Финансовая ответственность в сфере налогообложения

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2011 в 09:45, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - обобщить нормы законодательства, регулирующие ответственность в сфере налогообложения, проанализировать практику их применения.
Задачи:
* рассмотреть практическое применение совокупности норм отраслей российского законодательства, касающихся ответственности за нарушение налогового законодательства. Отсутствие специального законодательного регулирования имущественных налоговых отношений вынуждает практиков прибегать к аналогии права, принципам справедливости и целесообразности, что не всегда допустимо.
* Рассмотреть отрицательные стороны действующего налогового законодательства и сделаю выводы о возможностях его применения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………….………………………………………………..3
1. ФИНАНСОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КАК ВИД ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ…………………………………………………………………………4
2. АДМИНИСТРАТИВНАЯ (НАЛОГОВАЯ) ОТВЕТСТВЕННОСТЬ……………....15
1. Признаки и особенности……..…….……………..…….……….…..…..………….15
2. Элементы административной (налоговой) ответственности………………..18
3. ВИДЫ ПРАВОНАРУШЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ В СФЕРЕ НАЛОГОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ…………..…………..…………..………………………..………....23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………….…………………………………………….………..…36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………………….37

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ финанс...doc

— 69.38 Кб (Скачать)

     Более того, никакого практического значения подобное "разведение" видов нарушений  законодательство о налогах и  сборах не имеет, поскольку в соответствии со ст. 136 НК РФ штрафы, налагаемые на банки  за нарушения законодательства о  налогах и сборах, взыскиваются в  порядке, аналогичном порядку взыскания  санкций за налоговые правонарушения. Иными словами, не смотря на то, что  нарушения банков по гл. 18 НК РФ формально  не являются налоговыми правонарушениями, тем не менее, на них, как на субъектов  налоговой ответственности, должны были распространяться все нормы, гарантии и процедуры, предусмотренные гл. 15 НК РФ. [11, с. 250]

     Некриминальные  налоговые правонарушения в области  налогов и сборов, совершенные  должностными лицами регулируется нормами  КоАП РФ (ст. 15.3, 15.4, 15.5, 15.6, 15.7, 15.8, 15.9), охватываются понятием административного правонарушения и какого-либо самостоятельного терминологического обозначения не имеют.

     Некриминальные  налоговые правонарушения, совершаемые  организациями, предпринимателями  и физическими лицами, выступающими в налоговых отношениях в качестве налогоплательщиков, налоговых агентов  и иных обязанных лиц, регулируются нормами НК РФ и, в соответствии со ст. 106 НК РФ, носят наименование- налоговые  правонарушения.

     Данное  обстоятельство и является причиной неоднозначного подхода как к  категории налоговой ответственности  вообще, так и к категории налогового правонарушения в частности.

     Однако  явно недостаточно говорить о том, что  отраслевая, или точнее внутриотраслевая, разновидность того или иного  правонарушения определятся его  нахождением, а то и месторасположением, в том или ином кодифицированном (или даже некодифицированном) нормативном  акте. Природа правонарушения остается единой, независимо от того, в каком акте располагаются его состав и санкция.

     Во-первых, одним из основных признаков, указывающих  на однородность административных и  налоговых правонарушений, является общая сфера правового регулирования  и однородность тех общественных отношений, для нормального и  эффективного функционирования которых  и предназначены данные меры ответственности.

     Круг  общественных отношений, являющийся предметом  правового регулирования административного  права очень разнообразен. Административное право регулирует общественные отношения, возникающие в регулятивной и  охранительной административной деятельности, как материальные, так и процессуальные. Субъектами прав и обязанностей, закрепляемых административным правом, и соответствующих  общественных отношений являются и  граждане, и все существующие органы публичной власти и все организации любых форм собственности. Такая полисубъектность, разнообразие по содержанию и форме общественных отношений, регулируемых административным правом, объясняется тем, что публичная администрация призвана обеспечить исполнение множества законов, регламентирующие разные стороны общественной жизни, общеобязательные правила санитарии, пожарной безопасности, дорожного движения, налогообложения, пересечения Государственной границы и т.п.

     То  есть, общим у административных и  налоговых правонарушений является объекты их посягательства. Ведь, так  или иначе, объекты данных нарушений  законодательства о налогах и  сборах составляют охраняемые законом  общественные отношения, складывающиеся в связи или по поводу налогообложения, и регулируемые законодательством  о налогах и сборах.

