Финансовый контроль

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 12:51, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение финансового контроля и органов осуществляющих финансовый контроль.
Требование соблюдения законности в деятельности по образованию, распределению и использованию денежных фондов государства и субъектов местного самоуправления имеет конституционную основу: органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ….5
1.1 Цели задачи и функции финансового контроля…..………………………...5
1.2 Виды и формы финансового контроля………………………………………9
1.3 Методы финансового контроля……………………………………………..13
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ И ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ…………………………16
2.1 Финансовый контроль со стороны Счетной палаты РФ…………………..16
2.2 Финансовый контроль со стороны Президента РФ……………………….19
2.3 Финансовый контроль со стороны Правительства РФ……………………20
2.4 Финансовый контроль со стороны специализированных органов…………………………………………………………………………………24
ГЛАВА 3. НЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ – АУДИТ…………………………………………………………………………...........28
Заключение……………………………………………………………………….34
Библиографический список……………………………………………………..37

Работа содержит 1 файл

Курсач.docx

— 64.68 Кб (Скачать)

    Субъектами  финансового контроля являются специально уполномоченные органы (государственные  контрольные органы; структурные  подразделения, созданные в субъектах  хозяйствования и органах государственной  власти и местного самоуправления; негосударственные специализированные организации), а также квалифицированные  специалисты, осуществляющие свою контрольную  деятельность в соответствии с нормами  права. Субъекты контроля для реализации поставленных задач выполняют конкретные действия или функции, реализация которых  осуществляется на основании их полномочий, определяющих компетенцию органа, осуществляющего  контроль. 
 

    1.2 Виды и формы  финансового контроля

    В основе классификации видов, форм и  методов финансового контроля лежат  признаки, характеризующие определённые связи между объектами классификации.

    Для определения видов финансово  контроля, как правило, исходят из таких наиболее существенных признаков  классификации, как субъект и  объект контроля. В зависимости от определённых признаков классификации  выделяют следующие виды финансового  контроля (табл.1)

    Таблица 1 «Основные виды финансового контроля».

    Признак классификации     Виды  финансового контроля
    Субъект контроля     Государственный, негосударственный (аудиторский, внутрихозяйственный, общественный)
    Объект  контроля     Бюджетный, налоговый, таможенный, валютный, страховой, денежно-кредитный и др.
 

    В зависимости от субъектов, осуществляющих контроль, выделяют: государственный  финансовый контроль и негосударственный  финансовый контроль, который включает аудиторский, внутрихозяйственный  и общественный контроль.

    В зависимости от объекта контроля выделяют такие виды финансового  контроля, как: бюджетный, налоговый, таможенный, валютный, контроль в страховой сфере (страховой), денежно-кредитный, контроль за деятельностью внебюджетных фондов и др.5

    Бюджетный контроль, являющийся одним из важнейших  видов финансового контроля, обеспечивает проверку правильности составления  и исполнения доходов и расходов бюджета в разрезе показателей, установленных законом о бюджете  на соответствующий год; выявление  отклонений в ходе исполнения бюджета; выявление финансовых нарушений  в бюджетной сфере, контроль за правильностью осуществления бюджетного учёта. Налоговый и таможенный контроль рассматриваются либо как самостоятельные виды контроля, либо как составляющие бюджетного контроля.

    Финансовый  контроль, объектом которого являются финансовые отношения, складывающиеся в различных сферах и звеньях  финансовой системы, могут осуществлять как органы государственного, так  и негосударственного финансового  контроля. Так, финансовый контроль в  страховой сфере осуществляют специально созданные государственные органы (например, Федеральная служба страхового надзора РФ), а также аудиторские  организации. Финансовый контроль в  системе пенсионного обеспечения  в РФ осуществляют: Счётная палата РФ, Федеральная служба по финансовым рынкам, Пенсионный фонд РФ (в отношении  страхователей и пенсионеров), Федеральная  служба финансово-бюджетного надзора, Общественный совет по инвестированию средств пенсионных накоплений, негосударственные  пенсионные фонды (по отношению к  управляющим компаниям), аудиторские  фирмы, органы внутреннего контроля.

    Совокупность  контрольных действий и операций, осуществляемых субъектами контроля, может быть выражена в той или  иной форме, зависящей от целого ряда факторов. С учётом этих факторов (время  и место проведения контроля, периодичность  его проведения и др.) можно выделить следующие формы финансового  контроля (табл. 2). 
 
 
 

    Таблица 2. «Основные формы финансового  контроля»6

    Признак классификации     Формы финансового контроля
    Время проведения контроля     Предварительный, текущий, последующий
    Направление воздействия субъекта на объект контроля     Внешний, внутренний
    Место проведения контроля     Камеральный, выездной
    Полнота охвата проверяемого материала (информации)     Сплошной, выборочный
    Характер  источников контроля     Документальный, фактический
    Периодичность проведения контроля     Систематический, периодический, единовременный
    Полнота охвата проверяемых вопросов     Комплексный, тематический, встречный
    Повторяемость изучения источников контроля     Первичный, повторный, дополнительный
 

    В зависимости от времени проведения выделяют предварительный, текущий  и последующий контроль.

    Предварительный контроль - контроль, осуществляемый до совершения финансово-хозяйственных  операций, например, в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) о бюджете и иных проектов законов (решений) по бюджетно-финансовым вопросам, на стадии составления смет доходов и расходов бюджетных  учреждений. Имеет большое значение для предупреждения нарушений финансового  законодательства.

