Занятость и безработица в Рб

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 23:05, курсовая работа

Описание работы

Занятость населения является одной из существенных характеристик экономики, благосостояния народа. Переход к рыночной экономике поставил проблему занятости в разряд самых актуальных и в теоретическом, и в практическом плане.

Содержание

Введение…………………………………………...………………… 2
Занятость населения: понятие, виды и формы, сущность…….... 4
Сущность занятости, классификация видов и форм занятости........ 4
Виды и формы занятости……………………………………………… 9
Классический и кейнсианский подходы к проблеме занятости……. 10
Государственная политика занятости населения и ее особенности в Республике Беларусь……………………………………………………… 16
2.1 Необходимость государственного регулирования занятости…………. 16
2.2 Сущность, принципы и методы государственного регулирования занятости…………………………………………………………………. 18
2.3 Особенности политики занятости в Республике Беларусь……… 23
3. Сущность безработицы, ее типы и виды, последствия безработицы…. 26
4. Безработица в Республике Беларусь…………………………………….. 33
Заключение…………………………………………………………………… 39
Список использованной литературы………………………………............ 44
Приложения………………………………………………………………….. 42

Работа содержит 1 файл

МОЯ!!!!!!!!.doc

— 417.50 Кб (Скачать)

     Циклическая безработица — циклообразный, постоянно меняющийся по масштабам, продолжительности и составу незанятых вид безработицы, связанный с циклом деловой конъюнктуры. По величине представляет собой разницу между уровнем безработицы в данный момент промышленного цикла и естественным уровнем безработицы. Пиковые уровни по масштабу и продолжительности циклической безработицы имеют место в периоды спада (кризиса) экономики и достигают минимальных значений при подъеме производства. Данный вид безработицы считается самым болезненным для населения и характеризует состояние рынка труда в целом, а также по конкретно рассматриваемым регионам, категориям населения.

     Несмотря  на объективный характер безработицы, социально-экономические потери, которые она порождает, очевидны:

     1. Безработица ведет к не полному  использованию экономического потенциала общества. Незанятая рабочая сила не участвует в росте национального богатства, поэтому в стране возникают потери от недоиспользованная производственных возможностей.

     2. При продолжительной безработице  теряется квалификация высвободившихся работников. Особенно ощутимы социально-экономические потери в связи с массовыми увольнениями и вынужденными переходами на малоквалифицированную работу специалистов и научных работников. Даже при последующем включении в производительный процесс, работник выходит на нормальную, устойчивую высоту производительности труда, примерно за полугодовой срок. И весь период адаптации работник отстает в результатах своего труда, по сравнению с постоянными рабочими кадрами той же квалификации в равных условиях труда.

     3. Рост безработицы приводит к  снижению жизненного уровня, следствием  чего является подрыв психического  здоровья нации. 

     4.Рост  безработицы сокращает спрос на товары на внутреннем рынке. Люди, не получающие зарплату, вынуждены довольствоваться лишь самым минимумом средств существования. В результате затрудняется сбыт товаров на внутреннем рынке страны.

       Оценивая безработицу, как потери  общества, следует упомянуть также следующие факторы экономической нестабильности:

     • снижение покупательного спроса.

     • сокращение сбережений.

     • снижение инвестиционного спроса.

     • сокращение предложения, спад производств.

     5. Рост числа безработных служит  благоприятным фактором для увеличения числа преступлений. Безработица обостряет политическую ситуацию в стране. Причиной тому растущее озлобление людей, лишившихся возможности достойно содержать свои семьи и проводящих день за днем в изматывающих поисках работы.

     6.Главная "цена" безработицы - невыпущенная продукция. Когда экономика не в состоянии создать достаточное количество рабочих мест для всех, кто хочет и может работать, потенциальное производство товаров и услуг теряется безвозвратно.

