Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 23:05, курсовая работа
Занятость населения является одной из существенных характеристик экономики, благосостояния народа. Переход к рыночной экономике поставил проблему занятости в разряд самых актуальных и в теоретическом, и в практическом плане.
Введение…………………………………………...………………… 2
Занятость населения: понятие, виды и формы, сущность…….... 4
Сущность занятости, классификация видов и форм занятости........ 4
Виды и формы занятости……………………………………………… 9
Классический и кейнсианский подходы к проблеме занятости……. 10
Государственная политика занятости населения и ее особенности в Республике Беларусь……………………………………………………… 16
2.1 Необходимость государственного регулирования занятости…………. 16
2.2 Сущность, принципы и методы государственного регулирования занятости…………………………………………………………………. 18
2.3 Особенности политики занятости в Республике Беларусь……… 23
3. Сущность безработицы, ее типы и виды, последствия безработицы…. 26
4. Безработица в Республике Беларусь…………………………………….. 33
Заключение…………………………………………………………………… 39
Список использованной литературы………………………………............ 44
Приложения………………………………………………………………….. 42
Циклическая безработица — циклообразный, постоянно меняющийся по масштабам, продолжительности и составу незанятых вид безработицы, связанный с циклом деловой конъюнктуры. По величине представляет собой разницу между уровнем безработицы в данный момент промышленного цикла и естественным уровнем безработицы. Пиковые уровни по масштабу и продолжительности циклической безработицы имеют место в периоды спада (кризиса) экономики и достигают минимальных значений при подъеме производства. Данный вид безработицы считается самым болезненным для населения и характеризует состояние рынка труда в целом, а также по конкретно рассматриваемым регионам, категориям населения.
Несмотря на объективный характер безработицы, социально-экономические потери, которые она порождает, очевидны:
1.
Безработица ведет к не
2.
При продолжительной
3.
Рост безработицы приводит к
снижению жизненного уровня, следствием
чего является подрыв
4.Рост безработицы сокращает спрос на товары на внутреннем рынке. Люди, не получающие зарплату, вынуждены довольствоваться лишь самым минимумом средств существования. В результате затрудняется сбыт товаров на внутреннем рынке страны.
Оценивая безработицу, как
• снижение покупательного спроса.
• сокращение сбережений.
• снижение инвестиционного спроса.
• сокращение предложения, спад производств.
5. Рост числа безработных служит благоприятным фактором для увеличения числа преступлений. Безработица обостряет политическую ситуацию в стране. Причиной тому растущее озлобление людей, лишившихся возможности достойно содержать свои семьи и проводящих день за днем в изматывающих поисках работы.
6.Главная "цена" безработицы - невыпущенная продукция. Когда экономика не в состоянии создать достаточное количество рабочих мест для всех, кто хочет и может работать, потенциальное производство товаров и услуг теряется безвозвратно.
Известный исследователь в области макроэкономики Артур Оукен математически выразил отношение между уровнем безработицы и отставанием объёма ВНП. Это отношение, известное как закон Оуэна, показывает, что если фактический уровень безработицы превышает естественный уровень на один процент, то отставание объёма ВНП составляет 2,5 %. Это отношение 1: 2,5 или 2 : 5, то есть отношение уровня безработицы к отставанию объёма ВНП, позволяет вычислить абсолютные потери продукции, связанные с любым уровнем безработицы.
Таким
образом безработица – это социально
экономическое явление заключающееся
в том, что часть трудоспособного населения
не находит применения согласно полученной
специальности.
4. Безработица в
Республике Беларусь
Практически невозможно найти в мире страну, где нет той или иной разновидности безработицы и Республика Беларусь – не исключение. Угроза безработицы всегда стоит за плечами любого наемного работника.
Рост безработицы в экономике связан не с ограниченностью ёмкости рынка, как на западе, а с разбалансированностью экономических связей, структурными диспропорциями, несогласованностью процессов высвобождения рабочей силы, её перераспределения и трудоустройства, конверсией оборонных предприятий.
Безработными в Республике Беларусь считаются трудоспособные граждане в трудоспособном возрасте (женщины до 55 лет, мужчины до 60 лет), постоянно проживающие на территории Республики Беларусь, не имеющие работы, не занимающиеся предпринимательской деятельностью, не обучающиеся в дневных учебных заведениях либо не проходящие военной службы и зарегистрированные в государственной службе занятости. [2,Ст.2]
Сегодня среди основных проблем занятости населения в Беларуси наиболее острыми являются:
- слабое развитие отраслей
непроизводственной сферы.
Государственная политика занятости Республики Беларусь, являясь органической составляющей курса на реформирование экономики и перехода к рыночной многоукладной экономике, призвана адаптировать всю совокупность процессов воспроизводства трудового потенциала, занятости и трудовых отношений к новым условиям хозяйствования.
