Бюджетная система РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 18:57, курсовая работа

Описание работы

Данная курсовая работа посвящена рассмотрению федерального бюджета, анализу его статей дохода и расхода,- как в общем плане, так и с современной точки зрения. Исходя из вышесказанного, можно определить задачи данной работы.

Задачи работы:
раскрыть суть, дать основные определения бюджету, доходам бюджета, его расходам, дефициту бюджета, профициту.
рассмотреть формирование доходной и расходной частей бюджета,
охарактеризовать сегодняшнее состояние федерального бюджета.

Работа содержит 1 файл

курсовик!!!.doc

— 444.50 Кб (Скачать)
 
 

    В приложении Б приведено сравнение  основных параметров прогноза социально-экономического развития, используемых для расчета доходов федерального бюджета

    Резкое  сокращение запланированных доходов  бюджета в ближайшие годы во многом объясняется падением мировых цен  на энергоносители. В 2010-2011 годы мировые  цены на нефть и газ будут на 33-36% (или на 29-32 долларов США) ниже, чем прогнозировалось.

    Новый прогноз значительно отличается от прежнего по темпам роста ВВП. Если в середине прошлого года ожидалось, что ВВП в 2011 году по сравнению  с 2008 годом вырастет более чем  на 20%, то согласно текущим оценкам в 2011 году физические объемы ВВП окажутся ниже уровня 2008 года на 4,2%, а номинальный объем ВВП будет на 24-29% ниже первоначальных показателей бюджетных проектировок на 2009-2011 годы.

    Согласно  текущему прогнозу, после глубокого  падения ВВП в 2009 году, будет наблюдаться постепенный выход из рецессии.

    Это отразится и на динамике внешней  торговли: в 2010 году по сравнению с 2009 годом экспорт в долларовом выражении  увеличится на 7,6% , импорт – на 4,9%.

    Сокращение  доходов федерального бюджета ожидается не только из-за ухудшения макроэкономических условий развития экономики, но и в результате реализации мер налогового стимулирования, принятых в целях преодоления последствий кризиса. Так, на 4 п.п. была снижена ставка налога на прибыль (за счет поступлений в федеральный бюджет), еще 0,5 п.п. федеральной ставки было передано в региональные бюджеты. В результате  ставка налога на прибыль, поступающего в федеральный бюджет снизилась с 6,5% до 2%. Эта мера стоит федеральному бюджету около 1% ВВП в условиях 2009 года.

    Согласно  текущему прогнозу социально-экономического развития в период 2010-2012 годов на фоне стабилизации мировой экономики  и благодаря реализуемым Правительством Российской Федерации антикризисным  мерам в России восстановится  положительная динамика экономического роста. В 2010 году прирост ВВП составит 1,6%, после чего он будет постепенно повышаться: до 3,0% - в 2011 году  и 4,3% - в 2012 году. Инфляция в следующем году не должна превысить 10%, а в 2012 году - 7%. [12] 
 

    2.3 Анализ расходной части бюджета 2009-2010 гг. 

    Исходя  из текущей оценки 2009 года, по сравнению  с Федеральным законом от 28 апреля 2009 года № 76-ФЗ, расходы увеличились  на 2,5 % (до 9,9 трлн.руб.).

    Несмотря  на значительное ухудшение макроэкономической ситуации в целом и, как следствие, резкое сокращение доходов бюджетной системы, объем расходов в следующем году по сравнению с 2009 годом практически не меняется, а по сравнению с изначально запланированным Федеральным законом от 24 ноября 2008 г. № 204-ФЗ на 2010 год уменьшается всего на 433 млрд. рублей. В соответствии с обновленными бюджетными проектировками расходы в 2010 году предусмотрены в объеме 9,887 трлн. рублей, в 2011 году – 9,390 трлн. рублей, в 2012 году – 9,681 трлн. рублей против 9,931 трлн. рублей в 2009 году.