     Известный исследователь в области макроэкономики Артур Оукен математически выразил отношение между уровнем безработицы и отставанием объёма ВНП. Это отношение, известное как закон Оуэна, показывает, что если фактический уровень безработицы превышает естественный уровень на один процент, то отставание объёма ВНП составляет 2,5 %. Это отношение 1: 2,5 или 2 : 5, то есть отношение уровня безработицы к отставанию объёма ВНП, позволяет вычислить абсолютные потери продукции, связанные с любым уровнем безработицы.

    Таким образом безработица – это социально экономическое явление заключающееся в том, что часть трудоспособного населения не находит применения согласно полученной специальности. 

 

      4. Безработица в  Республике Беларусь 

        Практически невозможно найти в мире страну, где нет  той или иной разновидности безработицы и Республика Беларусь – не исключение. Угроза безработицы всегда стоит за плечами любого наемного работника.

     Рост  безработицы в экономике связан не с ограниченностью ёмкости  рынка, как на западе, а с разбалансированностью экономических связей, структурными диспропорциями, несогласованностью процессов высвобождения рабочей силы, её перераспределения и трудоустройства, конверсией оборонных предприятий.

     Безработными  в Республике Беларусь считаются трудоспособные граждане в трудоспособном возрасте (женщины до 55 лет, мужчины до 60 лет), постоянно проживающие на территории Республики Беларусь, не имеющие работы, не занимающиеся предпринимательской деятельностью, не обучающиеся в дневных учебных заведениях либо не проходящие военной службы и зарегистрированные в государственной службе занятости. [2,Ст.2]

      Сегодня среди основных проблем занятости населения в Беларуси наиболее острыми являются:

  • массовое высвобождение работающих из общественного хозяйства, обусловленное нарушением экономических связей с республиками бывшего Союза,  спадом производства;
  • медленные темпы развития негосударственных форм хозяйствования;

      -    слабое развитие отраслей  непроизводственной сферы. Переход  к постиндустриальному обществу требует в большей степени производства услуг, а не товаров, следовательно, нематериальная сфера требует все большее количество работников.

     Государственная политика занятости Республики Беларусь, являясь органической составляющей курса на реформирование экономики и перехода к рыночной многоукладной экономике, призвана адаптировать всю совокупность процессов воспроизводства трудового потенциала, занятости и трудовых отношений к новым условиям хозяйствования.

     Правительственные разработки стратегии государственной  политики занятости законодательно оформлены в законе "О занятости населения Республики Беларусь", в "Трудовом кодексе Республики Беларусь", в законе "О мерах по социальной защите населения и регулированию оплаты труда", в законе "О порядке индексации доходов населения в связи с ростом цен на потребительские товары и услуги", в законе "О пенсионном обеспечении" и др. Данное законодательство определяет правовые, экономические, социальные и организационные основы государственной политики занятости, оговаривает обязанности предприятий, учреждений, организаций и предпринимателей по обеспечению занятости, меры их экономической ответственности за нарушение законодательства о занятости, пути развития инфраструктуры рынка труда и пр.

     Следует отметить, что принятое Республикой  Беларусь законодательство в области регулирования трудорыночных отношений в целом соответствует мировой практике.

     Практической  формой реализации государственной  политики занятости выступает программа занятости населения. Программа занятости в настоящее время представляет  собой  набор  частных,   локальных   по  механизму действия мер реагирования на текущую ситуацию, которые не увязываются в стройную последовательную концепцию решения проблем отечественного рынка труда, так как не создают единой экономической среды, нацеленной на обеспечение эффективной занятости. Основными причинами такого состояния представляются следующие:

     1) нечетко   поставлены   долгосрочные   цели   государственной политики занятости и в этой связи не просматривается единая концептуальная схема обеспечения эффективной занятости в республике;

     2) нехватка финансовых средств для проведения комплексной политики занятости;

     3) крайне   ограниченное   использование   денежно-кредитных рычагов для обеспечения эффективной занятости;

     4) программа не учитывает важнейшей специфической черты отечественного рынка труда — наличие скрытой безработицы, в связи с чем не дает возможных вариантов ее "легализации" 'на открытом рынке труда.[6, с. 54]