Правительственные разработки стратегии государственной политики занятости законодательно оформлены в законе "О занятости населения Республики Беларусь", в "Трудовом кодексе Республики Беларусь", в законе "О мерах по социальной защите населения и регулированию оплаты труда", в законе "О порядке индексации доходов населения в связи с ростом цен на потребительские товары и услуги", в законе "О пенсионном обеспечении" и др. Данное законодательство определяет правовые, экономические, социальные и организационные основы государственной политики занятости, оговаривает обязанности предприятий, учреждений, организаций и предпринимателей по обеспечению занятости, меры их экономической ответственности за нарушение законодательства о занятости, пути развития инфраструктуры рынка труда и пр.
Следует отметить, что принятое Республикой Беларусь законодательство в области регулирования трудорыночных отношений в целом соответствует мировой практике.
Практической формой реализации государственной политики занятости выступает программа занятости населения. Программа занятости в настоящее время представляет собой набор частных, локальных по механизму действия мер реагирования на текущую ситуацию, которые не увязываются в стройную последовательную концепцию решения проблем отечественного рынка труда, так как не создают единой экономической среды, нацеленной на обеспечение эффективной занятости. Основными причинами такого состояния представляются следующие:
1) нечетко поставлены долгосрочные цели государственной политики занятости и в этой связи не просматривается единая концептуальная схема обеспечения эффективной занятости в республике;
2) нехватка финансовых средств для проведения комплексной политики занятости;
3) крайне ограниченное использование денежно-кредитных рычагов для обеспечения эффективной занятости;
4) программа не учитывает важнейшей специфической черты отечественного рынка труда — наличие скрытой безработицы, в связи с чем не дает возможных вариантов ее "легализации" 'на открытом рынке труда.[6, с. 54]
Активная политика рынка труда привлекает нас социально-психологическими установками (приверженность идее равенства, социального партнерства и социального согласия в обществе, активное содействие в предупреждении безработицы и разноплановая помощь не только безработным, но также лицам, желающим сменить место работы и др.). Но в современной ситуации она в наименьшей степени будет способствовать повышению эффективности народного хозяйства, развитию рыночных начал в производственной сфере. Это первое противоречие — между целями активной политики занятости и потребностями реальной экономической действительности, а также между социальными и экономическими потребностями общества. Необходимость выхода из экономического кризиса, повышение эффективности производства требуют, чтобы предприятия различных форм собственности функционировали на основе самоокупаемости и прибыльности, а не сохранялись только по соображениям обеспечения занятости (а это на сегодня основная причина поддержания явно убыточных производств).
Таким образом, проведение эффективной политики занятости в Беларуси возможно при условии формирования комплексной финансово-кредитной среды, ориентированной на продуктивную занятость, где активными должны быть рыночные силы, а не правительственные программы.
Учитывая все эти аргументы, думается, что политика занятости в Республике Беларусь должна иметь синтезированный характер. Она должна основываться на сочетании отдельных элементов практики организации гибкого рынка труда и "регулируемого" рынка труда кейнсианского типа, с постепенным овладением и приоритетом методов проведения активной политики рынка труда.
Активную роль в создании условий для функционирования рынка труда должно сыграть государство. В данном случае на государство ложатся функции согласования политики в области оплаты труда и социального обеспечения, ценообразования, инфляционного роста инвестиций, налогообложения, которая должна формироваться как солидарно-согласованная, учитывая влияние их движения на уровне занятости и безработицы; обеспечения разнообразия мер по приспособлению рабочей силы к требованиям рынка труда; включения в число приоритетов политики занятости создание инфраструктуры рынка труда, адекватной складывающимся рыночным отношениям.
Конкретными направлениями синтезированной политики занятости в Республике Беларусь могут стать:
1.
Селективный экономический
а) определение перспективных
отраслей и предприятий с
б) отказ от практики государственной помощи убыточным и неперспективным производствам только по соображениям поддержания полной занятости на них, постепенный вывод скрытой безработицы на открытый рынок труда;
в) оказание помощи частному производительному капиталу (наряду с развитием частного торгового и ссудного капиталов);
а) перенос акцента в оказании социальной помощи с государственного уровня на уровень конкретных предприятий, в зависимости от возможностей последних;
б) развитие системы внутрифирменной подготовки, обучения и переобучения работников по необходимости производства, непосредственной связи предприятий с учебными центрами в вопросах обеспечения кадрами;
в) дифференциация в оплате труда квалифицированных и неквалифицированных работников, формирование квалификационного "ядра" предприятия;
г) государство не должно заниматься вопросами сохранения занятости на предприятии, а только регулировать общие правила приема и увольнения.
Следует
также отметить, что в 2007 году в
Беларуси сохранились положительные
тенденции в сфере занятости
населения. Рынок труда характеризовался
увеличением спроса на рабочую силу,
уменьшением масштабов