Бюджетная система РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 18:57, курсовая работа

Описание работы

Данная курсовая работа посвящена рассмотрению федерального бюджета, анализу его статей дохода и расхода,- как в общем плане, так и с современной точки зрения. Исходя из вышесказанного, можно определить задачи данной работы.

Задачи работы:
раскрыть суть, дать основные определения бюджету, доходам бюджета, его расходам, дефициту бюджета, профициту.
рассмотреть формирование доходной и расходной частей бюджета,
охарактеризовать сегодняшнее состояние федерального бюджета.

Работа содержит 1 файл

курсовик!!!.doc

— 444.50 Кб (Скачать)

    Все налоги подразделяются, кроме того, на прямые и косвенные. Прямые налоги предполагают непосредственное изъятие части доходов налогоплательщика. К ним относят подоходный налог с населения, налог на прибыль корпораций, поимущественный налог и ряд других. Косвенные налоги – это налоги, взимаемые  в ценах товаров и услуг. Они включают налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины, фискальные монопольные налоги.

    Неналоговые доходы включают следующие подгруппы:

    - доходы от имущества, находящегося  в государственной и муниципальной  собственности, или от деятельности;

    - доходы от продажи земли и нематериальных активов;

    - поступления капитальных трансфертов  из негосударственных источников;

    - административные платежи и сборы;

    - штрафные санкции, возмещение  ущерба;

    - доходы от внешнеэкономической  деятельности;

    - прочие неналоговые доходы.

    Безвозмездные перечисления состоят из подгрупп:

    - от нерезидентов;

    - от бюджетов других уровней;

    - от государственных внебюджетных  фондов;

    - от государственных организаций;

    - от наднациональных организаций;

    - средства, передаваемые в целевые  бюджетные фонды.

    Доходы  целевых бюджетных фондов включают в себя следующие целевые бюджетные  фонды:

    - дорожные фонды; экологические  фонды; 

    - Федеральный фонд МНС и Федеральной  службы налоговой полиции РФ;

    - Фонд развития таможенной системы  РФ;

    - Государственный фонд борьбы с преступностью;

    - Фонд воспроизводства минерально-сырьевой  базы;

    - Фонд Министерства РФ по атомной  энергии; 

    - Целевой бюджетный фонд содействия  военной реформе; 

    - Фонд управления, изучения, сохранения  и воспроизводства водных биологических ресурсов;

    -Федеральный  фонд восстановления и охраны  водных объектов.

    В свою очередь подгруппы делятся  на статьи и подстатьи.  

    Классификация расходов бюджета:

    Расходы бюджета - это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач  и функций государственного и местного самоуправления.

    Различают три структуры расходов бюджета: функциональную, экономическую и  ведомственную.

    Функциональная  классификация - группировка расходов бюджетов всех уровней, отражающая направление  бюджетных средств на выполнение основных функций государства. Группировка имеет четырехуровневую структуру: разделы и подразделы, целевые статьи и виды расходов.

    Разделы:

    - государственное управление и  местное самоуправление;

    - судебная власть;

    - международная деятельность;

    - национальная оборона;

    - правоохранительная деятельность  и обеспечение безопасности государства;

    - фундаментальные исследования и  содействие научно-техническому  прогрессу;

    - промышленность, энергетика и строительство;

    - сельское хозяйство, рыболовство и др.

    Ведомственная классификация - это группировка  расходов, отражающая распределение  бюджетных средств по главным  распорядителям средств федерального бюджета.

    Главный распорядитель средств - руководитель органа государственной власти РФ, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств.

    Экономическая классификация - группировка расходов бюджетов всех уровней по экономическому содержанию, отражающая виды финансовых операций, с помощью которых государство выполняет свои функции как внутри страны, так и во взаимоотношениях с другими странами.

    Расходы делятся на категории, группы, предметные статьи и подстатьи.

    Различают три категории расходов: текущие, капитальные расходы, предоставление кредитов (бюджетных ссуд) за вычетом погашения.

    Текущие расходы - это часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, бюджетных учреждений и т. п. В категорию "Текущие расходы" включаются следующие группы: закупки товаров и услуг; выплаты процентов; субсидии и текущие трансферты; оплата услуг по признанию прав собственности за рубежом.

    Капитальные расходы - это часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и  инвестиционную деятельность. В составе капитальных расходов может быть выделен бюджет развития. Капитальные расходы имеют следующие группы: капитальные вложения в основные фонды, создание государственных запасов и резервов, приобретение земли и нематериальных активов, капитальные трансферты.

    В категорию "Предоставление кредитов за вычетом погашений" включается группа "Предоставление кредитов". [3] 
 

    
    1. Сбалансированность  бюджета: профицит и дефицит.
 

    Бюджет  может иметь три вида итога: баланс, профицит и дефицит. Баланс бюджета  – равенство его доходов расходам; профицит бюджета – превышение доходов бюджета над его расходами; дефицит бюджета - превышение расходов бюджета над его доходами.