     Активная  политика рынка труда привлекает нас социально-психологическими установками (приверженность идее равенства, социального партнерства и социального согласия в обществе, активное содействие в предупреждении безработицы и разноплановая помощь не только безработным, но также лицам, желающим сменить место работы и др.). Но в современной ситуации она в наименьшей степени будет способствовать повышению эффективности народного хозяйства, развитию рыночных начал в производственной сфере. Это первое противоречие — между целями активной политики занятости и потребностями реальной экономической действительности, а также между социальными и экономическими потребностями общества. Необходимость выхода из экономического кризиса, повышение эффективности производства требуют, чтобы предприятия различных форм собственности функционировали на основе самоокупаемости и прибыльности, а не сохранялись только по соображениям обеспечения занятости (а это на сегодня основная причина поддержания явно убыточных производств).

     Таким образом, проведение эффективной политики занятости в Беларуси возможно при условии формирования комплексной финансово-кредитной среды, ориентированной на продуктивную занятость, где активными должны быть рыночные силы, а не правительственные программы.

     Учитывая  все эти аргументы, думается, что  политика занятости в Республике Беларусь должна иметь синтезированный характер. Она должна основываться на сочетании отдельных элементов практики организации гибкого рынка труда и "регулируемого" рынка труда кейнсианского типа, с постепенным овладением и приоритетом методов проведения активной политики рынка труда.

     Активную  роль в создании условий для функционирования рынка труда должно сыграть государство. В данном случае на государство ложатся функции согласования политики в области оплаты труда и социального обеспечения, ценообразования, инфляционного роста инвестиций, налогообложения, которая должна формироваться как солидарно-согласованная, учитывая влияние их движения на уровне занятости и безработицы; обеспечения разнообразия мер по приспособлению рабочей силы к требованиям рынка труда; включения в число приоритетов политики занятости создание инфраструктуры рынка труда, адекватной складывающимся рыночным отношениям.

    Конкретными направлениями синтезированной  политики занятости в Республике Беларусь могут стать:

    1. Селективный экономический рост, который включает:

      а) определение перспективных  отраслей и предприятий с точки  зрения структурной перестройки и производства экспортных конкурентоспособных товаров, дифференцированная помощь им;

        б) отказ от практики государственной помощи убыточным и неперспективным производствам только по соображениям поддержания полной занятости на них, постепенный вывод скрытой безработицы на открытый рынок труда;

        в) оказание помощи частному производительному капиталу (наряду с развитием частного торгового и ссудного капиталов);

  1. Пересмотр ориентиров инвестиционной политики, что означает расширение системы выдачи кредитов, ссуд, налоговых льгот частным лицам для развития частного предпринимательства.
  2. Стимулирование подвижности рабочей силы (географической и профессиональной), развитие гибких форм занятости, контрактного найма.
  3. Развитие внутренних рынков труда, что включает:

      а) перенос акцента в оказании социальной помощи с государственного уровня на уровень конкретных предприятий, в зависимости от возможностей последних;

      б) развитие системы внутрифирменной подготовки, обучения и переобучения работников по необходимости производства, непосредственной связи предприятий с учебными центрами в вопросах обеспечения кадрами;

  в) дифференциация  в  оплате  труда  квалифицированных  и неквалифицированных работников, формирование квалификационного "ядра" предприятия;

  г) государство не должно заниматься вопросами сохранения занятости на предприятии, а только регулировать общие правила приема и увольнения.

  1. Развитие института социального партнерства на рынке труда в Беларуси.
  2. Создание правового регулирования и организации межгосударственных отношений с бывшими союзными республиками и другими государствами по поводу найма, миграции, социальной защиты.[6,с.57]

   Следует также отметить, что в 2007 году в  Беларуси сохранились положительные  тенденции в сфере занятости  населения. Рынок труда характеризовался увеличением спроса на рабочую силу, уменьшением масштабов высвобождения работников, улучшением использования рабочего времени.

Информация о работе Занятость и безработица в Рб