Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2011 в 09:45, курсовая работа
Цель работы - обобщить нормы законодательства, регулирующие ответственность в сфере налогообложения, проанализировать практику их применения.
Задачи:
* рассмотреть практическое применение совокупности норм отраслей российского законодательства, касающихся ответственности за нарушение налогового законодательства. Отсутствие специального законодательного регулирования имущественных налоговых отношений вынуждает практиков прибегать к аналогии права, принципам справедливости и целесообразности, что не всегда допустимо.
* Рассмотреть отрицательные стороны действующего налогового законодательства и сделаю выводы о возможностях его применения.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………….………………………………………………..3
1. ФИНАНСОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КАК ВИД ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ…………………………………………………………………………4
2. АДМИНИСТРАТИВНАЯ (НАЛОГОВАЯ) ОТВЕТСТВЕННОСТЬ……………....15
1. Признаки и особенности……..…….……………..…….……….…..…..………….15
2. Элементы административной (налоговой) ответственности………………..18
3. ВИДЫ ПРАВОНАРУШЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ В СФЕРЕ НАЛОГОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ…………..…………..…………..………………………..………....23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………….…………………………………………….………..…36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………………….37
Как в КоАП РФ, так и в НК РФ не сформулировано определение ответственности. По смыслу правовых норм, содержащихся в обоих кодексах, ответственность трактуется как применение наказания к виновному лицу. В частности, пункт 1 ст. 114 НК РФ указывает: "Налоговая санкция является мерой ответственности за совершенное правонарушение". Правильнее, однако, сказать: применение штрафа в отношении налогоплательщика, совершившего налоговое правонарушение, есть одна из мер административной (налоговой) ответственности. Винновое лицо отвечает за содеянное и претерпевает неблагоприятные последствия с момента совершения налогового правонарушения в процессе реализации первых элементов ответственности, давая объяснения и возражая по поводу материалов проверки, периодически подвергаясь правовой отрицательной оценке со стороны налогового органа, а также суда.
Изложенное позволяет сформулировать следующее определение административной (налоговой) ответственности: она представляет собой систему мер органа налогового администрирования (суда) в отношении обнаруженного налогового правонарушения, в процессе реализации которых:
1)
виновное лицо вправе дать
объяснения и сделать
2)
противоправное деяние
3)
на основе правовой
Совершаемые в обществе правонарушения не однородны по своему характеру, однако по степени общественной опасности и юридическому оформлению теория права объединяет их в две группы: преступления и проступки.
Также
в сфере налоговых
Выделяют следующие основания привлечения к ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах:
налоговые правонарушения;
нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащие признаки административных правонарушений (налоговые проступки);
преступления, связанные с нарушением законодательства о налогах и сборах (налоговые преступления).
Считается, что термин "налоговое правонарушение" может использоваться и пониматься в двух смыслах - в "широком" и "узком".
Налоговое правонарушение в "широком" смысле представляет собой любое противоправное виновное наказуемое деяние, совершенное в сфере налогообложения, выражающееся в нарушении норм законодательства о налогах и сборах и налогового законодательства в целом, вне зависимости от того, нормами какой отрасли законодательства установлена конкретная ответственность за совершение такого противоправного деяния. При этом авторы в качестве синонима налогового правонарушения предлагают использовать термин "правонарушение в сфере налогообложения".
Исходя из этого, выделяют три вида налоговых правонарушений:
1)
налоговые правонарушения, ответственность
за совершение которых
2)
административные
3)
уголовные правонарушения (преступления)
в сфере налогообложения (
В
процессе установления содержания и
правовой природы некриминальных налоговых
правонарушений возникает проблема
соотношения тех налоговых
Так, ответственность за совершение налоговых правонарушений, регулируемая нормами НК РФ установлена в гл. 16 "Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение" и гл. 18 НК РФ "Виды нарушений банком обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, и ответственность за их совершение".
Ответственность
за совершение административных правонарушений
в сфере налогообложения
В этой связи следует отметить, что вопрос о соотношении правовой природе, а также стройной и последовательной классификации этих некриминальных налоговых правонарушений, до сих пор в научной литературе не определен.
