Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 15:59, курсовая работа
Главной целью работы является выявление проблем антимонопольного регулирования имущественных и связанных с ними неимущественных общественных отношений в области использования природных ресурсов. Для достижения данной цели, необходимо решить ряд задач, а именно:
Во-первых, определение общей экономической обстановки в области использования природных ресурсов,
Во-вторых, определение действующего антимонопольного законодательства в области использования природных ресурсов,
В-третьих, обобщение и анализ судебной практики по делам о нарушении антимонопольного законодательства в области использования природных ресурсов.
Введение………………………………………………………………………Стр.3
История и правовые основы антимонопольного контроля в России…………….......................................................................................................Стр.5
§1.Становление антимонопольного законодательства в России…… Стр.5
§2. Виды антимонопольного контроля в России…………………….Стр.13
Антимонопольное регулирование в отдельных областях природопользования………………………………………………………...Стр.25
§1. Антимонопольное регулирование в области использования водных объектов и рыбохозяйства……………………………………………….......Стр.25
§2. Антимонопольное регулирование в области использования лесного хозяйства и животного мира………………………………………………...Стр.40
§3. Антимонопольное регулирование в области использования недр………………………………………………………………………….Стр. 47
Заключение …………………………………………………………Стр. 53
Список используемой литературы…………………………………Стр. 55
Оглавление
Введение…………………………………………………………
§1.Становление антимонопольного законодательства в России…… Стр.5
§2. Виды антимонопольного контроля в России…………………….Стр.13
§1.
Антимонопольное регулирование
в области использования
§2.
Антимонопольное регулирование
в области использования
§3.
Антимонопольное регулирование
в области использования недр……
Заключение …………………………………………………………Стр. 53
Список используемой литературы…………………………………Стр. 55
Введение
Природные
ресурсы России являются частью ее
национального богатства. И, в отличие
от других стран, очень существенная
часть – природа и труд предыдущих
поколений богато одарили Россию.
В России живет менее 3% населения
планеты, а сосредоточено на ее территории
35% мировых ресурсов и более 50% стратегического
сырья. При их суммарной оценке каждый
гражданин России оказывается в
35 раз богаче американца и в 10 -15 раз
– любого европейца. Природные ресурсы
– это средства к существованию,
без которых человек не может
жить и которые он находит в
природе. Это вода, почвы, растения,
животные, минералы, которые мы используем
непосредственно или в
В ходе исторического процесса, с развитием рынков природных ресурсов и появлением на них хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, возникала необходимость государственного регулирования их деятельности, в частности, по недопущению монополизма, недобросовестной конкуренции и злоупотребления доминирующим положением. Антимонопольному законодательству России более 20 лет, последнее десятилетие антимонопольной политике уделяется все большее внимание.
Актуальность темы очевидна: во-первых, Президент РФ в послании Федеральному Собранию РФ 22 декабря 2011 года уделил особое внимание развитию конкуренции в Российской Федерации; во-вторых, Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации (далее - Концепция) разработанной в соответствии с поручением Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации, состоявшегося 21 июля 2006 г. утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р в целях перехода к инновационному социально ориентированному развитию государство в отношениях с субъектами предпринимательской деятельности будет создавать условия для свободы предпринимательства и конкуренции, развития механизмов саморегулирования предпринимательского сообщества, что позволит обеспечить устойчивое повышения благосостояния российских граждан, национальной безопасности, динамичного развития экономики, укрепления позиций России в мировом сообществе.
Главной
целью работы является выявление
проблем антимонопольного регулирования
имущественных и связанных с
ними неимущественных общественных
отношений в области
Во-первых,
определение общей
Во-вторых, определение действующего антимонопольного законодательства в области использования природных ресурсов,
В-третьих,
обобщение и анализ судебной практики
по делам о нарушении
При
подготовке материала, для его всестороннего
исследования, мною будут использованы
метод сравнительного правоведения,
метод исторического
Исследованием
проблем правового
В основе исследования также лежит анализ действующего росийского антимонопольного законодательства, нормативных правовых актов Президента РФ, Правительства РФ, а также правовых актов Федеральной антимонопольной службы.
Эмпирическую
базу исследования составляет отечественная
судебная практика, а также решения,
вынесенные федеральным антимонопольным
органом и его территориальными
управлениям.
ГЛАВА 1. История и правовые основы антимонопольного контроля в России
§ 1. Становление антимонопольного законодательства в России
Появление антимонопольного законодательства в России обусловлено развитием в стране рыночных отношений. Первые, принятые русским правительством, меры антимонопольного характера, датированные серединой XVII века, были направленных против рыночных спекулятивных монополистических действий, проявлявшихся в скупке товаров в целях монополизации продаж данного вида товаров по завышенным ценам. До XIX века антимонопольная политика государства заключалась в противодействии спекуляциям, завышения цен на отдельные виды товаров и устанавливала гражданскую и уголовную ответственность за совершенные противоправные действия.