    Текущий контроль проводится в процессе совершения финансово-кредитных операций, например, при рассмотрении отдельных вопросов исполнения бюджетов в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами, при проверке органами казначейства платёжных документов на осуществление кассового расхода бюджета. Текущий контроль позволяет получить необходимую оперативную информацию, характеризующую состояние объекта контроля, внести необходимые коррективы в случае выявления отклонений.

    Последующий контроль осуществляется по итогам завершения финансово-хозяйственных операций, отличается более глубоким изучением  деятельности субъекта хозяйствования. Как правило, по результатам последующего контроля составляют документы (например, акты), положения которых обязательны  для их исполнения.7

    Исходя  из направления воздействия субъекта контроля на объект, выделяют внешний  и внутренний финансовый контроль. Под внешним финансовым контролем понимают: по отношению к органам государственной власти - контроль, осуществляемый независимыми в своей деятельности от органов государственной власти субъектами, т.е. специально созданными контрольными органами; по отношению к субъекту хозяйствования - контроль, осуществляемый иными внешними субъектами (налоговыми, финансовыми органами, аудиторской организацией). Под внутренним финансовым контролем понимают: по отношению к органам государственной власти - контроль, осуществляемый непосредственно в системе органов государственной власти (например, ведомственный контроль); по отношению к субъекту хозяйствования - контроль, осуществляемый соответствующей службой (внутреннего контроля). 

    1.3 Методы финансового  контроля

    При проведении финансового контроля используют определённые методы, к которым традиционно  относят обследование, проверку, ревизию, надзор, мониторинг и др.

    Обследование - это сбор и общий анализ информации по конкретному вопросу в целях  определения целесообразности дальнейшей детальной проверки.

    Проверка  представляет собой единичное контрольное  действие или систему контрольных  действий в отношении определённых финансово-хозяйственных операций субъектов хозяйствования.

    Ревизия - это система обязательных контрольных  действий по документальной и фактической  проверке законности, целесообразности и эффективности совершённых в проверяемом периоде финансово-хозяйственных операций, а также законности и правильности действий должностных лиц. Ревизия в отличие от проверки даёт наиболее полную и достоверную информацию о положении дел в проверяемой организации, т.к. предполагает сплошной охват проверяемых документов; в то время как проверка предполагает выборочность и поэтому в большей степени содержит риск необнаружения тех или иных отклонений от установленных норм, правил, параметров. Кроме того, результаты проверки содержат конкретное документально подтверждённое определение установленных недостач и потерь денежных и материальных ресурсов8

    По  полноте охвата проверяемых вопросов проверки и ревизии бывают: тематические (проводятся по определённому кругу  вопросов) и комплексные (т.е. охватывают практически все аспекты финансово-хозяйственной  деятельности). По характеру источников контроля проводят: документальные проверки и ревизии и фактические

    Надзор  представляет собой систему периодических  контрольных действий по наблюдению за установленными в той или иной сфере деятельности условиями её осуществления. Например, надзор осуществляется за деятельностью субъектов хозяйствования с целью соблюдения ими условий  лицензирования.

    Мониторинг  в отличие от надзора представляет собой систему постоянно совершаемых  контрольных действий и операций по наблюдению с целью определения  текущих изменений в деятельности субъекта хозяйствования. 

 

    

    Глава 2. Государственный  финансовый контроль и органы государственного финансового контроля

    2.1 Финансовый контроль со стороны Счётной палаты РФ .

    Особое  место в системе финансового  контроля принадлежит Счётной палате РФ, деятельность которой определяется Федеральным законом РФ от 11 января 1995 г. Это не зависимый от Правительства  РФ, постоянно действующий орган  государственного финансового контроля, наделённый широкими полномочиями и  подотчётный Федеральному Собранию РФ9.

    Объектом  контроля со стороны Счётной палаты РФ выступают средства федерального бюджета, федеральных внебюджетных фондов и федеральная собственность.

    К субъектам, на которых распространяются контрольные полномочия Счётной  палаты, относятся:

    1) все государственные органы (в  том числе их аппараты) и учреждения, федеральные внебюджетные фонды;

    2) органы местного самоуправления, предприятия, организации, банки,  страховые компании и другие  финансово-кредитные учреждения, их  союзы, ассоциации и иные объединения  вне зависимости от видов форм  собственности, если они получают, перечисляют, используют средства  из федерального бюджета или  используют федеральную собственность  либо управляют ею, а также  имеют предоставленные федеральным  законодательством или федеральными  органами государственной власти  налоговые, таможенные и иные  льготы и преимущества;

    3) общественные объединения, негосударственные  фонды и иные негосударственные  некоммерческие организации, на  деятельность которых контрольные  полномочия Счётной палаты распространяются  в части, связанной с получением, перечислением или использованием ими средств федерального бюджета, использованием федеральной собственности и управлением ею, а также в части предоставленных федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговых, таможенных и иных льгот и преимуществ.10

    Таким образом, область действия контрольных  полномочий Счётной палаты в отношении  указанных субъектов связана  с федеральным бюджетом, федеральными внебюджетными фондами и федеральной  собственностью.

    В рамках задач, определённых законодательством, Счётная палата обладает организационной  и функциональной независимостью. Деятельность Счётной палаты направлена на проведение ряда мер в отношении намечаемых, осуществляемых и уже произведённых  государственных расходов. К основным задачам Счётной палаты относятся:

    - организация и осуществление  контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объёмам, структуре и целевому назначению; определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;

Информация о работе Финансовый контроль