Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 18:57, курсовая работа
Данная курсовая работа посвящена рассмотрению федерального бюджета, анализу его статей дохода и расхода,- как в общем плане, так и с современной точки зрения. Исходя из вышесказанного, можно определить задачи данной работы.
Задачи работы:
раскрыть суть, дать основные определения бюджету, доходам бюджета, его расходам, дефициту бюджета, профициту.
рассмотреть формирование доходной и расходной частей бюджета,
охарактеризовать сегодняшнее состояние федерального бюджета.
Рисунок
1. Государственные расходы, налоговые
поступления и дефицит
государственного бюджета
G
– государственные расходы; T – налоговые
поступления; Y – доход. В точке E – сбалансированный
бюджет, т.е. налоговые поступления равны
государственным расходам T=G
Для того, чтобы выделить воздействие на бюджетное сальдо целенаправленных мероприятий правительства, используется «бюджет полной занятости» - состояние бюджета в условиях функционирования экономики при естественном уровне безработицы. [8]
2 Анализ состава и структуры бюджета РФ
2.1
Основные характеристики федерального
бюджета на 2009-2011 гг.
В
связи с изменениями в
Федеральный бюджет на 2009-2011 год направлен на повышение уровня жизни населения и повышения всех обязательств перед гражданами в поддержку стратегических и инновационных отраслей, обеспечение безопасности и создание потенциала для устойчивого развития страны.
Согласно федеральному закону "О федеральном бюджете на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов" прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета на 2009 год составил 10,9 трлн. Рублей (21,2% ВВП), на 2010 и 2011 год в сумме 11,7 (19,8% ВВП) и 12,8 трлн. Рублей (19% ВВП). Расходы федерального бюджета на 2009 год прогнозируются в размере 9 трлн. руб., на 2010 год 10,3 трлн. руб., а в 2011 году 11,3 трлн. руб. Прогнозируется профицит федерального бюджета в сумме 1,9 трлн. рублей в 2009 году, 1,4 трлн. рублей в 2010 году и 1,5 трлн. рублей в 2011 году. [14]
Однако, в связи с финансовым кризисом показатели федерального бюджета на 2009 год были пересмотрены Федеральным законом от 28.04.2009 № 76-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов».. Из текста Закона исключены слова "и на плановый период 2010 и 2011 годов". Таким образом, основные характеристики федерального бюджета относятся исключительно к 2009 году. Бюджет спланирован исходя из прогнозируемого объема ВВП в размере 40,4 трлн. рублей (ранее - 51,47 трлн. рублей) и уровня инфляции, не превышающего 13 процентов, вместо прогнозируемого ранее на уровне 8,5 процента.
Поступления
в доходную часть федерального бюджета
2009 года ожидаются в сумме 6,7 трлн.
рублей, что на 4,2 трлн. рублей меньше
объема, прогнозируемого ранее. При
этом расходы федерального бюджета
увеличены и определены в размере 9,69 трлн.
рублей, вместо установленных ранее в
сумме 9,02 трлн. рублей. Таким образом, дефицит
бюджета составит 2,9 трлн. рублей.
Таблица 1 - Оценка ожидаемого исполнения федерального бюджета за
2009 год, млрд. руб.
|
Совет Федерации на внеочередном заседании 29.09.2009 одобрил антикризисные поправки в федеральный бюджет 2009 года, увеличивающие бюджетные расходы до 24,2% ВВП и дефицит - до 7,7% ВВП.
Поправки, разработанные правительством РФ, предусматривают увеличение расходов федерального бюджета-2009 на 152,99 миллиарда рублей, или на 0,2% ВВП - до 9 триллионов 845,2 миллиарда рублей.
Выступая на заседании, председатель комитета СФ по бюджету Евгений Бушмин уточнил, что с ростом расходов увеличивается дефицит бюджета - до 7,7% ВВП с запланированных ранее 7,4% ВВП. В абсолютном выражении дефицит бюджета в этом году составит 3 триллиона 131,4 миллиарда рублей (ранее - 2 триллиона 978,3 миллиарда рублей).
Увеличение расходов связано с учетом планируемых операций по докапитализации банковского сектора путем обмена облигаций федерального займа (ОФЗ) в сумме до 150 миллиардов рублей на привилегированные акции банков.
В соответствии с поправками планируется перераспределить 141,77 миллиарда рублей из одних статей расходов на другие в связи с экономией средств.
На реализацию публичных нормативных обязательств РФ будет направлено 10,36 миллиарда рублей, на поддержку реального сектора экономики - 70,88 миллиарда рублей, на социальное обеспечение отдельных категорий граждан - 29,44 миллиарда рублей, на покрытие дефицита Фонда соцстрахования - 14,7 миллиарда рублей, на бюджетные инвестиции - 8 миллиардов рублей, еще 8,348 миллиарда рублей - на другие мероприятия.