     Во-вторых, в теории административного права  обязательными признаками административного  правонарушения являются общественная опасность, противоправность, виновность, наказуемость. Те же самые признаки характерны и для налоговых правонарушений. [11, с. 211]

     1) Административное правонарушение- это посягающее на общественные отношения антисоциальное деяние, которое повлекло или могло повлечь наступление вредных последствий. Административное правонарушение- это вариант юридической патологии, отклоняющегося поведения, которое принимает форму либо действия, либо бездействия.

     Деяние, в данном случае, представляет собой  единство физического и психического, т.е. это осознанный, волевой акт  человеческого поведения, выраженного  в подконтрольном сознанию мотивированном действии или бездействии, предусмотренного конкретной статьей КоАП РФ. Оно  включает в себя цель, средства, результат  и сам процесс деяния, а также  охватывает такие личностные категории, как мотивы, ценностные ориентации, психологическое отношение к  содеянному.

     Действие- это активное невыполнение правового предписания в виде обязанности или законного требования; нарушение конкретного запрета, правила, нормы, стандарта.

     Бездействие- это пассивное поведение, выражающееся в несовершении лицом тех действий, которые оно должно было и могло совершить в силу лежащих на нем обязанностей.

     Действие  и бездействие, объединяется по своему содержанию в категорию "деяние". Сущностью административного правонарушения составляет именно его общественная опасность, так как любой административный проступок, посягая на установленный  порядок, причиняет ему тот или  иной вред, нарушает упорядоченность, согласованность, гармоничность управленческих отношений. При этом нежелательный  результат может проявляться  как в реальном вреде, так и  в создании условий для наступления  вреда.

     Также и налоговое правонарушение представляет собой акт поведения, выражающийся в действии или бездействии (под  бездействием здесь понимается воздержание  от действий, когда налоговый закон  предписывает их совершение).

     НК  РФ не определяет налоговое правонарушение как общественно опасное деяние, однако это не означает, что признак  общественной опасности не присущ налоговым  правонарушениям. Направленность налоговых  правонарушений против определенной группы общественных отношений свидетельствует  о наличии у них такого признака. Деяние, совершенное в нарушение  законодательства о налогах и  сборах, имеет объектом посягательств  отношения, регулируемые этим законодательством, а именно властные отношения по исчислению и уплате налогов и сборов, а  также отношения, возникающие в  процессе осуществления налогового контроля.

     Налоговое правонарушение считается совершенным  в нарушение законодательства о  налогах и сборах, если оно выразилось:

     - в неисполнении обязанностей, предусмотренных  НК РФ и иными законодательными  актами (например, в невыполнении  налогоплательщиком обязанности  уплачивать налоговый платеж  в бюджет, в невыполнении налоговым  агентом обязанности по удержанию  и (или) перечислению налогов);

     - в нарушении установленных запретов  или предписаний (например, в несоблюдении  порядка владения, пользования и  (или) распоряжению имуществом, на  которое был наложен арест).

     2) Административное правонарушение - это противоправное деяние, которое нарушает нормы административного и иных отраслей права и отраслей законодательства. Противоправность означает, что действием или бездействием нарушаются установленные правила в определенных сферах общественной жизни, т.е. противоправность состоит в том, что определенное лицо совершает действие, запрещенное нормой права, или не совершает действия, предписанного правовыми нормами.

     3) Административное правонарушение- это виновное деяние, то есть деяние волевое, сознательное. Отношение самого правонарушителя к нему порицаемо.

     Необходимо  отметить, что виновность необходимый  признак административной ответственности. Только виновное (умышленное или неосторожное) нарушение субъектом своих правовых обязанностей влечет административную ответственность. Данное положение  КоАП РФ отвергает возможность объективного вменения, т.е. привлечения к административной ответственности без учета наличия  вины. Виновность в административно-правовом смысле предполагает определенное психическое  отношение лица к своему поведению  и его последствиям.

     НК  РФ также в ст. 106 рассматривает  налоговое правонарушение в качестве виновного деяния. Это означает, что противоправное деяние не только объективно носило противоправный характер, но и осознавалось (либо должно было осознаваться) совершившим его лицом  как противоправное. Кроме того, свойства и особенности виновности подробно рассматриваются в п. 6 ст. 108, подп. 2 ст. 109, ст. 110, ст. 111, ст. 122 НК РФ. Так, согласно ст. 110 НК РФ, виновным в  совершении налогового правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности. Также и деяние, совершенное лицом, не способным выработать адекватное субъективное отношение к содеянному (подп. 2 п. 1 ст. 111 НК РФ), либо деяние, совершение которого не зависело от воли лица и было обусловлено внешними причинами (подп. 1 п. 1 ст. 111 НК РФ), не может быть признано правонарушением. Необходимо также отметить, что и КоАП РФ и НК РФ предусматривают возможность привлечения к ответственности как физических, так и юридических лиц.