Экономическая
действительность эпохи, последовавшей
за промышленной революцией, характеризующейся
бурным ростом промышленности, торговли,
финансовой деятельности, интенсивной
концентрацией капитала, широкой
монополизацией многих рынков, обусловленной
во многих случаях, с одной стороны,
необходимостью преодоления экономических
кризисов и развития объемов производства,
но с другой стороны, нередко просто
стремлением к получению
После
революции 1917 года произошел процесс
национализации предприятий, запрет частной
собственности и становление
командно-административного
Появление первых нормативных актов, касающихся конкуренции и монополии относится к пятому периоду развития экономики СССР (с1988г.).4 Первые нормы, касающиеся конкуренции, относились только к внешнеэкономической деятельности предприятий. В конце 1990 г. Конституция РСФСР была дополнена нормой, обязывающей государство не допускать монополизма в экономике. Постановлением Совета министров РСФСР от 10 сентября 1990 года № 344 был создан Государственный комитет РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур. Главными задачами Государственного комитета РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур являлись: создание наиболее благоприятных условий для развития всех видов предпринимательства в различных сферах экономики, в первую очередь в области производства товаров народного потребления, переработки сельхозпродуктов, сервиса, торговли, деятельности коммерческих банков, рекламы, информатики, научно-технического прогресса с целью усиления деловой активности в Республике; контроль за соблюдением антимонопольного законодательства; участие в формировании экономических, организационных и правовых условий, обеспечивающих развитие конкуренции на рынке товаров и услуг и пресечение злоупотреблений монопольным положением со стороны участников хозяйственного оборота; взаимодействие с союзными органами управления по защите интересов участников хозяйственного оборота, действующих на территории Республики, в соответствии с Декларацией о государственном суверенитете РСФСР; методическое руководство созданием всех видов новых экономических структур, основанных на разнообразных формах собственности, а также малых предприятий и оказание практической помощи в их деятельности. 22 марта 1991 г. на сессии Верховного Совета РСФСР был принят Закон РСФСР № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (далее - Закон О конкуренции на товарных рынка).5 Именно с этого момента можно говорить о «создании нового правового режима, регулирующего деятельность как существовавших предприятий — монополистов, так и возможную монополистическую деятельность зарождающихся хозяйствующих субъектов».6 В целях обеспечения развития рыночных отношений и конкуренции в Российской Федерации, во исполнение Законов Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных ранках" и "О защите прав потребителей" Указом Президента РФ от 22 августа 1992 года было утверждено Положение о Государственном комитете Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, который являлся центральным органом исполнительной власти Российской Федерации в проведении государственной политики по развитию конкуренции, ограничению монополистической деятельности, пресечению недобросовестной конкуренции и защите прав потребителей. Задачами Комитета являлись содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства; предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства и законодательства о защите прав потребителей. В дальнейшем, Закон О конкуренции на товарных рынках подвергался неоднократным изменениям. Изменения, внесенные в 1995 и 2002 г. г. были настолько существенными, что можно говорить о принятии его в новой редакции.
Следующим этапом в становлении российского антимонопольного законодательства считается формирование его конституционных основ.7 В качестве положений, относящихся к экономической системе общества,8 в том числе, рассматриваются установление гарантий единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности (ч. 1 ст. 8 Конституции РФ), а также установление запрета экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ч. 2 ст. 34 Конституции РФ). Напрямую к антимонопольному регулированию относятся и ч.3 с. 17 Конституции РФ, содержащая положение о том, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц, и ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, установившая, что ограничения конституционных прав и свобод человека могут вводиться только федеральным законом, а также ст. 71 Конституции РФ, в соответствии с которой установление правовых основ единого рынка относится к ведению Российской Федерации.
Положение
о недопущении использования
гражданских прав в целях ограничения
конкуренции, а также злоупотребления
доминирующим положением на рынке было
включено и в первую часть Гражданского
кодекса РФ (ч.2 п.1 ст. 10 ПС РФ), принятую
в 1994 г., что представляется оправданным,
учитывая иные его положения, закрепленные,
например, ст. 1, п. 1 ст. 9, п. 1 ст. 22, п. 2 ст.
49, ст. 421 ПС РФ. Принятие Федерального закона
от 23.06.1999г. №117-ФЗ «О защите конкуренции
на рынке финансовых услуг» (далее - Закон
О конкуренции на рынке финансовых услуг)
завершило, становление антимонопольного
законодательства.9 Эффективное
рыночное хозяйство — это не только свобода
частной инициативы, но и строгий правовой
порядок, единые, стабильные и неукоснительно
соблюдаемые всеми правила экономической
деятельности. Задача государства — установить
эти правила и обеспечить их выполнение.
В целях ведения эффективного рыночного
хозяйства, развития экономики страны,
реализации Послания Президента
РФ Федеральному Собранию 1997 году в части
приведения структуры Правительства Российской
Федерации и структуры федеральных органов
исполнительной власти в соответствие
с требованиями экономических преобразований
Указом Президента РФ от 22 сентября 1998
года № 1142 «О структуре федеральных органов
исполнительной власти» были упразднены
Государственный антимонопольный комитет
Российской Федерации, Государственный
комитет Российской Федерации по поддержке
и развитию малого предпринимательства,
Информация о работе Антимонопольное регулирование в отдельных областях природопользования