В содержание непосредственно налоговой ответственности включается:
ответственность за совершение собственно (выделено авторами) налоговых правонарушений;
ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах в связи с перемещением товаров через таможенную границу;
ответственность
за нарушения банками
Непосредственно
налоговые правонарушения это только
те правонарушения, ответственность
за которые установлена
С
учетом того, что отношения по поводу
ответственности за нарушения законодательства
о налогах и сборах в связи
с перемещением товаров через
таможенную границу, с 1 июля 2002 года была
законодателем полностью
Хотя
с другой стороны, представляется, что
такой произвольный, или даже "лихой"
перенос законодателем всех вопросов
налогово-таможенной ответственности
из НК РФ и Таможенного кодекса
РФ в КоАП РФ, концептуально не обоснован.
По нашему мнению это обусловлено
тем, что налоговые отношения, несмотря
на специфику своего проявления в
той или иной сфере общественной
деятельности (таможенное дело, промышленность,
строительство, сельское хозяйство
и др.) остаются всегда и везде
именно налоговыми. Никакой особой
специфики, которая бы насущно потребовала
бы отнести типично налогово-
Кроме того, представляется, что разработчики законопроекта и законодатель "не просто" перенесли один состав налогового правонарушения из одного кодекса в другой, но и необоснованно (и даже, так и хочется сказать, неграмотно) провели полную содержательную реформацию данного деяния.
Так, в настоящий момент ст. 122 НК РФ применяется только тогда, когда выявленные налоговым органом неуплата или неполная уплата налога, имеют место именно на момент выявления. Таким образом, в данной ситуации правонарушение не только выявляется, но и в какой-то степени пресекается, а в дальнейшем и наказывается соответственным образом.
Позиция по поводу банковских налоговых правонарушений представляется спорной, так как ст. 106 НК РФ в своем содержании "налогового правонарушения" непосредственно охватывает, в том числе и правонарушения, допущенные банками. То, что в названии гл. 18 НК РФ и в некоторых ее статьях законодатель использует термин "нарушение", не исключает того, что данные деликты носят характер именно правонарушений, а термин "нарушение" предназначен для выделения видовой характеристики содержания тех или иных конкретных правонарушений.
Основным отличием налогового правонарушение в его "узком" смысле выступает фактор правового источника, в котором юридически закреплен порядок применения предусмотренных за такое противоправное деяние мер государственного воздействия- иначе говоря, "фактор правовой природы ответственности".
Налоговое
правонарушение в "узком" смысле
представляет собой виновно совершенное
в сфере налогообложения
При
этом вышеуказанные налоговые
а) общие налоговые правонарушения (налоговые правонарушения налогоплательщиков, налоговых агентов, экспертов, переводчиков, специалистов) и
б)
специальные налоговые
Анализируя сущность ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах, можно указать, что "неоднородность правовой природы ответственности по НК РФ" привела к выделению самим законодателем двух видов ответственности по налоговому законодательству:
ответственность за налоговые правонарушения;
ответственность за иные предусмотренные налоговым законодательством нарушения.
Причем, под налоговыми правонарушениями понимаются нарушения, посягающие на имущественные интересы государства, связанные с неуплатой (неперечислением) налоговых платежей. Все остальные налоговые правонарушения, предусмотренные НК РФ, характеризуются как чисто административные. Так можно отметить, что "еще меньше оснований говорить об особой правовой природе ответственности за налоговые правонарушения таких субъектов, как свидетель по делу о налоговом правонарушении, а также эксперт, переводчик или специалист, привлекаемых к участию в проведении налоговой проверки. Представляется, что ответственность указанных субъектов является административно-правовой по своей сущности".
Вместе
с тем представляется, что налоговое
правонарушение как самостоятельная
разновидность юридико-
Ведь все налоговые правонарушения, которые предусмотрены гл. 16 НК РФ, непосредственно совершаются в сфере налоговых отношений, которые регулируются единым кодифицированным законодательным актом- НК РФ.
Кроме того, права и обязанности лиц, подлежащих ответственности за совершение налоговых правонарушений, так или иначе, установлены НК РФ, поэтому нет ничего удивительного в том, что и составы налоговых правонарушений, также предусмотрены в одном кодифицированном законодательном акте.
Другое
дело, что ряд авторов считают
изначально излишним закрепление в
НК РФ отношений, возникающих между
свидетелями, экспертами и налоговыми
органами по поводу дачи последними правдивых
показаний и заключений, так как
данные отношения выходят за рамки
налогового регулирования. Вместе с
тем, до тех пор пока отношения
по осуществлению налогового контроля,
как особой формы государственного
контроля за соблюдение законности в
сфере налогообложения, и участие
в них вышеуказанных лиц
То
же самое касается и нарушений
банков, за ненадлежащее исполнение своих
обязанностей, предусмотренных
Информация о работе Финансовая ответственность в сфере налогообложения