Бюджетная система РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 18:57, курсовая работа

Описание работы

Данная курсовая работа посвящена рассмотрению федерального бюджета, анализу его статей дохода и расхода,- как в общем плане, так и с современной точки зрения. Исходя из вышесказанного, можно определить задачи данной работы.

Задачи работы:
раскрыть суть, дать основные определения бюджету, доходам бюджета, его расходам, дефициту бюджета, профициту.
рассмотреть формирование доходной и расходной частей бюджета,
охарактеризовать сегодняшнее состояние федерального бюджета.

Работа содержит 1 файл

курсовик!!!.doc

— 444.50 Кб (Скачать)

    Рисунок 1. Государственные расходы, налоговые поступления и дефицит 
государственного бюджета

    G – государственные расходы;  T – налоговые поступления; Y – доход. В точке E – сбалансированный бюджет, т.е. налоговые поступления равны государственным расходам T=G 

    Для того, чтобы выделить воздействие на бюджетное сальдо целенаправленных мероприятий правительства, используется «бюджет полной занятости» - состояние бюджета в условиях функционирования экономики при естественном уровне безработицы. [8]

 

     2 Анализ состава и структуры бюджета РФ

    2.1 Основные характеристики федерального бюджета на 2009-2011 гг. 

    В связи с изменениями в бюджетном  законодательстве в основу бюджетного планирования положен метод "скользящей трехлетки", при котором ранее утвержденные проектировки второго и третьего года трехлетнего периода становятся основной следующего бюджета с ежегодным добавлением к ним проектировок нового третьего года. [12]

    Федеральный бюджет на 2009-2011 год направлен на повышение уровня жизни населения и повышения всех обязательств перед гражданами в поддержку стратегических и инновационных отраслей, обеспечение безопасности и создание потенциала для устойчивого развития страны.

    Согласно  федеральному закону "О федеральном  бюджете на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов" прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета на 2009 год составил 10,9 трлн. Рублей (21,2% ВВП), на 2010 и 2011 год в сумме 11,7 (19,8% ВВП) и 12,8 трлн. Рублей (19% ВВП). Расходы федерального бюджета на 2009 год прогнозируются в размере 9 трлн. руб., на 2010 год 10,3 трлн. руб., а в 2011 году 11,3 трлн. руб. Прогнозируется профицит федерального бюджета в сумме 1,9 трлн. рублей в 2009 году, 1,4 трлн. рублей в 2010 году и 1,5 трлн. рублей в 2011 году. [14]

    Однако, в связи с финансовым кризисом показатели федерального бюджета на 2009 год были пересмотрены Федеральным законом от 28.04.2009 № 76-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов».. Из текста Закона исключены слова "и на плановый период 2010 и 2011 годов". Таким образом, основные характеристики федерального бюджета относятся исключительно к 2009 году. Бюджет спланирован исходя из прогнозируемого объема ВВП в размере 40,4 трлн. рублей (ранее - 51,47 трлн. рублей) и уровня инфляции, не превышающего 13 процентов, вместо прогнозируемого ранее на уровне 8,5 процента.

    Поступления в доходную часть федерального бюджета 2009 года ожидаются в сумме 6,7 трлн. рублей, что на 4,2 трлн. рублей меньше объема, прогнозируемого ранее. При  этом расходы федерального бюджета увеличены и определены в размере 9,69 трлн. рублей, вместо установленных ранее в сумме 9,02 трлн. рублей. Таким образом, дефицит бюджета составит 2,9 трлн. рублей. 

    Таблица 1 -  Оценка ожидаемого исполнения федерального бюджета за

                          2009 год, млрд. руб.

