Антимонопольное регулирование в отдельных областях природопользования

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 15:59, курсовая работа

Описание работы

Главной целью работы является выявление проблем антимонопольного регулирования имущественных и связанных с ними неимущественных общественных отношений в области использования природных ресурсов. Для достижения данной цели, необходимо решить ряд задач, а именно:
Во-первых, определение общей экономической обстановки в области использования природных ресурсов,
Во-вторых, определение действующего антимонопольного законодательства в области использования природных ресурсов,
В-третьих, обобщение и анализ судебной практики по делам о нарушении антимонопольного законодательства в области использования природных ресурсов.

Содержание

Введение………………………………………………………………………Стр.3

История и правовые основы антимонопольного контроля в России…………….......................................................................................................Стр.5
§1.Становление антимонопольного законодательства в России…… Стр.5
§2. Виды антимонопольного контроля в России…………………….Стр.13
Антимонопольное регулирование в отдельных областях природопользования………………………………………………………...Стр.25
§1. Антимонопольное регулирование в области использования водных объектов и рыбохозяйства……………………………………………….......Стр.25
§2. Антимонопольное регулирование в области использования лесного хозяйства и животного мира………………………………………………...Стр.40
§3. Антимонопольное регулирование в области использования недр………………………………………………………………………….Стр. 47
Заключение …………………………………………………………Стр. 53
Список используемой литературы…………………………………Стр. 55

Работа содержит 1 файл

диплом.docx

— 97.54 Кб (Скачать)

       В силу Федерального закона N 33-ФЗ  от 15 февраля 1995 года «Об особо охраняемых природных территориях» (далее –  Закон №33 ФЗ) участки недр изъяты полностью или частично из хозяйственного использования и для них установлен режим особой охраны. С целью предотвращения причинения ущерба особо охраняемой природной территории, нарушения целостности памятника природы запрещается производить геологическое изучение, разведку и добычу песка на территории. Суды признают недействительными решения конкурсов и аукционов на данные территории, а также выданные по их результатам лицензии с лицензионными соглашениями об условиях пользования недрами.49

       В результате приватизации региональные рынки нефтепродуктов разделены  между вертикально интегрированными нефтяными компаниями (далее - нефтяные компании) по территориальному признаку.

       Потенциально  конкурентный сегмент оптового рынка  нефтепродуктов искусственно сужен. Оптовая  реализация и распределение объемов  нефтепродуктов между покупателями осуществляются нефтяными компаниями по непрозрачным процедурам. Отсутствие открытых торгов по продаже нефтепродуктов и ограничение свободного доступа  иных участников рынка к объемам  ресурса нефтяных компаний препятствуют развитию конкуренции на оптовом  рынке нефтепродуктов, не позволяют  сформировать общепризнанные ценовые  индикаторы как рынка нефти, так и рынка нефтепродуктов.

       Доступ  участников рынка к оперативной  информации о показателях состояния  рынка (производство, потребление, запасы ресурсов), необходимых для формирования ожиданий и принятия бизнес-решений, ограничен, ценовые индикаторы отсутствуют.

       Существуют  избыточные административные барьеры  при проведении работ по разведке, добыче, хранению и транспортировке  нефти.

       Особенности функционирования рынка газа в Российской Федерации обусловлены историей его развития и наличием специфичного отраслевого законодательства. Основной участник рынка природного газа - открытое акционерное общество "Газпром" владеет как единой системой газоснабжения, так и добывающими, сбытовыми и газораспределительными организациями.

       Несмотря  на то что действует достаточное количество нормативных документов, определяющих взаимоотношения между участниками рынка, приняты они были более 10 лет назад и не отражают текущую ситуацию (разработаны исходя из существования единственного поставщика газа), не содержат необходимых для формирования полноценного рынка институтов Внутренний рынок металлургического сырья (коксующегося угля) характеризуется дефицитом качественных марок, который в ближайшем будущем не может быть покрыт даже за счет ввода в эксплуатацию новых шахт и месторождений и исключения таких марок угля из экспорта в полном объеме.

       Проблемой развития конкуренции на рынке энергетического  угля является привязка угольных разрезов, производящих определенный вид угля, к находящейся рядом спроектированной под использование этого вида угля электростанции. Это формирует  ситуацию наличия монополии производителя - монопсонии электростанции, что не способствует развитию рынка.

       Высокая концентрация на рынке каменных углей  в совокупности с неполной взаимозаменяемостью  не позволяет сформировать полноценный  конкурентный рынок.