     4) Административное правонарушение - это наказуемое деяние. Возможность применения административного взысканий является общим свойством административного правонарушения.

     Наказуемость  означает, что нарушение субъектом  установленных правил, влечет применение к нему предусмотренных КоАП РФ и  другими нормативными актами мер  взыскания. Признак наказуемости следует  понимать таким образом: каждый факт совершения правонарушения сопровождается назначением административного  воздействия. Только такие деяния (действие, бездействие) следует считать административным правонарушением, за которое законодатель считает необходимым назначить  административное взыскание. По характеру  наказуемости административное правонарушение отличается и от уголовного преступления: за административное правонарушение взыскание  более мягкое, чем за преступление.

     В соответствии с п. 3 ст. 108 НК РФ, предусмотренная  НК РФ ответственность за деяние, совершенное  физическим лицом, наступает, если это  деяние не содержит признаков состава  преступления, предусмотренного уголовным  законодательством РФ, что, так же свидетельствует об особом характере  наказуемости при совершении налоговых  правонарушений. [10, с. 215]

     Кроме того, если за совершение формально  противоправных деяний меры ответственности  не установлено, то привлечение лица к ответственности исключено.

     В большинстве случаев отсутствие меры ответственности (налоговой санкции) объясняется просчетами законодателя, низким уровнем законодательной  техники. Так, например, Закон РФ от 27 декабря 1991 года "О налоге на прибыль  предприятий и организаций" возлагал на российские предприятия, выплачивающие  доходы иностранным юридическим  лицам, обязанность в определенных случаях рассчитывать, удерживать и перечислять в бюджет налог с доходов иностранных лиц.

     Однако  ни этот Закон, ни Закон РФ "Об основах  налоговой системы РФ" не устанавливали  мер ответственности за невыполнение этой обязанности (вообще, в полной мере ответственность для налоговых  агентов была установлена только с введением в действие первой части НК РФ, в ст. 123 которого были предусмотрены санкции за неудержание  у налогоплательщика и неперечисление в бюджет соответствующей суммы  налога). Попытки налоговых органов  самостоятельно исправить ситуацию и установить взыскание признавались судами как незаконные (Постановление  Президиума ВАС РФ от 28.10.1997 N 6403/95).

     Подобные ситуации недопустимы, так как подрывается уважение к закону, не достигаются его цели. Нарушитель законодательства оказывается в лучшей ситуации, чем лицо, добросовестно выполняющее правовые требования.

     Так же необходимо отметить, что и судебная практика, как Конституционного Суда РФ, так и арбитражных судов, последовательно  отрицает существование налоговой  ответственности, рассматривая ее как  разновидность административной.

     В соответствии с правовыми позициями, выраженными Конституционным Судом  РФ в названных решениях, различного рода штрафы, взимаемые налоговыми органами с физических лиц за нарушение  ими требований налогового законодательства, выходят за рамки налогового обязательства  как такового и этим отличаются от недоимок и налоговой пени. Полномочие же налогового органа, действуя властно-обязывающим  образом, налагать штрафы за нарушение  требований налогового законодательства, означает, что им применяются санкции, по сути являющиеся административно-правовыми, а не уголовно-правовыми или гражданско-правовыми, т.е. имеет место административно-правовая ответственность за налоговые правонарушения. Штрафные санкции, применяемые налоговыми органами за нарушение норм законодательства, направленного на обеспечение фискальных интересов государства, относятся  к мерам взыскания административно-правового  характера (за административные правонарушения) и осуществляются в рамках административной юрисдикции, а потому правосудие по такого рода делам, осуществляется посредством  административного судопроизводства. [11, с. 372]

     Именно  поэтому в Определении Конституционного Суда РФ был сделан вывод о том, что санкции, предусмотренные ст. 119 НК РФ, также являются административно-правовыми.

     Таким образом, однородность сферы правового  регулирования, а также однородность мер государственно-правового принуждения  свидетельствует о том, что административные правонарушения в области налогов  и сборов (предусмотренные КоАП РФ), а также налоговые правонарушения (предусмотренные НК РФ) имеют единую правовую природу - административно-правовую.

Информация о работе Финансовая ответственность в сфере налогообложения