Наименование Утверждено  ФЗ  "О федеральном бюджете  на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" (в ред. №76-ФЗ от 28.04.2009) в% к ВВП Сводная бюджетная  роспись с учетом изменений  по состоянию на 1 сентября 2009 года в% к ВВП Изменения, предусмотренные  законопроектом внесенным Правительством РФ в Гос. Думу ФС РФ Ожидаемое исполнение Ожидаемое исполнение в% к ВВП
1 2 3 4 5 6 7 8
ВВП 40 420,0         38 997,0  
ДОХОДЫ - ВСЕГО 6 713,8 16,6       6 713,8 17,2
в том числе:              
нефтегазовые  доходы 2 057,2 5,1       2 797,6 7,2
доходы  без учета нефтегазовых доходов 4 656,6 11,5       3 916,2 10,0
РАСХОДЫ - В С Е Г О 9 692,2 24,0 9 778,4 24,2 153,0 9 931,4 25,5
в том числе:              
процентные 229,1 0,6 235,1 0,6 -32,3 202,8 0,5
непроцентные 9 463,2 23,4 9 543,3 23,6 185,3 9 728,6 24,9
из  них:              
ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВОПРОСЫ 784,1 1,9 804,4 2,0 -47,8 756,5 1,9
НАЦИОНАЛЬНАЯ  ОБОРОНА 1 197,0 3,0 1 216,1 3,0 -4,1 1 211,9 3,1
НАЦИОНАЛЬНАЯ  БЕЗОПАСНОСТЬ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 1 022,5 2,5 1 006,3 2,5 0,0 1 006,3 2,6
НАЦИОНАЛЬНАЯ  ЭКОНОМИКА 1 727,0 4,3 1 641,2 4,1 204,5 1 845,7 4,7
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО 112,0 0,3 112,7 0,3 30,2 142,9 0,4
ОХРАНА  ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 12,9 0,0 13,4 0,0 0,0 13,3 0,0
ОБРАЗОВАНИЕ 396,2 1,0 409,1 1,0 4,0 413,1 1,1
КУЛЬТУРА, КИНЕМАТОГРАФИЯ, СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ 109,9 0,3 114,4 0,3 0,3 114,7 0,3
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ, ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ 335,0 0,8 347,4 0,9 0,8 348,2 0,9
СОЦИАЛЬНАЯ  ПОЛИТИКА 310,9 0,8 321,9 0,8 9,4 331,3 0,8
МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ  ТРАНСФЕРТЫ 3 455,7 8,5 3 556,4 8,8 -11,8 3 544,6 9,1
финансовая  помощь субъектам Российской Федерации 1 308,2 3,2 1 486,0 3,7 -11,8 1 474,2 3,8
трансферты  бюджетам государственных внебюджетных фондов 2 147,5 5,3 2 070,4 5,1   2 070,4 5,3
ДЕФИЦИТ/ПРОФИЦИТ (-/+) -2 978,4 7,4 -3 131,4 7,7   -3 217,6 8,3
Источники покрытия дефицита федерального бюджета 2 978,4 7,4     153,0 3 217,6 8,3
 

    Совет Федерации на внеочередном заседании 29.09.2009 одобрил антикризисные поправки в федеральный бюджет 2009 года, увеличивающие бюджетные расходы до 24,2% ВВП и дефицит - до 7,7% ВВП.

    Поправки, разработанные правительством РФ, предусматривают  увеличение расходов федерального бюджета-2009 на 152,99 миллиарда рублей, или на 0,2% ВВП - до 9 триллионов 845,2 миллиарда рублей.

    Выступая  на заседании, председатель комитета СФ по бюджету Евгений Бушмин уточнил, что с ростом расходов увеличивается  дефицит бюджета - до 7,7% ВВП с запланированных  ранее 7,4% ВВП. В абсолютном выражении  дефицит бюджета в этом году составит 3 триллиона 131,4 миллиарда рублей (ранее - 2 триллиона 978,3 миллиарда рублей).

    Увеличение  расходов связано с учетом планируемых  операций по докапитализации банковского  сектора путем обмена облигаций  федерального займа (ОФЗ) в сумме  до 150 миллиардов рублей на привилегированные акции банков.

    В соответствии с поправками планируется  перераспределить 141,77 миллиарда рублей из одних статей расходов на другие в связи с экономией средств.

    На  реализацию публичных нормативных  обязательств РФ будет направлено 10,36 миллиарда рублей, на поддержку реального сектора экономики - 70,88 миллиарда рублей, на социальное обеспечение отдельных категорий граждан - 29,44 миллиарда рублей, на покрытие дефицита Фонда соцстрахования - 14,7 миллиарда рублей, на бюджетные инвестиции - 8 миллиардов рублей, еще 8,348 миллиарда рублей - на другие мероприятия.

    Законопроект  предусматривает, что 7,36 миллиарда  рублей будет направлено на выплату  пенсий, пособий и компенсаций  гражданам, уволенным с военной  службы; 3 миллиарда рублей - на социальную поддержку граждан, подвергшихся радиации вследствие аварий.

    Из 70,8 миллиарда рублей, предусмотренных  на поддержку реального сектора  экономики, 15 миллиардов направляется на взнос РФ в госкорпорацию "Росатом" на приобретение акций ЗАО "Атомредметзолото" и еще 15 миллиардов - на строительство атомных электростанций.