       Значительным  препятствием для формирования полноценного рынка энергетического угля является процедура установления регулируемых тарифов на вырабатываемую электроэнергию для угольных электростанций, при  установлении которых используется прогнозируемый индекс роста цен  на уголь, при этом при расчете  этого индекса не принимаются  во внимание прогнозы изменения мировых  цен. Это приводит к недостаточной  платежеспособности электростанции в  определенные периоды, что стимулирует  производителей переориентироваться  на экспортные поставки, не обеспечивая  в полной мере потребностей внутреннего  рынка.

       Существенной  проблемой является инфраструктурная проблема. Темпы роста добычи угля превышают темпы развития транспортной инфраструктуры, в связи с чем существенно снижается мобильность товара на этом рынке, в том числе экспортных поставок.50 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Заключение

       Политика  в области конкуренции является ключевым фактором, определяющим конкурентоспособность  и эффективность предприятий  с одной стороны, и уровень  жизни граждан, с другой. Состояние  конкуренции на рынках  обусловлено  их структурой, наличием барьеров входа, а также общим состоянием инвестиционного  климата.

       В результате проведенного исследования конкуренции в области использования  природных ресурсов, определив общую экономическую обстановку в области использования природных ресурсов, проанализировав действующее антимонопольное законодательство в области использования природных ресурсов, обобщив судебную практику по делам о нарушении антимонопольного законодательства в области использования природных ресурсов, можно сделать вывод о том, что состояние конкурентной среды в настоящий момент характеризуется высоким уровнем административных барьеров, таможенных тарифов, которые нередко действуют даже тогда, когда они не служат ни протекционистским, ни фискальным целям.

       Серьезным барьером является также несоответствие темпов и качества развития инфраструктуры потребностям бизнеса, в том числе  дефицит мощностей естественных монополий. Неразвитое состояние конкурентной среды отражается на конкурентоспособности  российских компаний на внутреннем и внешних рынках. Иностранные игроки, имеющие доступ к более развитой среде и инфраструктуре своих стран, в том числе финансовой, обладают конкурентными преимуществами по сравнению с российскими компаниями.

       Несовершенная нормативно-правовая база является препятствием на пути эффективного антимонопольного регулирования. Необходимо  изменить порядок установления доминирующего  положения хозяйствующего субъекта. Доминирующее положение должно устанавливаться  по результатам анализа совокупности факторов, а не только размера доли хозяйствующего субъекта на рынке. Изменить порядок установления антиконкурентных соглашений и согласованных действий с учетом необходимости оценки комплекса факторов, характеризующих возможность хозяйствующих субъектов ограничивать конкуренцию. Решения и предписания по делам о нарушениях антимонопольного законодательства, по итогам рассмотрения сделок по экономической концентрации, а также результаты анализа состояния конкуренции на рынке должны публиковаться на сайте в сети Интернет. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Библиография