    В условиях адаптации расходов федерального бюджета к сокращению бюджетных  доходов прогнозируются существенные изменения в их функциональной структуре (таблица 3): 

    Таблица 3 - Расходы федерального бюджета по разделам классификации

                         расходов бюджетов 

      2009 2010 Изменение
млрд. рублей Доля  в общем объеме расходов, % (проект), млрд. рублей Доля  в общем объеме расходов, %
в млрд. рублей в %
ВСЕГО 9 931,4 100,0 9 886,9 100,0 -44,5 -0,4
Общегосударственные вопросы 959,3 9,7 1 186,7 12,0 227,4 23,7
в том числе:            
Без расходов на обслуживание государственного долга РФ 756,5 7,6 882,7 8,9 126,2 16,7
Обслуживание  государственного долга РФ 202,8 2,0 304,0 3,1 101,2 49,9
Национальная  оборона 1 211,9 12,2 1 253,2 12,7 41,3 3,4
Национальная  безопасность и правоохранительная деятельность 1 006,3 10,1 1 062,4 10,7 56,1 5,6
Национальная  экономика 1 845,7 18,6 1 347,1 13,6 -498,6 -27,0
Жилищно-коммунальное хозяйство 142,9 1,4 137,7 1,4 -5,2 -3,6
Охрана  окружающей среды 13,3 0,1 12,2 0,1 -1,1 -8,3
Образование 413,1 4,2 398,7 4,0 -14,4 -3,5
Культура, кинематография, средства массовой информации 114,7 1,2 108,2 1,1 -6,5 -5,7
Здравоохранение, физическая культура и спорт 348,2 3,5 332,6 3,4 -15,6 -4,5
Социальная  политика 331,3 3,3 328,7 3,3 -2,6 -0,8
Межбюджетные  трансферты 3 544,6 35,7 3 719,3 37,6 174,7 4,9
в том числе:            
Межбюджетные  трансферты

субъектам РФ

1 474,2 14,9 1 123,0 11,4 -351,2 -23,8
Межбюджетные  трансферты государственным 

внебюджетным  фондам РФ

2 070,4 20,8 2 596,4 26,3 526,0 25,4
 

    Раздел  «Межбюджетные трансферты» сохраняет  первое место по объему расходов и  его доля в общем объеме расходов возрастет за счет роста трансфертов Пенсионному фонду (при сокращении субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации).

    Доля  расходов по разделу «Общегосударственные вопросы» возрастает, в основном за счет увеличения расходов на обслуживание государственного долга Российской Федерации (101,2 млрд. рублей), бюджетных ассигнований на обеспечение судебной системы (0,6 млрд. рублей), а также на имущественный взнос в государственную корпорацию «Олимпстрой» (102,0 млрд. рублей).

    Увеличится  доля расходов на обеспечение обороны, безопасности и правоохранительной деятельности – сферах, полностью отнесенных к ведению Российской Федерации.

    Одновременно  планируется значительное сокращение объема и доли расходов на национальную экономику, что обусловлено сокращением  расходов, предусмотренных на 2009 год в рамках антикризисных мер, а также оптимизацией расходов на реализацию ФЦП и субсидирование экономики.

    Доля  расходов по другим разделам остается незначительной, поскольку в соответствующих  сферах основные полномочия осуществляются региональными и местными органами власти. Снижение доли расходов на образование, здравоохранение и культуру в основном обусловлено оптимизацией расходов на обеспечение выполнения функций бюджетных учреждений и на реализацию ФЦП.

    Во  всех случаях, несмотря на стабилизацию или, в ряде случаев, сокращение расходов по сравнению с 2009 годом, в соответствующих отраслях обеспечивается выполнение социальных обязательств Российской Федерации, оплата труда работникам федеральных бюджетных учреждений, реализация приоритетных национальных проектов и других мероприятий, необходимых для реализации политики в соответствующих сферах. [11]

    При этом, по сравнению с 2008 годом в 2010 году наблюдается значительный рост расходов федерального бюджета по всем разделам классификации расходов.

    Но  необходимо учитывать также, что  одним из инструментов реализации федеральной  политики являются межбюджетные трансферты другим бюджетам бюджетной системы.   