Законопроект предусматривает, что 7,36 миллиарда рублей будет направлено на выплату пенсий, пособий и компенсаций гражданам, уволенным с военной службы; 3 миллиарда рублей - на социальную поддержку граждан, подвергшихся радиации вследствие аварий.
Из 70,8 миллиарда рублей, предусмотренных на поддержку реального сектора экономики, 15 миллиардов направляется на взнос РФ в госкорпорацию "Росатом" на приобретение акций ЗАО "Атомредметзолото" и еще 15 миллиардов - на строительство атомных электростанций.
Кроме того, 15 миллиардов рублей государство выделяет на взнос в уставный капитал ОАО "Российская самолетостроительная корпорация "МиГ" и 13 миллиардов рублей - на увеличение уставного капитала ОАО "Объединенная авиастроительная корпорация".
Получит господдержку и агропромышленный комплекс: по словам депутата, более 6 миллиардов рублей будет направлено на проведение закупочных и товарных интервенций сельхозпродукции, 825 миллионов рублей - на взнос в уставный капитал Россельхозбанка. [12]
Почти 29,5 миллиарда рублей бюджет выделяет на строительство и приобретение жилья для военнослужащих, поддержку вынужденных переселенцев, компенсацию за наем жилья сотрудникам МЧС.
Как мы видим, социальная защита населения заявлена в качестве одного из приоритетов антикризисной программы РФ. Обещания даны, и отказ от увеличения выплат, повышения пенсий и т.д., будет чреват очень серьезными социальными последствиями. Но эти высокие социальные обязательства и вызванный ими дефицит бюджета могут стать балластом, который не позволит отечественной экономике пойти в рост в 2010 году. Простимулировать рост экономики за счет заемных средств может и не удастся.
Но еще одним главным препятствием для экономического роста является не дефицитный бюджет, а двузначные цифры инфляции, одна из главных причин застоя в реальном секторе. Опасающиеся невозвратов банки, с одной стороны, неохотно кредитуют реальный сектор. А предприятия этого реального сектора опасаются брать кредиты, ставки которых связаны с инфляцией. Даже если предприятия возьмут ссуды под 16-17%, расплачиваться по этим кредитам им будет очень непросто. Я считаю, что правительству нужно приложить максимум усилий для снижения инфляции, которая в идеале не должна превышать 5%.
По предварительной оценке федеральный бюджет за январь-октябрь 2009 года исполнен:
Более
подробно основные характеристики исполнения
бюджета по предварительной оценке за
январь – октябрь 2009г рассмотрены в
приложении А. [9]
2.2
Анализ доходной части бюджета 2009-2011
гг.
Доходы федерального бюджета в 2009 году, по уточненным данным, снизятся на 25% по сравнению с 2008 годом, заявил вице-премьер, министр финансов РФ А. Кудрин
Кудрин в очередной раз подтвердил, что Россия вышла из технической рецессии, о чем свидетельствуют данные Минэкономразвития по очищенному от сезонного и календарного факторов росту ВВП в третьем квартале на 0,6% по отношению ко второму кварталу. [13]
Доходы
федерального бюджета за январь-октябрь
2009 года по предварительной оценке
в разрезе федеральных органов исполнительной
власти - администраторов доходов федерального
бюджета, на которые приходятся максимальные
объемы администрируемых доходов представлены
в таблице 2.
Таблица 2 - Оперативная информация об объемах поступлений доходов
Федерального бюджета за январь-октябрь
2009 года, млн. руб.
Прогноз
поступлений доходов в |
Кассовое исполнение за: | % кассового исполнения | |||
9 месяцев | октябрь | январь-октябрь | |||
Налоги и другие платежи, администрируемые Федеральной налоговой службой | 2 610 563,6 | 2 194 782,2 | 277 398,7 | 2 472 180,9 | 94,7 |
Налоги и платежи, администрируемые Федеральной таможенной службой | 3 472 044,0 | 2 311 867,1 | 360 142,3 | 2 672 009,4 | 77,0 |
Поступления, администрируемые Федеральным агентством по управлению государственным имуществом | 35 458,5 | 22 579,1 | 2 690,6 | 25 269,7 | 71,3 |
Доходы федерального бюджета, администрируемые другими федеральными органами | 595 754,9 | 585 195,1 | 34 095,0 | 619 290,1 | 104,0 |
Доходы без учета доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния | 595 754,9 | 305 517,4 | 29 459,3 | 334 976,7 | 56,2 |
ИТОГО ДОХОДОВ | 6 713 821,0 | 5 114 423,5 | 674 326,6 | 5 788 750,1 | 86,2 |
Итого доходов без учета доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния | 6 713 821,0 | 4 834 745,8 | 669 690,9 | 5 504 436,7 | 82,0 |