       Нормативно  – правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)
  2. Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 N 1-ФКЗ (ред. от 06.12.2011) "Об арбитражных судах в Российской Федерации"
  3. Федеральный закон  от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (ред. от 06.12.2011)
  4. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 30.11.2011)
  5. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 30.11.2011) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2012)
  6. "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 03.12.2011)
  7. "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 06.12.2011)
  8. "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 08.12.2011) (с изм. и доп., вступающими в силу с 07.01.2012)
  9. "Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" от 24.07.2002 N 95-ФЗ (ред. от 08.12.2011) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2012)
  10. "Водный кодекс Российской Федерации" от 03.06.2006 N 74-ФЗ 
    (ред. от 06.12.2011, с изм. от 07.12.2011)
  11. "Лесной кодекс Российской Федерации" от 04.12.2006 N 200-ФЗ 
    (ред. от 06.12.2011)
  12. Федеральный закон от 24.07.2009 N 209-ФЗ (ред. от 06.12.2011) "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
  13. Федеральный закон от 20.12.2004 N 166-ФЗ (ред. от 06.12.2011)"О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" 
    (с изм. и доп., вступающими в силу с 06.01.2012)
  14. Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 (ред. от 06.12.2011) "О недрах"
  15. Федеральный закон от 24.04.1995 N 52-ФЗ (ред. от 21.11.2011) 
    "О животном мире"
  16. Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. от 18.07.2011, с изм. от 21.11.2011) "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"
  17. Федеральный закон от 17.08.1995 N 147-ФЗ (ред. от 06.12.2011) "О естественных монополиях"
  18. Указ Президента РФ от 23.07.2003 N 824 "О мерах по проведению административной реформы в 2003 - 2004 годах"
  19. Указ Президента РФ от 09.03.2004 N 314 (ред. от 22.06.2010) "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти"
  20. Указ Президента РФ от 20.05.2004 N 649 (ред. от 25.08.2010) "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти"
  21. Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 331 (ред. от 21.10.2011) "Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе"
  22. Постановление Правительства РФ от 08.04.2009 N 314 "Об утверждении Правил осуществления государственного контроля за экономической концентрацией в области использования водных объектов"
  23. Постановление Правительства РФ от 22.06.2007 N 395 
    "Об установлении максимального объема древесины, подлежащей заготовке лицом, группой лиц"
  24. Распоряжение Правительства РФ от 19.05.2009 N 691-р (ред. от 17.12.2010) «Об утверждении Программы развития конкуренции в Российской Федерации» (вместе с "Планом мероприятий по реализации программы развития конкуренции в Российской Федерации на 2009 - 2012 годы")
  25. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 08.08.2009) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с "Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года")
  26. Распоряжение Правительства РФ от 13.11.2009 N 1715-р «Об Энергетической стратегии России на период до 2030 года»
  27. Распоряжение Правительства РФ от 28.07.2011 N 1316-р «Об утверждении Концепции федеральной целевой программы "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012 - 2020 годах»
  28. Приказ Росрыболовства от 30.03.2009 N 246 "Об утверждении Стратегии развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года"
  29. Приказ Минпромторга РФ N 248, Минсельхоза РФ N 482 от 31.10.2008 "Об утверждении Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года"
  30. Письмо Минприроды РФ от 28.07.2010 N 15-29/11665 "Об уплате денежных средств за заключение охотхозяйственных соглашений".
  31. "Комментарий к Федеральному закону от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".(постатейный)(Головин В.Н.)"Деловой двор", 2010.
  32. "Комментарий к Федеральному закону от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (постатейный) (Иутин И.Г., Кичигин Н.В., Пахарева Г.В., Пономарев М.В., Широбоков А.С.) ("Юстицинформ", 2011)
  33. "Комментарий к Федеральному закону от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" 
    (постатейный) (под ред. О.Л. Дубовик) (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2011)
  34. "Комментарий к Водному кодексу Российской Федерации" 
    (постатейный) (под ред. А.А. Ялбулганова) (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2010)
  35. "Комментарий к Федеральному закону от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире" (постатейный) (под ред. О.Л. Дубовик) 
    (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2010)
  36. "Комментарий к Лесному кодексу Российской Федерации" 
    (постатейный) (под ред. А.А. Ялбулганова) 
    (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2010)
  37. "Комментарий к Закону Российской Федерации "О недрах" (постатейный) (Борисов А.Н.) («Деловой двор», 2009)
 