    Кроме того, 15 миллиардов рублей государство  выделяет на взнос в уставный капитал  ОАО "Российская самолетостроительная корпорация "МиГ" и 13 миллиардов рублей - на увеличение уставного капитала ОАО "Объединенная авиастроительная корпорация".

    Получит господдержку и агропромышленный комплекс: по словам депутата, более 6 миллиардов рублей будет направлено на проведение закупочных и товарных интервенций  сельхозпродукции, 825 миллионов рублей - на взнос в уставный капитал Россельхозбанка. [12]

    Почти 29,5 миллиарда рублей бюджет выделяет на строительство и приобретение жилья для военнослужащих, поддержку  вынужденных переселенцев, компенсацию  за наем жилья сотрудникам МЧС.

    Как мы видим, социальная защита населения заявлена в качестве одного из приоритетов антикризисной программы РФ. Обещания даны, и отказ от увеличения выплат, повышения пенсий и т.д., будет чреват очень серьезными социальными последствиями. Но эти высокие социальные обязательства и вызванный ими дефицит бюджета могут стать балластом, который не позволит отечественной экономике пойти в рост в 2010 году. Простимулировать рост экономики за счет заемных средств может и не удастся.

    Но  еще одним главным препятствием для экономического роста является  не дефицитный бюджет, а двузначные цифры инфляции, одна из главных причин застоя в реальном секторе. Опасающиеся невозвратов банки, с одной стороны, неохотно кредитуют реальный сектор. А предприятия этого реального сектора опасаются брать кредиты, ставки которых связаны с инфляцией. Даже если предприятия возьмут ссуды под 16-17%, расплачиваться по этим кредитам им будет очень непросто. Я считаю, что правительству нужно приложить максимум усилий для снижения инфляции, которая в идеале не должна превышать 5%.

    По  предварительной оценке федеральный  бюджет за январь-октябрь 2009 года исполнен:

  • по доходам - в сумме  5 788,75 млрд. рублей, или 86,2% к общему объему доходов федерального бюджета, утвержденному Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов»;
  • по кассовому исполнению расходов –   7 294,78 млрд. рублей, или 73,5%  к уточненной росписи;
  • дефицит –   (-)1 506,03 млрд. рублей, что составляет 4,7% ВВП;
  • первичный дефицит составил   (-)1 355,73 млрд. рублей.

    Более подробно основные характеристики исполнения бюджета по предварительной оценке за январь – октябрь 2009г рассмотрены в    приложении А. [9] 
 
 
 

    2.2 Анализ доходной части бюджета 2009-2011 гг. 

    Доходы  федерального бюджета в 2009 году, по уточненным данным, снизятся на 25% по сравнению с 2008 годом, заявил вице-премьер, министр финансов РФ А. Кудрин

    Кудрин  в очередной раз подтвердил, что  Россия вышла из технической рецессии, о чем свидетельствуют данные Минэкономразвития по очищенному от сезонного и календарного факторов росту ВВП в третьем квартале на 0,6% по отношению ко второму кварталу. [13]

    Доходы федерального бюджета за январь-октябрь 2009 года по предварительной оценке  в разрезе федеральных органов исполнительной власти - администраторов доходов федерального бюджета, на которые приходятся максимальные объемы администрируемых доходов представлены в таблице 2.  

    Таблица 2  - Оперативная информация об объемах поступлений доходов

                         Федерального бюджета за  январь-октябрь 2009 года, млн. руб. 

  Прогноз поступлений доходов в федеральный  бюджет на 2009г     Кассовое  исполнение за: %  кассового исполнения
9 месяцев октябрь январь-октябрь  
Налоги  и другие платежи, администрируемые Федеральной налоговой службой 2 610 563,6 2 194 782,2 277 398,7 2 472 180,9 94,7
Налоги  и платежи, администрируемые  Федеральной  таможенной службой 3 472 044,0 2 311 867,1 360 142,3 2 672 009,4 77,0
Поступления, администрируемые Федеральным агентством по управлению государственным имуществом 35 458,5 22 579,1 2 690,6 25 269,7 71,3
Доходы  федерального бюджета, администрируемые другими федеральными органами 595 754,9 585 195,1 34 095,0 619 290,1 104,0
Доходы  без учета доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда  национального благосостояния 595 754,9 305 517,4 29 459,3 334 976,7 56,2
ИТОГО ДОХОДОВ 6 713 821,0 5 114 423,5 674 326,6 5 788 750,1 86,2
Итого доходов без учета доходов  от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального  благосостояния 6 713 821,0 4 834 745,8 669 690,9 5 504 436,7 82,0

Информация о работе Бюджетная система РФ