    Таблица 4 - Расходы федерального бюджета по основным функциям с

                         учетом межбюджетных трансфертов другим бюджетам

                         бюджетной системы Российской Федерации, млрд.руб. 

      2009     2010 (проект)
Всего в том  числе доля  в расходах всего, % Всего в том  числе доля  в расходах всего, %
по  соотв. разделам транс-ферты по соотв. разделам транс-ферты
ВСЕГО 9 931,4 6 386,7 3 544,6 100,0 9 886,9 6 167,6 3 719,3 100,0
Общегосударственные вопросы  968,9 959,3 9,6 9,8 1 196,0 1 186,7 9,3 12,1
Национальная  оборона 1 214,0 1 211,9 2,1 12,2 1 255,2 1 253,2 2,0 12,7
Национальная  безопасность и правоохранительная деятельность 1 034,2 1 006,3 27,9 10,4 1 080,9 1 062,4 18,5 10,9
Национальная  экономика  2 238,6 1 845,7 392,9 22,5 1 616,3 1 347,1 269,2 16,3
Жилищно-коммунальное хозяйство 159,6 142,9 16,7 1,6 144,9 137,7 7,2 1,5
Охрана  окружающей среды 14,0 13,3 0,7 0,1 12,8 12,2 0,6 0,1
Образование 439,5 413,1 26,4 4,4 419,3 398,7 20,6 4,2
Культура, кинематография, средства массовой информации 117,8 114,7 3,1 1,2 110,6 108,2 2,4 1,1
Здравоохранение, физическая культура и спорт  406,7 348,2 58,5 4,1 389,9 332,6 57,3 3,9
Социальная  политика 2 758,2 331,3 2 426,9 27,8 3 164,1 328,7 2 835,5 32,0
Дотации бюджетам субъектов Российской Федерации 579,8   579,8 5,8 496,7   496,7 5,0
 

    С учетом межбюджетных трансфертов наиболее крупным и быстро растущим направлением расходов федерального бюджета становится социальная политика (27, 8% от общего объема расходов в 2009 году и 32% в 2010 году), что связано с необходимостью выполнения обязательств по социальной защите населения в рамках антикризисной программы. Еще одним наиболее быстро растущим направлением расходов становится общегосударственные вопросы – планируется их увеличение на 2,3% ( в 2009 году они составляли 9,8% от общего объема расходов, а в 2010 планируется 12,1%). Незначительное увеличение расходов (на 0,5%) также наблюдается по статьям национальная оборона, национальная безопасность и правоохранительная деятельность.

    В 2009 году одним из наиболее крупных  направлений расходов была национальная экономика – 22,5% от общего объема расходов, однако в 2010 году планируется снижение расходов по данной статье на 6,2 % (16,3% от общего объема расходов 2010г.). По остальным же направлениям расходов федерального бюджета прогнозируется незначительное снижение. 
 

    
    1. Недостатки  Российского бюджета.
 

    Весь  материал (информация), послуживший  источником для этого раздела моей работы взят из тезисов  выступления Председателя Счетной палаты Российской Федерации С.В. Степашина на пленарном заседании Государственной Думы РФ. [13]  Итак, недостатки федерального бюджета РФ.

    Во-первых, это занижение ряда базовых макроэкономических показателей при подготовке проекта бюджета и, прежде всего цен на нефть, объема ВВП и темпов инфляции повторяется из года в год и то, что это  носит системный характер. Т.е. все всё знают о реальном положении дел,  но очень хочется положительной динамики и перспективы для нашей экономики не так хороши как их преподносят официальные источники.

    Во-вторых, законодательное утверждение бюджета на три года предъявляет качественно новые требования к точности и обоснованности макроэкономического прогнозирования. Однако подготовленный в Правительстве законопроект о стратегическом планировании до сих пор не внесен в Государственную Думу, так как находится на согласовании в Минфине. На исполнении расходной части бюджета негативно сказывается несвоевременное принятие нормативных актов. Другими словами волокита и огромная бюрократическая машина задерживают принятие правовой и нормативной обоснованности для экономических операций и более полного исполнения Федерального бюджета.

Информация о работе Бюджетная система РФ