       Научная литература

  1. Писенко К.А., Цинделиани И.А., Бадмаев Б.Г."Правовое регулирование конкуренции и монополии в Российской Федерации: Курс лекций". под ред. С.В. Запольского.: "Российская академия правосудия", "Статут", 2010.
  2. Кушнина Л.В. Административная ответственность за нарушения антимонопольного законодательства: Дисс. Канд. Юрид. Наук. М. 2002.
  3. Ковалькова М.В. Государственный антимонопольный контроль в Российском и Американском законодательстве: сравнительно- правовой аспект: Дисс. Канд. Юрид. Наук. М. 2006
  4. Васильева Н.В. Контроль антимонопольных органов за гражданско-правовыми сделками. Дисс. Канд. юрид. Наук. М. 2001.
  5. Кононков П.Ф. Государственное регулирование естественных монополий: Дисс. Канд. Юрид. Наук. М. 2007.
  6. Владимирова П.М. Правовое регулирование конкуренции в Российской Федерации: Дисс. Канд. Юрид. Наук. М. 2007.
  7. Евраев М.Я., Писенко К.А.: Основные направления развития законодательства о размещении государственных и муниципальных заказов, а также законодательства об использовании ограниченных природных ресурсов в свете актуальных задач конкурентного реформирования отечественного законодательства и управления в сфере экономической деятельности.: "Финансовое право". 2006. N 8.
  8. Конкуренция и антимонопольное регулирование: учебное пособие/ под ред. А.Г. Цыганова. М. Логос. 1999.
  9. Конституционное право  РФ. Учебное пособие для вузов/ Н.В. Васильева, Ю.Ю. Горячева, Н.Г. Доронина и др.; под ред. Н. И. Клейн, Н.Е. Фонаревой. – М.: Логос, 2003
  10. Жилинский С.Э. Предпринимательское право (правовая основа предпринимательской деятельности): Учебник для вузов – 5-е изд., перераб и доп. – М.: Норма. 2004.
  11. Монополизм и антимонопольная политика / Барышева А.В., Сухотин Ю.В., Богачев В. Н. и др. М.: Наука, 1994.
  12. Казачкова З.М. Государственное антимонопольное регулирование в России и США: опыт сравнительного правового исследования. – Москва: Издат. Центр РАГС, 2001.
  13. Тотьев К.Ю. Конкурентное право (правовое регулирование деятельности субъектов конкуренции и монополии): Учебник для вузов. – 2-е изд, перераб. и доп. – М.: Изд-во РДЛ. 2003.
  14. Князева И.В. Процессы концентрации на товарных рынках и методы антимонопольного регулирования – Новосибирск: СибУПК., 2001.
  15. Харбиева Т.Я., Чиркин В.Е. Теория современной конституции. – М. Норма, 2005.
  16. Конкурентная Россия. Метаморфозы конкуренции. Конкурентная политика. Экономический рост. – М.: Издат-во Моск. ун-та. 2004.
  17. Максимов Ю.К. Конкурентоспособность и ее реализация в трансформирующейся экономике. – СПб.: Изд. НПК «РОСТ». 2004.
  18. Без развития конкуренции внутри страны России будет трудно конкурировать на международной арене. // Конкуренция и рынок. 2005. №6.
  19. Монополизм и экономические интересы: Монография / Под ред. В.М. Юрьева. Тамбов: Изд. ТГУ им. Г.Р. Державин. 2003.
  20. Варламова А.Н. Правовое регулирование конкуренции в России. – М.: Учебно-консультационный центр «ЮрИнфор». 2000.
  21. Юридическая фирма "Гольцблат БЛП". Защита конкуренции в области использования водных объектов. 2009. (Подготовлен  для системы КонсультантПлюс)
  22. Благовещенская М.С. Административная ответственность за нарушение антимонопольного законодательства в сфере недропользования.: Административное право и процесс. М. 2011. №8.
 

       Ресурсы Интернет 

       
  1.  О Федеральной  антимонопольной службе.// Ст. из  Свободной Энциклопедии.: http://ru.wikipedia.org/wiki/Федеральная_антимонопольная_служба
  2. Об изменении порядка государственного контроля при слиянии и присоединении хозяйствующих субъектов// Материал МАП России// http://ria.ru/economy/20040121/511814.html?id=
 
 

       Судебная  практика 

       
  1. Постановление Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 № 30 "О  некоторых вопросах, возникающих  в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" в первоначальной редакции // Вестник  ВАС РФ. № 8. 2008, а также в ред. от 14.10.2010.
  2. Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 17.05.2007 N А10-4327/06-Ф02-2737/07 по делу NА10-4327/06
  3. Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 17.11.2005 N Ф04-6217/2005(15104-А03-29).
  4. Постановление ФАС Московского округа от 03.08.2010 N КГ-А41/6145-10-1,2,3,4,5,6 по делу N А41-16606/09.
  5. Постановление ФАС Московского округа от 03.08.2010 N КГ-А41/6086-10-2,3,4,5,6,7,8,9 по делу N А41-16620/09.
  6. Постановление ФАС Московского округа от 28.08.2006, 04.09.2006 N КГ-А40/7957-06 по делу N А40-71083/05-55-552.
  7. Постановление ФАС Московского округа от 02.08.2006, 03.08.2006 N КА-А41/6137-06 по делу N А40-68214/05-94-439.
  8. Постановление ФАС Поволжского округа от 30.11.2010 по делу N А72-1590/2010.
  9. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 22.12.2011 по делу N А13-454/2011.
  10. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 21.02.2011 по делу N А52-2085/2010.
  11. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 06.12.2010 по делу N А66-1568/2010.
  12. Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 29.10.2010 по делу N А63-17845/2009.
  13. Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 05.06.2009 по делу N А32-18690/2008-11/297.
  14. Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 18.09.2007 N Ф08-6065/2007 по делу N А15-1767/2006.
  15. Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 05.04.2007 N Ф08-1625/2007 по делу N А32-10799/2006-9/372.
  16. Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 26.07.2006 N Ф08-3035/2006 по делу N А32-46596/2005-33/1188.
  17. Постановление ФАС Центрального округа от 09.02.2009 по делу N А54-1544/2008-С13.
  18. Постановление ФАС Центрального округа от 26.01.2009 по делу N А62-4495/2007.
  19. Постановление ФАС Центрального округа от 16.12.2008 по делу N А09-2632/08-28.

Информация о работе Антимонопольное регулирование в отдельных областях природопользования