    Доходы  и расходы органов государственной  власти в принципе могут быть сбалансированы. Однако в реальной жизни этого, как правило, не бывает и имеет место дефицит или профицит.

    Бюджет  с дефицитом представляет собой  бюджет, у которого расходы превышают  доходы. Это состояние бюджета  свидетельствует о недостаточно эффективном государственном управлении, поскольку в стране отсутствует инфраструктура, призванная обеспечить доходы достаточные для финансирования государственных потребностей.

    Основными причинами дефицита бюджетов являются войны и спады производства. Войны  требуют использования ресурсов на вооружение и содержание армии. Финансирование этих расходов осуществляется за счёт увеличения налогов, денежные эмиссии и выпуска государственных долговых обязательств. Однако, увеличение налоговых ставок ограничивает стимулы к труду и развитию производства. Эмиссия новых денег ведёт к инфляции. Другим важным фактором, порождающим дефицит, являются спады, стагнация и периоды депрессии производства. В годы, когда ВВП и национальный доход сокращаются, автоматически сокращаются также налоговые поступления. В то же время расходы сохраняют тенденции оставаться на прежнем уровне. В итоге возникает или увеличивается разрыв между расходами  и доходами, растёт дефицит.

    Превышение  доходов над расходами (профицит) принято показывать с положительным знаком, а дефицит – с отрицательным. Дефицит покрывается за счёт финансирования, величина которого равна дефициту, но имеет противоположный знак.

    Бюджет  с профицитом представляет собой  бюджет, у которого доходы превышают  расходы. Такое состояние бюджета  показывает, что государство не разработало финансовую политику, которая бы позволила эффективно решать задачи по определению направлений развитий страны, направлений, требующих дополнительного финансирования. [5]

    Если  по итогам исполнения бюджета сформировался  профицит, то следующий финансовый год целесообразно принять ряд мероприятий:

  1. сокращение доходов от реализации государственного имущества, запасов и резервов.
  2. предусмотреть направление бюджетных средств на дополнительное погашение долговых обязательств.
  3. увеличить расходы, в частности передав части доходов нижестоящим уровням бюджета.

    Если  вышеперечисленные мероприятия  осуществить невозможно или нецелесообразно, можно сократить налоговые доходы путем внесения изменений в налоговое законодательство. [4]

    Экономисты  предлагают три основных подхода к проблеме сбалансированности бюджета.

    Первый  подход связан с ориентацией на ежегодную сбалансированность бюджета. Такая ориентация фискальной политики сводит на нет её антициклический и стабилизационный характер. Ежегодно балансируемый бюджет на самом деле усугубляет колебания экономического цикла, вызывает ускорение инфляции. Это происходит потому, что в условиях депрессии, значительной безработицы имеет место сокращение доходов, которое неизменно вызовет уменьшение налоговых поступлений в государственную казну, и правительство, стремясь балансировать бюджет,  должно либо увеличивать налоги, либо сокращать государственные расходы, либо использовать сочетание этих двух мер. Но эти меры являются сдерживающими по своему характеру: каждая из них ещё больше сокращает совокупный спрос, что приводит к дальнейшему снижению общественного производства. В противоположном случае, при профиците государственного бюджета, чтобы не допустить превышения доходов над расходами, правительство должно либо снизить налоги, либо увеличить расходы, либо сделать и то и другое одновременно. В таком случае сбалансированность бюджета достигается ценой раскручивания инфляционной спирали.

    Второй  подход предполагает достижение сбалансированности бюджета в течение экономического цикла. В данном случае допускаются годовые дефициты и профициты бюджета, а фискальная политика используется одновременно как инструмент и антициклического регулирования, и балансирования бюджета в долгосрочном периоде. Для того, чтобы противостоять спаду, правительство должно снизить налоги и увеличить расходы, сознательно вызывая дефицит. В ходе последующего подъема и проявления инфляции необходимо повысить налоги и урезать государственные расходы. Возникающее на этой основе положительное сальдо бюджета может быть использовано на покрытие государственного долга, возникшего в период спада. Таким образом правительство может сбалансировать бюджет не на ежегодной основе, а в период в несколько лет.

    Третий  подход к регулированию государственного бюджета связан с концепцией функциональных финансов, суть которой сводится к тому, чтобы фискальная политика рассматривалась лишь в качестве инструмента экономической политики сбалансированного развития народного хозяйства. Основной целью государственных финансов является макроэкономическая стабильность, а сбалансированность госбюджета рассматривается как один из составляющих элементов такой стабильности. Характер бюджетного сальдо – дефицит или излишек – определяется состоянием экономики в целом. При данном объеме государственных расходов и данной ставке налогообложения бюджетное сальдо зависит от масштабов национального производства.

               T, G

                                              сбалансированный

                                                             бюджет

                                   бюджетный 

                                    дефицит  
 

                                                                         E

                                                                                                            

                                                                                  бюджетный

                                  излишек

                                                                                             Y  

Информация о работе Бюджетная система РФ