменного финансового контроля и аудита.

    В целом область аудиторских услуг  весьма значительна. К ней можно отнести также: постановку и организацию бухгалтерского учёта; подготовку документов, необходимых при создании совместных предприятий и акционерных обществ; посредничество при заключении торговых сделок; предварительный и последующий контроль за заключенными договорами и контрактами; содействие отечественным и иностранным партнёрам при переговорах о сотрудничестве, учредительстве, разъяснение вопросов финансово-банковского, налогового, страхового и других видов законодательства и т.д.

    Из  перечня услуг чётко прослеживается превентивный характер контрольной  деятельности аудиторских фирм, состоящий  в предотвращении каких-либо финансово-хозяйственных  нарушений и неудач.

    Можно выделить несколько этапов аудиторской  проверки. Начальный или подготовительный этап включает действия аудитора, обеспечивающие достоверность и эффективность  анализа: подбор и систематизацию необходимых  материалов, проверку сопоставимости и взаимной связи различных показателей  отчётности. На втором этапе выполняется  большое количество различных аналитических  расчетов. Третий этап сводится к обобщению  результатов и формулированию экспертно-аудиторской  оценки.

    Выполняя  предусмотренные программой аудиторские  процедуры, профессионалы проверяют полноту отражения важнейших хозяйственных операций в бухгалтерском учёте и отчётности; своевременность и правильность фиксирования результатов инвентаризации основных средств (фондов), материальных ценностей, денежных средств и расчётов, сохранность в течение установленного срока первичных учётных и другого рода оправдательных документов, подтверждающих совершение хозяйственных операций и их отражение в бухгалтерских записях. Проверка данных, содержащихся в отчётности, выполняется, как правило, на базе специальных тестов. Чаще всего они имеют форму вопросника по сбору данных и исчислению показателей.

Информация о работе Финансовый контроль